Ленинградский проспект. Прошлое и настоящее. Часть 5.
Часть 1. Часть 2. Часть 3.
Часть 4А.
Часть 4Б. Нечетная сторона.
Сегодня многие москвичи представляют себе Ходынское поле, как небольшой участок за Аэровокзалом, на самом деле, в стародавние времена начиналось Ходынское поле или вернее Ходынский луг от речки Пресни, которая теперь убрана в трубу и пересекает Ленинградский проспект где-то в районе Скаковых улиц, и тянулся он почти до м. Сокол, а в глубину охватывал территорию станций м. Беговая, Полежаевская и Октябрьское поле.
Но я не буду описывать всю историю Ходынки, а расскажу только о той ее части, которая проходила вдоль Ленинградского проспекта, ведь, именно, с этой стороны и начиналось освоение Ходынского поля, причем привязка у меня будет территориальная, а не хронологическая, т.е. что было и что стало.
Скаковая и Беговая улицы и аллеи получили свое название по находившемуся здесь неподалеку ипподрому, история которого началась в 1834 г., когда здесь состоялся первый рысистый бег, а к 1837 г. было устроено скаковое поле для состязаний верховых лошадей. В Москве конные состязания были весьма популярны, они собирали толпы народа. Популярность ипподрома, как места крупнейших зрелищных мероприятий росла и в 1881 г. архитектор Чичагов Д.Н. построил здесь беседку, которая простояла здесь только несколько лет.
В 1889-1894 годах было построено новое здание ипподрома по проекту архитекторов И. Т. Барютина и С. Ф. Кулагина.
Примерно, в эти же годы была создана Беговая аллея, ведущая от Петербургского шоссе к ипподрому, у въезда на эту аллею были установлены ажурные чугунные ворота и конные скульптурные группы, точные копии статуй в Петербурге на Аничковом мосту. Создали их Клодт К.А. (внук Клодта П.К. - автора Петербургского ансамбля) и Волнухин С.М.
Постепенно территория вдоль Ленинградского проспекта начала застраиваться.
А вот как выглядел тот же участок в 1950 - 1955 гг. Таким этот отрезок улицы помню уже и я. Слева дом №27, дом справа не сохранился.
Ленинградское проспект, дом 27. Фото 1950 - 1955 гг.
Сначала справа от конных групп появился конструктивистский дом. Фото 1929 - 1930 гг.
Построен он был для работников завода "Дукстрой" (о заводе в следующих постах) в конце 1920-х годов. Обратите внимание, справа от него еще сохранялись особняки и дачи.
Дом №27 - т.н. "ажурный" дом архитекторов Бурова А.К. и Блохина Б.Н. появился слева от конных групп в 1940-м году. Введен в эксплуатацию уже в военное время.
Красивые растительные мотивы хозяйственных лоджий кухонь были выполнены по эскизам Фаворского В.А.
Про этот дом достаточно много информации в книгах и интернете, поэтому напишу о нем менее известные вещи, все остальное найдете сами.
Например, цвет бетонных блоков приобрел "мраморность" совершенно случайно, во время их изготовления Бурову сообщили, что не могут добиться чистой поверхности блоков, и он принял решение об имитации в бетоне фактуры природного камня. Несколько дней он работал вместе с технологами, применяя разные добавки, и в конце концов блок приобрел мраморную внешность, которая до сих пор не требует ремонта и не потеряла свой первоначальный цвет.
Из-за военного времени не удалось осуществить в полной мере всю инфраструктуру, которая здесь первоначально планировалась архитекторами, а именно: гастроном, ясли-сад, ателье, бюро заказов на уборку, кафе и др.
Свое прозвище "аккордеон" дом получил после того, как на Бурова с оголтелой критикой набросился архитектор Чечулин Д.Н., в то время главный архитектор Москвы, называя этот дом "разукрашенным недорогим аккордеоном".
У дома интересная планировка. Он построен "покоем" (в виде буквы П), но при этом в нем лишь один подъезд. В этом огромном парадном подъезде три лестницы, широкие коридоры. Маленькие жильцы катались по ним на велосипедах.
Посмотреть дом изнутри можно у уважаемого
chaivo здесь.
Ходят слухи, что в одной из квартир этого дома когда-то жил генерал Василий Сталин, а в коммуналке в одной комнате проживал поэт и писатель Константин Симонов со своей женой, актрисой, Валентиной Серовой, и, якобы, здесь родились бессмертные стихи "Жди меня".
В конце 1960-х годов исчезают ворота, а позднее дом "Дукстроя" падет из-за строительства здесь туннеля под Ленинградкой.
В результате сейчас это место выглядит так.
А в противоположную сторону так.
За эстакадой начинается территория бывшего стадиона юных пионеров (СЮП). Вот нашла в интернете фото, где хорошо видно сверху как это выглядит сегодня, СЮП слева от эстакады.
До революции эта часть Ходынского поля использовалась под всевозможные празднества и выставки. Впервые идея провести торжества по случаю заключения Кючук-Кайнарджийского мира на Ходынском лугу пришла в голову Екатерине II, но о нем поговорим в следующих постах, т.к. территориально это было немного дальше.
В 1882 году на Ходынском поле открывается Всероссийская промышленно-художественная выставка. Как видно на карте, она располагалась не только на месте бывшего СЮП, но и занимала еще территорию современных домов под №33.
На поле выстроили более 80 различных сооружений, спроектированных архитекторами А. И. Резановым, А. Е. Вебером, А. С. Каминским. Главное здание было круглым, в плане похожим на колесо, от центра которого отходили 8 корпусов-«спиц», соединенных двумя концентрическими галереями.
В зданиях выставки находились промышленный, военный и морской, научно-учебный отделы, а также садоводства, кустарной промышленности, польский и финляндский. В художественном отделе были представлены произведения Айвазовского, Ге, Верещагина, Маковских, Перова, Поленова и других наиболее известных тогда художников. Отдельные павильоны имели такие крупные и быстро развивающиеся фирмы, как Кузнецова (фарфор), Абрикосовых (кондитерские изделия; в нем выставили бюст императора из сахара), Брокара (парфюмерия) и др. На выставке был и концертный зал вместимостью 2150 зрителей, где серию концертов дал Антон Рубинштейн.
А вот так она выглядела со стороны Ленинградского проспекта, тогда Петербургского шоссе.
Из всех строений на территории бывшей выставки до нас дошел только царский павильон - живописная постройка архитектора А. С. Каминского, находящаяся напротив входа на бывший "стадион Юных Пионеров" со стороны Ленинградского проспекта. Всего там было шесть комнат, потолки были расписаны, украшены лепниной, а все предметы обстановки предоставлены экспонентами выставки. О нем мы еще поговорим в следующем посте.
А пока несколько фотографий современного вида Царского павильона.
Выставка пользовалась большой популярностью: она работала 4 месяца и ее посетило более миллиона человек. Французская газета отмечала тогда, что "выставка 1882 г. составляет истинное торжество для промышленной России, она служит выражением громадного прогресса во всех отраслях человеческого знания".
Продолжение.
Часть 6. Другие достопримечательности.
Оглавление. Использованы материалы:
https://www.facebook.com/ruvr.ru/posts/317671768358907 ; Романюк С.К. "Москва за садовым кольцом"; "Москва, 850 лет";