Перехват вражеских самолетов

Oct 08, 2020 09:42


В.Лавриненков || « Красная звезда» №240, 8 октября 1944 года

СЕГОДНЯ В НОМЕРЕ: От Советского Информбюро. - Оперативная сводка за 7 октября (1 стр.). Письмо колхозников и колхозниц, рабочих и работниц МТС, совхозов и специалистов сельского хозяйства Киевской области товарищу Сталину (2 стр.). Дважды Герой Советского Союза гвардии майор В.Лавриненков. - Перехват вражеских самолетов (2 стр.). Майор 3.Хирен. - В Венгрии (3 стр.). БИБЛИОГРАФИЯ. - Л.Гатовский. - Рост военного хозяйства СССР (3 стр.). Майор И.Бойков. - Администратор, а не агитатор (3 стр.). М.Витич. - В Народно-освободительной армии Югославии. - Разгром немецкого десанта (4 стр.). Обстоятельства предательства Бура и его клики (4 стр.). Маленький фельетон. - М.Леснов. - О немецкой язве и турецких каплях (4 стр.).

# Все статьи за 8 октября 1944 года.




Порою на фронте по целому ряду причин создается некоторое затишье. Оно особенно характерно для авиации, которая из-за плохих метеорологических условий бывает вынуждена прекращать на некоторое время массированные действия. Однако, если в плохую погоду усложнены полеты больших групп самолетов, то вполне возможны иные действия: применяя метод свободного поиска, наши летчики всегда найдут подходящие об'екты для своих атак.

В этой связи следует прежде всего остановиться на действиях истребителей. Летчики нашей части придерживаются той точки зрения, что истребители не должны иметь перерыва в боевой работе. Их задача - всегда и всюду заниматься своим основным делом - искать и уничтожать противника. В нашей практике почти не было таких случаев, когда бы летчики прекращали свою деятельность хотя бы на короткий срок. Если погода не позволяет летать большими группами или обстановка не требует этого, мы тотчас же переходим к свободному поиску, к действиям из засад и т.п. Кстати нужно заметить, что во время подобного затишья противник становится менее бдительным, и действия мелких групп истребителей могут быть весьма успешными. Приведем следующие небезынтересные данные. Из общего количества вражеских самолетов, сбитых летчиками нашей части, более половины падает на долю восьми пилотов, действовавших методом свободного поиска и из засад.

Как мы строили свою боевую деятельность? В основном, она подразделялась на два вида: уничтожение наземных об’ектов, находящихся на вражеских прифронтовых коммуникациях; отыскивание и уничтожение воздушного противника на его основных трассах. Так, например, на одном из южных участков фронта в нашей части были созданы две группы охотников. Первая состояла из шести, а вторая из десяти летчиков. Погода стояла дождливая, но всё же был произведен предварительный облет района действий. Цель этого облета - установить места базирования немецкой авиации, выявить участки наиболее интенсивного движения на шоссейных дорогах, вскрыть трассы, которыми пользовались транспортные самолеты противника. Кроме того, мы выявили места, наиболее густо насыщенные зенитными средствами. Вслед за этим началась серия полетов на «охоту».

В основном здесь велась борьба с транспортной авиацией, разведчиками и корректировщиками противника. Остальные цели считались запасными и подвергались атакам только тогда, когда у нас не было другой добычи. «Пустыми» на аэродром летчики ни разу не возвращались. Несмотря на ежедневное и многочасовое пребывание в тылу противника, наши самолеты почти ни разу не были перехвачены его истребителями и атаки были всегда внезапными. Большую роль играл в этом выбор маршрутов. Используя облачность, мы пересекали линию фронта на различных высотах и часто меняли направление полета. Немцы выставляли специальные истребительные засады, но частая смена наших маршрутов не позволяла неприятелю подготовиться к встрече. Помимо того, мы летали в разное время суток.

Обычно, перейдя линию фронта, наши самолеты следовали ломаными маршрутами, минуя крупные населенные пункты. Принцип действий был таков: если требовалось штурмовать автоколонну или железнодорожный эшелон противника, то летчики старались не слишком приближаться к шоссе или железной дороге, а держаться в стороне, наблюдая издали за всем, что творилось на путях или на шоссе. Примерно, таким же способом перехватывались и транспортные самолеты противника.

Как-то однажды, определив трассу, по которой пролетали связные и транспортные самолеты немцев, мы устроили своеобразную засаду в воздухе: барражируя в стороне от постоянного маршрута противника, стали ожидать его появления.

