Наступательная мощь советской авиации

Aug 16, 2019 08:37


Н.Денисов || « Красная звезда» №194, 16 августа 1944 года

СЕГОДНЯ В НОМЕРЕ: От Советского Информбюро. Оперативная сводка за 15 августа (1 стр.). Потери противника и трофеи войск 1-го Украинского фронта за время наступательных операций с 13 июля по 12 августа сего года (1 стр.). Указы Президиума Верховного Совета СССР (1 стр.). Капитан Е.Гехман. - Севернее и западнее города Петсери (1 стр.). Майор С.Алешин. - Мелкие группы автоматчиков в боях за переправы (2 стр.). Полковник Н.Денисов. - Наступательная мощь советской авиации (3 стр.). Майор Б.Азбукин. - Политическая учеба офицеров (3 стр.). Высадка войск союзников на юге Франции (4 стр.). Военные действия в Нормандии и Бретани (4 стр.). К.Гофман. - Международный обзор (4 стр.).

# Все статьи за 16 августа 1944 года.

Статья первая




Свыше трех лет над полями сражений Отечественной войны длится ожесточенная борьба в воздухе. В ходе этой борьбы отчетливо вырисовалось всё более господствующее положение советской авиации. Путь к нему был тернистый и трудный. Однако сталинский гений, настойчивость, инициатива, творческие дерзания, воля к победе и напряженный труд советских людей, связанных с строительством и боевой деятельностью воздушного флота, преодолели все трудности и вывели нашу авиацию на путь блистательных побед.

Товарищ Сталин с замечательной прозорливостью вскрыл истинную роль авиации в современной войне. Сталинская школа военной науки и военного искусства обеспечила блестящее развитие советской авиации и наилучшее ее взаимодействие с наземными войсками.

В стратегии немцев, вероломно напавших на Советский Союз, авиации отводилось одно из первых мест. Планы германского блиц-крига были основаны на глубоком и стремительном авиационно-танковом наступлении. Следуя этому принципу, и были построены германские воздушные флоты. В общем, к началу вероломного нападения на СССР немецкая авиация более чем на 70 проц. состояла из самолетов бомбардировочного типа, т.е. средств воздушного наступления. Истребленные эскадры немцев, насчитывавшие несколько тысяч самолетов, были оснащены преимущественно машинами, предназначенными для короткого воздушного боя. Подобное состояние самолетного парка предопределяло и методы использования немецким командованием своих воздушных флотов, и тактические приемы фашистских летчиков, воспитанных в духе легких побед на Западе. В первые месяцы советско-германской войны, находясь как бы на остриях вбиваемых в нашу страну танковых клиньев, германские воздушные эскадры подвергали бомбардировкам наши города, расстреливали мирное население, практиковали охоту чуть ли не за каждой одиночной машиной.

Однако авантюристическая тактика воздушного террора, практиковавшаяся немцами, быстро столкнулась с хорошо организованной активной обороной советского воздушного флота. Массовый героизм наших летчиков, грудью вставших на защиту советского неба, явился первым камнем преткновения на разбойничьем пути фашистских воздушных бандитов.

То было тяжелое время для нашего воздушного флота. Война требовала непрерывного освежения самолетного парка более совершенным оружием. Но Отечественная авиапромышленность, выходя из-под удара, передвигалась в те дни в глубинные районы страны. Нужно было время, чтобы наладить на новых местах серийный выпуск тех самолетов, которые тогда существовали только в конструкторских чертежах. Но даже в те тяжелые дни наша авиация нашла силы, чтобы, взаимодействуя с наземными войсками, выстоять в обороне Москвы, а затем и разгромить вражеские полчища, рвавшиеся к столице. В этом историческом московском сражении впервые в массовом масштабе принял участие новый советский самолет - подлинное детище Отечественной войны - штурмовик «Ильюшин-2».

