Дачники и постройки Петровского парка. Ресторан "Скалкин", б. "Эльдорадо". Часть 6.

Jan 24, 2020 12:20

        Дачники и постройки Петр. парка. Ресторан "Скалкин" б. "Эльдорадо". Часть 6.
    Вводная часть. Часть 1. Часть 2. Часть 3. Часть 4. Часть 5.

Несмотря на то, что история ресторана описана уже во многих источниках, позволю себе уточнить некоторые детали и рассказать о другом ресторане, который был тут до ресторана "Скалкин". Я не ошиблась, именно, "Скалкин" назвал свой новый ресторан  Илья Арефьевич. Кроме того, мне удалось выяснить точную дату его открытия. Но обо всем по порядку.
      После отъезда в 1899 г. купца Вильяма Габю в Швейцарию (о  нем в части 5), этот участок на углу Пеговского пер. (совр. ул. Серегина) и  Б. Зыковского проезда ( ныне Красноармейская ул., д.1) оставался еще некоторое время во владении семейства Габю. Сначала дача то ли пустовала, то ли само семейство Габю летом там проживало, но в начале XX века участок этот сдается в аренду и на нем начинается ресторанная жизнь.
    Художник Крамской И.Н. В ресторане.

Мало кто знает, что первоначально тут, на арендованной у семейства Габю даче (сейчас Красноармейская ул., д.1), открывается ресторан "Самарканд". Сначала этот ресторан был безымянным и владел им Натрускин Василий Федорович (1838 - ? гг.), родной брат Натрускина Ивана Федоровича, содержателя ресторанов " Стрельна" и "Мавритания".
      Мне удалось обнаружить, как выглядел ресторан "Самарканд" в это время. Его можно  увидеть вот на этом наброске худ. Мухарского С.М. в приложении к газете "Московский листок" от 2 августа 1901 г., с которой художник сотрудничал на протяжении многих лет. Позже рисунок этот появился в книге "Москва на рубеже двух столетий...", опубликованной в 1910 г. В нее вошли иллюстрации, опубликованные в приложениях к газете "Московский листок" в разные годы, а в предисловии к книге написано, что в ней представлены рисунки, сделанные с натуры. Единственное "но", это то, что в газете рисунки Мухарского появились в виде коллажа, и часть этого рисунка скрыта за другим рисунком.
                                 Худ. Мухарский Степан Матвеевич "Ресторан Самарканд". 1901 г.
                            

Было ли построено на даче Габю специально здание под ресторан или его дачу приспособили под ресторан не знаю.
      Василий Федорович Натрускин до этого, с 1880 годов, владел другим рестораном "Юль", который располагался напротив, на четной стороне современной Красноармейской ул. (об этом его ресторане я сейчас пишу, ссылку дам позже).
     По какой причине Натрускин В.Ф. съехал с насиженного места и перехал сюда на дачу Габю, мне неведомо.
     Владельцем  ресторана "Самарканд" он был недолго и уже в 1903 г. в газете "Московский листок" от 1 мая 1903 г. в № 120 появилось рекламное объявление, где метродотелем этого ресторана указан Натрускин П.В., возможно, сын Василия Федоровича, а содержателем ресторана указан его родной племянник Дмитрий Иванович Натрускин.
                                 

Семейству Натрускиных в Петровском парке принадлежало несколько ресторанов, но ресторан "Самарканд", в отличие от упомянутых выше, не раз менял свое месторасположение. Как долго ресторан "Самарканд" оставался на этом месте, точно установить мне не удалось, но и при новом владельце Скалкине И.А. (о нем ниже) ресторан еще  какое-то время размещался тут, ориентировочно до 1907 - 1908 годов. Затем он вновь перехал на свое старое место на другую сторону Б. Зыковского проезда (сейчас Красноармейская ул.).
    Подробнее о других упомянутых ресторанах Натрускиных я расскажу в соответствующем месте, а пока продолжу рассказ об этом участке.
    В 1904 г. (а не в 1899 г., как пишут многие в интернете) владельцем этого участка становится крестьянин (а не купец) Скалкин Илья Арефьевич (? - 1914-? гг.). Кстати, в "Справочных книгах о лицах, получивших... купеческие и промысловые свидетельства", он как купец не упоминается.
    К этому времени Скалкин уже хорошо известен, как создатель знаменитого хора и содержатель ресторана "Эльдорадо", но до этого он не был владельцем участка в Петровском парке, а сам ресторан "Эльдорадо" задолго до Скалкина появился тут в парке и сменил нескольких владельцев ( подробнее об этом см. здесь), да и располагался он изначально в другом месте, там где стоит ныне бывший ресторан "Аполло", а сейчас музей авиации и космонавтики.
   О самом Скалкине в интернете и в книгах гуляет много небылиц, поэтому решила написать отдельный пост о его жизни и о других его владениях ( об этом см. здесь).
                                                           Скалкин Илья Арефьевич
                                               

