Дачники и постройки Петровского парка. Летний театр. Часть 43.
Вводная часть.
Часть 1.
Часть 2.
Часть 3.
Часть 4.
Часть 5.
Часть 6.
Часть 7.
Часть 8.
Часть 9.
Часть 10.
Часть 11.
Часть 12.
Часть 13.
Часть 14.
Часть 15.
Часть 16.
Часть 17.
Часть 18.
Часть 19.
Часть 20.
Часть 21.
Часть 22.
Часть 23.
Часть 24.
Часть 25.
Часть 26.
Часть 27.
Часть 28.
Часть 29.
Часть 30.
Часть 31.
Часть 32.
Часть 33.
Часть 34.
Часть 35.
Часть 36.
Часть 37.
Часть 38.
Часть 39.
Часть 40.
Часть 41.
Часть 42.
Летний (Петровский) театр.
Вскоре после создания Петровского парка в нем появился деревянный летний театр, Он был был возведен весной 1835 года по проекту архитектора Михаила Доримедонтовича Быковского. Исследователи, как и мемуаристы, отмечают, что это здание почти точно повторяет Каменноостровский театр в Петербурге, построенный в 1827 г. по проекту С.Л. Шустова. Отмечу, в северной столице здание тевтра тоже было построено за очень короткое время всего за два месяца.
Главный фасад нового театрального здания в Петровском парке украсил восьмиколонный коринфский портик, фронтон с рельефной эмблемой и широкая лестница. Рядом с театром стояли маленькие дворы служителей парка и театра.
М. Щуров "Летний театр в Петровском парке в Москве" С рисунка Виктора. Литография. Конец 1830-х годов.
Купец Попов С А. писал, вспоминая об этом театре - "Я помню хорошо его благородный стиль в виде античного храма с большими колоннами. Театр был хотя деревянный, но был обшит клееными щитами, которые представляли из себя подобие каменной кладки".
Путеводитель по Москве 1868 г. сообщал - "В Петровском летнем театре 45 лож, 188 кресел, 10 купонов и 110 балконов и галерей в анфитеатре". В театре в Петровском парке в летнее время представляли одни комедии, водевили и иногда маленькие оперы.
О первых десятилетиях Петровского парка Никифоров Д.И. писал: - "Когда в 1856 году я вернулся в Москву, то застал парк во всей его красе. Деревья выросли гигантами, масса щеголеватых построек украшала аллеи парка. В центре, позади дворца, красовался театр, в котором играла драматическая труппа императорского театра с мая по сентябрь месяцы... По вечерам вереница экипажей стремилась в парк подышать свежим воздухом".
В.Г. Белинский, вспоминая о Петровском парке и о театре в нем, писал - "...Как хорошо, погулявши в парке, пойти в этот миниатюрный театр, посмотреть на эту маленькую сцену, которая вся видна и с которой все слышно, взглянуть на эту небольшую, сжатую и пеструю публику! Первый ряд кресел иногда занимается дамами, и это придает особенно очаровательный и приятный оттенок маленькому театру... Мы пошли смотреть "Ревизора"... Городничего играл Щепкин... Какое одушевление, какая простота, естественность, изящество!...
Щепкин Михаил Семенович.
Как приятно в антрактах выходить на крыльцо театра, наблюдая за вечереющим днем и за этою живою картиною, которая через каждые полчаса принимает новый характер! Как приятно из освещенного амфитеатра, по окончании спектакля, выйти на свежий воздух, когда уже темно, все разъезжается, разбродится и, как тени на полях Елисейских, мелькают толпы в сумраке"
За то время, что в Петровском парке существовал летний театр, кто только тут не выступал - Мочалов П.С., Каратагин В.А., Садовский П.М.(старший), Самарин И.В., и уже упомянутый выше, Михаил Семенович Щепкин, и Модест Иванович Писарев. В этом театре летом 1862 года, особенно среди труппы, выделилась удачным исполнением одной роли в пьесе "Ребенок" знаменитая потом артистка Гликерия Николаевна Федотова.