Метод активной обороны, которого придерживалась наша авиация вплоть до Сталинградской битвы, сочетался с сильными воздушными контратаками бомбардировщиков и штурмовиков, направленных как против войск противника, так и против его глубоких тылов, вплоть до Кенигсберга, Берлина, Штеттина и других военно-промышленных центров фашистской Германии. Это изматывало, дробило и обескровливало немецкие воздушные флоты, ежедневно терявшие большое количество самолетов. Схватки в воздухе в то время обычно происходили с превосходящими по числу самолетов группами противника. Однако этот количественный перевес в силах не был решающим фактором. Преимущество в воздухе, бывшее на стороне врага в первые месяцы войны, постепенно стало ускользать от немцев. Освоившись на новых местах, советская авиапромышленность все в больших и больших масштабах стала пополнять наш самолетный парк более совершенными типами машин. Вступая на них в бой, наши летчики с каждым днем оттачивали свои тактические приемы, умело противопоставляя их приемам немецких пилотов и переходя от воздушной обороны к пока еще частным, но весьма эффективным наступлениям.

Было бы ошибочным считать, что в разгаре этой борьбы германский воздушный флот пребывал в стабильном состоянии. Далеко нет! Немецкие конструкторы лихорадочно модернизировали свой самолетный парк к новым условиям воздушной войны. То сопротивление, с которым немцам пришлось встретиться в столкновениях с советскими летчиками, и появление на нашей стороне массового средства воздействия с воздуха - штурмовиков, - заставило врага в общей структуре своих воздушных флотов увеличить удельный вес истребительной авиации. В приемах и тактике последней появился так называемый вертикальный маневр, т.е. способ ведения боя в вертикальной плоскости, требовавший не только хороших летных качеств машин, но и отличной выучки пилотов. В то же время бомбардировочная авиация врага стала все более и более укорачивать свой радиус, преимущественно ограничиваясь деятельностью на поле боя и в ближних тылах наших войск. Огромные потери, понесенные вражеской авиацией, хотя еще и восполнялись, но удерживать прежнее соотношение сил германской авиапромышленности становилось все труднее. Между тем с конвейеров наших авиационных заводов с каждым днем стало сходить всё большее и большее количество самолетов с высокими боевыми качествами. В ожесточенной борьбе в воздухе назревал поворот.




Этот поворот определился в ходе Сталинградской битвы. Пожалуй, впервые за всю войну в этой битве проявилась та наступательная мощь советской авиации, которая в этих исторических боях сумела кардинально изменить обстановку в воздухе. Еще на первых этапах Сталинградской битвы немцы, следуя основам своей первоначальной стратегии авиационно-танкового наступления, попытались возродить честь опровергнутой жизнью теории Дуэ и решить исход операции с помощью воздушного флота. Это был сильнейший натиск многочисленных бомбардировочных эскадр генерала Рихтгофена на Сталинград. Однако многочисленные и непрерывные немецкие бомбардировки города не сломили сопротивления обороняющихся. В то же время наша авиация, отражая эти налеты, активно перемалывала воздушные силы врага. Сталинградское небо стало подлинной мясорубкой для вражеской авиации. Некоторые ее части в ходе этих боев вынуждены были вследствие высоких потерь в людях и технике трижды и четырежды обновлять свой состав.

Заключительные этапы Сталинградской битвы примечательны тем новым методом оперативно-тактического использования воздушных сил, который в те дни пока еще в сравнительно небольших масштабах осуществило наше командование. Речь идет об авиационном наступлении, впоследствии выросшем в одну из основных форм взаимодействия авиации с наземными войсками. Сложная оборонительная и наступательная борьба под Сталинградом в конце концов выбила из рук немцев инициативу, а затем в последующих операциях зимы 1942-43 г. создала для нашей авиации реальные предпосылки ко всё большему овладению господствующим положением в воздухе.

Начиная со Сталинградской битвы, наступательная мощь нашей авиации стала возрастать с каждой новой операцией. Серьезно обеспокоенное этим обстоятельством, вражеское командование забило тревогу. Над полями сражений появились массы новых истребителей, с помощью которых немцы пытались возвратить себе тактические преимущества. Ими были приняты меры к изменению положения в свою пользу и в более широких, оперативных масштабах. В частности, готовя наступление на Курской дуге, враг организовал несколько попыток, направленных к изматыванию нашей авиации. К ним следует отнести кубанское воздушное сражение, массированные налеты немецкой авиации на Ростов, Курск, Горький и другие наши города весной 1943 года и т.п. Надо сказать, что этот натиск германской авиации нашими летчиками был отражен блестяще. Враг в этих сражениях не только лишился колоссального количества самолетов и летных кадров, но и потерпел полное фиаско в применении новых, видоизмененных им тактических приемов борьбы в воздухе.

