К.Лаврентьев || «
Красная звезда» №219, 14 сентября 1944 года
Войска 2-го Белорусского фронта в результате упорных боев овладели городом и крепостью Ломжа - важным опорным пунктом обороны немцев на реке Нарев.
# Все статьи за 14 сентября 1944 года.
Порядок взаимодействия между зенитной артиллерией и истребительной авиацией на поле боя требует самого серьезного внимания. Основное условие ясно: надо поставить дело так, чтобы боевые свойства каждого из этих двух родов оружия были использованы полностью. Воздушный противник может подвергаться воздействию наших истребителей и зенитного огня одновременно или попеременно, но важно, чтобы это воздействие было непрерывным, и оба рода войск не мешали один другому, а дополняли друг друга.
Зенитная артиллерия может начать обстрел группы самолетов противника идущих плотным строем, до подхода наших истребителей. Когда она разобьет метким огнем строй вражеской группы и заставит ее рассредоточиться, то истребители атакуют противника в благоприятной обстановке. Наоборот, истребители, первыми атаковав группу вражеских самолетов, заставят ее уплотнить боевой порядок и снизиться до зоны огня всех зенитных средств. В конце концов вражеская группа под умелым воздействием истребителей невольно попадет в зону наиболее интенсивного огня зенитной артиллерии.
Ясно, что последний прием взаимодействия целесообразен лишь в том случае, если сами истребители не в состоянии уничтожить воздушного противника. Тогда он целиком оправдывает себя, поскольку массированный огонь зенитной артиллерии при благоприятных условиях нанесет противнику гораздо больше потерь, нежели два-три истребителя. При этом важно, чтобы летчики-истребители хорошо знали районы расположения зенитной артиллерии и ее огневые возможности.
В зависимости от боевого состава своих частей и соединений и поставленных им задач старшие авиационные и зенитно-артиллерийские начальники разрабатывают на каждую операцию или определенный период ее единый план взаимодействия. На некоторых участках фронта подобные планы составлялись непосредственно командирами авиационных и зенитно-артиллерийских соединений. На первый взгляд, это вполне разумно, так как достигается главное - личное общение командиров. Но необходимо учесть, что на одном направлении будет действовать, как правило, несколько соединений. Поэтому различия в способах и сигналах взаимодействия могут привести к нежелательным последствиям. Тем более, что авиация не может ограничить свою боевую работу узкой полосой действий одного зенитно-артиллерийского соединения и будет залетать в соседнюю полосу. Отсюда вывод: командиры взаимодействующих соединений не должны сами составлять планы взаимодействия. Их задача - получив единый план сверху, обеспечить детальное изучение его всем личным составом.
Летчики истребительных частей в момент получения боевой задачи обязаны знать районы группировки нашей зенитной артиллерии, не нанося их ни на какие схемы или карты. Командир, управляющий боем истребителей с земли, помогает им выполнять план взаимодействия. Целеуказание осуществляется с земли по радио, а кроме того огонь зенитной артиллерии также указывает летчикам цели. Если командир группы истребителей примет решение или получит приказание с земли атаковать противника, обстреливаемого зенитной артиллерией, он должен по радио и заранее установленными эволюциями самолета подать сигнал «атакую». Приняв этот сигнал, зенитчики прекращают огонь и ведут «немую стрельбу» или же переносят огонь на другие цели.
Авиация противника применяет разнообразные тактические приемы, стараясь пробраться к намеченным об'ектам. Нередко бывает, что группы немецких самолетов, состоящие только из бомбардировщиков, идут на разных высотах. В этом случае наши истребители должны атаковать самолеты противника, расположенные в верхнем ярусе, а зенитная артиллерия - вести огонь по нижней группе. Ясно, что надо обеспечить безопасность действий наших истребителей. Поэтому зенитная артиллерия ведет обстрел лишь тогда, когда верхняя группа вражеских самолетов достаточно удалена от нижней. Огонь малокалиберных орудий допустим только при том условии, если обстреливаемые самолеты не находятся в створе с верхней группой, атакуемой нашими истребителями.
