Рига. Часть 1: абрис города

Nov 08, 2013 19:43



Хотя нынешняя Рига - это треть населения Латвии (699 тыс.) и половина рабочих мест, для столицы она необычайно тиха и спокойна. Хотя я гулял по Риге в жарком июле, меня не покидает теперь ощущение, что это был октябрь - он здесь всегда. Красивый старый город, просто уставший от своей бурной истории. Рига была и "базой" крестовых походов, и ареной Реформации, и богатой купеческой гаванью, и центром инноваций Российской империи, и одной из культурных столиц Советского Союза. Но всё позади: "если выпало в империи родиться - лучше жить в глухой провинции у моря", а в случае Риги - стать столицей маленькой тихой страны на периферии Истории. К тому же, нынешняя Рига существенно меньше, чем была накануне 1991 года (909 тыс. жителей) и лишь немногим больше, чем была накануне 1914 года (558 тыс. жителей) - но именно поэтому в ней почти нет неисторических районов, и даже на самых глухих окраинах найдётся старая кирха, заброшенная фабрика какого-нибудь сто лет как съехавшего немца и обветшалые дома в югендстиле.

О Риге у меня будет полтора десятка постов, как всегда - и о "баянах" (Старый город и прочее), и о совсем неизвестных туристу районах типа Саркандаугавы. За экскурсии по Риге огромное спасибо d_jonis и igrok-golos - они показали мне её с совершенно разных сторон, да и вдобавок успел я с их помощью раза в три больше, чем рассчитывал. И всё же есть ощущение, что я так до конца Ригу и не понял, а стало быть - сюда ещё вернусь. Пока же, заварив себе чаю с рижским чёрным бальзамом, начну рассказ о городе с панорам и общих видов.

Пожалуй, главное, что надо знать о Риге - она стоит в устье Западной Двины. Этим путём ходили в славянский край ещё викинги, а в 1157 году чуть выше по течению обосновались купцы из Бремена, построившие факторию Икскуль. Среди них был миссионер Мейнард из Зигеберга, в 1186 году рукоположенный в епископы и десять лет читавший проповеди среди местных племён. Его преемник Бертольд Шульте был не столь осторожен и его попытка основать крепость в устье Двины обернулась ливским восстанием: Икскуль был сожжён, а Бертольд убит в 1199 году. Немцы только этого и ждали: хотя формально первый из Северных крестовых походов длился с 1192 года, случившееся стало поводом ввести войска - в 1201 году третий епископ Альберт Буксгевден основал Ригу, и все последующие века её жизнь - хоть военная, хоть торговая, была направлена на речной берег. Поэтому ганзейский абрис, отражающийся в медленно текущей воде, стал визитной карточкой Риги:

2.


Слева направо: Рижский замок Ливонского ордена с тонкой Башней Трёх Звёзд (1938) и круглой башней Святого Духа (1487-1515), церкви Святого Екаба (высокая башня) и Марии Магдалины (1746-57, низкая башня в лесах), костёл Скорбящей Богоматери (1785), дальше остроконечная башня Англиканской церкви Святого Искупителя (1859), массивная башня Домского собора (1547), башенка Рижского Рата (1760-81) у подножья самой высокой (123,5м) башни церкви Святого Петра, маленькая башенка Рижского технического университета (1958) и в стороне Латвийская академия наук (109м), в обиходе также Высотка и Сестра - одна из "сталинских сестёр", ведь помимо 7 московских есть ещё две - в Варшаве и Риге соответственно.
В общем-то, в этих башнях вся городская история, которую можно без затруднений рассказать, тыкая указкой то в одну, то в дргую. Ну, разве только какой-нибудь заводской трубы не хватает...

Замок поближе. Обратите внимание на забор - за пару недель до моего приезда в замке был большой пожар:

4.


