Дачники и постройки Петр. парка. Зыковский пер. Окончание. Часть 21.

Mar 01, 2021 11:55

                 Дачники и постройки Петр. парка. Зыковский пер. Окончание. Часть 21.

Вводная часть. Часть 1. Часть 2. Часть 3. Часть 4. Часть 5. Часть 6. Часть 7. Часть 8. Часть 9. Часть 10. Часть 11. Часть 12. Часть 13. Часть 14. Часть 15. Часть 16. Часть 17. Часть 18. Часть 19. Часть 20.

Продолжаю прогулку по современной улице Степана Супруна, бывшему Зыковскому переулку. К сожалению, его старых фотографий не сохранилось, но в моем представлении он мог выглядкть примерно так.


Следующим владельцем участка №5, прежде принадлежавщему архитектору Павлу Петровичу Зыкову, о нем я рассказывала в прошлой части, в конце XIX века становится по одним сведениям купец, по другим мещанин Цаплин Илья Гаврилович. О нем я  также уже писала здесь, когда рассказывала об улицах и переулках Немецкой слободы. Цаплину И.Г. в Москве принадлежал доходный дом на углу Бауманской (прежде Немецкой) ул. и Аптекарского пер., построенный в 1893 г. по проекту архитектора А. Херсонского. Дом этот сохранился, сейчас это дом №56\17.
     Угол Бауманской ул. и Аптекарского пер., д. №56\17.


В начале XX века участок Цаплина переходит к его наследникам, то ли к жене, то ли еще к какой-то родственнице Цаплиной Марии Кузьминишне. Отмечу, в начале XX в. это будет уже владение №7, т.к. соседний участок №3 разделится на два участка  №3 и №5. Мария Кузьминишна будет владеть им  до начала 1910 годов. Кроме того, ей будет принадлежать дом 16 в Б. Конюшковском пер., (не сохранился).
    В начале 1910 г. участок №7 перейдет к потомственному дворянину Телегину Николаю Васильевичу (? - 1917 гг.), наследнику Злынского конного завода в Орловской губ. и члену Императорского общества Поощрения Рысистого коннезаводства.
    Основателем знаменитого конного завода в начале 1870-х годов был дворянин, статский советник и вице-президент (до 1900 г.) Орловского общества охотников конного бега Василий Николаевич Телегин, он разводил рысаков орловской породы, Писатель А.И. Куприн, написавший очерк ""Рыжие, гнедые, серые, вороные", немало место в нем посвятил дворянам Телегиным и их конному заводу. Он писал - "Надо сказать, что ихний завод вел главным образом серую масть. Не знаю, было ли это пристрастие наследием от предков, или старый Телегин, будучи гвардейским кавалеристом, служил в полку, ездящем на серых конях, но он от этой любимой масти не отступал".
    Завод трижды переезжал, пока в 1903 году не обосновался в селе Злынь Болховского уезда Орловской губернии.
    Далее Куприн пишет  - "Сам старший Телегин в те дни уже не мог отдавать всего своего времени и всех забот заводу, ибо от паралича отнялась у него вся правая половина тела. Передвигался он с великим трудом, не выпуская из здоровой руки костыля, а больше его возили в легонькой колясочке... И ведь дожил, дожил-таки старик Телегин до той поры, когда слава о телегинских лошадях пошла по всей России...."
    Дело страстного любителя лошадей Василия Телегина  продолжил его сын Николай Васильевич Телегин. Он, сам не раз бравший в руки вожжи во время бегов на орловском ипподроме, заметил, что при всех достоинствах орловский рысак в резвости уступает более сухим и быстрым стандартбредным американцам. Появился замысел скрестить эти две породы.  Родоначальниками новой породы - русской рысистой - стали два американских стандартбредных жеребца: Барон Роджерс (куплен в 1890 году) и Боб-Дуглас (куплен в 1910 году). Эти имена памятны всем знатокам и историкам российского коневодства.
                                       Дворянин  и коннезаводчик Телегин Николай Васильевич.Фото отсюда.
                                                             

