Дачники и постройки Петровского парка. Круг. Часть 2.
Вводная часть.
Часть 1.
На задворках Петровского путевого дворца от прежней планировки Петровского парка сохранился т.н. "круг" - ныне это площадь Космонавта Комарова.
К этому кругу выходило множество
аллей парка: правый и левый Дворцовые проезды, далее шла Дворцовая аллея, которую расширили и благоустроили при создании парка. В конце XIX века ее переименовали в Московскую аллею. Она тянулась от первого въезда в парк, шла параллельно Петербургскому шоссе, делая небольшй изгиб у нынешнего стадиона Динамо и далее опять шла вдоль шоссе до Пеговского пер. (сейчас ул. Серегина). Теперь части этой аллеи от стадиона Динамо и до круга вернули прежнее название - Дворцовая.
Вид на дворец из круга.
От Дворцовой аллеи лучами расходились еще три аллеи - Нарышкинская, Липовая и Петровская. Последняя не раз меняла названия, она именовалась еще Мельгуновской, а сейчас это Летняя аллея.
Современный вид на Нарышкинскую аллею.
Вдали за деревьями виднееся храм Благовещения (о нем подробнее в следующих постах). А вот так это место выглядело в начале XX века. Вправо уходит Нарышкинская аллея, влево Дворцовая (сейчас Красноармейская ул.).
В Петровском парке. Фото 1900 - 1910 гг.
Вид из центра круга на храм.
Далее идет Липовая аллея, на сегодняшний день единственная, по которой запрещен проезд автомобилей.
Липовая аллея.
Большая часть сохранившегося парка располагается позади дворца и слева от стадиона. Это большой участок, разрезанный дорогами на несколько обособленных островов, густо поросших деревьями и кустарником. В былое время к посадкам явно относились как к искусству - Петровский парк имитирует различные природные зоны. Есть участки очень плотной посадки: из-за густой тени под ними не растет не только подлесок, но даже трава. А есть лужайки с клумбами и лавочками, и просто редкие могучие деревья посреди поляны.
Летняя аллея.
"Парк - место приличное, - вспоминал Н. Скавронский, бывавший здесь в 1860-х годах. - Экипажи, лошади, общество в большинстве безукоризненны… Язык французский; моды, особенно мужские, английские; движения, приличные костюмы и личики дам - очарование… Парк имеет своё общество, которое особенно заметно выделяется в будни…оно большей частью не удостаивает смешиваться с толпою… Парк гуляет изящно, он или катается в дорогих экипажах, или плавно, с изящными фразами грациозно движется пёстрой вереницей, стараясь как-нибудь обойти, отделиться от того, что не составляет его общества".
Выезд экипажей. Петровский парк. Фото 1900 - 1916 гг.
Помимо обычных прогулок по вокресеньям в Петровском парке несколько раз за лето - в Петров день и в летние царские дни (день рождения Николая I 25 июня, день тезоименитства государынь Марии Федоровны и Марии Александровны - 22 июля) - устраивались большие праздники с гуляньями, музыкой, иллюминациями, фейерверками.
В Петровскрм парке. Фото 1900 - 1901 гг.
Андреева-Бальмонт Е.А. вспоминала - "Вот государыня Мария Александровна была безусловно красавицей... И мы видели ее несколько раз живой совсем близко на прогулках в Петровском парке. Она ехала в открытой коляске, откинувшись на подушки, и с улыбкой, слегка склоняя голову вправо и влево, отвечала на поклоны встречных".
Но катались по парку не только царские особы и аристократы. Скульптор Домогацкий В.В. в своей книге "Руины старого дома" описал такую прогулку - "В восемнадцатом году у маминых друзей Эверт сохранился как-то довольно приличный выезд, они взяли меня однажды с собой покататься в Петровский парк. Только что прошел легкий весенний дождь, зашедшее за тучку солнце клонилось к закату, его розовая кисея светилась меж лиловых стволов, купола липовых аллей были еще ажурны. В бездонности пьяного воздуха была разлита грусть, та грусть, которая неизвестно почему находит на нас в светлые весенние вечера. Гравий сырых дорожек поскрипывал колесами медленно двигавшегося экипажа. Гуляющих было мало, но все-таки они еще были. Одно время в ряду с нами ехала коляска куда элегантнее нашей; добротнейший кучер сидел на козлах, а в самой коляске сидел как сфинкс, ее единственный пассажир - белый с рыжими пятнами английский бульдог. Он сидел раскорякой, изредка мигая умнейшими глазами, уверенно выставив вперед свой кирпатый нос… Его послали проветриться, подышать воздухом…".
В Петровском парке всегда было множество ресторанов, некоторые из них имели еще и сады, а также тут были трактиры, кофейни, павильоны с фруктовыми водами и пр.
