Дачники и постройки Петр. парка. Дворяне Вульферты. Часть 19.
Вводная часть.
Часть 1.
Часть 2.
Часть 3.
Часть 4.
Часть 5.
Часть 6.
Часть 7.
Часть 8.
Часть 9.
Часть 10.
Часть 11.
Часть 12.
Часть 13.
Часть 14.
Часть 15.
Часть 16.
Часть 17.
Часть 18.
На отрезке Петербургского шоссе между Стрельнинским (ул. Пилота Нестерова) и Зыковским (ул. Степана Супруна) пер. в конце XIX - начале XX века в Петровском парке было три участка. о двух угловых - купцов Расторгуевых и Грачевых - я писала
тут и
тут. Теперь поговорим об участке в центре. В конце XIX века участок этот принадлежал фельдшеру Савельеву Семену Савельевичу, а в начале XX века он перешел к дворянам Вульферт.
В качестве иллюстрации картина К. Писсарро, т. к. крайний дом слева на ней отдаленно напоминает дачу дворян Вульферт.
Худ. Камиль Писсарро.
Настоящая их дача видна на фотографии 1913 г., которую я уже не раз приводила, когда писала об этом отрезке Петербургского шоссе. Дача Вульферта в центре, чуть левее ворот аэродрома.
Вид на московский аэродром с аэроплана. Фото 1913 г.
В начале XX века этот участок покупает присяжный поверенный, дворянин Вульферт Владимир Карлович (1844 - 1906 гг.),
Предки Вульферта появились в России в середине XVIII века, один из них Иоганн Христофорович был государственным аптекарем, сначала в Кронштадте с 1783 по 1793, а с 1794 г. он уже аптекарь в Москве. Иоганн Христафорович вышел в отставку в чине коллежского асессора, заслужил потомственное дворянство. Из рода Вульфертов была бабушка Софьи Андреевны Толстой (жена графа Л.Н. Толстого). Вульферты, о которых я пишу, были также в родстве со Станкевичами и Щепкиными.
Владимир Карлович родился в имении при с.Щучье Острогожского уезда Воронежской губернии в семье полковника конно-артиллерийской бригады Карла Антоновича Вульферта (1796 - 1848 гг.). Его матерью была Надежда Владимировна Вульферт, ур. Станкевич, родная сестра братьев Станкевич - мыслителя
Николая Владимировича, основателя знаменитого кружка, в который входили Михаил Бакунин, Виссарион Белинский, Василий Боткин, Константин Аксаков и др., а также сестрой
Александра Владимировича, писателя и публициста. Одна из сестер его матери Александра Владимировна была замужем за Николаем Михайловичем Щепкиным, он был сыном великого актера М.С. Щепкина.
Кроме Владимира Карловича в семье было еще шестеро детей: дочь Екатерина и пять сыновей, один из которых тоже Владимир (старший), видимо, умер еще во младенчестве.
Наш дачник Владимир Карлович (младший) окончил юридический факультет Московского университета (1866), затем был чиновником особых поручений при Воронежском губернаторе (1866-1867), судейским чиновником в Воронеже (1867-1871). С 1871 года жил в Москве, оставаясь почётным мировым судьей Острогожского и Воронежского уездов (1871-1877). С 1892 г. действительный статский советник, а с 1894 г. член Московской судебной палаты. Юристами были и три его родных брата - Иван, Александр и
Антон Карловичи.
Юрист Вульферт Антон Карлович
Личностью Владимир Карлович был разносторонней и кроме юристпруденции занимался еще многими вещами. В 1882 г. в журнале "Русский вестник" кн.8, был напечатан его рассказ „Вальдшнеп“ и ряд других произведений. Публиковался он и в др. изданиях, а в 1902 г. был избран в членом Общества любителей Российской словесности. Также он являлся председателем московского фотографического общества. Кроме того, он собирал старинные книги, рукописи и изобразительные материалы и был страстным коллекцонером и библиофилом, эту страсть он приобрел, видимо, от своего дяди - Александра Владимировича Станкевича, страстью которого было коллекционирование картин и редких книг.
