Ленинградский проспект. Прошлое и настоящее. Часть 8.

Oct 07, 2013 12:35

                    Ленинградский проспект. Прошлое и настоящее. Часть 8.

Часть 1. Часть 2. Часть 3. Часть 4А. Часть 4Б. Часть 5. Часть 6. Часть 7.

Нечетная сторона.

Немного, немало, а вот мы уже и до Динамо добрели. Дальше по проспекту идут современные дома, однако и тут много интересного. Посмотрим, как изменилось это место за последнее столетие и как оно выглядело раньше, а также поговорим о событиях происходящих здесь.


Дом №33а - экспериментальный крупнопанельный дом коридорного типа. .Этот дом знают не только москвичи, но и многие гости столицы. Москвичам он запомнился по находившемуся здесь ЗАГСу  и кафе "Аист", а гостям столицы потому, что в нем всегда сдается и продается огромное количество квартир. Построен он был в 1964 г. для сотрудников завода "Знамя труда" по проекту архитекторов Карлик Л.Б. и Джеваншировой Н.А. (правда в некоторых источниках 2-м архитектором  называется Коршунова В.).
                             

Видимо, очередь на квартиры на заводе была большой и основной задачей архитекторов было уместить в одном доме, как можно больше квартир, ведь жилищный вопрос у нас всегда стоял очень остро. Из 520 квартир 420 однокомнатные.
   Не знаю, как выглядят квартиры там сейчас, а в середине 90-х - начале двухтысячных годов квартиры там производили жуткое впечатление. Во-первых в то время подъезд ближний к стадиону Юных пионеров был закрыт, а со стороны коридоров перегорожен глухой стеной по всем этажам, говорили там живет начальство. Отгорожено было несколько крайних квартир, поэтому все остальные жильцы входили через один подъезд, а т.к.там сдавалось огромное кол-во квартир, то грязь в коридорах была ужасная, особенно у мусоропроводов. Один из жильцов рассказывал мне, что по ночам по коридору бегают крысы. Квартиры были очень неудобные, крошечные кухни от 3-х до 5-ти метров, сидячие ванны и такие же небольшие комнаты от 10 до 18 метров. Возможно, сейчас что-то изменилось.
   Дом №35 - это одно из строений завода "Знамя труда". История завода начинается в 1883 г. с небольшой механической мастерской на Садовой-Триумфальной, которую приобрел мелкий предприниматель Юлий Александрович Меллер. Она обслуживала цирк Никитина, располагавшийся здесь же на площади, и изготавливала разные принадлежности для его аттракционов: тонкостенные трубы, трапеции и т.д.
   Женившись на дочери купца Брежнева и получив приданное свыше 300 тыс. рублей, Ю.А. Меллер в 1895 г. для расширения мастерской покупает участок земли в Ямской слободе и строит там кирпичное трехэтажное здание для сборки велосипедов, которые, после победы в чемпионате мира по велосипеду в Чикаго, тогда входили в моду.
   Сначала Юлий Александрович производил лишь их сборку из зарубежных деталей, а через 2 года, зарегистрировав фирму "Дукс" (что в переводе с латинского означает "ведущий", "вождь") и наладил их  собственное производство. Позднее мастерская была преобразована в завод. Если в 1895 г. Меллер произвел 150 велосипедов, то к 1901 г. уже 11 тысяч, причем покупатели нередко получали машины прямо на заводе и тут же обкатывали их на велосипедных дорожках Петербургского шоссе.


Позднее Меллер наладил и производство паромобилей, мотоциклов и мотодрезин, а затем стал выпускать аэросани, дирижабли и, наконец, аэропланы. В 1909 г. под руководством инженера Н.П. Евграфова на "Дуксе" был создан первый аэроплан, близкий к модели братьев Райт. Далее в основу конструкции был взят тип "Фарман". На нем в 1910 г., на вновь организованном аэродроме на Ходынском поле, С. И. Уточкин 18 августа сделал пробные полеты. Эта дата стала праздником Дня авиации. Со следующего года начался серийный выпуск самолетов по лицензии французской фирмы "Фарман".
     В 1912 г. на 2-ой Международной выставке воздухоплавания за аэропланы, аэросани, мотоциклы и велосипеды АО "Дукс" получил Большую Золотую медаль.
     С началом Первой мировой войны Меллер переменил свою фамилию на фамилию жены -  Брежнев и продолжил трудиться на благо русской авиации. После октябрьского переворота  Брежнев с женой эмигрировал  во Францию, не забыв перевести туда свой
основной капитал.
   Сам же завод после революции был национализирован. В начале 1920-х годов авиастроительный профиль становится у предприятия основным, и оно получает название Первого Государственного авиационного завода.


В 1930-х годах на Ходынском поле, близ аэродрома, были построены новые цеха, туда переходит  полностью производство самолетов. Во время войны, завод был в эвакуации и в течение года работал в Вятке, и затем он вновь был воссоздан на прежнем месте. После войны предприятие получает "ракетный" профиль.
   Последующая специализация породила многие самостоятельные учреждения авиационного профиля.


С заводом сотрудничали такие видные ученые-инженеры, как Н.Е. Жуковский, А.К. Крылов, С.А. Чаплыгин и другие.
   Вид на завод из окна дома №33а.


С другой стороны к заводу примыкает мало примечательный жилой дом, построенный также для работников завода. Вот он виден в окно троллейбуса на старом фото.


Прежде, чем отправиться дальше, предлагаю посмотреть один из проектов, который мог здесь появиться.


