Дачники и постройки Петровского парка. Дворец. Часть 1.

Jun 01, 2014 12:09

       Дачники и постройки Петровского парка. Дворец. Часть 1.

Петровский путевой дворец это первый памятник, который я увидела и запомнила с самого раннего детства, т.к. почти всю свою жизнь жила недалеко от него. Детям читают много сказок про царей и цариц, а здесь вот он наяву - царский дворец. Но и сегодня сотни, а может и тысячи раз проезжая мимо этого романтического замка он невольно каждый раз притягивает мой взгляд.


Дворец на этом месте возник по велению  Идея построить на этом месте путевой дворец пришла Екатерины II после проведения праздника на Ходынском поле в 1775 г., посвященного победе России в войне с Турцией и заключению Кючук-Кайнарджийского мира, о чем я подробно писала здесь.
   К этому времени старый и ветхий дворец в селе Всехсвятском пришел практически в негодность. Возводить дворец Екатерина поручила Казакову Матвею Федоровичу, ей понравились увеселительные павильоны, возведенные архитектором на Ходынском поле.
   Земля, на которой начал строиться дворец, прежде принадлежала Петровскому (Высокопетровскому) монастырю. Первое упоминание о этом владении монастыря относится к 1498 году, тогда оно были весьма внушительным по размеру, доходя до границ Всехсвятского села и до современной линии Рижской дороги. Отсюда дворец, а впоследствии и парк вокруг него стали называться Петровским.
    Строительство дворца началось в 1775 г., закончилось через четыре года, но отделка продолжалась до 1783 г. Самое раннее изображение дворца, которое мне удалось обнаружить, датируется 1811 г.


Говоря об архитектуре дворца, каждый исследователь находит в нем свои черты.


Романюк С.К. пишет " О Петровском дворце обычно говорят как о выражении древнерусских форм, как их понимали в XVIII в. Казаков представил императрице проект в стиле, наиболее подходящем к древнерусской архитектуре, - в том, который искусствоведы прозвали псевдоготикой. Именно так должен был выглядеть дворец в Москве: достаточно современный и в то же время выдержанный в "старинном" стиле... Однако вполне вероятно, что формы Петровского дворца избрали исходя из совсем других соображений.


Интересную мысль высказала историк архитектуры М. В. Нащокина, исследовавшая Петровский дворец и связь его с увеселительными постройками на Ходынском поле: если постройки на поле выражали цели, уже достигнутые в стремлении России к югу, к контролю над черноморскими проливами, то в образе Петровского дворца отобразились конечные цели в утверждении владычества над Константинополем, древней столицей Византии, в освобождении православия от власти ислама, и поэтому образ Петровского дворца с его мощным куполом призван был напомнить о главной святыне православия - о константинопольском храме св. Софии, а декор его был первой попыткой использовать детали древней византийской архитектуры".


Очень интересен керамический декор фасадов 2-го этажа и купола, для выполнения этих работ был даже приглашен специальный мастер - Иоганн Юст. Окна-люкарны обрамляют рога изобилия символ богатства и благополучия.


Комплекс сооружений: помимо дворца включал в себя еще кавалерские и фрейлинские корпуса, кухонный флигель, службы, конюшни и каретные сараи. Явная ассоциация с подлинной "европейской" готикой формируется за счет стрельчатых окон флигелей с рустованными наличниками и "бриллиантовыми" замковыми камнями.


Дворец был окружён двумя обширными дворами - парадным со стороны Петербургской дороги и внутренним с противоположной стороны, где располагался небольшой садик.


По внешнему периметру он укрыт крепостными стенами флигелей и башен подобно крепости, поэтому иногда его еще называют "Петровским замком".
   Кадоль Огюст "[Петровский] замок" 1820-е гг.


Первоначально, с внешней стороны, вокруг всего комплекса была устроена глубокая канава, края которой были обложены дёрном; через неё были перекинуты каменные мостики. Таким приёмом традиционно выделялась русская помещичья усадьба XVIII столетия, а вообще традиция обведения жилого дома, усадьбы бороздой в качестве способа уберечься от тёмных сил, восходит ко временам язычества.
    Некоторыми исследователями высказана еще одна интересная версия, касательно задумок Казакова, вот что пишет в своей ттатье архитектор-рестовратор Г. Мудров -  "Задний, восточный двор ограничен невысокой кирпичной стеной с двумя "странными" башнями. Помимо портиков над входами, увенчанными шатровыми шпилями, барабаны верхнего яруса башен увешены маленькими башенками. В описях XVIII столетия их называют "башни с минуретами", то есть с минаретами. Вот вам и восток… В итоге получается, что Казаков, как человек своей эпохи, воплотил в своем творении символы государственной идеологии и, в частности, - идею о роли России как связующего звена между Западом и Востоком".