В коллекции Вульферта хранились такие раритеты как рукопись Гоголя "Женитьба" и письма поэта Батюшкова. В 1913 году в Воронежскую публичную библиотеку поступила часть библиотеки Вульферта В.К. - более 800 томов с наклеенным на них ярлыком. Еще одну часть своей библиотеки, в т.ч. и часть рукописей, Владимир Карлович сам пожертвовал Историческому музею в Москве.
С одной из картин, написанной неизвестным художником и хранящейся в коллекции Владимира Карловича, связана интереснейшая история, которую поведал в своем рассказе Ираклий Андронников. Речь идет о так наз. портрете Лермонтова М.Ю. из коллекции В.К.Вульферта.
Так наз. портрет Лермонтова М.Ю.
Ссылку на рассказ Андронникова дам в конце поста, а пока кратко изложу историю появления этого рассказа. В октябре 1914 г. широко отмечали столетие со дня рождения М. Лермонтова. Петроградский журнал "Современник" напечатал статью "Лермонтов в живописи", где в частности поместил и этот портрет. Владелец картины Вульферт В.К., считавший, что на портрете изображен Михаил Лермонтов, подарил фотографию этой картины Лермонтовскому музею при Николаевском кавалерийском училище, открытому в 1883 г.
Неизвестный гравер по рисунку К.И.Тихомирова. Лермонтовский музей в здании Николаевского кавалерийского училища. 1884.
После революции эта фотография попала в Пушкинский дом АН СССР и уже тут в 1937 г. ее увидел
Ираклий Андроников, который решил разыскать сам портрет у наследников Вульферта. Для начала он отправился в Б. Спасопесковский пер. (в то время ул. Вахтангова), 13, где как он установил жили в то время наследники.
Средний Николопесковский переулок (дом на заднем плане Б. Спасопесковский пер., 13). Фото 1973 г.
Дом этот 1890 г. постройки сохранился до наших дней. Однако, там он выяснил, что к этому времени наследники уже переехали на Новинский бульвар, 23 (об этом доме
я писала здесь). Уже тут Андронников встретился с внуком Вульферта - Александром Анатольевичем, который увидев фотографию картины, сразу воскликнул - "Так это же наш Лермонтов!".
Высотка на Садовом кольце, у Кудринской площади (крайний слева - дом №23, уже надстроенный). Фото 1951 - 1952 гг.
Сейчас этот дом часть посольства США.
Улица Чайковского (Новинский бул.), посольство США. Фото 1966 г.
В результате выяснилось, что картина до Новинского бульвара не доехала и была отдана при переезде некоему Борису, которому приглянулась рама картины, .
Несмотря на неудачу, Андронников продолжал разыскивать картину, в итоге судьба свела его с Пахомовым Николаем Павловичем, искусствоведом и лермонтоведом, у которого хранилась точно такая же фотография картины, только в отличии от Андроникова, он не считал, что на портрете изображен Лермотов. Между ними возник спор, который еще больше подстегнул Андроникова разыскать картину и выяснить кто прав.
Через какое-то время в Литературном музее открывается лермонтовская выставка, на открытие которой приглашают Андронникова. И о чудо! В одном из залов выставки висит та самая картина.
Уголок лермонтовской выставки в Литературном музее, В овальной раме - « вульфертовский» портрет.
Картина эта попала на выставку за несколько дней до ее открытия, оказалось, что все эти годы портрет пролежал в Тихвинском пер., в д. 11, за шкафом у художника Воронова, которому эту картину и продал тот самый Борис. После смерти художника, его вещи были сложены в сарае во дворе, и вот разбирая сарай, соседка художника натолкнулась на эту картину и решиала отнести ее в музей. Когда музейщики выяснили, что это та самая картина, которую разыскивает Андроников, решили ее приобрести.
Но на этом приключения этой картины не заканчиваются, надо было еще доказать, что это портрет Лермонтова. Далее, что только не претерпела эта картина, ее просвечивали с помощью рентгеновых лучей в Третьяковке, и с помощью ультрафиолетовых и инфракрасных лучей в лаборатории на улице Фрунзе, т.к. мундир на портрете не соответствовал полкам, в которых служил Михаил Юрьевич, предполагалось, что при реставрации картины, прежний мундир был записан, но и это не принесло результатов. Затем этот портрет исследовали различные специалисты - знатоки мундиров того времени, в конце концов они подтвердили, что это мундир офицера гусарского Гродненского полка, в котором какое-то время служил Лермонтов.