Федотова Гликерия Николаевна
Здесь же музицировал и Ференц Лист, гастролирующий по Европе. и мн. другие, всех не перечислишь.
Бывали и забавные случаи, связанные с этим театром, об одном из них пишет в своей книге Вл.Гиляровский - "В Петровском парке в это время было два театра: огромный деревянный Петровский, бывший казенный, где по временам, с разрешения Арапова, по праздникам играла труппа А. А. Рассказова, и летний театр Немецкого клуба на другом конце парка, на дачах Киргофа (тут сразу две ошибки у Гиляровского, во первых фамилия этого дачника была КирХгоф, а его дачи, их было несколько, Немецкий клуб никогда не арендовал, т.к. они находились уже не в Петровском парке, а на окраине Бутырского хутора, об участках г. Кирхгофа и какие дачи арендовал Немецкий клуб я напишу в дальнейшем, позже тут дам ссылки).
В одно из воскресений у Рассказова идет "Хижина дяди Тома", а в саду Немецкого клуба - какая-то мелодрама с чертями. У Петровского театра стояли пожарные дроги с баграми, запряженные светло-золотистыми конями Сущевской части. А у Немецкого клуба - четверки пегих битюгов Тверской части.
Актер и анрепринер Рассказов Александр Андреевич
Восемь часов. Собирается публика. Артисты одеты. Пожарные в Петровском театре сидят на заднем дворе в тиковых полосатых куртках, загримированные неграми: лица, шеи и руки вычернены, как сапоги. Оркестр уже заиграл увертюру, как вдруг из Немецкого клуба примчался верховой - и прямо к брандмейстеру Сущевской части Корыто, который, как начальство, в мундире и каске, сидел у входа в театр. Верховой сунул ему повестку, такую же, какую минуту назад передал брандмейстеру Тверской части. Выскочил Корыто - и к пожарным: - Ребята! Сбор частей! Пожар на Никольской! Вали, кто в чем есть, живо!
И Тверская часть уже несется по аллеям парка и далее по Петровскому шоссе среди клубов пыли. Впереди мчится весь красный, с красным хвостом и красными руками, в блестящем шлеме верховой на бешеном огромном пегом коне… А сзади - дроги с баграми, на дрогах - красные черти…
Публика, метнувшаяся с дорожек парка, еще не успела прийти в себя, как видит: на золотом коне несется черный дьявол с пылающим факелом и за ним - длинные дроги с черными дьяволами в медных шлемах… Черные дьяволы еще больше напугали народ… Грохот, пламя, дым…
Бешено грохочут по Тверской один за другим дьявольские поезда мимо генерал-губернаторского дома, мимо Тверской части, на которой развевается красный флаг - сбор всех частей. Сзади пожарных, стоя в пролетке и одной рукой держась за плечо кучера, лихо несется по Тверской полковник Арапов на своей паре и не может догнать пожарных…
А на Ильинке красные и черные черти уже лазят по крыше, среди багрового дыма и языков пламени.
На другой день вся Москва только и говорила об этом дьявольском поезде. А через несколько дней брандмайор полковник Потехин получил предписание, заканчивавшееся словами: "…строжайше воспрещаю употреблять пожарных в театрах и других неподходящих местах. Полковник Арапов".
Учитывае, что Арапов Николай Устинович был московским обер-полицмейстером с 1866 - по 1876 гг., то в эти годы и могла произойти эта история, конечно, если ее не сочинил сам Гиляровский, на что он был большой мастак.
Просуществовал Петровский театр не так уж долго. Любецкий С.М. в путеводителе "Московские окрестности ..." - 1877 г., писал, что к этому времени театр и воксал (о нем в соответствующем месте) обветшали.
Путеводитель по Москве Е. Гринберга,1878 г., сообщал - "Парк любимое гулянья москвичей, в нем летний театр, к сожалению упразненный и превращенный в квартиру квартального надзирателя".
Однако, на этом история, связанная с этим зданием, не закончилась.
Театр Бренко на месте казенного театра Петровского парка.