Вот, что писал Куприн о сыне Василия Николаевича - "Николай Васильевич с детства жил около лошадей. У отца его, отставного ротмистра, был свой завод в Курской губернии. Не очень большой, но заботливо поставленный. Расширить дело старик Телегин не мог. Богаты Телегины были только древними дворянскими предками; да, может быть, и не хватало энергии в возрасте преклонном. Молодой Телегин с юности предался страсти к лошадям, и глаз на них природа ему отпустила самый проницательный, так же как и тонкое понимание лошадиной души и характера... уменье вникать в лошадь -- это особый дар, который дается при рождении самой судьбою, подобно дару музыки, живописи и физической силы. Да вот вам пример: родной брат Николая Васильевича, тот знал хорошо лошадь; понимал и любил ее и даже считался недурным спортсменом, но не было в нем этого горящего восторга, этого насквозь видящего взора на лошадь, этой твердой и растяжимой воли, как у брата. Николай Васильевич по строению ума и по настойчивости мог бы сделать себе большую карьеру в любой отрасли: легко бы мог стать доктором, адвокатом, инженером или пойти по дипломатической части. Однако лошадь взяла верх. И прекрасно сделали: молодой Телегин, что послушался своего призвания, а отец, что не противился душевному влечению сына, и вскоре старик, хотя и не без некоторого возмущения, должен был сознаться, что молодой отпрыск пойдет далее старой ветви...".
    Переехав в с. Зльнь, вскоре Телегин Н.В. начинает здесь строить усадебный дом, предположительно, по проекту орловского архитектора Александра Химеца. Судя по документам, здание строилось в несколько этапов с 1903 по 1911 гг.
    Усадьба дворян Телегиных. Старое фото отсюда.


Усадьба возведена в стиле русского модерна: извилистые линии, изящный декор. На сегодняшний день этот дом считается самым красивым домом в стиле модерн на Орловщине. Место, выбранное для постройки дома и конного завода было красивейшим местом Орловщины: два больших пруда с водяными лилиями и с островом в центре одного из прудов, мостик, купальня, барский яблоневый сад.
    Усадьба дворян Телегиных. До недавнего времени выглядела так. Фото отсюда.


В это же время Николай Васильевич возводит конюшни, некоторые из которых сохранились до наших дней. А деньги на все эти постройки у молодого Телегина были. Как писал тот же Куприн, "Телегин на одних призах себе крупное состояние сделал". Известно, что его доход от призов в России и в мире, заработанный  до 1917 г.,  был больше миллиона. рублей.
    Конюшни Злынского конного завода. Фото отсюда.


Опять Куприн - "Когда старый Телегин скончался, то разделился Николай Васильевич полюбовно с братом. Себе оставил завод, брату -- деньги, дома, землю. Сам жил большею частью при заводе, а брату в столицы, ради спортивного дела, посылал молодых жеребят и маток... Повел после смерти отца Николай Васильевич свое заводское и беговое дело на широкую ногу...Уж он, как мудрец, как профессор, знал до тонкости, какую каплю с какой соединить для получения великолепной беговой лошади. И нельзя сказать, -- как говорили иные завистники, -- что ему "везло". Нет! Только труд и знание, опыт, любовь к делу... Ну и дар, понятно.".
    На Злынском конном заводе о Николае Телегине сохранилось много легенд и преданий. Вот что пишут здесь - "Каждый приезд Николая Телегина на конезавод превращался для округи в настоящий праздник. Вино лилось рекой, пиво - ​ручьём, в усадьбе гремели концерты привезённых хозяином артистов. У Телегина была отменная повариха, которая готовила ему вкуснейшие блюда. Особенно он обожал гречишные блины. Николай Васильевич слыл барином справедливым. К примеру, если во время охоты его собаки случайно хапнули крестьянскую овцу, цена которой была три рубля, Телегин платил её хозяину все 30! Так злынцы о подобном "убытке" в своём хозяйстве только и мечтали.
    Видимо, уже после смерти отца, где-то на рубеже 1910 г. Николай Васильевич покупает участок в Петровском парке, расположенный недалеко от московского ипподрома. Этим участком он владел вплоть до революции. К сожалению, сведений о том возвел ли тут Николай Васильевич новый дом или жил в бывшем доме архитектора П.П. Зыкова или купца Цаплина, неизвестно. не сохранилось и старых фотографий дома. Но, наверняка, Телегин строил тут конюшни, остатки этих конюшен, как я предполагаю, до недавнего времени в полуразрушенном виде можно было видеть в глубине этого участка за колючей проволокой. Я точно не знаю, что там было в советское время, кажется, они использовались для каких-то нужд заводом Ильюшина (о нем позже). А сейчас на прежнем участке Телегина  (д.№7) расположен автосервис и автомойка, а вместо настоящих коней сюда теперь приезжают "железные" кони.(см.здесь).
    А вот усадьбе и конному заводу Телегиных повезло больше. Жена Телегина Татьяна Николаевна умудрилась в пекле гражданской войны сохранить костяк племенного стада. Белым, зелёным и красным хозяйка конезавода отдавала лошадей каких похуже, а лучших продолжала тренировать. Поэтому, несмотря на то, что  в июне 1918 г. конный завод Телегиных был национализирован и пострадал в годы гражданской, а  особенно сильно в  годы Великой Отечественной войны, когда во время оккупации в главном доме усадьбы располагался  немецкий госпиталь, и, как пишут некоторые, после их отхода все постройки были сожжены (эту информацию надо проверять, т.к. есть фото здесь 1955 г., где, хоть и в полуразрушенносм виде, все же видно - дом сохранился), тем не менее благодаря усилиям хороших людей завод смог возродиться вновь.
    На сегодняшний день все постройки восстановлены, хотя и с некоторыми отклонениями. Особенно меня смущает цвет в который сейчас покрашен главный дом усадьбы, но  как пишут тут - цвет исторический - "восстановлен по кирпичу с остатком старой краски, который специально возили на экспертизу".
    Дом Телегиный. Современный вид. Фото отсюда.


