Е.Браганцева || «
Известия» №224, 20 сентября 1944 года
Красная Армия нанесла немцам сокрушительные удары в Прибалтике.
Войска 1-го Прибалтийского фронта прорвали сильную, глубоко-эшелонированную оборону врага юго-восточнее РИГИ. Войска 3-го Прибалтийского фронта, прорвав оборону противника, овладели городом ВАЛГА
# Все статьи за
20 сентября 1944 года.
Красив и могуч был Новгород тысячелетие назад - неприступный северный форт зарождавшегося русского государства. Новгородцы поднимались на защиту русской земли, били ливонцев и тевтонов. В 1242 году Александр Невский повел на рвавшихся к Новгороду псов-рыцарей «во множестве дружины», новгородское ополчение, низовые полки. И битва с войсками ордена кончилась блестящей победой русской рати. Гордые новгородцы мечтали о вольности. Они боролись за независимость, сохранение своего языка, культуры. Стремление к лучшей жизни, вера народа в свою силу есть и в «Новгородской 1-й летописи», и в мастерстве новгородских зодчих, и в своеобразном эпосе - чудесной былине-сказке о богатом госте гусляре Садко, о Василии Буслаеве, который не веровал «ни в сон, ни в чох», а только в право и в силу свою. Великолепно искусство новгородцев. На стенах новгородских храмов изумительными красками зацветали райские сады. И в этом тоже была мечта новгородцев о вольности и счастье. Эта мечта воплотилась в расцветшем советском Новгороде. Но в июле 1941 года над древним русским городом раздался вой немецких бомбардировщиков...
Немцы были под Псковом, немцы рвались к Новгороду. 10.000 новгородцев строили линию обороны, рыли противотанковые рвы, окопы. Людей нехватало. На городской вал вышли женщины, старики и дети. Работали день и ночь.
Из Новгорода увозили детей и эвакуировали исторические ценности. Новгородка Тамара Константинова упаковывала и отправляла ценнейшую научную библиотеку, редчайшие иконы, коллекцию эмалей, хранившиеся в Новгороде трофеи русских - Магдебургские врата, все, что было в ризницах Софийского храма, - эшелоны ценностей. В день отправки не прекращались налеты немецких бомбардировщиков. Рядом с движущимся эшелоном падали бомбы. Но мужество не покидало людей.
Немцы уже входили в пригород, а новгородцы снимали колокола с софийской звонницы. Сейчас эти люди сами не могут понять, как хватило сил волоком, на руках тянуть громадные колокола. Их спустили в Волхов. Смолкли затонувшие колокола, скрытые рекой. Времени не оставалось, и два колокола зарыли у кремлевской стены.
Сейчас еще не все установлено, историки назовут имена и тех, кто в осажденном, бомбардируемом городе укрывал мозаики Софии, и девушки-ткачихи, которая перенесла под обстрелом в лодку к переправе раненых под Новгородом бойцов. В большой лодке уже не было места. Девушка поплыла рядом с ней и была убита.
Немцы были в городе, а Кремль оставался недоступным. Кремль держал батальон капитана Пашкова. После освобождения Новгорода в Кремле в разрушенном домике у софийской звонницы под развалинами нашли останки четырех безвестных героев. Нашли полевые сумки, карты, письма, донесения. И недокуренную трубку. И записную книжку в кожаном переплете на металлических скрепках. В ней телефоны Москвы, адреса Ленинграда, заметки для себя, формулы, стихи. В донесении комдиву написано:
«...Положение танкистов, действующих по-пехотному, тяжёлое. Настроение бодрое. От штаба - развалины, но работать можно. Драться будем до последнего человека».
Немцы заняли Новгород и новгородцы ушли в партизаны.
Началась схватка насмерть. Она длилась два с половиной года. Немцев дальше не пустили, и они здесь почти тысячу дней держали оборону.
Но ничто не могло устоять перед мужеством советских людей. Под натиском Красной Армии рассыпался «северный вал» немцев. Немецкие дивизии легли десятками тысяч серых трупов. Соединения Красной Армии, кровью своей, подвигами доблести начертавшие на знаменах - «Новгородские», пошли дальше на запад, чтобы, как предки их 700 лет назад, навсегда отбросить чужеземцев от русской границы.
Вернувшимся новгородцам предстали руины,
поверженные бронзовые великаны - фигуры памятника, железо, застывшее в смертельной судороге, рухнувший в Волхов мост, разрушенные храмы, пепелища, поросшие злым чертополохом.
Впервые за тысячелетнюю историю Новгорода на торговой его стороне не было ни одного человека. В бурьяне невиданной высоты, - только бурьян разрастался на занятой немцами земле, - поселились зайцы.