Накопив некоторый капитал с доходов от ресторана "Эльдорадо" и от сдачи в аренду своих участка в Сокольниках и здесь в Петровском парке, Илья Арефьевич решает построить тут собственное здание ресторана. Проект он заказывает знаменитому в то время архитектору - Льву Кекушеву, но по одной из версий Скалкин не сошелся с Кекушевым в цене и поругался с ним, по другой версии после революции 1905 года общественное мнение отвернулось от роскоши раннего модерна в сторону неоклассики и сдержанного "северного модерна", а Кекушев оказался то ли не способным изменить свой стиль, или не пожелал сделать это, поэтому его крупнейший проект - ресторан "Скалкин" (1907 г.) был построен архитектором Поликарповым Николаем Дмитриевичем со значительными отступлениями от кекушевских чертежей.
     Открылся ресторан "Скалкин" только 8 октября 1911 г. О его открытии сообщала газета "Московский листок" в №231.


А в рекламе в той же газете от 18 октября 1911 г. добавляется - "Теперь вы убедились как грандиозен и красив вновь выстроенный и на днях открытый ресторан "Скалкин".
      А в той же газете от 28 декабря 1911 г. в объявлении уточняется, что ресторан "Скалкин", расположен против бывшего "Эльдорадо". Точнее надо было написать наискосок.


А реклама в той же газете от 21 октября того же года уже расхваливает ресторан в стихах.


Самая ранняя фотография с изображением здания ресторана датируется  только 1937 г., поэтому далее уже современные фотографии.
    Дополнение: Я ошиблась, самую раннюю фотографию этого здания, сделанную до 1923 г., можно увидеть в комментариях ниже.
    Петровский парк. Бывший ресторан Скалкина. Фото 1937 г.


Двухэтажное с полуротондой здание ресторана "Скалкин" с огромны полукруглыми окнами и керамической облицовкой фасадов было сооружено в 1908 - 1910 гг. (сведения разнятся) в стиле модерн.


Наиболее заметная деталь фасада - широкие полукруглые окна на первом этаже, которые "накрывает" собой широкое тройное окно полуовальной формы второго этажа.






На связь с искусством указывают театральные маски, украшающие главный фасад, а также лавровые венки.


Центральным же объёмом здания зрительно воспринимается угловая башня со входом, увенчанная мощным куполом и украшенная изразцами.
                      

Точно известно, что Кекушев разработал все металлические "украшения": фонари-торшеры, флагодержатели и т.п., которые подчеркивали его роскошь.
                      



Касаемо ограды, не подтвердить, не опровергнуть эти сведения мы не можем, т.к. иллюстративного материала подтверждающего это нет, а на послереволюционных фото никакой ограды не видно.


Вид на здание со ст. Красноармейской ул.


А вот как выгдядело внутреннее убранство ресторана мы можем судить по некоторым сохранившимся фотографиям. Видимо, судя по годам, они были сделаны сразу после внутренней отделки залов, там стояла самая дорогая мебель, изготовленная по специальному заказу на фабрике художественной мебели В.Смирнова.
    Петровский парк. Мавританский кабинет ресторана Скалкина. Фото 1908 г.
                    

Петровский парк. Орловский (Беговой) кабинет ресторана Скалкина. Фото 1908 г.
                     

Вот как описывают сад при ресторане - "В саду была устроена сцена для музыкальных номеров, на котором среди прочего выступал и знаменитый скалкинский хор. Чуть поодаль располагалось здание поскромнее - жильё для обслуживающего персонала ресторана". Об этом саде, сохранившегося, видимо, еще со времен купцов Андреевых, я писала в в части 4.
    Вера Бокова в своей книге "Повседневная жизнь Москвы в XIX веке" рассказывая о других ресторанах Петровского парка, об "Эльдорадо" пишет - "Если все перечисленные рестораны, даже в зените своей разгульной карьеры пользовались хотя и специфической, но все же сравнительно приличной репутацией, то ресторан "Эльдорадо" относился к числу таких, о которых в порядочном обществе не принято было упоминать.Тихий и скучный днем, как и все загородные заведения, поздно вечером "Эльдорадо" оживал и тогда весь сиял огнями иллюминации. К его крыльцу с наступлением темноты подлетали нарядные экипажи; слышны были звуки музыки, а порой доносились и пьяные крики. Поутру веселье кончалось".
    А дальше она продолжает этот же абзац - "Сонные лакеи в помятых фраках мрачно собирали с земли разбитые бутылки, снимали сгоревшие бумажные фонарики, поправляли опрокинутые плошки на клумбах, устанавливали друг на друга столики, на них громоздили стулья; сторожа лениво шаркали метлами по опустевшим дорожкам", - это В. Бокова без ссылки цитирует фразу из воспоминаний Е.А. Андреевой-Бальмонт, которая описывала другой - старый деревянный ресторан, стоявший, как я уже писала, в другом месте. А тут прежде был не ресторан, а дача купцов Андреевых, а потом  В. Габю".
    "Публика здесь бывала особенная, а о происходивших кутежах и дебошах рассказывали легенды. "Говорили о разбитой посуде на сотни и тысячи рублей, о мытье пола шампанским, о кидании неоткупоренных бутылок на улицу. Один такой эпизод, в котором участвовали носители известных в торговом мире фамилий, закончился у мирового судьи… Несмотря на выступление самого цвета московской адвокатуры, участникам пришлось некоторое время раздумывать о своих подвигах в безмолвии темничной камеры", - рассказывал современник. Тут Бокова ссылается на воспоминания В.М. Голицина, но он это писал не только об "Эльдорадо", но и о др. загородных ресторанах.