Показывали портрет и художнику Корину, он тоже опознал в портрете Лермонтова, а для верности посоветовал Андроникову обратиться к криминалистам, которые в своей практике часто используют метод опознания личности по фотографиям. Андроников обратился к лучшему специалисту того времени, ученому с мировым именем, профессору Потапову С.М. Отмечу, метод этот в криминалистике использовался давно, а вот применение этого метода к живописным портретам было использовано впервые. Для сличения взяли еще два других портрета Лермонтова.
Через некоторое время было получено заключение Потапова - "... следует высказать мнение, что доставленный тов. Андрониковым портрет масляными красками представляет собой один из портретов М. Ю. Лермонтова".
Казалось бы вопрос решен, однако, современные лермонтоведы по прежнему в этом сомневаются и сейчас этот портрет хранится в запасниках музея им. В.И. Даля (ссылка об этом в конце поста).
От себя добавлю, Андроников пишет, что неизвестно, когда и как эта картина попала к Вульферту Владимиру Карловичу, но сам Вульферт и все его окружение не сомневались, что на портрете изображен М.Ю. Лермонтов. Рискну сделать некое предположение, возможно, портрет этот Вульферту продала Екатерина Дмитриевна Баташева, ее муж был сыном управлящего имением Середниково, где в детские годы гостил Лермонтов. Она же была соседкой Вульфертов по даче в Петровском парке, подробно о семействе Баташевых
я писала здесь. Кстати, там же я привожу и портрет Екатерины Дмитриевны Баташевой, написанный И.Е. Репиным.
Но это еще не все, Баташевы долгие годы жили и владели одним участком вместе с Елизаветой Дмитриевной Столыпиной, Отец Елизаветы Дмитриевны был родным братом бабушки Лермонтова, а сама она приходилась двоюродной теткой Михаилу Юрьевичу, хоть и была младше Лермонтова. Участок этот на углу Тверской ул. и Благовещенского пер. прежде принадлежал родному брату Елизаветы Дмитриевны - Столыпину Аркадию Дмитриевичу, он был отцом будущего премьера-министра России Петра Аркадьевича Столыпина. Подробно об этом
я писала здесь.
И это еще не все. Елизавета Дмитриевна Столыпина и возлюбленная Лермонтова - Александра Михайловна Верещагина (по мужу баронесса Хюгель) были двуюродными сестрами, а их матери родными сестрами, поэтому не удивительно, что в этом доме на Тверской было много вещей, связанных с Лермонтовым, в т. ч. тут могла храниться и эта картина, возможно, была известна история ее создания и появления в этом доме.
Так вот, после смерти Елизаветы Дмитриевны в 1895 г. весь участок с домом перешел к семейству Баташевых, т.е. нашим дачникам. Судя по тому, что мне удалось узнать, детей у Баташевых не было и вполне вероятно, что наша дачница Екатерина Дмитриевна Баташева, уже после смерти мужа и в конце своей жизни, точно зная, кто изображен на картине, могла подарить или продать этот портрет Вульферту В.К., зная, что он коллекционер. В свою очередь, сам Вульферт и его окружение, зная, из каких рук попала им картина, не сомневался, что на портрете изображен Лермонтов. Повторю, это только мое предположение.
Вернемся теперь к другим нашим дачникам - семейству Вульфертов. Владимир Карлович был женат на баронессе Тизенгаузен Елизавете Юльевне (1851 - 1938 гг.) , Ее настоящее имя Элизабет Амалия Фредерика Каролина. Она была дочерью губернского почтмейстера Ю.К. Тизенгаузена. В 1928-1929 годах написала воспоминания (хранятся у правнучки Н.В. Вульферт в Москве), которые охватывают 1850-е - начало 1880-х годов.
С 1871 г. семья Вульфертов жила в Москве. По старым справочникам мне удалось установить, что последние годы жизни Владимира Карловича (он умер в 1906 г.) семья жила в Серебряном переулке в доме Олив.
Бывшая усадьба Олив в Серебряном переулке. Фото 1920 - 1930 гг.
В браке у Вульфертов родилось четверо детей, дочь Елизавета (1874 г.), она умерла во младенчестве, прожив всего несколько дней, и трое сыновей: Юрий, Владимир и Анатолий.
