А.Авдеенко || «
Красная звезда» №252, 22 октября 1944 года
СЕГОДНЯ В НОМЕРЕ: От Советского Информбюро. - Оперативная сводка за 21 октября (1 стр.). Указы Президиума Верховного Совета СССР (1 стр.). Обязательства колхозов, колхозников, колхозниц и крестьян единоличников (2 стр.). Гвардии инженер-подполковник Шпунтов, гвардии инженер-майор Кардовник. - Техническое обслуживание танков (2 стр.). А.Авдеенко. - Артиллеристы (2 стр.). Капитан И.Шкадаревич. - Надписи на стенах казематов (3 стр.). Полковник И.Видюков. - Массовость в комсомольской работе (3 стр.). Советское тяжелое машиностроение (3 стр.). Отклики английской печати на англо-советское коммюнике о пребывании Черчилля и Идена в Москве (4 стр.). Веселые рассказы. - Г.Рыклин. - Большие дистанции (4 стр.).
# Все статьи за
22 октября 1944 года.
(От специального корреспондента «Красной звезды»)
Лейтенант Денисов собрал вокруг себя всех батарейцев. Оглядев каждого, он сказал:
- Ну, пушкари, три года войны мы с вами ходили по земле, а сегодня придется летать. Нам приказано перенести огневые позиции вон на ту вершину. Видите зеленый сосновый островок на самой вершине горы?
- Видим, товарищ лейтенант.
- Отсюда, где мы стоим, до островка всего 800 погонных метров. Только возвышается он над нами на 400 метров. Под’ем будет не меньше сорока градусов. Понятно, товарищи, что это значит?..
Командиры орудий, наводчики, заряжающие, замковые, правильные, подносчики молча смотрели в ту сторону, куда был устремлен пристальный взгляд их командира. Среди высот с покатыми склонами возвышалась крутая с пикообразной вершиной гора «Острая». Напротив «Острой» на одном с ней уровне стояла гора «Круглая». Здесь на заранее подготовленных позициях засели немцы. Между горами - глубокая и узкая, всего метров в двести, долина. На дне ее шумела бурная речушка, оттуда веяло вечной сыростью. Каждый клочок долины простреливался многочисленными немецкими пулеметами, установленными на «Круглой» в три яруса. Позиции горы «Круглой» были весьма серьезной преградой на пути N части в Чехословакию.
Лейтенант Денисов продолжал:
- Я доложил командованию, что мы за одни сутки взберемся на вершину горы и завтра же начнем расстреливать прямой наводкой немецкие огневые точки.
Через полчаса батарея Денисова покинула огневые позиции на обочине мало-мальски удобной дороги и двинулась в гору, в девственный карпатский лес. Лошади, несмотря на возрастающую крутизну и вязкую грязь, хорошо тянули орудия до самой кромки леса.
Тут, на грани света и зеленой тьмы, дружная работа лошадей расстроилась. Передняя серая пара ни за что не хотела вступить в лес. Она судорожно взвивалась на дыбы - то ли от страха перед темнотой, то ли от предчувствия того, каких мук придется хлебнуть. Сержант Михайлов посоветовал пока выпрячь лошадей. Так и сделали. Пушку вкатили в лес на руках, ввели туда же лошадей и снова впрягли.
С первых же метров лесного пути каждую пушку тащили не только лошади, но и сами артиллеристы. Земля, покрытая толстым ковром лиственного перегноя, повидимому, не просыхала здесь никогда. Теперь, глубокой осенью, она превратилась в топкую и скользкую массу. Рубили ветви и сучья, устилали дорогу. В первый час, пока крутизна была сносной, лошади были еще в силе и не требовалось прорубать просек, - прошли метров сто. Но трудности возрастали с каждым шагом. Был только второй час дня, светило солнце, а здесь уже царили сумерки. Лес всё густел. Дубы и буки стояли почти вплотную друг к другу. То и дело приходилось расчищать дорогу. В этом, казалось бы, простом деле тоже нужна была хитрость, ловкость, осторожность. Подрубленные деревья могли падать на север, куда они были наклонены, но артиллеристы заарканивали вершины веревками с таким расчетом, чтобы деревья падали в стороны от просеки - на запад и восток.
Из глубины леса еще сильнее веяло сыростью. Земля стала еще мягче и водянистее. Вскоре выбрались к маленькому ущелью, сплошь заболоченному. Обойти - невозможно. Денисов длинным шестом прощупал дно ущелья, и артиллеристы начали строить переправу. Ближайшие деревья подрубали так, чтобы они, падая, вершинами своими доставали до противоположного берега. Поперек толстых стволов уложили тонкие, сверху набросали сучьев и веток. Когда закончили переправу, сумерки уже перешли в ночь. Верхушки деревьев переплетались, образуя непроницаемую крышу.