По этому проекту напротив Петровского дворца должна была вырасти вот такая высотка, а слева вверху жилой комплекс напротив стадиона Динамо. Картинку взяла с Фаесбука, положила в закладки, а теперь не могу найти чей это проект и какого года. Подскажите, кто знает.
    Далее начитается территория бывшего аэродрома - это особенно интересный участок Ленинградского проспекта, отсюда начилась впервые застройка Ходынского поля или, как тогда говорили, Ходынского луга. Посмотрим какие постройки стояли на этом месте в разные годы.
    Впервые идея провести торжества по случаю заключения Кючук-Кайнарджийского мира на Ходынском лугу пришла в голову Екатерине II. Этот договор между Россией и Османской империей завершил первую русско-турецкую войну, он был подписан 10 июля 1774 г., но его ратификация султаном задержалась до 13 января 1775 г. Интересно, что не только место для будущих торжеств принадлежит Екатерине II, но и архитектурный замысел торжеств, также принадлежит ей.
   В в письме к Гримму она писала : "В одно прекрасное утро я призвала к себе своего архитектора Баженова и сказала ему: - Друг мой, в трех верстах от города есть луг. Вообразите себе, что этот луг - Черное море, что из города две дороги; ну вот одна из сих дорог будет Танаис (Дон), а другая Борисфен (Днепр); при устье первого вы построите обеденный зал и назовете его Азовом; при устье второй театр и назовете его Кинбурном.


Из песку сделаете Крымский полуостров, там поставите Керчь и Еникале, которые будут служить бальными залами; налево от Танаиса будет буфет с вином и мясом для народа, против Крыма вы зажжете иллюминацию, чтобы представить радость двух империй о заключении мира. По ту сторону Дуная вы устроите фейерверк, а на той земле, которая должна представлять Черное море, вы расставите освещенные лодки и суда; берега рек, в которые обращены дороги, вы украсите ландшафтами, мельницами, деревьями, иллюминированными домами, и вот у вас будет праздник без вычур, но может статься гораздо лучше многих других; и в нем гораздо больше будет простоты...
… Я забыла вам сказать, что направо от Дона будет ярмарка, окрещенная именем Таганрога. Правда, что море на твердой земле не совсем имеет смысл, но простите этот недостаток".
  Исходя из письма Екатерины II архитектором большинства построек для этого торжества считался Баженов  В.И., однако, сейчас, большинство исследователей предполагают, что из за ряда неблагоприятных для Баженова обстоятельств, основная тяжесть проектных и строительных работ легла на плечи Казакова М.Ф.
    Точное место ходынских строений сейчас трудно определить. По реконструкции Нащокиной М.В. расположение построек было таким.
                            

Надо отметить, что Петровский дворец , здесь служит  только ориентиром, его строительство было поручено Казакову в том же 1775 г., но уже после проведения торжеств.
    В апреле - июне 1975 г. развернулось грандиозное строительство.Многочисленные павильоны возводились в основном из дерева, но раскрашивались весьма искусно под камень. Основные павильоны изображали собой турецкие крепости - Таганрог, Керчь, Еникале, Кинбурн, Азов и Бердинскую линию укреплений,которые по мирным соглашениям отходили к России.
    Галерея "Керчь - Еникале". Вид от Санкт-Петербургской дороги. Рисунок М.Ф.Казакова.


Столовая "Азов - Каланчи". Рисунок Казакова М.Ф.


Таманский полуостров. Рисунок Казакова М.Ф.


Театр итальянских балансиров на Таманском полуострове. Рисунок Казакова М.Ф.


Начался праздник 21 июля 1775 г. и длился несколько дней.
   В дальнейшем Ходынское поле неоднократно использовалось для массовых народных гуляний. Здесь проходили гулянья во время коронаций Александра II, Александра III и Николая II.
   Коронация Александра II состоялась в 19 февраля (3 марта) 1955 г.
   Народный праздник на Ходынском поле в Москве состоялся 8 сентября 1956 г. по случаю священного коронования императора Александра II Акварель художника Зичи М.А.


Коронация Александра III 15(27) мая 1883 года. Молебен на площади перед Петровским дворцом.


Гулянья на Ходынском поле во время коронации Александра III.


Через 13 лет в мае 1896 г. здесь же состоялись народные гуляния в честь коронации Николая II. Обратите внимание, что все постройки сохранились еще со дня коронации Александра III, правда изменена крыша царского павильона.


Вид на Царский павильон со стороны Ленинградского проспекта, Санкт-Петербургского шоссе.


Лейб-гвардии Павловский полк проходит церемониальным маршем мимо царского павильона и гостевых трибун на Ходынском поле.


Как всем известно, во время этих гуляний произошла трагедия, в результате которой в давке погибло по официальной версии 1389 человек, ещё 1300 человек получили тяжёлые увечья. Не буду это описывать, информации об этой трагедии достаточно в интернете, скажу только, что после этого гуляния здесь прекратились.
   Новая страница истории Ходынского поля начитается с момента возникновения здесь аэродрома.

Продолжение. Часть 9.

Другие достопримечательности. Оглавление.

Использованы материалы: https://pastvu.com ; книги "Москва 850 лет"; Романюк " Москва за Садовым кольцом";  Павлова "САО" и др.

Ленинградский, Чаплыгин, Александр III, Жуковский Н.Е., Прогулки по Москве, старая Москва, архитектура, Казаков, Баженов, достопримечательности, Николай II, завод, Екатерина II, старые фото, Динамо, Александр II

Previous post Next post
Up