Большинство газетных заметок, цитируемых в блогах, описывающих события, происходившие в ресторане, тоже, судя по годам публикации, происходили в старом здании ресторана, когда буду писать о нем, там я их и приведу. Об этом же ресторане, я нашла только единственную заметку. Газета Раннее утро" 14(01) 1914 г. писала о встрече Нового года в разных ресторанах Москвы, в т. ч. у Скалкина - "Автомобили и „голубцы” у подъезда. Полно, шумно, весело. Оркестр музыки. Хоры мужские и женские, На сцене-„этуали" и „звездочки”. Много цветов".
     Не меньше легенд гуляет и о самом Скалкине. Знаток старой Москвы Евгений Иванов писал - "Много воспоминаний старых официантов связывалось с личностью владельца московского загородного ресторана И. А. Скалкина. Из приводимых образцов песен видно, что личность этого предпринимателя своей популярностью едва ли не равнялась с пресловутым разбойником Чуркиным. Так его даже называли. Рассказывали, что будто бы подвыпивших гостей своего ресторана он заманивал в ночное время к себе на дачу, угощал наркотиками, обыгрывал в карты, иногда просто грабил и в бесчувственном состоянии или мертвых завозил на пустыри и в канавы, где и бросал на произвол судьбы. Полиция у этого субъекта была вся своя, как называли тогда, купленная, на месячном жалованье, а в прокуратуре помогали невидимые связи.
    Так это было или нет, но молва настойчиво приписывала ему подобные проделки, и сложенные про него официантами бесхитростные песни заставляют в это поверить".
    Далее Иванов приводит два образца таких песен.
    Тот же Евгений Иванов, пишет - "После смерти известного руководителя народными хорами Молчанова, славившегося хорошим составом певцов и умением управлять ими, вокалисты попали на службу к случайному в этой профессии лицу - ресторатору Скалкину. Последний обладал крутым нравом и сильно выраженными наклонностями к эксплуатации своих подчиненных. Приняв на себя обязанности дирижера и директора, он установил хористам жалованье от шести до восьми рублей ежемесячно, причем в обязанность певцов ввел еще чистку значительного количества лошадей своей беговой конюшни. За промахи и провинности Скалкин не стеснялся "отечески" избивать певцов, переносивших "эти хозяйские обиды ввиду отсутствия других мест и возможностей применения своего труда" (здесь Иванов ошибается, еще задолго до того, как стать ресторатором, Скалкин уже был руководителем хора, об этом я писала в прошлом посте, посвященном Скалкину, см ссылку выше).
    К чему я все это? Да, конечно Скалкин не был святым, имел крутой нрав, но все же объективности ради скажу, множество негативного о нем в современных книгах, постах и пр. в основном базируется только на книге уважаемого и достойного Евгения Иванова, вышедшей в 1934 г., который собрал некоторые воспоминания сторожей и официантов, видимо, обиженых Скалкиным. А единственную д\р заметку, которую я нашла я уже приводила в прошлом посте, повторю ее тут. Газета "Московские ведомости" 5 января (23 декабоя) 1908 г. сообщала - "Вчера в Сокольниках, между Ивановской и Митьковской улицами, в доме Скалкина, обнаружен воровской притон. Задержаны шесть "международных" очень опасных воров". Знал ли Скалкин, кто у него арендует жилье или нет, сказать трудно.