Поведение вернувшихся в город новгородцев - пример гражданственности и стойкости.
Они разбирали и убирали завалы, колоссальнейшие груды щебня, смрадного мусора войны. И героическими усилиями добились того, что вскоре в городе стали печь хлеб, открылись столовые, амбулатория, больница, баня. Дети пошли в школу. Все люди разместились в приспособленных для жилья помещениях. Даже расчистили стадион и в Новгороде состоялась первая областная спартакиада.
Водники увидели на освобожденном Волхове только плавающие старые днища судов, обгорелые балки, да река, очищаясь, выбрасывала трупы немцев на берег. Горстка людей работала дни и ночи. Потянулись по древнему водному пути лесные грузы от Мсты и с Ильменя в Новгород и в Ленинград.
Пошли поезда от Новгорода в город Ленина и в Чудово на Москву.
Первое совещание всех живущих на новгородской земле решило, что Новгород будут восстанавливать сообща. Боровичане первые попросили отвести им для восстановления: горожанам - Новгородскую электростанцию, колхозникам - один из больших новгородских домов. Примеру боровичан последовали другие районы области и дело восстановления Новгорода стало всеобщим.
К Новгороду из Боровичей, Валдая, Любытино двинулись подводы с материалами, инструментами, провиантом для строителей. Крестьяне явились восстанавливать город со всем необходимым на своих повозках.
В скрип сорванных, колеблемых ветром железных кровельных листов вмешались другие утверждающие жизнь звуки - звонкий стук молотков и голос пилы. У печальных колонн разрушения - одиноких печей с оставшимися на них высокими трубами легли штабеля свежеструганых досок.
Десятки колхозников-боровичан восстанавливают большой многоэтажный дом на Комсомольской улице. Вверху на лесах каменщик Иван Дмитриевич Беляев. Дело у него трудное: заделывать пробоины в стене. Спуститься поговорить ему нельзя, - работают с рассвета дотемна, даже не «перекуривают», - и он разговаривает сверху, с лесов:
- Кладка прежняя, новгородская, хорошая. То-то и устояла. И хватка наша новгородская - крепкая... Печных и каменных дел мастеров маловато. В колхоз письмо написали, есть там еще у нас старики. Недаром колхоз зовется «Красный строитель». Пусть приедут! Подымем красу и силу - Новгород!
И он, веселый и легкий, опять примостился, застучал молотком высоко под небесами. Над ним плыли облака и ласточка прочертила синеву. Внизу рубанком работал Павел Никитин из колхоза «За урожай». Тихо и обстоятельно рассказал, как он, колхозный бригадир, отпрашивался у артельного правления.
- На такое большое дело пришли - душу дома не оставишь. Вот рубанки, фуганки, ножовочки, топор, долото у себя и у соседей собрал. А сложного инструмента для отделки наши еще привезут.
Над домом легли уже балки перекрытия, кровельщик выравнивал листы железа, женщины подвозили на возах песок.
Боровичане, работая на-совесть, спешат, а с ними соревнуются любытинцы, которые восстанавливают новгородскую больницу, мстинцы, строящие гостиницу, и колхозники других новгородских сёл.
Новгород восстанавливает вся Новгородская область. Предприятия области послали станки для восстановления металлообрабатывающего завода. С одного предприятия прибыл в Новгород генератор, с другого приехали электромонтажники.
Боровичский завод местной промышленности даёт сделанные сверх плана инструменты и комплекты печных приборов. Деревообделочники шлют столы, шкафы, парты, стулья. Керамики изыскивают алебастр. Идут в Новгород стекло, впервые изготовленный в области толь.
Каждый участвующий в восстановлении Новгорода - район, предприятие - ставит на своем изделии и на восстановленном им об’екте свою марку. За честь этой марки соревнуются новгородцы.
Вся страна помогает поднять древний город, восстановить его гордый облик. Об этом думают и в Москве, и в Ленинграде. Лучшие архитекторы работают над проектом восстановления города-памятника, важного хозяйственно-политического центра.
Новгороду отпускаются правительством средства, направляются материалы. Уже в этом году будут восстановлены все здания новгородского Кремля. Нынче же будут восстановлены 9 тысяч квадратных метров жилой площади, водонасосная станция, водопроводная сеть, еще одна школа, театр. Будут пущены передвижная электростанция на 1.500 киловатт, лесопильный завод.
Над новгородскими храмами, поврежденными немцами, устраиваются временные покрытия, закрываются пробоины. Делается все для того, чтобы дальше не разрушались древние и ценные памятники. Заканчиваются аварийно-ремонтные работы. Закрепляются фрески. Подняты со дна Волхова, вырыты из земли колокола софийской звонницы. И словно стал еще строже Софийский собор.