За долгие годы своего существования в путевом дворце побывало много царственных особ. Сама заказчица его постройки - Екатерина II впервые остановилась в этом дворце в 1787 году, и, по легенде, отослала караул, сказав, что будет ночевать под охраной своего народа. И будто бы всю ночь огромные толпы простых людей бродили под темными окнами, оберегая сон своей императрицы от малейшего шороха: "Не шумите, не нарушайте покоя нашей матушки".
   Начиная с Павла I, который останавливался во дворце в 1797 г. и устраивал на парадном дворе военные смотры и разводы, остановка здесь стала традицией перед торжественным въездом в город при коронациях.
   Во время войны 1812 г. в Петровском путевом дворце по воспоминаниям современников расположилась ставка пасынка Напалеона, принца Евгения Богарне , о чем пишет уважаемый Подмосковный краевед здесь.
   Гравюра Л.Рюота, раскрашенная акварелью. Евгений Богарне.
                                            

С принцем Богарне связана одна интересная история. Во время продвижения к Москве части корпуса под его командованием останавились в Саввино-Сторожевском монастыре под Звенигородом. В первую же ночь пребывания в обители, Евгению Богарне, согласно монастырскому преданию, было ночное видение, к нему явился сам прп. Савва и обещал сохранить жизнь, если он оградит монастырь от грабежа.
                                           

Принц исполнил просьбу Святого старца, мало того, он возымел такую веру к преп. Савве, что перед отъездом из монастыря попросил у настоятеля его икону. Так и случилось, Богарне был единственным из наполеоновских генералов, кто не был ни разу ранен и благополучно вернулся на родину.  Перед смертью он завещал своему сыну - Максимилиану  Лейхтенбергскому, что если ему  случится когда-нибудь быть в Москве, то обязательно побывать в монастыре и поклониться мощам преп. Саввы.
   Сын исполнил завещание отца, в августе 1839 г. он посетил монастырь и рассказал о о ночном видении отца.
   Впоследствии Максимилиан женился на великой княгине Марии Николаевне, дочери Императора Николая I и остался жить в России, стал главно-заведующим Горного института, учредителем гальванического завода, а также почетным директором Академии художеств в Петербурге. Вот такая связь времен!
   Спасаясь от пожара Москвы сюда бежал из Кремля Наполеон и пробыл во дворце несколько дней. Отсюда он смотрел на горящую Москву. Впоследствии он вспоминал - "Трудно было прикладывать руку к стенам или окнам со стороны Москвы, так эта часть была нагрета пожаром... Не будь московского пожара, мне бы все удалось… Я провел бы там зиму… Я заключил бы мир в Москве или на следующий год пошел бы на Петербург. .. Этот ужасный пожар все разорил. Я был готов ко всему, кроме этого. Одно это не было предусмотрено: кто бы подумал, что народ может сжечь свою столицу?".
   Мемуаристы свидетельствуют, что во все пребывание в Петровском дворце он не отдал ни одного предписания, ни одного воинского приказа.
   Угловое окно справа на втором этаже - спальня Наполеона. Акварель XIX века.


Верещагин В.В. "В Петровском дворце в ожидании мира".
                                          

Вот строки А.С. Пушкина из "Евгения Онегина:
                                                                                          Вот, окружен своей дубравой,
                                                                                          Петровский замок. Мрачно он
                                                                                          Недавнею гордится славой.
                                                                                          Напрасно ждал Наполеон,
                                                                                          Последним счастьем упоенный,
                                                                                          Москвы коленопреклоненной
                                                                                          С ключами старого Кремля:
                                                                                          Нет, не пошла Москва моя
                                                                                          К нему с повинной головою.
                                                                                          Не праздник, не приемный дар,
                                                                                          Она готовила пожар
                                                                                          Нетерпеливому герою!
                                                                                          Отселе, в думу погружен,
                                                                                          Глядел на грозный пламень он...
   Романюк С.К. пишет: - "После ухода французов, не тронувших обстановку дворца, его разграбили свои - нагрянули местные крестьяне и буквально оголили дворец, унеся все, что было возможно. После войны Петровский дворец долго стоял без ремонта".
   Однако по интернету гуляет другая версия, "что после ухода из дворца французов, они его подожгли, главный купол обрушился". Хотелось бы получить ссылку откуда это пошло.
    Вставка. Уже после написания поста в приложениях к книге Сытина П.В. я нашла "Список сгоревших, взорванных и уцелевших строений после оставления Москвы французами", изданный П.И. Щукиным в 1897 г., в котором упоминается - "Сожжен Петровский дворец,..."
   Неизвестный автор по гравюре Ф.Кампорези. 1813 г.