А самое главное, восстановлен Злынский конный завод. Теперь по просторам Орловщины снова гуляют вот такие прекрасные кони.
     Злынский конезавод . Фото отсюда.


Снова вернемся в Петровский парк. Следующий участок №7 (в начале XX века он же №9) в 1880-е годы принадлежал мещанке Смирновой Прасковьи Григорьевне, в те времена она была соседкой архитектора Зыкова П.П., о нем я писала в прошлой части. В конце XIX века участок перешел к вдове купца Куликова - Зинаиде Павловне Куликовой.
    В начале XX века владельцем участка становится граф Робопьер Георгий Иванович (1854 - 1916 гг.), о нем я расскажу в следующей части. А пока только упомяну о доме, который некогда стоял на этом участке. При ком из перечисленных владельцев он был построен и в какие годы неизвестно.
    Несколько лет назад, на остановке автобуса на Красноармейской ул., я разговорилась с одной женщиной, которая рассказала мне, что прежде на месте химчистки на ул. Степана Супруна, д.9, или рядом, стоял барак, в котором жила ее бабушка и который почти весь был заселен цыганами. Позже в сети появилась фотография этого барака. Уточню,бывший Зыковский пер., в 1922 - 1965 гг. - это 1-й Красноармейский переулок, а уже затем ул.получила современное название.
                            Ул. Степана Супруна (б. 1-й Красноармейский пер.)., д.9. Фото 1960 - 1963 гг.
                                  

Ром Лебедев в своих воспоминаниях писал - "Почти весь Петровский парк - Зыковский проезд, Стрельненский переулок и Зыковский переулок - был заселён цыганами. Здесь жили семьи известных в Москве цыган: Лебедевых, Поляковых, Ивановых, Паниных, Степановых, Шишковых...  Кроме цыган по всему Зыковскому проезду ютились в комнатках-клетушках румынские, венгерские, итальянские скрипачи, хористы и хористки". О цыганских местах и домах в Петровском парке я еще не раз буду упоминать в дальнейшем.
     Последний участок №9 (позже, он же №11) в Зыковском переулке, угловой с с Большим Зыковским пер. (сейчас Красноармейской ул). в 1880-е годы принадлежал одному из богатейших людей того времени, потомственному почетному гражданину, коммерции советнику, купцу 1-й гильдии Малкиелю Самуилу Мироновичу (1836-?). Интересно, что в то время в Петровском парке люди разных сословий дворяне мещане, купцы жили вперемежку. Тогда соседкой Малкиеля была мещанка Смирнова, а ее соседом архитектор Зыков.
      Подробнее о купце Малкиеле и др. владельцах этого участка мы поговорим в следующей части.
      А здесь в конце поста дам ссылки на документальные фильмы, один про усадьбу Телегиных, где на нее можно полюбоваться с высоты птичьего полета, а другой про возрожденный конный завод, где можно полюбоваться  прекрасными лошадками.

Дачники и постройки Петр. парка. Б. Зыковский пр. Продолжение. Часть 22. .

Другие достопримечательности. Оглавление.

Использованы материалы: А.И. Куприн ""Рыжие, гнедые, серые, вороные"; справочники разных лет; http://orel-story.ru/forum/index.php?action=vthread&forum=9&topic=754&page=7 ; Википедия; https://regionorel.ru/novosti/society/zlynskiy_konezavod_vozrozhdaet_byluyu_slavu_russkogo_konevodstva_i_stanovitsya_populyarnym_turistich/ ; и др.

старая Москва, Динамо, Петровский парк, Прогулки по Москве, достопримечательности

Previous post Next post
Up