Восстанавливается памятник тысячелетия России. Бережно залечены сотни ран и повреждений на бронзовых телах. Вокруг постамента - высокие леса. Вверх по рельсам в вагонетках подымают части монумента. У основания в барельефе уже установлены фигуры русских деятелей, просветителей, полководцев.
В дымке утра возникают очертания подымающегося Новгорода и предстает незримый, но ощутимый уже новый памятник грандиознейших битв за свободу и счастье народа. Это будет памятник бессмертия тех, кто отдал жизнь за торжество правды. Это будет памятник героизма и трудовой доблести
сталинского племени. //
Елена Браганцева, спец. корреспондент «Известий». НОВГОРОД.
***********************************************************************************************
ИЗ ЗАЛА СУДА
Расхитители багажа
А.А.Волохнина наотрез отказалась получить свой багаж, утверждая, что он кем-то вскрыт в пути следования. Она судила не по весу, сходившемуся с указанным в квитанции, а по «чужим» ниткам, которыми в одном месте весьма тщательно был сшит тюк. По ее настоянию тюк вскрыли: вместо части вещей туда был вложен большой камень.
Со станции Каменская по линии полетела телеграмма с описанием случившегося. Похитители багажа по свежим следам были пойманы с поличным. Контролеры и представители железнодорожной милиции Воронежа застигли багажных раздатчиков Н.Медведева и П.Киркина врасплох. В результате произведенного у них в вагоне обыска составлен пространный акт, где перечислены 103 предмета, обнаруженные у похитителей багажа. В этом списке перчатки, охотничья двухстволка, сапоги, дамские туфли, сумочки, юбка, кашне, полотенца, наволочки, носки, пальто и... небольшой набор ключей.
Вот они сидят на скамье подсудимых - эти два любителя чужого добра. Один из них - Медведев - постарше и, видимо, опытней своего напарника Киркина. В должности багажного раздатчика Медведев работает уже больше года, и для Киркина, совершавшего только третий рейс, он был чем-то в роде учителя. Об этом говорит Киркин, это нехотя подтверждает и сам Медведев.
- Выехали мы, - говорит он, - из Москвы в Ростов. В пути быстро договорились.
Впрочем, и Киркин оказался достаточно «самостоятельным»: когда Медведев, продавая вещи на ростовском рынке, опоздал на поезд, Киркин сам столь же успешно вспарывал чужие тюки и чемоданы.
Бывали случаи, когда весовщики отказывались принимать «порченый багаж». Тогда, как признаются Медведев и Киркин, багаж исчезал совершенно, а в отчетных документах появлялась какая-нибудь загогулинка, символизировавшая подпись.
Контролеры редко посещали багажный вагон №81. Медведев и Киркин безнаказанно занимались не только хищениями, но и спекуляцией.
Военный трибунал Московско-Рязанской железной дороги приговорил Медведева и Киркина к лишению свободы в исправительно-трудовых лагерях на 5 лет каждого. Приговор вступил в законную силу: преступники отбывают наказание. //А.АКИМОВ.
☆ ☆ ☆
20.09.44: А.Софронов:
На Ригу! ("Известия", СССР)
19.09.44:
Советская гвардия || «Красная звезда» №223, 19 сентября 1944 года
19.09.44: А.Покрышкин:
Крылья истребителя. 4. Воспитание стиля*** ("Красная звезда", СССР)
19.09.44: А.Трайнин:
Некоторые уроки Версаля ("Красная звезда", СССР)
18.09.44: Я.Викторов:
Автонекролог Геббельса ("Правда", СССР)
18.09.44: С.Михалков:
Про победу || «Правда» №225, 18 сентября 1944 года
17.09.44: Н.Пронин:
Всевобуч в Отечественной войне ("Правда", СССР)
16.09.44:
Майданек || «Правда» №223, 16 сентября 1944 года
16.09.44:
Помни Майданек, воин Красной Армии! ("Красная звезда", СССР)
16.09.44:
Кровь 1.500.000 убитых на Майданеке вопиет о мщении! ("Известия", СССР)
16.09.44: А.Покрышкин:
Крылья истребителя. 3 ("Красная звезда", СССР)
16.09.44: И.Эренбург:
Судьба колосьев || «Правда» №223, 16 сентября 1944 года
14.09.44: К.Лаврентьев:
