Ленинградский проспект. Прошлое и настоящее. Часть 34.
Нечетная сторона.
Часть 1 -
Часть 19.
Четная сторона.
Часть 20.
Часть 21. Часть 22. Часть 23. Часть 24. Часть 25. Часть 26.
Часть 27. Часть 28. Часть 29. Часть 30. Часть 31. Часть 32. Часть 33. Четная сторона.
За Театральной аллеей, далее по проспекту, стоит Петровский дворец, подробно о нем и его истории
я рассказала здесь (это один из серии постов "Дачники и постройки Петровского парка. Наброски", для которой пока я собираю материалы, а в этом посте я хочу рассказать только о его послереволюционной истории и показать его современные интерьеры.
Вокруг Петровского дворца до сегоднешнего дня сохранились остатки парка.
По обеим сторонам от дворца в 1957 г. установлены бюсты Жуковскому Н.Е. (скульптор Г.В. Нерода, архитектор И.А. Француз) и
Циалковскому К.Э. (скульптор С.Д. Меркуров, архитектор И.А. Француз).
Появились они здесь не случайно, ведь долгие годы во дворце находилась Военно-Воздушная академия им. Жуковского. Но это случилось не сразу.
После революции царский путевой дворец был нацонадизирован и некоторое время переходил из рук в руки. Сначала он перешел в распоряжение Наркомзема и Наркомпроса, потом Наркомата имуществ республики, потом опять был передан Наркомпросу, а затем перешел в ведение Управления Кремлем и домами ВЦИК. В разное время тут поселили пулеметную команду, потом Первую стрелковую дивизию, в парадных залах организовали столовую общепита, часть помещений заселили временными жильцами, которые использовали резные двери, инкрустированные паркеты и мебель, как топливо. В итоге дворец был изуродован и разграблен. В 1923 г. сюда переехали авиаторы.
История Академии начинает отсчет со 2-го Всероссийского авиационного съезда, состоявшегося летом 1918 г., на котором было принято решение о создании высшего Авиаинститута и среднего Авиатехникума. Организация учебных заведений была поручена профессору Н. Е. Жуковскому. Сначала был создан Авиатехникум. Его первая годовщина почти совпала с 50-летием научной деятельности Н. Е. Жуковского, и было принято решение о присвоении Авиатехникуму имени его создателя. В 1920 г. техникум был преобразован в "Институт инженеров Красного Воздушного Флота имени Н. Е. Жуковского", а в 1922 г. институт был преобразован в "Академия Воздушного Флота имени Н. Е. Жуковского".
В Петровский дворец академия переехала в июне 1923 г., до этого с 1919 г. в нем располагался музейный отдел Главнауки. Фото 1920 - 1930 годов.
Это явилось большим праздником для личного состава академии. Создавались все возможности для организации аудиторий, лабораторий, мастерских, библиотеки. Территориально академия приблизилась к аэродрому. В эти же годы за академией закрепляются прилегающие к Петровскому парку территории, на которых в последующие годы строятся учебные и жилые корпуса академии, а здесь размещается ее штаб.
В Петровском дворце академия просуществовала до 1998 года, после чего штаб академии переехал в здание по улице Планетная, дом 3. Подробнее об истории академии и ее славных преподавателях и выпускниках можно прочитать
здесь, а я лишь покажу несколько интересных фотографий.
Фото 1932 г. Рота красных пилотов, ударных русских войск, на параде перед зданием штаба.
Фото 1947 г. Аэросани Туполева перед Петровским дворцом.
Фото 1930 - 1950 г. Вид из Петровского дворца.
Во дворце, в бытность здесь академии, дважды проводились реставрационные работы - в начале 1950-х и в 1979-1980-х годах, к московской Олимпиаде. Увы, они затронули лишь незначительную часть. До этого последняя капитальная реконструкция проходила лишь в 1862 году.
С этого же, 1998 года, здание дворца передали Мерии и в нем началась реставрация, которая длилась 11 лет. В 2009 г здесь открыли Дом приемов правительства г. Москвы.