Вид с другой стороны - с железнодорожного моста, проходящего выше Старого города. Тут справо налево уже знакомые Домский собор, церкви Екаба и Марии Магдалины, Англиканская церковь, замок с обеими средневековыми башнями (вторая называется Свинцовой и построена в 14 веке), советский Агропром (ныне частью минсельхоз Латвии, а частью офисный центр) в бывшей русской Цитадели (правее башни Трёх Звёзд - колокольня гарнизонной Петропавловской церкви 1760-х годов) и трубы в грузовом порту. На переднем плане - Каменный мост (1957, взамен разрушеного войной):

5.


А тут - три самых высоких шпиля: церковь Святого Екаба, Домский собор и церковь Святого Петра. Домский принадлежал Архиепископству, Святого Петра - горожанам, замком же и вовсе заведовал Ливонский Орден. Рига была столицей трёх властей, и прямо в черте города между ними не раз начинались войны.

6.


Вид с обрастной стороны, с Вантового моста (1981) - железнодорожный мост, с которого сняты прошлые два кадра, просматривается в перспективе Даугавы. Она здесь очень широка, около полукилометра, и в европейских путеводителях о ней даже иногда пишут как о "крупнейшей реке Восточной Европы вместе с Волгой", хотя на самом деле она даже не в первой десятке, и даже за пределами России и Украины уступает Рейну, Висле и Эльбе. За мостом Заячий остров (Закюсала) с телецентром (1987, высота 89м) и уходящей в облака телебашней (1979-85) - высочайшей в Евросоюзе (368м) и одной из красивейших в мире. За рекой же Замок Света - местная вариация Национальной библиотеки (вот не понимаю, почему у многих молодых стран такой фетиш именно на это заведение!), которую всё никак не могут достроить.

7.


Левее - опять же многообразие башен у замка:

8.


А вдалеке - Реформатская церковь (1723-27), фронтон воссозданного Дома Черноголовых (красивейшее средневековое здание, разрушенное в оригинале войной), башенка техническокго университета и "сестра" - действительно правильная сталинская высотка типа гостиницы "Ленинградской" в Москве. Она кажется очень высокой, но на самом деле это самая маленькая из "сестёр" - всего 109 метров. Но шпиль за край кадра уходит не просто так - на Двине в тот день был жесточайший ветер, не дававший даже нормально прицелиться.

9.


Смотровых площадок в Риге несколько, самые известные - на церкви Святого Петра и на Высотке, и я был на них обеих. Ещё можно подняться на телебашню - но я туда не успел, да и говорят, виды оттуда только через очень грязное стекло. Пока же начнём с церкви Святого Петра: да, в бывшем СССР больше "забаянена" разве что колоннада Исаакия в Петербурге, но из песни слов не выкинешь - так что полезем... вернее, поедем на лифте наверх. Площадка очень маленькая и тесная, и лифт со студентом-лифтёром поднимается лишь когда определённое количество людей спустится - но даже так там не протолкнуться. Пойдём против часовой стрелки - то есть каждый последующий кадр левее предыдущего:

Первый вид - на восток, чёрная крыша внизу принадлежит непосредственно 80-метровому нефу собора (в основном 13 век, алтарная часть 1408-79), который улица Скарню (Кожевничья?) отделяет от церкви Святого Яня (Иоанна), основанной в 1297 году при доминиканскому монастыре, а в нынешнем виде на стыке готики и маньеризма ппостроенной в конце 15 века. В 1524 году монастырь разгромили протестанты, а городские власти из церкви сделали амбар; как раз в тот период (1561-81), когда Рига была "вольным городом" Священной Римской империи, об этом наконец прослышали в столице и мало того, что обязали восстановить - так ещё и вкатили ратуше неслабый штраф. В польский период - главная лютеранская церковь Риги. Под фасадом виден Янов двор, некогда принадлежавший монастырю - примерно на месте замка Буксгевдена (1202).

10.