Таким образом ко второму поворотному моменту Отечественной войны - сражению на Курской дуге - наша авиация пришла в отличном состоянии. Ее самолетный парк в количественном и качественном отношениях полностью отвечал требованиям воздушной обстановки. Руководящий состав и летные кадры, обогащенные опытом предыдущих боев, значительно окрепли и возмужали. Ключом била творческая оперативно-тактическая мысль наших авиационных офицеров, энергично находивших наиболее действенные приемы борьбы. Всё это незамедлило сказаться в первые же дни сражения на Курской дуге, когда немцы стали нести в воздухе небывалые до сего времени потери. Об этих потерях можно судить хотя бы по таким двум сравнительным цифрам. За первые четыре месяца затеянной Гитлером второй мировой войны в 1939 году на Западе немцы потеряли всего около 300 самолетов. Над Курской дугой только в первые дни сражения наши летчики-истребители сбили более 900 немецких машин. Наши бомбардировщики и штурмовики, имея на бортах новое, созданное в ходе войны вооружение, оказали здесь огромную помощь своим наземным войскам в борьбе с новинками вражеской танковой техники. В тесном взаимодействии с авиацией наши наземные войска отразили натиск врага и вскоре на ряде фронтов сами перешли в наступление, предопределив этим весь дальнейший ход войны.

После сражения на Курской дуге воздушная обстановка быстро и окончательно изменилась в нашу пользу. Былое преимущество в воздухе, которое немцам удавалось создавать благодаря сосредоточению сильных авиационных группировок на двух-трех главнейших направлениях, уступило место широким наступательным операциям нашей авиации. Воздушная стратегия врага явно переходит к обороне. Возрастающая с каждым днем наступательная мощь нашей авиации, колоссальные потери в кадрах и материальной части на советско-германском фронте, некоторое ослабление производственной мощности авиационных заводов вследствие систематических бомбардировок их союзной авиацией, поставили германский воздушный флот в условия, предопределившие всю его боевую деятельность вплоть до нынешних дней.

Уже к концу прошлого года немецкая авиация претерпела серьезнейшие структурные изменения. В ее составе доминирующее значение получили средства обороны. В известной степени количественно сниженный германский самолетный парк в отличие от первых дней войны стал включать в себя не 70, а всего лишь 40 проц. машин бомбардировочного типа. Остальное падает на истребители, причем добрую половину их составляют самолеты так называемой тяжелой истребительной авиации, предназначенные для длительного пребывания в воздухе при защите тех или иных об’ектов от бомбардировочных нападений.

Таким образом первоначальная воздушная стратегия немцев, рассчитанная на перевес в силах, искусственно созданный на короткий промежуток времени и необходимый для завершения блиц-крига, уже давно пришла к краху. Не могут спасти немцев от разгрома и те оборонительные приемы в использовании своих военно-воздушных сил, к которым они прибегли теперь. Истребители несомненно не могут заменить собой подлинной ударной силы авиации - бомбардировщиков и штурмовиков, необходимых для активного взаимодействия с наземными войсками.

В противовес германскому воздушному флоту, приходящему в упадок, растет и ширится наступательная мощь нашей авиации. Рост советской авиации находится в прямой зависимости от той роли, которая возлагается на нее военной доктриной Красной Армии, и от той экономической базы, из которой черпаются материальные ресурсы для утверждения и укрепления нашего господствующего положения в воздухе. За годы войны, работая в строгом соответствии с требованиями фронта, наша авиационная промышленность инициативно разрешила ряд проблемных задач в области самолето- и моторостроения, вооружения и оснащения боевых машин, создав и освоив серийный выпуск целого ряда образцов, по своим качествам превосходящих вражеские самолеты. Это дало возможность авиационным командирам в соответствии с основной идеей использования воздушных сил Красной Армии - идеей взаимодействия с наземными войсками - в ходе борьбы с немцами творчески найти основные формы и методы боевой деятельности, повышающие наступательную мощь нашей авиации. //Полковник Н.Денисов.

***********************************************************************************************
ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ. Посадка бойцов десанта на танк.

Снимок нашего спец. фотокорр. О.Кнорринга.