Заглянем во дворец и посмотрим его интерьеры после реставрации. Надо отметить, что сейчас его внутренние интерьеры восстановлены такими, как они были к периоду 1820 - 1840 гг. Ведь, как я писала в прошлой части, дворец после ухода французов ограбили местные крестьяне, унеся все, что возможно, после чего он еще несколько лет стоял без ремонта , пока до него не дошли руки и в конце 1820-х и в начале 1830-х г. архитектор И. Т. Таманский переделал интерьеры в ампирных формах, поэтому современные реставраторы не решились выдумывать Казаковские интерьеры.
Колонный зал дворца, где установлены бюсты императоров и императриц, побывавших здесь, выглядит совсем новодельным.
Здесь устроен небольшой музей, посвященный постройке дворца и истории Петровского парка.
В центре зала представлен макет дворца.
Круглый или центральный зал дворца.
Великолепный плафон круглого зала был расписан в технике гризайль уже после пожара 1812 года при восстановительных работах в середине XIX века, которые производились по поручению Николая I итальянскими художниками - братьями Артари.
Лестница дворца, ведущая на второй этаж.
Подлинных вещей во дворце практически не осталось. За долгие годы нахождения во дворце авиаторов обстановка поисчезала, хотя первоначально все уцелевшее имущество (дворцовая мебель, картины, зеркала, скульптура, часы, посуда и т.д..) было им передано.
Романюк пишет: "Любопытно, что небольшая часть резного белого с позолотой гарнитура сохранилась: она сейчас находится в Павловском дворце-музее, куда попала как подарок съемочной группы кинофильма "Война и мир", которая приобрела его в частном собрании".
Последними утратами имущества дворца, как пишет в
газете "Завтра" в статье С. Молодцов, следующие предметы - "В апреле этого года (1998 г.) ... была составлена подробная опись убранства дворца, не подлежащего вывозу. Однако к июню с крыльца исчезли литые бульдоги. В ночь на 27 июня из Розового зала пропали самые ценные предметы мебели Петровского подъездного дворца - два старинных шкафа французской фирмы "Barbidienne". Эта известная всей Европе фирма производила бронзовые и позолоченные изделия. Похищенные шкафы были выполнены в технике буль (данная техника, как правило, предполагает инкрустации серебром с позолотой, с использованием перламутра и панциря черепахи). В похожей технике сделаны драгоценные двери зала Леонардо Да Винчи в Эрмитаже. Эти шкафы с нимфами Гужона, словно сошедшие с фасада Лувра, представляют собой редчайший образчик французского ренессанса шестнадцатого столетия". В книге Нины Молевой "Боярские дворы" представлена вот такая фотография розового зала дворца. Как я предполагаю, на фото один из этих шкафов.
До недавнего время в интернете встречались и другие фото этих шкафов, но сейчас я их обнаружить не смогла. Кто найдет, просьба дать ссылку на фото. Обратите внимание, двери на фото еще темные, т.е. снимок сделан еще во времена, когда зданием владела академия.
Исключения составляют только зеркала, они подлинные, по крайней мере так нам рассказывал здешний экскурсовод.
Цветовое решение интерьеров современными реставраторами выполнено в т.н. "бисквитном" ключе, аналогично знаменитому сорту форфора. Они опирались на серию старых фотографий рубежа XIX -XX века (эти фото я выкладывала , когда писала о дореволюционной истории дворца, см ссылку в начале).
Парадный зал.
К сожалению, сегодня только небольшая часть дворца, доступна к просмотру. Сейчас главное его назначение - Дом приемов правительства Москвы, для этого была проведена реконструкция, в результате которой общая площадь его помещений была увеличина и составила 17 060 кв. м, из них подземная часть - 6 785 кв. м. Здесь появился ресторан, с залами, стилизованными под старину,
а также гостиница и гараж, но это уже другая история, мне пока мало интересная.
Продолжение.
Часть 35. Другие достопримечательности.
Оглавление. Использованы материалы:
http://www.vvia.org/Default.aspx?tabindex=2&tabid=3 ;
http://forum.myjane.ru/viewtopic.php?t=50736&start=225