Лошади тяжело дышали. Мыльная пена покрывала их от гривы до хвоста. Они еле-еле тянули орудия, и всё большая тяжесть ложилась на руки и на плечи артиллеристов. Пот ручьем струился по лицам людей, от почерневших гимнастерок поднимался пар, ломило руки и ноги от напряжения.
Слабый дневной свет заструился сквозь верхушки леса, когда не была еще пройдена и половина пути. К несчастью, пошел дождь. Мелкий, почти моросящий, он дал так много воды, что она хлынула с вершины горы, будто там открылись шлюзы плотины. Лошади шагу не могли сделать без того, чтобы не поскользнуться и не упасть. Вес пушек, казалось, возрастал по мере продвижения в гору. На грязных и скользких откосах тугие резиновые колеса скользили, как по льду, и лошади не в силах были уравновесить тяготение пушки назад. Тяжело поводя боками и всхрапывая, они отдыхали в то время, когда люди принимали на себя тяжесть пушек. Перед одним особенно крутым и скользким скатом лошади долго упорствовали, не желая сдвинуться с места. На самом откосе они сразу поскользнулись, упали и даже не сделали попытки подняться.
Орудие всей своей тяжестью навалилось на людей, которые подталкивали его. Колеса сделали первое страшное движение назад. Это движение должно было дать им через два-три оборота бешеную инерцию - на сотни метров вниз, под гору, к пропасти. Денисов крикнул:
- Держите!
В то же самое мгновение сержант Михайлов и рядовой Пилипенко одновременно всей своей силой уперлись в колеса пушки, преградив ей путь в пропасть. Лейтенант Денисов посмотрел на лошадей. Ясно, что они окончательно истощили свои силы. Денисов приказал распрячь лошадей и оставить их.
Лошади остались, а пушки двинулись вперед. Теперь продвигались медленно, метр за метром, но уже без длительных остановок. Сил на то, чтобы тянуть или толкать пушку, нехватало. Просто поворачивали колеса за спицы. Передвинув на руках одну пушку на некоторое расстояние вперед, принимались за другую. Десятки и сотни раз повторяли одни и те же движения, преодолевали одни и те же трудности.
Денисов видел, что это однообразие движений особенно изнурительно для его артиллеристов. Обычно веселый, разговорчивый, любивший шутку в работе, он и сам был теперь суров, сосредоточен, молчалив. И слова сейчас, подобно движению в горах, должны были быть особенно строгими, четкими, самыми необходимыми. Он ни криком, ни взглядом не подгонял людей, ибо видел и чувствовал, что они работают сверх своих сил. Они уже давно, еще на половине пути, израсходовали тот явный запас энергии, которым пользовались в повседневной жизни. Теперь действовали силы, что до поры до времени тайно хранятся в человеке, как уже не раз убеждался Денисов за три года войны, и проявляются только в высшие моменты жизни.
Дождь перестал. Влага с такой же щедростью, с какой падала на землю, устремилась густым туманом кверху. Через час или два она снова, опять в виде дождя ниспадет на землю. Плотная белая темнота давила сверху, снизу, с боков. И вдруг... орудие легко покатилось по земле, угрожающе легко. Люди со страхом навалились на колеса, остановили.
- Вершина, братцы, вершина! - закричал кто-то из тумана.
Вскоре лейтенант доложил командованию по телефону, что огневые позиции оборудованы на самой вершине горы, снаряды поднесены и орудия готовы открыть огонь. Позже, когда рассеялся туман и солнце с летней щедростью осветило Лесистые Карпаты, по телефону поступил приказ - начать артиллерийскую подготовку. Лейтенант Денисов положил трубку, поднял руку над головой и, разрубая ею что-то одному ему видимое, скомандовал:
- Огонь!
Четыре длинных лучистых молнии вырвались из кустарника, где была замаскирована батарея. Загремел гром, тысячекратно повторенный горами.
Пехота пошла в атаку. В 12 часов гора «Круглая» была взята. //
А.Авдеенко. ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ.
***********************************************************************************************
ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ. Автоматчики идут в атаку.
Снимок нашего спец. фотокорр. капитана Г.Хомзора.