О таких трактирах за Тверской заставой писал еще один из путеводителей 1826 г. Там особо выделяли один трактир под названием "Русский гастроном", который открыл один предприимчивый французский повар. Путеводитель об этом трактире сообщал - "Стол хорош, особливо заказный, и вины также хороши. В сем трактире даются иногда балы, ужины, а в садике небольшие воксалы за известную плату".
В разные годы кроме известных всем ресторанов "Яр". "Стрельня", "Эльдорадо", тут были рестораны - "Восточный Байкал", "Новый свет", "Охота", "Самарканд" и другие.
Были тут и увеселительные сады с ресторанами, об одном из них упоминает в своей книге "Повседневная жизнь Москвы на рубеже XIX - XX веков...." Андриевский. Он пишет - "16 мая 1887 года в саду "Аквариум" (в Петровском парке), который содержала мещанка Мария Ефимова, во время второго отделения пианист, датский подданный Пандрун, которому эта Ефимова не выплатила жалованье, отказался аккомпанировать вышедшему на сцену венгерскому хору. Хор постоял, постоял и сошёл со сцены. Публика была возмущена".
В 1890-е гг. появился "Сад Н.Я. Маркова" и сад "Ясная поляна" С. А. Суровежина, привлекавший посетителей летним театром. Последний к творчеству Л.Н. Толстого отношения не имел. Я уж не говорю о более известных увеселительных садах, таких как "Фантазия" и "Мавритания".
Ресторан «Мавритания» в Петровском парке. Фото 1900 г.
Упоминается и некая "Кофейне Терентьева" в Петровском парке, в которой находился уже в начале XX века еще и телефон-автомат.
К сожалению, далеко не все эти заведения можно приписать к конкретному месту, т.к. в справочниках того времени чаще всего упоминается просто - Петровский парк, без указания улицы или переулка,где ини располагались. Кроме того, большинство московских увеселительных садов были очень недолговечны, и содержатели их часто и быстро разорялись и эти места увеселений, даже не успевали попасть в справочники, но там, где это возможно, я расскажу о каждом заведении отдельно, с привязкой к месту.
Круг всегда был местом притяжения гуляющих в парке, т.к. располагался рядом с Петровским дворцом. Тут на кругу по выходным и праздникам, а иногда и в будни, играл духовой оркестр.
В справочной литературе, выходившей в свет в начале XX в., отмечалось наличие в Петровском парке бродячих музыкантов и песельников, которые тоже несомненно выступали на кругу.
Здесь же то ли на кругу, то ли рядом с ним, по воспоминаниям купца Попова А.С. было место чаепития. Он пишет - "В 1870-х годах около дворца, направо в рощице, если встать лицом от дворца к Липовой аллее, находилось место для "чаепития". Были, как сейчас помню, устроены квадраты, обсаженные кустами акации, посреди - стол, скамейки и стулья. Кажется, там за особую плату в чайниках лицам "благонадежным" подавали вино. Все это говорит за то, что в 70-х годах летом в парке бывало много народу, так как дачная жизнь была еще не особенно сильно развита и много людей даже со средствами жили в городе...".
Иногда встречается информация, что в начале XX в. в Петровском парке близ дворца на кругу работала "Кофейня Макарова", но подтверждения этого в справочниках тех лет я не нашла. А в путеводителе Магнуссена, выпущенном в 1902 г. сообщается - "Близ дворца огромный круг для гулянья, где по праздникам играет музыка. Тут же павильон с фруктовыми водами и кофе, шоколадом и другими напитками", возможно, речь идет об одном и том же заведении, только Магнуссен не упоминает имя владельца.
Петровский парк. Музыкальный павильон на Большом кругу. Фото 1903 - 1904 гг.
В центре парка, как бы продолжает один из последних предреволюционных путеводителей, опоясывая небольшую рощицу, находится круг, где летними вечерами происходят катания на экипажах, и сюда же выходят подышать свежим воздухом те неудачники, которые проводят лето в городе. Огоньки дач и ряда расположенных около круга ресторанов и кофеен придают по вечерам этому месту довольно эффектную картину.
С кругом в Петровском парке связана еще одна история. В первых числах мая 1883 г. пятеро студентов из Москвы отправились пешком в Петровско-Разумовское. Сбегали в лавку, купили хлеба, колбасы и отправились в путь. Один из студентов вскоре отстал, а четверо других дойдя до круга у Петровского дворца решили перекусить Сели на лавочку достали припасы и стали есть. Тут около них остановился разносчик с апельсинами. Один и студентов спросил его сколько за все, Разносчик ответил - "два сорок". Студент купил у него все апельсины за три рубля и сказал, что он бывший лавочник и не хочет забывать это дело, поэтому будет торговать сам. Разносчик, оставшийся стоять рядом, все дивился, что студент, бывший лавочник, торгует себе в убыток. У него мелькнула мысль, а вдруг три рубля краденные?