Старший сын Юрий Владимирович Вульферт (1877 - 1941 гг.), пошел по стопам отца, стал присяжным поверенным. Точных подтверждений, что он сын Владимира Карловича у меня нет, но косвенно это подтверждает справочник "Вся Москва" за 1903 г., где у него тот же адрес, что и у родителей - Серебряный пер., дом Олив. Женой Вульферта Ю.В. была Надежда Фёдоровна, урожд. Фосс (1880-1963), актриса, преподаватель иностранного языка.
Младший сын Анатолий Владимирович Вульферт (1882 - 1937 гг.). Получил высшее художественное образование, архитектор. В 1930-х годах работал помощником руководителя во 2-й Архитектурно-проектной мастерской Моссовета. Женат на Татьяне Александровне Вульферт, урожд. Фохт, художница-прикладник. 8 апреля 1935 г. арестован, 29 мая приговорен к 3 годам ссылки и отправлен в Оренбург, в мае 1936 г. там же. Осенью 1937 года арестован, 25 октября приговорен к ВМН и расстрелян. Реабелитирован в 1956 г. (именно его адрес нашел Андроников в справочнике и к его семье в дом он приходил в 1937 г., когда разыскивал картину, но по понятной причине далее о нем не упоминает).
Наиболее известна судьба среднего сына Владимира Карловича - Владимира Владимировича Вульферта (1879 - 1937 гг.). После окончания московского реального училища, в 1899 г. поступил в кавалерийское военное училище в Петербурге, в 1902 - 1909 годах служил в чине поручика в лейб-гвардии кирасирском полку под командованием Великого князя Михаила Александровича Романова, младшего брата Николая II.
В 1905 г. Владимир Владимирович женился на дочери присяжного поверенного Сергея Шереметевского - Наталье (уточню, в д\р справочниках фамилия Шереметевский упоминается без мягкого знака).
Вульферт Владимир Владимирович с женой Натальей Сергевной.
Аксакова-Сиверс Т.А. пишет - "У известного московского присяжного поверенного Сергея Александровича Шереметевского было 3 дочери. Младшая из них Наталья Сергеевна была очень недурна собою и училась в четвертой женской гимназии. Однако в те годы о красоте Наташи говорили гораздо меньше, чем о ее капризном характере. С родителями (особенно с матерью) у нее были постоянные ссоры, и это вынудило ее довольно рано выйти замуж...". Первый раз она вышла замуж в 1902 г. за представителя известной купеческой семьи, пианиста (впоследствии дирижёра) сначала Частной Мамонтовской оперы, а затем Большого театра -
Сергея Ивановича Mамонтова (племянника Саввы Мамонтова) и родила дочь - тоже Наталью (Тату). В 1905 году они развелись. В Википедии пишут, что Наталья Сергеевна оставила первого мужа сама, т.к. он был "социально скучен". Однако, Аксакова-Сиверс пишет иначе - "После замужества характер Натальи Сергеевны отнюдь не исправился, и, как гласит молва, в один прекрасный день Мамонтов погрузил на подводу свой рояль и уехал из дома, покинув жену с маленькой дочкой Татой. Положение Натальи Сергеевны было незавидным, но тут появился ухаживавший за ней раньше офицер кирасирского полка Владимир Владимирович Вульферт, с которым она после окончания развода и вступила во второй брак".
И так, для Натальи Сергеевны Вульферт, ур. Шереметевской (1880 - 1952 гг.). это был второй брак. В том же, 1905 году она вышла замуж за поручика В.В. Вульферта и переехала к нему в Гатчину. Так дочь адвоката стала полковой дамой.
Но семейное счастье было недолгим, то ли в 1907, то ли в 1908 году на полковом празднике на жену Вульферта обратил внимание, а затем и влюбился в нее, его эскадронный командир, а им был, как я уже писала выше, Великий Князь Михаил Александрович! Между ними завязался бурный роман.
Великий князь Михаил Александрович и Наталья Сергеевна.
Первоначально возлюбленные скрывали свой роман, тем не менее вскоре о нем узнали все, в т. ч. и муж Натальи Сергеены - Вульферт В.В. Ее дочь Тата впоследствии писала об этом времени - "В ровное течение нашей жизни почти незаметно проникла какая-то диссонансная нотка. Часто повышались голоса, хлопали двери, мой отчим ходил по дому грозный, как туча, мама часто плакала, а моя няня вздыхала и крестилась чаще, чем обычно. Великого Князя стали реже упоминать и он перестал приходить в наш дом".