Через несколько минут летчик Плотников увидел «Ю-52». Предупредив товарищей по радио, он устремился на немца. Поскольку могли появиться вражеские истребители, мы обеспечили атаку, прикрыв Плотникова сверху и сзади. В результате двух метких очередей «Ю-52» загорелся и произвел посадку в открытом поле. Как только из него стали выскакивать пассажиры, они попали под наш пулеметный огонь. Через некоторое время эта же трасса была посещена вторично. На сей раз наши самолеты пришли с другого направления. Держась попрежнему в стороне от трассы, которая соединяла два крупных населенных пункта, мы стали ожидать немецкие транспортники как бы на перепутья. Не прошло и десяти минут, как был замечен «Ю-52», шедший точно по тому курсу, как предполагалось. Последовала стремительная атака сзади сверху, и «Ю-52» был сбит лейтенантом Беликовым. Стремительность атаки Беликова была вполне уместна. Едва он успел зажечь «Юнкерс», как в воздухе показалась группа «Мессершмиттов», направлявшихся наперехват. У нас кончалось горючее. Поэтому наша группа ушла в облака и благополучно возвратилась на свой аэродром.

Производя полет над вражеской территорией, летчики-истребители должны действовать весьма осторожно и в отдельных случаях проявлять максимум терпения. Горячность и опрометчивость могут только принести вред. В принципе мы придерживаемся правила: «Атакуй внезапно». Первая атака должна быть решающей. Не рекомендуется ввязываться в длительный бой, если есть возможность «снять» противника другим способом. Один раз, пролетая возле вражеского аэродрома, летчики Плотников и Калачик заметили, как оттуда стартовал четырехмоторный «Фокке-Вульф-200». Взлет транспортника прикрывали два «МЕ-109», патрулируя над аэродромом. Вначале у летчиков возникла мысль сразу же атаковать немцев над их аэродромом. Но затем, условившись по радио, они пришли к правильному выводу, решив свалить немца на маршруте, когда он останется один.

Вскоре «Фокке-Вульф-200» и прикрывающие его «Мессершмитты» легли на курс. Вслед за ними, оставаясь незамеченными, пошли Плотников с Калачиком. Терпеливо выжидая, они шли сзади. Наконец, уловив момент, когда «Мессершмитты» несколько уклонились от курса «Фокке-Вульфа», Калачик резко произвел точную атаку и с первой очереди сбил четырехмоторный транспортный самолет противника. «Фокке-Вульф-200» упал горящим на землю. Увидев его гибель, немецкие истребители старались обнаружить охотников, но все их попытки были безрезультатны. После атаки наши летчики вышли из пике в сторону солнца.

Вполне оправдали себя в борьбе с воздушным противником засады, которые устраивались на земле около линии фронта. Из засад наши летчики действовали главным образом по мелким группам вражеских бомбардировщиков, по корректировщикам и разведчикам, причем лишь в редких случаях упускали врага. Чтобы эти засады были наиболее эффективны, нужно выбирать для них удобные посадочные площадки. Мы старались выбрать такое место вблизи от линии фронта, где можно было бы хорошо маскировать самолеты, и посадка их была почти ненаблюдаемой со стороны противника. По соседству с площадкой, конечно, надо выставлять рацию наведения. Это создает благоприятные условия для быстрого под’ема истребителей по тревоге.

Однажды наблюдательный пост нашей засады заметил, что к полю боя подходит немецкий корректировщик. Он шел под прикрытием двух «Мессершмиттов». Наперехват вылетели пилоты Тарасов и Чуднов. Набрав высоту, они атаковали немцев еще до того, как корректировщик приступил к своей работе. Заметив наши самолеты, «рама» заблаговременно улизнула (мы ее сбили двумя днями позднее), а «Мессершмитты» попали под удар. Тарасов догнал одного немца и сбил его с первой же очереди. Летчик другого «Мессершмитта» оказался более изворотливым. Тарасову и Чуднову не удавалось его сбить, несмотря на ряд атак. Помогла тут радиостанция наведения. Находясь невдалеке от места боя, я услышал по радио предупреждение, вскоре был наведен на противника и заметил крутившийся «Мессершмитт». Выбрав удобный момент, я зашел ему в хвост и поджег. Таким образом из трех самолетов противника удалось уйти только одному.

Коротко остановлюсь на штурмовке вражеских аэродромов. Опыт боевой работы мелких истребительных групп показывает: прежде чем штурмовать аэродром, летчики-истребители должны точно выявить расположение зенитных средств и места стоянки самолетов на аэродроме. Надо помнить, что истребители - это не штурмовики или бомбардировщики. Они не могут долго висеть над аэродромом и заниматься подавлением зенитной артиллерии противника. Их атаки производятся главным образом с хода и должны быть короткими, стремительными, безошибочными. Летчики нашей части неоднократно штурмовали аэродромы немцев, но только в тех случаях, когда было хорошо изучено расположение целей. //Дважды Герой Советского Союза гвардии майор В.Лавриненков. ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ.