Взаимодействие зенитной артиллерии с авиацией ("Красная звезда", СССР)
13.09.44: И.Эренбург:
«Путь к Германии» ("Красная звезда", СССР)
13.09.44: П.Белявский:
Вторая встреча ("Известия", СССР)
12.09.44: А.Покрышкин:
Крылья истребителя* ("Красная звезда", СССР)
10.09.44: А.Покрышкин:
Крылья истребителя. 1. Перед войной ("Красная звезда", СССР)
10.09.44: В.Лебедев-Кумач:
Не забудем, не простим! ("Известия", СССР)
09.09.44: Ю.Яновский:
Мы слышим вас! ("Известия", СССР)
09.09.44: А.Софронов:
Один день капитана Леонтьева ("Известия", СССР)
08.09.44:
Возрождение Донбасса || «Известия» №214, 8 сентября 1944 года
08.09.44: А.Булгаков, B.Полторацкий:
За колючей проволокой ("Известия", СССР)
07.09.44: В.Величко:
У порога «Страны мрака» ("Правда", СССР)
06.09.44: И.Эренбург:
Сестра Словакия ("Красная звезда", СССР)
06.09.44: А.Софронов:
Две атаки || «Известия» №212, 6 сентября 1944 года
06.09.44: В.Кожевников, И.Золин:
На румынском берегу ("Правда", СССР)
05.09.44: И.Эренбург:
Бельгия ("Красная звезда", СССР)
05.09.44:
Сокрушительная сила наших ударов по врагу ("Известия", СССР)
04.09.44:
Новые блестящие победы советского оружия ("Правда", СССР)
04.09.44: Л.Огнев, В.Вавилов:
Бухарестские встречи ("Правда", СССР)
04.09.44: М.Исаковский:
О песне || «Правда» №213, 4 сентября 1944 года
03.09.44:
Заявление немецкого генерала Мозера ("Красная звезда", СССР)
03.09.44: Г.Рыклин:
Совсем запутались ("Красная звезда", СССР)
02.09.44: Л.Славин:
Из самого ада ("Известия", СССР)
02.09.44: Е.Кригер:
В Бухаресте || «Известия» №209, 2 сентября 1944 года
02.09.44: В.Рязанов:
Искусство взаимодействия ("Красная звезда", СССР)
02.09.44: Д.Заславский:
Горькие истины и низкий обман ("Правда", СССР)
02.09.44:
История русского мальчика ("Красная звезда", СССР)
01.09.44:
Блестящая победа Красной Армии ("Известия", СССР)
01.09.44: К.Тараданкин:
Утро 31 августа в Бухаресте ("Известия", СССР)
Август 1944 года:
31.08.44: В.Земляной:
На пикировщике ("Красная звезда", СССР)
30.08.44:
Злодеяния немецких извергов на могиле Пушкина ("Правда", СССР)
30.08.44: Д.Заславский:
Освобождённый Париж ("Правда", СССР)
29.08.44: И.Эренбург:
Париж ("Красная звезда", СССР)
29.08.44:
Немецкие вандалы ответят за все свои преступления ("Известия", СССР)
28.08.44: П.Синцов:
В Измаиле || «Правда» №207, 28 августа 1944 года
28.08.44: П.Кузнецов:
На отвоёванной земле || «Правда» №207, 28 августа 1944 года
27.08.44:
Победа на Дунае ("Красная звезда", СССР)
27.08.44: Г.Миленин:
Воздушное оружие ("Красная звезда", СССР)
26.08.44: И.Осипов:
Тарту ("Известия", СССР)
26.08.44: В.Собко:
Преследование врага ("Известия", СССР)
25.08.44: В.Кожевников:
Возмездие ("Правда", СССР)
25.08.44:
Победная поступь Красной Армии ("Красная звезда", СССР)
25.08.44:
Новые мощные удары Красной Армии ("Правда", СССР)
24.08.44: В.Полторацкий:
В Карпатах ("Известия", СССР)
24.08.44:
Слава передового артиллерийского завода ("Известия", СССР)
23.08.44: А.Софронов:
Из фашистской неволи ("Известия", СССР)
23.08.44: А.Елян:
Наши пушки несут гибель врагу ("Известия", СССР)
23.08.44:
Расследование немецко-фашистских злодеяний в Люблине ("Красная звезда", СССР)
22.08.44: Т.Тэсс:
Живая вода || «Известия» №199, 22 августа 1944 года
22.08.44: А.Черкасова:
Как мы восстанавливаем Сталинград ("Известия", СССР)
21.08.44:
Мужество и героизм советских воинов || «Правда» №201, 21 августа 1944 года
21.08.44: Г.Рыклин:
Зеленый фрак || «Правда» №201, 21 августа 1944 года
20.08.44:
К новым победам Сталинской авиации! ("Красная звезда", СССР)
20.08.44: С.Рыбаков:
Хозяин неба || «Красная звезда» №198, 20 августа 1944 года
19.08.44: И.Эренбург:
Горе им! ("Красная звезда", СССР)
19.08.44: С.Руденко:
Авиация наступления ("Красная звезда", СССР)
Газета «Известия» №224 (8526), 20 сентября 1944 года