В последней части рассказа о Лиепае завершим начатый
в прошлой части осмотр Старого города (храмы разных вер и кварталов и расположенный между крупнейшими из них рынок), полюбуемся городом с церковной башни и пойдём дальше на юг.
Как и во многих портовых городах Российской империи (Одесса, Ростов-на-Дону), храмов в Лиепае немного, но они огромны. Панораму Старого города органиназуют две кирхи и костёл, а ниже, вровень с доходниками - две православные церкви (русских тут было 10%), крупная синагога (не сохранилось) и молельные дома разных баптистов, адвентистов, мормонов... Обе православные церкви стояли в тех районах, которые я показал в прошлой части, так что с них и начнём. Каменная Троицкая церковь (1866-68) стоит на улице Бариню близ Лиепайского театра (за деревьями её рассмотреть довольно сложно,
более удачные кадры здесь):
2.
Деревянная церковь Александра Невского (1890) - на улице Карла Улиха, среди таких же деревянных приморских вилл. То же посвящение носил так и недостроенный и
разобранный при I республике собор на Кургаузном проспекте, о котором я писал
в позапрошлой части - возможно, он замышлялся как "расширение" этой церквушки:
3.
Также к прошлой части относится и первый из трёх главных храмов - Троицкая кирха (1742-58) на Большой улице, часовая башня которой хорошо виднан из Новой Либавы, как бы открывая Старый город. Это, впрочем, вид не с Большой, а с одной из боковых улиц - вблизи 55-метровая башня не влезает в кадр:
4.
Построил её кёнигсбергский архитектор Иоганн Дорн, и учитывая, что в самом Кёнигсберге все храмы того времени погибли (остались лишь кирхи рубежа 19-20 веков и одна средневековая), она даёт представление и о зодчестве прусской столицы.
5.
Внутри церковь тёмная и обветшалая, но её барочное убранство роскошно:
6.
Главная её достопримечательность - орган, крупнейший на постсоветском пространстве, а на момент сооружения - и в мире. Впрочем, последнее спорно: орган был сооружён в 1779 году, но в 19 веке неоднократно расширялся и усиливался, и нынешний облик принял к 1885 году. Если у органа Домского собора в Риге 6768 трубок, то у лиепайского - более 7000 (точных цифр я не нашёл). По этому показателю он с тех пор успел выбыть даже из первой сотни, так как расцвет органостроения пришёлся на Соединённые Штаты 1920-30-х годов, и крупнейший в мире
орган Бордуок в Атлантик-Сити имеет 33 114 труб. Однако по числу регистров ("пучки" труб одного тембра), которых у него 131, лиепайский орган всё ещё второй по величине в Европе (после орган в соборе немецкого Пассау). Впрочем, тут много других нюансов - например, есть утврждение, что это крупнейший (по крайней мере в первой тройке) в мире чисто механический орган без автоматических элементов, но в такие дебри незнакомых мне устройств я лезть уже не рискну. Просто - он здесь реально большой и очень красивый:
7.
Пустой темноватый зал, сырой воздух неотремонтированного здания, тишина... да целый склад церковных книг на одной из лоджий:
8.
Скульптура в холле да витражи - они видны и на прошлом кадре, только насмерть засвечены:
9.
Вторая крупная кирха Святой Анны стоит на Куршской площади, до которой в прошлой части мы уже не дошли - лишь башни двух её храмов мелькали на заднем плане. Там едва ли не с тех времён, когда Либава стала городом (1625-й год) находится рынок, в 1910 году получивший крытый павильон. Вид практически от кирхи Святой Анны - на заглавном кадре, сама же кирха выглядит так:
10.
Известная с 1508 года как сельская и тогда ещё католическая церковь рыбацкой деревушки Лива, на нынешнем месте она построена в 1587 году, и как я понимаю, основа здания сохранилась с тех времён - что вдвойне интересно, если учесть, что Гробинский округ (к которому относилась Лива) тогда принадлежал Пруссии. Убранство было создано на сто лет позже, в конце 17 века, и едва ли не красивее, чем в Троицкой кирхе. Вдобавок, здесь находится ещё и третий по величине (после двух упомянутых выше) орган Латвии. Но почему-то внутри запрещено фотографировать, что для лютеранских церквей крайне не характерно! Я стоял и любовался минут пять, а смотрительницы не сводили с меня глаз, и видимо чтобы я не ушёл обиженным - предложили подняться на башню. То есть, так-то это официальная услуга, вроде бы даже платная (50 сантим, то есть где-то доллар), и от такого предложения я не смог отказаться:
11.
Башня в нынешнем виде построена в конце 19 века, и её точную высоту я так и не нашёл - но кажется пониже, чем у Троицкой церкви. Поднимался я, тем не менее, долго и утомительно:
12.
И эта башня впечатляет как минимум своей абсолютной негламурностью - с пылью, скрипучими ступенями и голубиным помётом я видел её такой, какой видит звонарь. Даже окна на "смотровой площадке" нужно было открывать и закрывать самостоятельно.
13.
Пойдём по часовой стрелке, то есть каждый кадр правее предыдущего.