На одной из экскурсий я услышала интересную историю, вот ее суть -  После ухода французов в боковых крыльях казаковского творения был устроен временный госпиталь, в котором лечились как русские так и французские солдаты, одним из раненых был Кадоль Огюст (1782-1849) - французский офицер, художник, литограф. Во время войны 1812 года попал в русский плен, бежал, а в 1819 году вернулся в Москву и в начале 1820-х годов создал ряд неповторяемых образов города (см. выше одну из его работ). Однако, собирая данные об истории дворца, не нашла сведений о нахождении здесь госпиталя в 1812 г., подскажите кто знает.
    Действительно, долгие годы дворец стоял без ремонта, рухнула алебастровая лепнина купола, пострадали перекрытия залов первого этажа. В таком виде он простоял до 1826 г., пока на него не обратил внимание император Николай I, коронация которого состоялась 22 августа того же года, и как водится, он останавливался здесь перед въездам в Москву.
   Торжественная коронация Николая I в Москве. 1826 г.


В том же году начались восстановительные работы , которые продолжались более 10 лет, тогда же архитектор И. Т. Таманский переделал часть интерьеров в ампирных формах. В дальнейшем дворец неоднократно изменялся при многочисленных ремонтах, в особенности перед очередным посещением высочайших жильцов. Среди зодчих в разные годы участвовавших в восстановительных работах во дворце встречаются такие замечательные имена как Монферран, Таманский, Шохин, Менелас.
   Сохранилось несколько фотографий интерьеров дворца конца XIX века, которые впоследствии были использованы при его последней реставрации.
   Интерьер одного из залов Петровского путевого дворца.


Тот же зал.


Интерьер гостиной.


Вид анфилады жилых покоев Петровского путевого дворца.


С Петровским дворцом связано имя М.Ю. Лермонтова, который в последний свой приезд в Москву навестил здесь в апреле 1841 г. своего друга и сверстника Д.Г. Розена, служившего адъютантом у генерал-губернатора.(в отсутствие императорских особ во дворце была резиденция генерал-губернатора).
   Художник К. А. Горбунов. Портрет Лермонтова М.Ю. 1841 год..
                                      

Жизнь в Путевом дворце пришлась по душе Лермонтову. "Я здесь принят был обществом по обыкновению очень хорошо, - и мне довольно весело… От здешнего воздуха потолстел в два дни", - писал он своим родственникам.
   В Первую мировую войну здесь размещался госпиталь.
   Интересно, что в дореволюционное время дворец было посетить гораздо проще, чем сейчас. Вот как об этом пишет Романюк  "В обычные дни дворец был открыт для посещений, причем специально оговаривалось, что "вход возможен для всех, в отсутствие Высочайших Особ... Плата дворцовым лакеям необязательна". Правда, особых ограничений не было даже и в то время, когда высочайшие особы находились во дворце, - входить туда, конечно, не разрешалось, но в парк вход был всем невозбранный".


В самом конце XIX в. до Петровского дворца и парка можно было добраться на трамвае. Торжественное открытие движения трамвая по первой в Москве линии от Бутырской заставы по Нижней и Верхней Масловке до Петровского парка состоялось 25 марта (6 апреля) 1899 г Фото 1903 - 1908 гг.


А на самом Ленинградском проспекте, тогда Петербургском шоссе, недалеко от дворца на конечной остановке трамвая "Петровский парк" был построен вот такой изящный павильон по проекту знаменитого архитектора Шехтеля Ф.И.
                                    

История Петровского дворца в послереволюционное время вошла в серию постов, посвященных Ленинградскому проспекту. Читать здесь.

Дачники и постройки Петровского парка. Круг. Часть 2.

Другие достопримечательности. Оглавление.

Использованы материалы: Романюк "Москва за Садовым кольцом";  http://www.archnadzor.ru/2012/09/27/svidanie-s-napoleonom-3/http://userdocs.ru/pravo/13320/index.html ; http://forum.myjane.ru/viewtopic.php?t=50736&start=225 ; журнал "Московское наследие" №8 за 2009 г.; Д.Благово "Рассказы бабушки..." и др.

Наполеон, Ленинградский, старая Москва, архитектура, Казаков, панорама, дореволюционные фото, достопримечательности, Лермонтов М.Ю., интерьер, Шехтель, памятник, Динамо, Менелас, старые фото

Previous post Next post
Up