УПАДОК ДУХА В ГЕРМАНСКОЙ АРМИИ
Признания гитлеровской газеты

ЖЕНЕВА, 15 августа. (ТАСС). Гитлеровская газета для солдат «Фронт унд хеймат» в очерке о настроениях германских солдат на советско-германском фронте делает любопытные признания, характеризующие упадок духа в германской армии.

«Редкие и случайные часы отдыха» гитлеровские солдаты, по признанию газеты, обычно проводят в пьянстве. Если же не оказывается вина, то «одни режутся в карты, а остальные сидят, тупо глядя перед собой. Не слышно, - пишет газета, - ни залихватской песни, ни торжественных речей. Не клеится даже товарищеская беседа. Если бы кто-нибудь подошел и спросил, какое у них настроение после тяжелых часов боя, то они, криво усмехнувшись, ответили бы какой-нибудь банальной фразой, но про себя каждый подумал бы: что касается меня, то мне все осточертело».

Газета приводит многочисленные примеры уклонения немецких солдат от выполнения своих обязанностей, отношения их ко всему «спустя рукава». Газета сообщает о расстреле одного военного цензора «за пораженческие разговоры».



Зверства гитлеровцев в Северной Италии

ЛОНДОН, 15 августа. (ТАСС). Корреспондент агентства Рейтер сообщает из Рима, что немецкие оккупанты убили в районе Ареццо 558 мирных итальянских жителей в отместку за нападения на немецких солдат и полицейских. Среди убитых много женщин и детей. Эти сведения о зверствах немцев сообщены местным духовенством. Особенно яростно свирепствовали гитлеровцы в Вилла Джильози. Ворвавшись в это местечко, находившееся некоторое время в руках партизан, гитлеровцы схватили 50 первых попавшихся крестьян, в том числе много женщин и детей, и после пыток убили их гранатами. В Чивителла делла Чиана расстреляно 100 итальянцев, трупы которых сожжены. Среди расстрелянных - два местных священника в возрасте 80 лет.

***********************************************************************************************
Потери противника и трофеи войск 1-го Украинского фронта за время наступательных операций с 13 июля по 12 августа сего года.

Войска 1-го Украинского фронта, под командованием Маршала Советского Союза Конева, за время наступательных операций с 13 июля по 12 августа сего года нанесли противнику следующие потери в живой силе и технике:

Уничтожено: самолетов - 567, танков и самоходных орудий - 1.404, орудий разных калибров - 1.220, минометов - 1.230, пулеметов - 2.100, бронемашин - 80, бронетранспортеров - 190, автомашин - 1.350, повозок с военными грузами - 1.000. Противник потерял только убитыми 140.000 солдат и офицеров.

За это же время войска 1-го Украинского фронта захватили следующие трофеи: самолетов - 120, танков - 537, орудий разных калибров - 2.395, минометов - 2.638, пулеметов - 3.635, бронемашин - 39, бронетранспортеров - 277, автомашин - 10.377, паровозов - 41, вагонов - 1.286, железнодорожных эшелонов - 28, повозок с военными грузами - 7.019, лошадей - 12.060, складов с боеприпасами, вооружением, снаряжением и продовольствием - 190.

Взято в плен 32.360 немецких солдат и офицеров.

Таким образом в итоге месячных наступательных боев войск 1-го Украинского фронта, завершившихся разгромом группировки противника на Львовском направлении и освобождением городов Советской Украины - Львова, Станислава, Дрогобыча, Стрыя, Борислава, Самбора и Равы Русской, потери немцев по главным видам боевой техники и живой силе составляют: пленными и убитыми - 172.360 офицеров и солдат, самолетов - 687, танков и самоходных орудий - 1.941, орудий разных калибров - 3.615, минометов - 3.868, пулеметов - 5.735, автомашин - 11.727. СОВИНФОРМБЮРО.

_________________________________
Авиационное сопровождение ("Красная звезда", СССР)
К новым победам Сталинской авиации! ("Красная звезда", СССР)
Г.Миленин: Воздушное оружие || «Красная звезда» №204, 27 августа 1944 года
Н.Денисов: Наступательная мощь советской авиации* ("Красная звезда", СССР)
А.Яковлев: Конструктор и война || «Правда» №154, 28 июня 1944 года

Газета «Красная Звезда» №194 (5874), 16 августа 1944 года

лето 1944, август 1944, газета «Красная звезда», советская авиация

Previous post Next post
Up