Вот такой вид открывается на запад - как на ладони Куршская площадь, за ней Центральный рынок с крытым Петровским павильоном и костёл Святого Иосифа - третья доминанта Старой Либавы. А за костёлом - Приморский парк и тёплое июльским днём Балтийское море:
14.
Левее, сильно приглядевшись, можно различить среди домов баптистскую церковь:
15.
Люди на рынке... Мы всё же в городе у моря, о чём напоминает крепкий мужик в тельняжке:
16.
Можно разглядеть даже, что продают - вот скажем грибы. Ради таких вещей рынки здесь пока и существуют - всё же не для супермаркетов товар:
17.
Вид из другого окна - краешек всё той же Куршской площади с торговыми павильонами 1930-х годов, советский Дом быта, а вдалеке башня Троицкой церкви:
18.
Краны Лиепайского порта - как уже говорилось, он тут совсем небольшой, всё же город долгое время был военной базой, а как торговый порт развиваться начал недавно.
19.
Вид сквозь два канала: на переднем плане дома Старой Лиепаи, дальше - многоэтажки
Северного предместья, а Никольский Морской собор (1900-1903) высотой 54 метра уже в Каросте, по прямой до него 6 километров (кстати, в
пост о Каросте я добавил несколько редких фотографий Дворца офицеров от
d-jonis). Ветряк же ещё дальше и отмечает батарею №1 Либавской крепости, которую я показывал ещё
в первой части, посвящённой "морскому фасаду".
20.
На переднем плане Лиепайский театр (1912-18, достраивался при оккупации Вторым Рейхом) и труба разобранной котельной. На заднем плане - трубы и дирекция металлургического завода (1882), со времён моей поездки успевшего обанкротиться и встать.
21.
Крыши колоритного района вдоль улицы Кунгу, где находятся дома антагонистов Петра I и Карла XII (само собой, оба императора там были проездом и в разное время), 6-этажный доходник, который я поставил на заглавный кадр прошлой части с обратной стороны, рядом уже знакомая Троицкая церковь, за ней труба и водонапорка бывшей спичечной фабрики, а вдалеке - опять же трубы "Лиепайского Металлурга", который растянут на добрых два километра. У высокого цеха справа на самом деле три трубы, просто стоят точно на одной линии с этой колокольней, от чего видна только одна:
22.
Крыша кирхи, почему-то лишь с одной стороны выложенная фигурной черепицей, которую почти невозможно увидеть с земли. А на заднем плане снова вода - это Лиепайское озеро:
23.
Город стоит на узкой полосе между озером и морем (которые соединяет Торговый канал), но к озеру обращён задворками:
24.
Наконец, вид на юг - здесь пятиэтажки подходят к Куршской площади вплотную. С одной стороны, площадь не была центром города - он рос от неё в направлении Торгового канала, а с другой... всё же война, пять дней жесточайшей обороны в 1941 году, выгрызла из Лиепаи, как из Риги, большие куски.
25.
Тем не менее, историческая часть Лиепаи (включая Каросту и Новую Либаву) занимает на глаз где-то 70% современного города. Шутка ли - стотысячник, не выросший почти за 100 лет! Однако всё же на южной окраине есть и многоэтажки. А дальше берег Балтики, полсотни километров до Литвы:
26.
Дальше спустимся на землю и пойдём к костёлу через рынок:
27.
В Старой Либаве было целых два рынка - Старый (с начала 17 века) и Новый (с конца 17 века). Затем выросла Новая Либава со своим Сенным рынком (ныне Новолибавская площадь), и три торговища на город казались уже явным перебором. В 1910 году рынки Старой Либавы прошли реконструкцию: "новый" закрыли совсем, устроив на его месте площадь Роз, а старый, напротив, оснастили крытым Петровским павильоном
28.
Его тут часто величают "красивейшим рыночным павильоном в Европе"... хотя по мне так ничто в этом жанре не сравнится со зданием Бессарабского рынка в,
ни к ночи будь помянут, Киеве. А вообще на старые крытые рынки Латвия богата: в одной только Риге ещё есть
Агенскалнсский,
Видземский и
Центральный рынки.
29.
А за оградой с ободранными остатками часовни...
30.
Возвышается на удивлением своеобразный костёл Святого Иосифа, едва ли не крупнейший в Латвии. Я даже не знаю, с какой из стран Европы у меня ассоциируется эта архитектура, да и есть ли тут прямые отсылки?
31.
Известный с 1747 года, в нынешнем виде он отстроился в 1893-96, и размер пусть не удивляет: на тот момент в Либаве 9% населения составляли поляки, 6% - литовцы, а накануне Первой Мировой их тут было около четверти населения: сказывалась близость Литвы, крестьяне которой точно так же шли работать на местные фабрики и пристани. В общем, католическая община тогдашней Лиепаи была мало того что второй по величине, так ещё и очень быстро развивалась:
31а.
Более всего тут впечатляет интерьер, причём даже не алтарь 18 века, а оформление нефов. Ещё ни разу не видел костёлов с "византийским" убранством:
32.
Особенно хорош потолок:
33.