"Несмотря на то, что связь великого князя с замужней женщиной бросала тень на весь полк, отношения развивались, Наталья Вульферт ушла от мужа. Дело получило огласку, Вульферт даже настаивал на дуэли с великим князем, но до поединка не дошло", - рассказал хранитель фонда оружия, старший научный сотрудник ГМЗ "Гатчина" Е. Родионов.
Хотя этот роман Великого князя Михаила Александровича с Натальей Сергеевной, позднее переросший в крепкий брак, уже довольно подробно описан другими людьми, тем не менее я решила посвятить ему отдельный пост, когда напишу, тут дам ссылку.
Пока же продолжу рассказ про Владимира Вульферта.
В сентябре 1909 года поручику Вульферту предложили подать рапорт об увольнении. Я даже вычитала, что по одной из версий, в рапорте об увольнении было написано - "по причине недостойного поведения" и кого бы Вы думали, оказывается, Вульферта В,В - во как!.
В итоге Владимир Владимирович вышел в отставку в чине поручика (часто пишут ротмистра, это не верно,
см. здесь, в 1910 г. он все еще поручик), переехал в Москву и стал чиновником особых поручений при Дворцовом ведомстве.
В 1910 г. брак между супругами Вульферт был официально расторгнут. Та же Аксакова-Сиверс дает Вульферту такую характеристику - "Позднее я встречала в обществе Вульферта. Это был неприятный, суховатый, но неглупый человек. Наталья Сергеевна при мне впоследствии говорила, что Вульферт оказал несомненное влияние на ее развитие, особенно в смысле художественного и музыкального вкуса", но были и другие высказывания о нем, приведу их ниже.
А уже 31 декабря (18 дек.) 1910 г. Владимир Теляковский, директор Императорских театров, писал в своем дневнике о Вульферте - "Он спутался теперь с артисткой петербургского балета Смирновой. Я их видел сегодня обедающими в "Эрмитаже" (речь в дневнике идет о балерине Мариинского театра
Елене Александровне Смирновой, как раз в конце 1910 года она на два месяца была командирована дирекцией в Большой театр).
А.Я. Головин Портрет Елены Александровны Смирновой.
Был ли Вульферт на фронте в первую мировую войну сведения разнятся, но по справочникам "Вся Москва" он с 1913 г. и до революции проживает по адресу: М. Николопесковский пер., 9.,дом сохранился. Место службы указано моск. Дворцовое управление. При этом там же в справочнике в 1913 году, он указан как шт.-ротмистр, а в 1916 уже как гвардии подполковник.
Известно также, что в 1910 годы Владимир Владимирович Вульферт женился второй раз (точный год неизвестен), по одной из версий это произошло поле 1918 г. (?). Его второй женой стала Вера Григорьевна Петухова, дочь купца и потомственного почетного гражданина Петухова Григория Ивановича.
Фирма "Братья Н. и Г. Петуховы" была учреждена в 1878 году в Санкт-Петербурге купцами Николаем и Григорием Ивановичами Петуховыми, позже переехавшими в Москву. Они занималась производством готовой одежды и меховых изделий. Это семейное предприятие стало одним из первых крупнейших московских оптово-розничных фирм конфекциона, т.е. производства готового платья на продажу.
Изделия фирмы братьев Петуховых.
Первоначально, после перезда в Москву, младший брат Петухов Г.И. с семьей арендовал дом в Якиманской части Москвы, а вскоре купил участок в Малом Екатерининском (сейчас Щетининский) пер. с домом и садом.
Щетининский пер., 10.
Дом этот хорошо известен многим москвичам и гостям столицы. Он сохранился, сейчас в нем располагается музей В.А. Тропинина.
Прежде Петуховым принадлежал и соседний участок слева, на котором сейчас стоит пятиэтажный дом №12, но затем он был продан.
Женой Петухова Григория Ивановича была Елена Сергеевна, урожденная Хомушенникова (1863 - 1937 гг.), которая славилась своей благотворительной деятельностью. Она являлась попечительницей ремесленого гор. училища им. бр. Бахрушиных, а также попечительницей при их доме бесплатных квартир, а также была попечительницей Пятницкого 3-го гор. училища.