На заднем плане верхнего кадра по разные стороны широкой улицы Кришьяна Баронса - Латвийская Опера (1885-87, изначально Немецкий театр, для своего времени оснащённый по последнему слову техники) и бывший Почтамт-Телеграф (1902-04, ныне одно из зданий Латвийского университета). На заднем плане - железная дорога, за ней предместья Московского форштадта, но туда мы посмотрим в конце "круга". А вдоль железной дороги - старые фабрики района Гризинькалнс, лучше всего видны газгольдеры (1882-1901), но где-то там находится и "Руссо-Балт", родина российских автопрома и авиапрома: легендарный завод невелик и приземист. Дальше - многоэтажки района Дарзциемс и леса, подходящие к городу совсем близко, как где-нибудь в Сибири.

11.


Посмотрим левее. У подножья собора всё на той же Скарню - старейшее ядро Риги, так называемый Двор Конвента, на самом деле ни что иное, как Белокаменный замок (Виттенштейн) - через два года после епископа свой замок в Риге построил и орденский магистр Венно фон Рорбах. Тогда предполагалось, что враг у всех общий, поэтому замки и церковь стояли по соседству. Однако в 1297 году рижане подняли восстание, разрушили замок и повесили всех обитавших в нём рыцарей; Орден оказался изгнан в Венден (Цесис) на 33 года, пока не отвоевал Ригу обратно. Показательно, что Виттенштейн обстреливали и забрасывали камнями прямо с соборной башни, поэтому даже вернув себе Ригу, ливонцы обосновались на тогдашней окраине. От Белокаменного замка уцелела белокаменная же Георгиевская церковь, старейшее здание Риги, со времён реформации - всего лишь амбар - вот она, у самого подножья.
Также в кадре сразу два театра - уже упомянутая Опера и Русский театр имени Чехова (1883), которму принадлежит чёрный куб за двором Конвента, фасад же глядит на Ливскую площадь - не самую красивую, но главную в Старом городе.

12.


Старый город охватывает Бульварное кольцо... вернее, полукольцо, так как с другой стороны река. Его проложили вдоль городского канала на месте шведских укреплений, срытых в 1856 году, но оно чётко отделяет Старую Ригу от Имперской Риги. Последняя крупнее примерно в 10 раз и более всего напоминает Петроградскую сторону Петербурга - бесконечные улицы между высоких домов начала ХХ века с печатью наползавшего на мир безумия. За имперскими кварталами - старые промзоны, по размеру которых Рига уступает только Петербургу. Вдали Троицкий собор (1902-07) одноимённого монастыря, башня кирхи Креста (1910), высокий цех завода "VEF" (основанный в 1899 году как UNION, это был флагман электротехники в империи) на фоне элеваторов. Также не понял, что там за белая кольчатая конструкция слева. На переднем плане же - главный корпус Латвийского университета (1863, изначально здание уже упомнянутого Рижского политехникума). Находится он, кстати, снаружи Бульварного кольца, за ним же Верманский сад:

13.


Левее - главный вход в Старый город, начало длинной-длинной улице Бривибас (Свободы), пронзающей Империскую Ригу и фабричные окраины до превращения в Псковскую трассу. В начале улицы - Монумент Свободы (1935), он же Милда, он же "Буржуазная Свобода" - так его называли советские экскурсоводы, и говорят, при СССР его спасло от сноса ходатайство Веры Мухиной - автор "Рабочего и Колхозницы" была рижанкой. За Милдой, три звезды в руках которой олицетворяют Видземе, Курляндию и Латгалию - Христорождественский собор (1876-84), главный православный храм Латвии.

14.


Ну как же не воткнуть многоэтажку в самый центр города?! Говорят, популярный тренд был в 1970-е годы не в одном только СССР, и Рига не осталась в стороне. Это бывшая гостиница "Латвия", а ныне "Рэдиссон". Очень красивая диагональ из колокольни собора, башни Старой кирхи Гертруды (1864-66), трубы и водонапорной башни. С другой стороны из-за гостиницы выглядывает "небоскрёб" (12 этажей) типографии "Рота" (1926-37), фактически Дом Печати I Латвийской республики.