☆ ☆ ☆

08.10.44: З.Хирен: В Венгрии || «Красная звезда» №240, 8 октября 1944 года
08.10.44: Как были разминированы 553 квартала Минска ("Красная звезда", СССР)

07.10.44: А.Авдеенко: Пехотинцы || «Красная звезда» №239, 7 октября 1944 года
07.10.44: Бессмертный подвиг гвардейца Юрия Смирнова ("Красная звезда", СССР)

06.10.44: И.Эренбург: Десять миллионов || «Красная звезда» №238, 6 октября 1944 года
06.10.44: В.Антонов: Встречи в Польше || «Известия» №238, 6 октября 1944 года

05.10.44: К.Симонов: В югославских селах ("Красная звезда", СССР)
05.10.44: Г.Иващенко: Встреча на фронтовой дороге ("Красная звезда", СССР)

04.10.44: Прорыв || «Красная звезда» №236, 4 октября 1944 года

03.10.44: И.Эренбург: Осень Германии** ("Красная звезда", СССР)
03.10.44: В.Земляной: Действия авиации на разрушение ("Красная звезда", СССР)

02.10.44: И.Эренбург: Цепь зла || «Правда» №237, 2 октября 1944 года
02.10.44: М.Львов: Книга любви и ненависти ("Правда", СССР)

01.10.44: П.Никитин: Возмездие ("Известия", СССР)

Сентябрь 1944 года:

30.09.44: Чему учит боевой опыт Александра Покрышкина ("Красная звезда", СССР)
30.09.44: О.Войтинская: Книга о мужестве и ненависти* ("Известия", СССР)
30.09.44: А.Софронов: Дороги ведут к Риге ("Известия", СССР)

29.09.44: М.Леснов: Молчальник и ораторы ("Красная звезда", СССР)
29.09.44: В.Земляной: Аэродромный маневр ("Красная звезда", СССР)

28.09.44: А.Чаковский: К Рижскому заливу ("Известия", СССР)

27.09.44: И.Эренбург: Тому порукой наш народ ("Красная звезда", СССР)
27.09.44: А.Покрышкин: Крылья истребителя. 6. Главная цель ("Красная звезда", СССР)
27.09.44: А.Софронов: Три командира || «Известия» №230, 27 сентября 1944 года

26.09.44: А.Софронов: Воля к победе || «Известия» №229, 26 сентября 1944 года
26.09.44: Забота об инвалидах Отечественной войны ("Известия", СССР)

25.09.44: Обращение немецких генералов и полковников к немецкому народу в армии и на родине ("Правда", СССР)

23.09.44: К.Симонов: Большое сердце ("Красная звезда", СССР)
23.09.44: А.Покрышкин: Крылья истребителя. 5. Свободная охота истребителя ("Красная звезда", СССР)

22.09.44: А.Чаковский: По следам врага ("Известия", СССР)

21.09.44: Перемирие с Финляндией ("Известия", СССР)

20.09.44: А.Софронов: На Ригу! ("Известия", СССР)
20.09.44: Е.Браганцева: Памятник мужества ("Известия", СССР)

19.09.44: Советская гвардия || «Красная звезда» №223, 19 сентября 1944 года
19.09.44: А.Покрышкин: Крылья истребителя. 4. Воспитание стиля*** ("Красная звезда", СССР)
19.09.44: А.Трайнин: Некоторые уроки Версаля ("Красная звезда", СССР)

18.09.44: Я.Викторов: Автонекролог Геббельса ("Правда", СССР)

17.09.44: Н.Пронин: Всевобуч в Отечественной войне ("Правда", СССР)

16.09.44: Майданек || «Правда» №223, 16 сентября 1944 года
16.09.44: Помни Майданек, воин Красной Армии! ("Красная звезда", СССР)
16.09.44: Кровь 1.500.000 убитых на Майданеке вопиет о мщении! ("Известия", СССР)
16.09.44: А.Покрышкин: Крылья истребителя. 3. Формула воздушного боя** ("Красная звезда", СССР)
16.09.44: И.Эренбург: Судьба колосьев || «Правда» №223, 16 сентября 1944 года

14.09.44: К.Лаврентьев: Взаимодействие зенитной артиллерии с авиацией ("Красная звезда", СССР)

13.09.44: И.Эренбург: «Путь к Германии» ("Красная звезда", СССР)
13.09.44: П.Белявский: Вторая встреча ("Известия", СССР)

12.09.44: А.Покрышкин: Крылья истребителя. 2. Боевая вертикаль* ("Красная звезда", СССР)

10.09.44: А.Покрышкин: Крылья истребителя. 1. Перед войной ("Красная звезда", СССР)
10.09.44: В.Лебедев-Кумач: Не забудем, не простим! ("Известия", СССР)

09.09.44: Ю.Яновский: Мы слышим вас! ("Известия", СССР)
09.09.44: А.Софронов: Один день капитана Леонтьева ("Известия", СССР)

08.09.44: Возрождение Донбасса || «Известия» №214, 8 сентября 1944 года
08.09.44: А.Булгаков, B.Полторацкий: За колючей проволокой ("Известия", СССР)

Газета «Красная Звезда» №240 (5920), 8 октября 1944 года

октябрь 1944, осень 1944, газета «Красная звезда», советская авиация

Previous post Next post
Up