☆ ☆ ☆
22.10.44:
День артиллерии Красной Армии ("Красная звезда", СССР)
22.10.44: А.Склезнев:
В Белграде ("Известия", СССР)
22.10.44: К.Паустовский:
Подпасок ("Известия", СССР)
21.10.44: И.Эренбург:
Белград ("Красная звезда", СССР)
20.10.44: И.Эренбург:
Прогулки по Фрицландии** ("Красная звезда", СССР)
20.10.44:
Изгонять вражеские самолеты с поля боя ("Красная звезда", СССР)
19.10.44:
Армия побед, армия освободительница ("Красная звезда", СССР)
19.10.44: В.Терновой:
Две встречи ("Красная звезда", СССР)
18.10.44: Н.Шванков:
Кавалер трех орденов Славы ("Красная звезда", СССР)
18.10.44: В.Болотников:
Немецкие самолеты-снаряды ("Красная звезда", СССР)
18.10.44: М.Леснов:
Голоса из берлоги ("Красная звезда", СССР)
17.10.44: Б.Калинкин:
Наш полет в Югославию ("Красная звезда", СССР)
15.10.44: И.Эренбург:
Ответ леди Гибб* ("Красная звезда", СССР)*
15.10.44:
Советская Украина свободна!** ("Красная звезда", СССР)
15.10.44:
Великое торжество Советской Украины || «Правда» №248, 15 октября 1944 года
14.10.44:
Советское знамя реет над Ригой ("Известия", СССР)
14.10.44: А.Упитс:
Радостный день || «Известия» №245, 14 октября 1944 года
14.10.44: А.Софронов:
Битва за столицу Латвии ("Известия", СССР)
13.10.44: А.Софронов:
Впереди - Рига ("Известия", СССР)
12.10.44: И.Эренбург:
Прогулки по Фрицландии ("Красная звезда", СССР)
12.10.44:
Бить врага до полного разгрома! ("Красная звезда", СССР)
12.10.44:
Статья Пьера Кота об СССР ("Красная звезда", СССР)
11.10.44: К.Симонов:
Встреча с маршалом Тито ("Красная звезда", СССР)
11.10.44: Л.Кудреватых:
У границ Восточной Пруссии ("Известия", СССР)
09.10.44:
Блестящая победа наших войск в Прибалтике ("Правда", СССР)
09.10.44:
Гетеборгс хандельстиднинг о бредовых планах Гитлера относительно СССР ("Правда", СССР)
08.10.44: З.Хирен:
В Венгрии || «Красная звезда» №240, 8 октября 1944 года
08.10.44:
Как были разминированы 553 квартала Минска ("Красная звезда", СССР)
08.10.44: В.Лавриненков:
Перехват вражеских самолетов ("Красная звезда", СССР)
07.10.44:
Бессмертный подвиг гвардейца Юрия Смирнова ("Красная звезда", СССР)
07.10.44: А.Авдеенко:
Пехотинцы || «Красная звезда» №239, 7 октября 1944 года
06.10.44: И.Эренбург:
Десять миллионов || «Красная звезда» №238, 6 октября 1944 года
06.10.44: В.Антонов:
Встречи в Польше || «Известия» №238, 6 октября 1944 года
05.10.44: К.Симонов:
В югославских селах ("Красная звезда", СССР)
05.10.44: Г.Иващенко:
Встреча на фронтовой дороге ("Красная звезда", СССР)
04.10.44:
Прорыв || «Красная звезда» №236, 4 октября 1944 года
03.10.44: И.Эренбург:
Осень Германии** ("Красная звезда", СССР)
03.10.44: В.Земляной:
Действия авиации на разрушение ("Красная звезда", СССР)
02.10.44: И.Эренбург:
Цепь зла || «Правда» №237, 2 октября 1944 года
02.10.44: М.Львов:
Книга любви и ненависти ("Правда", СССР)
01.10.44: П.Никитин:
Возмездие ("Известия", СССР)
Сентябрь 1944 года:
30.09.44:
Чему учит боевой опыт Александра Покрышкина ("Красная звезда", СССР)
30.09.44: О.Войтинская:
Книга о мужестве и ненависти* ("Известия", СССР)
30.09.44: А.Софронов:
Дороги ведут к Риге ("Известия", СССР)
29.09.44: В.Земляной:
Аэродромный маневр ("Красная звезда", СССР)
29.09.44: М.Леснов:
Молчальник и ораторы ("Красная звезда", СССР)
28.09.44: А.Чаковский:
К Рижскому заливу ("Известия", СССР)
27.09.44: И.Эренбург:
Тому порукой наш народ ("Красная звезда", СССР)
27.09.44: А.Покрышкин:
Крылья истребителя. 6. Главная цель ("Красная звезда", СССР)
27.09.44: А.Софронов:
Три командира || «Известия» №230, 27 сентября 1944 года
26.09.44: А.Софронов:
Воля к победе || «Известия» №229, 26 сентября 1944 года
26.09.44:
Забота об инвалидах Отечественной войны ("Известия", СССР)
25.09.44:
Обращение немецких генералов и полковников к немецкому народу ("Правда", СССР)
23.09.44: К.Симонов:
Большое сердце ("Красная звезда", СССР)
23.09.44: А.Покрышкин:
Крылья истребителя. 5. Свободная охота истребителя ("Красная звезда", СССР)
22.09.44: А.Чаковский:
По следам врага ("Известия", СССР)
21.09.44:
Перемирие с Финляндией ("Известия", СССР)
20.09.44: А.Софронов:
На Ригу! ("Известия", СССР)
20.09.44: Е.Браганцева:
Памятник мужества ("Известия", СССР)
Газета «Красная Звезда» №252 (5932), 22 октября 1944 года