15.


Замысловатые крыши Старого города (кстати, их в основном серый цвет вполне исторический и поддерживается целенаправленно), шпиль Новой кирхи Гертруды (1903-06) на улице Бривибас и далёкая ТЭЦ-1 (1950-е) на окраине. В лесу за ней хорошо виден "провал" - естественную границу Риги образуют озера Кишэзерс и Юглас, вытянутые параллельно Даугаве.

16.


Бульварное кольцо упирается в начало портовой промзоны. На переднем плане видна крыша Латвийского национального театра (1902, не путать с Оперой!). На горизонте - заводы Болдерайи:

17.


Чуть левее границы кадра уже упомянутая Петропавловская церковь в цитадели - старейший православный храм Риги (но отнюдь не первый - в 13-16 веках в Старом городе находилось купеческое Русское подворье, опустевшее в Ливонскую войну):

18.


Вдали просматривается основная часть порта - с грузооборотом 29 миллионов тонн он в Прибалтике второй после Клайпеды, чуть-чуть превосходя Вентспилс... а вот Петербургу и каждому из окружающих его портов (Приморск, Высоцк, Усть-Луга) уступает уже в разы, и по сути отдал им свою роль.

19.


Пассажирский порт - самый верхний по течению, чуть ниже Цитадели. Вот тут всё наоборот прекрасно, гигантские балтийские паромы стоят в нём непрерывно, один из них виден за шпилем Святого Екаба.

20.


А под ногами узкие улочки и крыши Старого города:

21.


Красное здание - Военный музей Латвии, в 1937-40 годах пристроенный к Пороховой башне (1621). За ней крыша длиннющих (230м) Яковлевских казарм 18 века, а дальше Бульварное кольцо на месте собственно стены. Бульвар скрывает постройки первого в Риге газового завода (1861). Башенки на переднем плане же принадлежат домам двух старых гильдий - Малой (1864-67, поближе) и Большой (1854-57) - ремесленной и купеческой соответственно. После упразднения в 1877 служили просто купеческими клубами, поэтому внутри роскошнейшие интерьеры.

22.


И - вот Старый город во всей красе! Как на ладони Домский собор, замок, церковь Екаба да синяя лента Даугавы с вантовым мостом (1981), на горизонте - Балтийское море. У подножье же - Рижский Рат, то есть ратуша. Городские право Рига получила в 1225 году, и это была редкая для наших краёв Готландская система. Но так как Остзейский край был по сути заморской колонией с кучей своих нюансов, вскоре она трасформировалась так, что появилось особое Рижское право, которым наделялись и другие города Ливонии. Рат составляли 16 ратманов и 4 бургомистра, избирались пожизненно и самим же Ратом, и потому с ними рижане воевали так же часто, как с Орденом. В 1877 году Рат был упразднён и заменён поселившейся здесь же думой. Что же до здания, то это лишь реплика 2003 года - оригинал (1760-81, верхний этаж - 1848), как и вся площадь, был разрушен в войну. Розовое здание левее башни Рата - ни что иное как Дворец Петра I, отвоевашего Ригу у Швеции (где она была городом №2) в 1710 году.

23.


Ратушная площадь целиком. В 1941 именно на неё пришёлся основной удар, разрушено было всё, включая собор Святого Петра, и с тех пор всё это постепенно воссоздаётся: реставрация собора завершилась в 1970-х годах, Дом Черноголовых (в центре) - в 1999-2000. Чёрный параллелепипед за ним - неизбежный в Прибалтике музей оккупации, занимающий здание музея Латышских стрелков, памятник коим просматривается чуть ближе к Даугаве перед стоянкой автобусов. Второй памятник, между Черноголовыми и Ратом - рыцарь Роланд (1896), в средневековых городах ставившийся как символ вольности и самоуправления. Кончик его меча - латвийский "нулевой километр". Ну а самое крупное здание - уже упоминавшийся корпус Рижского политеха.