Разговорился со смотрительницей, поделившись своим впечатлением... В этот момент в храм вошла какая-то тётка с сумкой, и смотрительница кинулась её выпроваживать. Немного поругались то ли по-латышски, то ли по-литовски, затем тётка плюнула под ноги и ушла. Смотрительница виновато пояснила, что это местная сумасшедшая, периодически ходит сюда ругаться. Такие вот зарисовки...
34.
Практически в квартале костёла, на другой стороне - городская дума в здании Окружного суда (1899):
35.
Есть в Старой Либаве и другие храмы. Южнее Куршской площади, в квартале друг от друга -
уже мелькавшая в конце первой части церковь мормонов (новостройка) и баптистская церковь Святого Павла (уже третья в городе!) начала ХХ века:
36.
И - её я заснял из окна машины
renatar, поэтому точного расположения не помню - церковь методистов (судя по характерному кресту с красной лентой), гораздо более крупная, чем в Риге.
Методизм, зародившийся в 1720-е годы внутри англиканства, в Российской империи был очень редок, по сути только в Петеребурге и Прибалтике (Рига, Лиепая,
Каунас - это где я видел их церкви), и это возможно крупнейшая историческая методистская церковь постсоветских стран.
37.
А ближе к центру, на улице Вальдемара - небольшая лютеранская кирха (1928) совершенно самостроечного вида. Откуда она здесь?
38.
Изначально это был храм
Евангелического братства - даже не конфессии, а секты, наиболее близкой к всё тем же методистам. В середине ХХ века братство растворилось, влившись в другие евангелические конфессии, и в постсоветское время их лиепайская церковь перешла к лютеранам.
38а.
Была в Либаве когда-то, конечно же, и синагога 1870-х годов, уничтоженная фашистами в 1941-м. Где она стояла - точно не знаю, может быть на улице Кунгу, где теперь есть небольшой музей.
39а.
В том же районе, где баптистская и мормонская церкви - довольно загадочное заведение Куршский центр, куда я почему-то не зашёл (сейчас уже не вспомню своей мотивации, может просто усталость). Курши с крестоносцами воевали не так рьяно, как земгалы (тем более немцы успешно играли на куршско-ливских конфликтах), но многие из них бежали в
глухие леса Куршской косы, которая им обязана названием, и их потомки, народ курсениеков, жил там аж до Второй Мировой войны, после которой они ушли в Германию с немцами и среди них растворились бесследно. Тем не менее, куршское зодчество ещё уцелело в литовской
Ниде.
39.
От Куршской площади пойдём на юг - почти сразу за базаром начинались окраины, где видимо селились те самые латыши и литовцы, пришедшие в портовый город из деревень:
40.
Застройка тут в основном деревянная, довольно простенькая:
41.
Много явной межвоенки - ведь даже сжавшись вдвое, до 50 с чем-то тысяч, Лиепая оставалась 2-м по величине городом I Латвийской республики:
42.
Ближе к озеру - донельзя прилизанный район коттеджей, совсем как в фильмах про Старую Англию. У перекрёстка Ганибу и Лауку находится ещё один, не исторический, но весьма интересный храм:
43.
Это костёл Святого Мейнарда, а вернее бывший павильон Ватикана для Всемирной выставки "
EXPO-2000", проходившей в Ганновере. Та выставка не задалась, обернулась большими убытками, а с её остатками не могут разобраться до сих пор, но часть павильонов разъехалась по Европе, и уж не знаю почему, но ватиканский в итоге достался Лиепае. Вышку-звонницу пристроили в 2008-м, хотя выглядит как родная.
44.
Знаю, что костёлы часто бывают очень мудрёной и футуристической формы, чего нельзя представить, к сожалению, у православных церквей. Здесь стоит обязательно зайти вовнутрь, так как у церкви Мейнарда двойное дно:
45.
Смотрится потрясающе и как-то очень по-католически:
46.
То ли обводная галерея, то ли площадка для "расширенных" богослужений, то ли гипертрофированный притвор. Узкий проход за алтарём:
47.
В собственно храме всё так же лаконично и прогрессивно:
48.
Люблю подобные церкви... просто потому, что у нас их нет. Всё же испокон веков именно храмостроение было локомотивом всей архитектуры, и в общем-то для прошлых веков храмы на острие прогресса были явлением совершенно обыденным, лишь в 19-20 веках превратившись в символы архитектурного консерватизма. Я бы сказал, "прогрессивного" ответвления (только ответвления!) в архитектуре очень не хватает православию. Мне кажется, в русском храмовом зодчеств неплохо бы прижился био-тек...
49.
А ещё южнее - район Эзеркрастс, Центральное кладбище с могилой советских защитников Лиепаи, один из фортов Либавской крепости и тянущийся вдоль попловины города пляж - всё это я уже показывал в первой части.
Но нам - на север, в последний в этом долгом рассказе о Латвии город Вентспилс. В следующей части - о приморской глубинке между ним и Лиепаей.
Лиепая
Морской фасад.
Кароста.
Вокзал и Северное предместье.
Новый город и Торговый канал.
Старый город. Дома и улицы.
Старый город. Церкви и рынок.
.
Другие посты о Латвии - здесь.