Другой тактический прием немецкой авиации - налет большой массы бомбардировщиков с одного направления, причем группы самолетов эшелонированы в глубину. Если наши истребители своевременно прибыли в угрожаемый район и атакуют головную группу вражеских самолетов, то зенитная артиллерия готовит в это время данные для стрельбы. Она открывает огонь по следующей группе, соблюдая меры безопасности для своих истребителей, которые продолжают атаки вплоть до ухода противника. При этом истребители и зенитчики не должны увлекаться атакой и обстрелом отбомбившихся самолетов. Их задача - переносить свои удары на подходящие группы. В некоторых случаях (при малых интервалах между вражескими группами) зенитчикам придется вести огонь сразу по двум группам, разделив свои средства пополам. Если первой вступила в бой зенитная артиллерия, то истребители атакуют следующую группу противника, достаточно удаленную от разрывов зенитных снарядов.
Во время звездных налетов зенитная артиллерия ведет огонь по тем группам вражеских самолетов, которые не атакуются истребителями. Передача цели под огонь зенитной артиллерии должна производиться в тех случаях, когда истребителям явно невыгодно продолжать атаку или же когда зенитная артиллерия удачно расположена на пути движения самолетов. Решение прекратить атаку командир группы истребителей принимает самостоятельно или по требованию старшего зенитно-артиллерийского начальника, переданному авиационным командиром с пункта наведения. Когда в воздухе нет больше целей, кроме атакуемых истребителями, зенитчики обязаны вести немую стрельбу, чтобы открыть огонь в любой момент после отвала истребителей.
Боевая практика дает немало примеров, когда наши зенитчики отсекали своим огнем истребители противника, преследующие наши одиночные самолеты, или же оказывали помощь своим летчикам в воздушном бою. Приведем два подобных эпизода, показывающих, насколько эффективна такая взаимная помощь.
Над подразделением лейтенанта Миронова однажды появились три самолета: два «Мессертмитта-109» преследовали наш подбитый «ИЛ-2», который возвращался на свой аэродром. Экипаж штурмовика отстреливался от противника, все ниже опускаясь к земле. Он взял курс прямо на зенитчиков, увлекая за собой немецкие самолеты. В это время зенитчики уже поймали в перекрестие коллиматора один «Мессершмитт» и, как только он подошел на выгодную дистанцию, длинной очередью сбили его. Второй немец хотел отвернуть от огневой трассы, но было уже поздно. В течение считанных секунд, благодаря умелому вмешательству зенитчиков, были сбиты два немецких самолета.
Зенитчики части, которой командует офицер Фомин, наблюдали однажды воздушный бой между несколькими «ME-109» и «ЯК-7» на высоте 2.000 метров. Они заметили, что один «Мессершмитт» маневрирует, стараясь зайти в хвост нашему истребителю. Командир орудия сержант Климов приказал открыть огонь по немцу, и наводчик Слепенко двумя очередями в упор зажег вражеский истребитель, который врезался в землю. Воздушный бой продолжался. Все наводчики зенитных пушек, распределив между собой цели, пристально следили за каждым их движением. Стволы пушек описывали причудливые фигуры соответственно маневрам немцев. Вот один «Мессершмитт» отлетел немного в сторону от общей группы. Командир орудия младший сержант Лямцев скомандовал «огонь», и наводчик Шаповалов сразил второй истребитель противника. После этого немцы стали выходить из боя. Наши летчики, преследуя противника, сбили еще два немецких самолета.
Так инициатива и мастерство зенитчиков, исключительно точно стрелявших в условиях воздушного боя, обеспечили нашим летчикам полную победу над врагом. //Майор К.Лаврентьев. ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ.
_____________________________________________
Б.Полевой:
Советские ассы ("Правда", СССР)
К.Непомнящий:
Лётный день ("Комсомольская правда", СССР)
Г.Ворожейкин:
Авиация народа-победителя ("Известия", СССР)
Н.Денисов:
Наступательная мощь советской авиации ("Красная звезда", СССР)
Чему учит боевой опыт Александра Покрышкина ("Красная звезда", СССР)
Газета «Красная Звезда» №219 (5899), 14 сентября 1944 года