24.


Чего-то подобного Деловому кварталу Вильнюса в Риге до сих пор не сложилось, да и ЮНЕСКО против. За Даугавой у Вантового моста - высотка "Swedabank" (2004, высота 122,7м), один из рассадников тех халявных кредитов, что погубили в 2009 году экономику Латвии. У Каменного моста - уже упомянутый Замок Света, который из-за того же падения экономики всё никак не достроят. За ним - мемориал Победы (1985) с 79-метровым обелиском.

25.


Так-то на той стороне довольно крупный старый район Задвинье (Пардаугава) с церквями, рынками, фабриками и станциями, считающийся в Риге самым "латышским". Вид у Пардаугавы очень ветхий и провинциальный, и её панорама отсюда скрыта деревьями. Куда лучше видна окраина.

26.


Левее - железнодорожный мост. В нынешнем виде он построен в 1944-51 годах, старый мост (1909) же в войну был разрушен весь, включая опоры - лишь одра из них до сих пор торчит из воды. Под мостом проходит краешек острова Закюсала, а вдали за проливом остров Луцавсала (Люцау). На последнем (куда я не добрался) есть ещё один интересный объект - памятник русским воинам (1901), погибшим в 1701 году - тогда русский полк участвовал в польско-саксонском походе на шведскую Ригу, само собой завершившемся неудачей. На переднем плане же дом купца Данненштерна (1696), крупнейший в Риге из тех, что можно, не зная деталей, принять за средневековые.

27.


Даугава, конечно, очень широка! В Старом городе видны уже упоминавшаяся Реформатская церковь, а за ней чуть правее синагога (1903) - единственная уцелевшая. Рига не входила в черту оседлости, но как и всякий богатый город, не могла не иметь приличной еврейской общины (4-5% населения).

28.


Здания, похожие на вокзальные дебаркадеры - это рижский рынок, очень большой и для рынка неожиданно чистый (ну, может мне так после Средней Азии кажется?). Его корпуса - ни что иное, как привезённые в 1930-м году с базы Вайнадё у литовской границы немецкие ангары для цепеллинов (!). Последние в Первую Мировую активно использовались в качестве бомбардировщиков - они летали так высоко, что с земли были практически неуязвимы. За рынком - собственно, Высотка. У её подножья - здание строительного колледжа, а по разные стороны деревянные Благовещенская церковь (1814-18) и кирха Сердца Иисуса (1821-22). На переднем плане характерная сине-жёлтая электричка, скорее всего в Юрмалу или Елгаву; белое здание рядом с ней - рижский автопорт (в смысле автовокзал, но очень уж красиво переводится латышское "autoosta").

29.


Огромное жёлтое здание - Министерство транспорта Латвии, по совместительству администрация Латвийской железной дороги. Вдали зелёный купол церкви Всех Святых (1869-84) в редком для православия "неороманском" стиле. А торговые центры на переднем плане указывают на близость вокзала.

30.


Вот это серое здание с башней - собственно, и есть вокзал, соответствующий концепции "торговый центр с транспортной функцией". С интересными вокзальными зданиями столицам Прибалтики вообще не повезло, причём их унылость возрастает с юга на север - в Вильнюсе хотя бы сталинка, а тут коробка 1960-х годов. При том, что сама станция действует с 1862 года.

31.


Круг замкнулся - вдали газгольдеры с кадра № 11, да водонапорные башни Анна и Жанна. Слева обратите внимание на диагональ трёх церквей - баптистской, католической Святого Франциска (1892) и православной Иоанна Предтечи (1913-34).
Так что "перепрыгнем" теперь на Высотку и посмотрим на вокзал с той стороны - на заднем плане уже знакомые собор, "Латвия" и "Рота".