Тем временем студенты перекусили, б. лавочник продал все апельсины, а последний десяток поделил пять апельсинов оставил себе, а пять отдал лавочнику. Не успели студенты отойти от круга, как сзади раздались свистки городовых и крики: "Стой! Пожалуйте в участок!" - "За что?" - "Евонные пельсины усе съели!". И студентов повели в участок, расположенный неподалеку, к квартальному. При проверке документов этими студентами оказались: Константин Коровин, Исаак Левитан, Николай Чехов - они были студентами Училища живописи, ваяния и зодчества, эти имена ничего не говорили квартальному. А вот имя последнего студента, предъявившего удостоверение журналиста - заставило пристава сразу улыбаться: - А, Антоша Чехонте! Знаю-с, читал! Расскажите, пожалуйста, что произошло?.
Разобравшись, в чём дело, квартальный пристав позвал студентов в гости: он жил рядом. Поставил самовар, налил водки, угощал пирогом с капустой и рассказывал о службе, о типажах, которые встречаются среди задержанных и пострадавших... Такова вкратце история, рассказанная в воспоминаниях Константина Коровина под названием "Апельсины".
Лавочки на кругу застала еще и я. Они стояли здесь еще в семидесятые годы прошлого века.
В Петровском парке. Фото 1972 г.
Я подумала, как хорошо бы прийти на круг, сесть на лавочку и представить себе, что вот на такой же лавочке, здесь почти полтора века назад сидели братья Чеховы, К. Коровин, Левитан...
Сейчас на кругу лавочек нет.
Вид из центра круга на храм.
Но с другой стороны, может и правильно, что лавочки убрали. Во-первых у круга теперь всегда полно машин, в часы пик тут даже бывают пробки, а во-вторых с кругом связаны не только увеселения, но и печальные события.
Во времена Островского в Петровском парке устраивали дуэли и кончали с собой. Не зря в пьесе "Бешеные деньги" один из её персонажей говорит: "Не вздумай стреляться в комнате, - это не принято: стреляются в Петровском парке".
Также хорошо известно, что в Петровском парке в 1918 г. растреляли царских чиновников. По одной из версий этот растрел был здесь, на кругу, хотя точного подтверждения, что это произошло именно здесь нет.
5 сентября 1918 г., сразу после объявления большевистской властью красного террора, в Петровском парке московская ЧК провела публичный показательный расстрел заложников из представителей высшего чиновничества Российской империи. Именно здесь в числе первых был расстрелян новомученик, протоиерей
Иоанн Восторгов, последний настоятель собора Покрова на Рву на Красной площади, причисленный к лику святых на Юбилейном Соборе, как и погибший вместе с ним епископ
Селингинский Ефрем. Здесь же были казнены бывший министр внутренних дел
Н.А. Маклаков, бывший председатель Государственного Совета России
И.Г. Щегловитов, бывший министр
А.Н. Хвостов и сенатор
С.П. Белецкий. Перед казнью они вознесли последнюю молитву Господу и подошли под последнее благословение пастырей. Отец Иоанн в последнем слове призвал их верить в милосердие Божие и грядущее возрождение России.
Как писал адвокат Сергей Кобяков в книге "
Заря советского правосудия" на стр. 59 - "Мне передавали...", т.е. сам он очевидцем растела не был как часто пишут. "Расстреливали всех в Петровском парке. Казнь была совершена публично. Чекисты выкрикивали имена казнимых. Указывая на Щегловитова, они кричали: "Вот бывший царский министр, который всю жизнь проливал кровь рабочих и крестьян…". Всего было казнено до 80-ти человек. После расстрела все казненные были ограблены".
Чтобы не заканчивать пост такими печальными событиями об этом месте, напоследок несколько современных фотографий круга и видов рядом с ним.
Вид на круг с угла Красноармейской ул. и Нарышкинской аллеи.
Слева Летняя аллея, справа - Дворцовая. Вид из круга.
Современный вид на круг с Красноармейской улицы.
Угол Красноармейской ул. и Нарышкинской аллеи. Вид на храм от круга.
В следующей части мы отправимся гулять по улицам и переулкам Петровского парка, узнаем чьи здесь были дачи, и что появилось на их месте позже.
Дачники и постройки Петровского парка. Часть 3. Красноармейская ул.
Другие достопримечательности.
Оглавление. Использованы материалы: Д\р справочники за разные годы, а также книги Андриевского "Повседневная жизнь Москвы на рубеже XIX - XX веков....", Гончаренко и др.