Но недолго Илья Арефьевич был владельцем этого своего ресторана, как пишет Вл. Бессонов - "...Скалкин умер в августе 1914 г. в возрасте пятидесяти шести лет (16 августа состоялось отпевание в Петровском парке, которое совершил архимандрит в малом храме Благовещенья; похоронен в Московском Скорбященском монастыре)".
    После смерти Скалкина, как упоминает А. Кокорев - "Во время Первой Мировой войны в помещениях ресторана владелицей Надеждой Ильиничной Скалкиной-Девойот (дочерью И.А.) был устроен приют на 350 человек. Благодаря ей и специально образованному под ее началом дамскому комитету в помещении ресторана было устроено пристанище на 350 человек. Большие залы приспособили под общежития для одиноких мужчин и женщин, а семейных разместили в артистических уборных. Одно из помещений отвели под «очаг» (ясли) для детей. Приют просуществовал до января 1915 года, когда хозяйка ресторана решила, что "гостям" пора и честь знать".
    Однако, после того как приют съехал, работа ресторана больше не возобновилась. И хотя в справочниках "Вся Москва" до 1917 г. включительно будет упоминаться ресторан "Эльдорадо", а не ресторан "Скалкин" как его окрестил владелец, тем не менее в телефонном справочнике и за 1915, и за 1916 годы ресторанов ни с одним из этих названий не упоминается, а по телефону 14 65, ранее принадлежавшему ресторану, указано, что это собственный дом  Скалкиной В.В.
    После революции в главном зале ресторана выступил Владимир Ульянов (Ленин), что впоследствии и помогло сохранить это здание.
    Сам ресторан просуществовал до 1918 г., а затем в нем разместился "Дом красных офицеров им. Розы Люксембург", как он первоначально назывался, а впоследствии он стал Домом офицеров Военно-воздушной инженерной академии. Кстати на фото ниже, рядом с рестораном виднеется еще один дом, видимо, это и есть дом самого Скалкина, о чем упоминается в д\р справочниках.
    Красноармейская улица. Фото 1960 - 1970 гг.


По воспоминаниям старожилов местная молодежь ходила сюда на танцы и в кино, тут был небольшой зал кинотеатра.
    Е. Г. Адлер вспоминал - "Рядом с нашим домом в бывшем ресторане Скалкина обосновался клуб Академии, куда во время спектаклей или киносеансов пробирались без билетов и мы, подростки того времени...".
    Перед этим зданием снимался эпизод фильма "Адьютант его превосходительства" - когда адьютант спровацировал драку, чтобы объяснить ушибы своего лица.
У входа в клуб ВВИА им. Жуковского. Кадр из фильма "Адьютант его превосходительства" 4-я серия. Фото 1969 г.


Так сейчас.


Сама я также в начале семидесятых годов прошлого века неоднократно бывала в этом здании, когда почти два года ходила сюда на курсы кройки и шитья. На втором этаже в мое время уже ничего не сохранилось, а вот первый этаж поражал своим видом. огромный зал с высочайшим потолком, опирающийся на красивые колонны. По бокам зала (холла) были расположены, как пишут старожилы, две лестницы, правда, я помню только одну, вторая, наверное, в мое время была закрыта.
    В 1986 году, в кинозале "Дома Офицеров" перед сеансом обвалилась крыша, и как говорили чердачные перекрытия, никто не пострадал, т.к. зрителей в зал ещё не запускали. Около 12-15 лет после этого случая, здание простояло за забором, постепенно саморазрушаясь. В итоге было продано, и отремонтировано.
   Ниже, представлено фото здания перед ремонтом.
                             Ресторан Эльдорадо (верно ресторан Скалкин) 2008 г. Фотограф Р. Якушин.
                  

Сейчас в здании обосновалась металлургическая компания "Мечел", на ее же средства и был проведен капитальный ремонт здания. Внешний вид ресторана сохранился только с угловых фасадов, а если посмотреть сзади и с бока то видно, что на месте бывшего сада появилась огромная пристройка, да и само здание с одной стороны надстроено еще одним этажом. Подлинные рамы, хотя и сохранили свои очертания, но теперь они вместо деревянных - пластиковые.
    Современный вид со стороны Красноармейской ул. (б. Старозыковского проезда).


Современный вид здания со стороны ул. Серегина (б. Пеговского пер.).


Но это все же лучше, если бы здание и вовсе снесли.
    В следующей части мы с Вами поговорим о других дачниках, живших в бывшем Пеговском пер.

Дачники и постройки Петровского парка. Купцы Пеговы и Носенковы. Часть 7.

Другие достопримечательности. Оглавление.

Использованы материалы: https://e-libra.su/read/471163-metkoe-moskovskoe-slovo.html;  В. Бокова "Повседневная жизнь Москвы в XIX веке" и др.

старая Москва, ресторан, старые фото, Петровский парк, Прогулки по Москве, достопримечательности

Previous post Next post
Up