32.


Эта площадка гораздо менее популярна у туристов, чем предыдущая - но именно этим и хороша. Вход на неё вполне официальный, о чём сообщается бумажка в холле Высотки. Внутри - как будто бы ничего не изменилось с советских времён, запах пыльной бумаги, тётенька-вахтёрша, полутёмные коридоры и дух Фундаментальной Науки - занимаются ей в Латвии сейчас или нет, судить не берусь, но атмосфера ощущается. Никаких досмотров и предъявлений - террористов в Латвии последний раз видели в эпоху обострения классовой борьбы начала ХХ века, а туристы на смотровой площадке - это всё же некоторый доход. В лифте висит бумажка, в которой посетителей смотровой площадки просят не выходить на других этажах. Сама же площадка - просторна, пустынная и в отличие от церкви Святого Петра, не забрана сеткой.

33.


Здесь пойдём по часовой стрелке, то есть каждый последующий кадр чуть-чуть правее предыдущего. Вокзал отсюда находится примерно в створе Бульварного кольца, поэтому направо у нас - Имперская Рига. Собственно, последняя выросла на месте Петербургского форштадта, а район, где мы сейчас - из форштадта Московского; третий фортштадт - Митавский - находился в Задвинье. Предместья Риги уже в 18 веке существенно превосходили её саму по населению (около 50 тыс. человек, то есть в первой пятёрки городов империи), но в состав города были включены лишь в 1857 году, после сноса укреплений. В итоге получилось, что в Старом городе жили в основном немцы, на бывшем Петербургском форштадте - зажиточный народ разных национальностей, на бывшем Митавском - латышская беднота, а на бывшем Московском - русская беднота. Так что районы Риги по разные стороны железной дороги отличаются очень сильно:

34.


С Высотки хорошо виды сквозь Имперский город, на далёкие промзоны. Вот тут трубы, кажется, Рижского электромеханического завода в районе Саркандаугава:

35.


Корпус "VEF" - по одним данным, 1912 года, а по другим - времён Первой республики. Рядом есть и более красивые, но невысокие корпуса - завод представляет собой интереснейший ансамбль промышленной архитектуры. Рядом ещё и знаменитый Рижский вагонзавод, снабжавший весь СССР электричками. Но - стоит ли говорить, что в большинстве своём рижские заводы мертвы?

36.


Просто крыши - Имперская Рига крупнее Старой Риги раза в 10-15, и почти вся состоит из прямоугольных кварталов, среди которых всего две кирхи и две церкви:

37.


Уже знакомая ТЭЦ на Чиекурнкалнсе и Троицкий монастырь. Как и в Петербурге, у старых труб тут декорированные верхушки (для себя я это называю "трубы с капителями"), только там кирпич красный, а тут - жёлтый.

38.


Гризинькалнс - промышленная часть бывшего Петербургского форштадта, в которую приличные имперские районы переходят очень плавно. Это здесь был "Руссо-Балт", рабочие кварталы до сих пор мрачны и колоритны. Кирха Святого Павла (1885-87) - доминанта Гризинькалнса, близ неё я жил 5 ночей в свой второй приезд в Ригу (оба приезда были в одном путешествии, но в первый я ночевал в хостеле поближе к центру).

39.


Ещё правее - на Гризинькалнсе видны газгольдеры, а башни Анна и Жанна - уже по эту сторону железной дороги. Ближе - уже знакомые костёл и церковь баптистов. На переднем плане - Абренская улица (а Абрене - это нынешнее Пыталово, которое Латвия в первые годы независимости требовала вернуть как территорию I республики) с бывшей Еврейской финансовой школой (1902-04).

40.