Предположительно, портрет Елены Сергеевны Петуховой (
отсюда).
В семье Петуховых родилось шестеро детей, двое сыновей (один из них, видимо, умер в детстве) и четыре дочери.
Петуховы были хорошо образованными людьми, которые дружили со многими художниками и другими людьми искусства тогдашней Москвы. В доме Петуховых устраивались музыкальные вечера с участием народных сказителей, в организации которых принимал участие знаменитый фольклорист Ю. М. Соколов, собиравший северные песни и сказки.
Также тут часто бывали художники и музыканты, такие как А. В. Средин - художник и критик, художник В.Э. Борисов-Мусатов и В. В. Переплетчиков, композитор А. Н. Скрябин, который обучал музыке сына Петуховых - Николая. Обе семьи дружили домами. В Музее А.Н. Скрябина и сейчас хранится знаменитый красный рояль, который прежде стоял в доме у Петуховых и на котором играл Скрябин.
Словом, дом этот был одним из центров культурной жизни Замоскворечья рубежа XIX-XX веков.
Сын Петуховых - Николай Григорьевич Петухов (1879 - 1965 гг.) - этнограф, исследователь-полярник, историк, экономист, профессор Института народного хозяйства им. Плеханова. В 1910 г. он участвовал в экспедиции Г. Я. Седова на Новую Землю, (судя по годам жизни матери и сына, получактся, что Елена Сергеевна родила его в 16 лет).
Кроме того, Николай Григорьевич являлся страстным коллекционером, как произведений живописи, так и различных предметов старины. Вероятно, на этой любви к искусству он и сошелся с В.В, Вульфертом, который в последствии и женился на его сестре Вере.
Дальнейшая жизнь Вульферта сложилась довольно печально. После революции работал в военных учреждениях Москвы. В 1920 году был арестован вместе с женой, через восемь месяцев освобожден. Работал в страховом обществе. 25 апреля 1925 года вновь арестован, приговорен к 3 годам ссылки и отправлен в Зырянский край.
В 1928 году освобожден с ограничением проживания. Поселился в Твери (тогда г. Калинин), преподавал танцы в местном клубе связи. Об этом периоде жизни В.В. Вульферта пишет в своей книге "Записки уцелевшего" Сергей Голицын, который описывает его так - "Сперва я явился к Владимиру Владимировичу Вульферту. Он был одним из четырех зятьев Елены Сергеевны Петуховой - замоскворецкой царицы и приятельницы дедушки, о которой я раньше рассказывал. Невысокого роста, тонкий, подвижный, с выдающимися скулами, с баками, с бородкой, он был когда-то офицером лейб-гвардии гусарского полка, но ему пришлось выйти в отставку, так как его жена заделалась любовницей великого князя Михаила Александровича - брата царя. Вульферт с ней развелся и женился на красавице Вере Григорьевне Петуховой.
Супруги меня встретили весьма сердечно, усадили пить чай, Владимир Владимирович повел меня на свой крохотный участок под окнами. Он с гордостью и любовью показывал мне различные цветы и прочел целую лекцию, как за несколько лет собирается вывести голубые георгины..."
17 октября 1937 года В.В. Вульферт снова был арестован, а 2 декабря приговорен к ВМН и 4 декабря расстрелян. Вот так трагически закончилась жизнь еще одного нашего дачника. Как сложилась судьба его второй жены Веры Григорьевны - не знаю.
Пока мне доподлинно неизвестно бывали ли жены Вульферта на этой даче в Петровском парке, Но я точно знаю, что его первая жена - Наталья Сергеевна жила в Петровском парке, правда, на другой даче, но об этом я напишу в посте, посвященному ей.
Дачники и постройки Петр. парка. Зыковский пер. Продолжение. Часть 20.
Другие достопримечательности.
Оглавление. Использованы материалы:
https://www.litmir.me/br/?b=269062&p=1 ;
https://www.youtube.com/watch?v=J343epJqnA0 ;
https://zen.yandex.ru/media/gruntovik/semia-petuhovyh--ot-proizvodstva-modnoi-odejdy-do-muzeia-tropinina-5f0f19083cf3e947948443fb ;