В 1880 году актриса Императорского Малого театра Анна Бренко (наст ФИО - Челищева Анна Алексеевна) при поддержке своего мужа Левенсона О.Я. открыла в Москве первый частный театр. Официальное название "Драматический театр А. А. Бренко в доме Малкиеля", но оно не прижилось, а так как театр находился недалеко от памятника Пушкину (тогда памятник стоял еще на Тверском бульваре), то в народе он стал именоваться "Пушкинский театр". Он распалагался на углу Тверской и М. Гнездниковского пер. (дом не сохранился).
Тверская ул. Дом Прозоровского - Гурьева , а затем Малкиеля с Пушкинским театром. Фото 1937 г.
Муж Анны Бренко, Осип Яковлевич Левинсон, был известным адвокатом, вел сложные дела, зарабатывал деньги, так необходимые Анне Алексеевне для нового театра. Помимо этого, он серьезно занимался музыкой, виртуозно играл и был, по словам Гиляровского, лучшим в Москве музыкальным критиком. Левенсон и познакомил жену с московским миллионером С. М. Малкиелем (последний наш дачник, о нем
я писала здесь). Левенсон не только поддерживал все начинани своей жены, но и принимал участие в обсуждений планов театра.
9 сентября 1880 г. состоялось торжественное открытие "Пушкинского" театра. Первоначально дела шли очень хорошо, театр пользовался успехом, поэтому Анна Алексеевна зимой 1881 г. еще арендовала у Дворцового ведомства на лето и театр Петровского парка.
Актриса и анрепренер Анна Бренко
Вот как об этом вспоминал Вл. Гиляровский - "На лето Бренко сняла у казны старый деревянный Петровский театр, много лет стоявший в забросе... Бренко его отремонтировала, обнесла забором часть парка и устроила сад с рестораном. Вся труппа Пушкинского театра играла здесь лето 1881 года. Я поселился в театре на правах управляющего и, кроме того, играл в нескольких пьесах...".
Здесь же, в Петровском летнем театре состоялась судьбоносная встреча, которая подарила нам писателя Гиляровского. На один из спектаклей театра приехал знаменитый писатель Иван Сергевич Тургенев вместе Дмитриевым Андреем Михайловичем, беллетристом и переводчиком, более известного под псевдонимом барон И. Галкин. Он был сотрудником "Антракта", "Русской Сцены", "Московского Листка" и мн. других изданий. Далее Гиляровский пишет - "Тургенев уехал перед самым концом последнего акта незаметно. Дмитриев остался, мы пошли в сад. Пришел
Андреев-Бурлак с редактором "Будильника" Н. П. Кичеевым, и мы сели ужинать вчетвером...". На этом ужине по настоянию Бурлака, Гиляровский и прочел свои стихи Кинчеву и Дмитриеву, а через неделю в номере "Будильника" от 30 августа 1881 г., напечатали стихи Гиляровского.
Гиляровский Владимир Алексеевич
Владимир Алексеевич вспоминал - " Это был самый потрясающий момент в моей богатейшей приключениями и событиями жизни. Это мое торжество из торжеств. А тут еще Бурлак сказал, что Кичеев просит прислать для "Будильника" и стихов, и прозы еще. Я ликовал. И в самом деле думалось: я, еще так недавно беспаспортный бродяга, ночевавший зимой в ночлежках и летом под лодкой да в степных бурьянах, сотни раз бывший на границе той или другой погибели, и вдруг... И нюхаю, нюхаю свежую типографскую краску и смотрю не насмотрюсь на мои, мои ведь, напечатанные строки...".
В Петровском летнем театре состоялся и удачный дебют Александра Ивановича Южина (наст. фамилия Сумбатов, кн.), который был приглашен А.А, Бренко выступить на этой сцене. Вскоре после удачного дебюта Южин был принят на московскую сцену императорского театра.
Сумбатов-Южин Александр Иванович
Театр А. А. Бренко, по духу своему, наличному составу артистическим сил и по блеску постановок пьес, был Островскому приятен; он посещал его, присматривался к персоналу и, может быть, намечал актеров и актрис для своего дела. Петровсюй театр устроил даже торжественный спектакль 16 июня в честь знаменитаго драматурга.