За Высоткой начинается Маскачка - это примерно как одесская Молдаванка. В принципе, худшее позади - в 1990-х там и бандитские разборки случались, и цыгане наркотой торговали чуть ли не в открытую. Но и в наше время Маскачка - пожалуй это что-то вроде американских гетто - нигде в постсоветских городах я не видел районов, настолько контрастирующих в остальным городом. Но вместе с тем - это едва ли не самый колоритный район Риги.

41.


За Маскачкой же издавна селились староверы из Латгалии, и колокольня с золотым куполом - ни что иное, как Гребенщиковская моленная (1907), крупнейший в мире старообрядческий храм.

42.


Между центром и окраиной. Дорога ведёт на Даугавпилс и далее на Москву, заменяя теперь тот путь, которым служила Западная Двина и купцам, и крестоносцам. Видна деревянная мельница - это "Лидо", самый известный ресторан Латвии... вернее, не ресторан, а евростоловая с подносами на "рельсе". Тем не менее, кормят там вкусно, разнообразно и быстро, самих рижан в "Лидо" побольше, чем туристов, и потому вечера в Риге у меня обычно заканчивались там в компании d-jonis. Он же напоследок подарил мне бутылочку рижского чёрного бальзама - этот напиток известен как минимум с 1752 года, а в 1789 году был представлен местным аптекарем Абрахамом Кунце Екатерине II; первоначально он имел крепость 16 градусов, но в 1845 году началось его промышленное производство (фабрика, кстати, сохранилась и я её ещё покажу), рецепт был усложнён, крепость увеличена до 45 градусов. Тот бальзамс я до сих пор пью, добавляя несколько капель в чай - так что спасибо, Янис!

43.


Даугава и телебашня на том берегу. Кажется darriuss сказал, что самая красивая в мире - и я с ним пожалуй соглашусь. В кадре ещё два моста - Московский (1976) и Южный (2008) - самый верхний и самый новый. Дальше в ту сторону, совсем уж на окраине, будет Саласпилс, где во Вторую Мировую находился концлагерь, в советское время отмеченный исключительно сильным мемориалом. Туда я не то что не успел - а не поехал сознательно, впечатлений от Панеряйского леса в Вильнюсе мне хватило на несколько месяцев.

44.


Евреи, кстати, жили и на Маскачке, в её глубине до войны стояла Большая Хоральная синагога, а на набережной Даугавы есть музей гетто. Не на месте еврейских домов ли вот этот пустьырь?

45.


Чёрное здание за рекой - упоминавшийся в начале поста телецентр (1987):

46.


Кирха и труба в Задвинье:

47.


Здесь как на ладони весь Рижский рынок - можно оценить его огромный размер. Причём едва ли не больше места, чем само торжище, занимают склады - Красные Амбары 1860-х годов, даже с собственной пожарной частью.

48.


А вот так выглядит кадр №29 с обратной стороны:

49.


Вот в кадре почти весь Старый город - он тут совсем невелик, я пожалуй даже верю, что в 15-16 веках Рига была меньше Каунаса... но явно богаче - в Каунасе не строили так высоко. В то же время, по количеству нашстоящих средневековых домов Рига уступает Вильнюсу и Каунасу, не говоря уж про Таллин.

50.


Реформатская церковь, Рат и Вантовый мост:

51.


Башня, церковь, театр... всё в основном уже знакомо:

52.


И думаю, главное впечатление от этих панорам - то, насколько историческая Рига огромна. На мой взгляд, в рейтинге самых интересных городов бывшего Союза, по крайней мере его европейской части, за Ригой твёрдое 4-е место - после Петербурга, Москвы и Киева. В общем, спускаемся вниз - долго бродить по этому городу, утомлённому своей историей.

53.


ОГЛАВЛЕНИЕ СЕРИИ - здесь.


Для чего здесь эта кнопка.

От Прибалтики до Туркестана... здесь вы найдёте ответ на вопрос "Будет ли дальше про Казахстан?".

немецкое, дорожное, "Балтийские ветры", "Молох", "Раскол", Латвия, Рига, староверы

Previous post Next post
Up