Но вернемся к Анне Бренко, дела которой складывались не так удачно, как у Гиляровского. Увидев, что ее частный театр имеет успех, тут же нашелся и завистник в лице Федора Адамовича Корша. Присяжный поверенный, юрист, он женился на дочери московского ростовщика Шевёлкина и, получив большое приданое, занялся его преумножением. Конкурент, отнявший впоследствии у Бренко Пушкинский театр, действовал решительно. Сначала он арендовал у Бренко вешалку за двадцать три тысячи в год, а затем устроил в контору своего человека, благодаря чему получал копии со всех бумаг и знал о положении в театре раньше, чем занятая бесчисленными проблемами и хлопотами Анна Бренко.
В это время 45-летняя сестра Левенсона вдруг впервые собралась замуж, и их отец умолял дать ей две тысячи на приданое. Денег не было. Бренко попросила Корша оплатить вешалку за год вперед, Корш отказал, но предложил дать деньги под два кабальных векселя, и, по словам Анны Алексеевны, она "попала в ловушку". В самый трудный момент он потребовал немедленной уплаты по векселям, пригрозил описью всего имущества театра, и, чтобы расплатиться с ним, пришлось заложить все, даже контракт на театр в Петровском парке.
Попав в затруднительное положение Бренко лихорадочно искала компаньона, и вскоре нашла А.А. Головина,
тамбовского антрепренера, основным достоинством которого было наличие сорока тысяч. Как оказалось этот театральный делец, впоследствии судимый за крупную растрату, стал понемногу забирать Петровский театр в свои руки. Он бессовестно обсчитывал актеров, торговал старым инвентарем театра и соглашался ставить только то, что могло принести доход. В репертуаре появилась "Железная маска", потом оперетки, позже он начал сдавать театр всем, кто платил, сразу забирая себе деньги. Анна Алексеевна, как полноценный компаньон, попробовала вмешаться, тогда Головин приказал своим людям ее к театру не подпускать. Выхода не было, пришлось смириться.
12 июля 1882 года А. М. Кондратьев писал Островскому: "В театре Петровского парка положение Бренко, улучшившееся было с приглашением Г. Н. Федотовой на несколько спектаклей, опять плохое, и Бренко отстранена от театра. Артистический кружок "находится в жалком положении"; предполагается опись его имущества за долги, и из Семейного сада кружок ночью перебрался в театр Петровского парка к Бренко, куда перевез декорации и имущество. "Бренко обязалась предоставить два вечера членам, а теперь, вследствие отстранения ее от дел, кружок остался на мели, ни зимнего, ни летнего помещения у него нет".
26 июля 1882 г. известный провинциальный актер К. В. Загорский писал , что Бренко "живет в здании театра Петровского парка, а на квартире у себя не прописывается из опасения получить повестку от мирового". (кстати, по иронии судьбы Бренко и ее муж
Левенсон О.Я. в 1882 г. проживали в Дегтярном пер., д. 4 дом этот принадлежал ее конкуренту
Коршу Ф.А., по крайней мере этот адрес указан в справочнике "Вся Москва" (дом не сохранился), а дача Бренко была недалеко от Петровского парка, в Петровском-Разумовском, об этом мы еще поговорим в соответствующем месте). Судя по датам писем Петровский театр под управлением Бренко работал еще и летом 1882 г., иначе как бы она могла там ночевать.
Не буду описывать дальнейшии перепетии Анны Алексеевны, скажу только, что в итоге она разорилась, Пушкинский театр перестал существовать, а Петровский снова отошел Дворцовому ведомству.
Арендовал еще кто-нибудь Петровский летний театр в следующее десятилетие мне пока установит не удалось, а в начале 1890 г. тут открылся новый увеселительный сад и театр, но о нем и о других увеселительных садах на этом месте я расскажу уже в следующей части.
Дачники и постройки Петр. парка. Увес. сады рядом с б. театром. Часть 44.
Другие достопримечательности.
Оглавление. Использованы материалы: В.Гиляровский "Москва и москвичи";
http://istoriya-teatra.ru/books/item/f00/s00/z0000038/st003.shtml? и др.