Н.Денисов || «
Красная звезда» №195, 17 августа 1944 года
СЕГОДНЯ В НОМЕРЕ: От Советского Информбюро. - Оперативная сводка за 16 августа (1 стр.). Подполковник И.Никуленко. - Восточнее Праги (1 стр.). Указ Президиума Верховного Совета СССР (1 стр.). Письмо колхозников, колхозниц, работников МТС и совхозов Винницкой области великому вождю народов Маршалу Советского Союза товарищу Сталину (2 стр.). Полковник Н.Денисов. - Наступательная мощь советской авиации. - Статья вторая (2 стр.). Капитан Ф.Бубеннов. - Друг воина (3 стр.). Е.Габрилович. - Сегодня в Люблине (3 стр.). Алексей Сурков. - В бывшей «партизанской зоне» (3 стр.). Илья Эренбург. - Возврат Франции (4 стр.). Пленарное заседание Национального Совета Польши (4 стр.). Военные действия союзников во Франции (4 стр.).
# Все статьи за
17 августа 1944 года.
Статья вторая Успешного разрешения своей основной задачи - боевого содействия наземным войскам - наша авиация прежде всего добилась благодаря правильному пониманию трех основных вопросов определяющих реальность и высокую эффективность этой помощи в наступательном бою или операции.
Этими вопросами являются: во-первых, завоевание господства в воздухе над районом боев: во-вторых, поддержка наземных войск при прорыве обороны противника и, в-третьих, - взаимодействие с наземными войсками во время их действий на оперативном просторе. Попытаемся вкратце остановиться на этих наиболее существенных вопросах совместных действий «воздуха» и «земли», ибо ими по сути дела и определяется та наступательная мощь нашей авиации, которая нынче сводит на-нет все попытки немецкого воздушного флота сколько-нибудь изменить в свою пользу создавшееся положение в воздухе.
Одним из решающих условий успешного взаимодействия авиации с наземными войсками, несомненно, является очистка воздуха от вражеских самолетов над районом боев. Наши наземные войска, огражденные от угрозы массированных воздушных нападений противника, приобретают нужную им свободу маневра, и, кроме того, авиация может выполнять свои боевые задачи с наибольшим эффектом, не имея серьезных потерь. Вот почему при планировании наступательных операций наши авиационные командиры отводят одно из первых мест вопросам завоевания господства в воздухе на направлении главного удара.
Определяя расход сил, выделяемых для очистки воздуха от вражеских самолетов, наши авиационные командиры отнюдь не измеряют всё лишь одними голыми цифрами. Они знают, что показателем господства в воздухе служит не только сопоставление численности своих и неприятельских самолетов на данном участке фронта.
Еще более важно качество боевой работы частей и подразделений, привлекаемых для завоевания господства в воздухе. Бывали случаи, когда истребители производили за день много самолето-вылетов, но всё же не ограждали свои наземные войска от периодических нападений бомбардировщиков противника. Ясно, что в таких случаях, несмотря на численное превосходство в воздухе, истребительная авиация не выполняла поставленной перед ней задачи.
Что же может служить критерием для суждения о господстве в воздухе на определенном участке фронта? Опыт подтверждает, что полностью воспрепятствовать появлению над полем боя отдельных групп вражеских самолетов практически невозможно. Но вместе с тем, если боевая работа хорошо организована, управление воздушными боями гибкое, умело используется такой прием воздушной тактики, как наращивание сил, то вполне можно заставить воздушного противника сбрасывать бомбы на территорию, занятую его же войсками, не допуская его к нашим боевым порядкам. Воздушная обстановка, сложившаяся в борьбе за господство в воздухе, с достаточной об'ективностью может быть оценена, помимо количественных данных, двумя основными показателями. Можно считать, что авиация добилась господствующего положения над полем боя, когда, во-первых, вражеские бомбардировщики лишены возможности наносить организованные удары по нашим войскам, а, во-вторых, выполнение боевых задач нашими бомбардировщиками и штурмовиками обеспечено так, что они не несут потерь или несут минимальные потери от истребителей противника.
Разрешения этих двух основных задач советские авиационные командиры достигают различными методами использования своих сил. Основу борьбы с вражеской авиацией, несомненно, составляют непосредственные воздушные бои и удары по неприятельским аэродромам. Помимо этого весьма важное значение имеют вопросы обеспечения действий бомбардировщиков и штурмовиков. В боевой практике иногда стараются провести грань между двумя способами обеспечения: независимыми действиями истребителей в зонах боевой работы штурмовиков и бомбардировщиков и методом непосредственного сопровождения каждого боевого эшелона. Чему же следует отдать предпочтение?
Опыт учит, что в условиях наступательной операции, когда сопротивление противника в воздухе будет не всегда одинаковым, нужно найти определенные сочетания этих двух способов обеспечения сообразно воздушной обстановке. Скажем, если в начальный период операции, когда противник еще не способен организовать серьезное сопротивление в воздухе, а имеющиеся в его распоряжении силы могут быть надежно скованы нашими истребителями, очищающими воздух над полем боя, - непосредственное сопровождение штурмовиков и бомбардировщиков может быть минимальным. Иное дело, когда сопротивление противника возрастет, а вместе с тем наши бомбардировщики и штурмовики значительно расширят зоны своих ударов, всё более углубляясь в расположение противника. В таких случаях необходимо дополнять независимые действия истребителей непосредственным эскортированием каждого эшелона бомбардировщиков и штурмовиков. Силы, выделенные для разрешения этой задачи, могут быть различными, но во всяком случае они должны быть достаточными для того, чтобы в сочетании двух способов обеспечения было достигнуто основное - преимущество над противником.
Господство в воздухе завоевывается не как самоцель, а в интересах действий наземных войск. Идея взаимодействия авиации с наземными войсками содержит в себе, наряду с распределением задач между ними по месту, времени и целям, также и согласованность усилий по разгрому врага. Боевым опытом установлено, что одной из лучших форм этого взаимодействия являются массированные удары авиации. Надо сказать, что совместные действия авиации и наземных войск на первых этапах наступательной операции обычно развиваются довольно планомерно. Иначе говоря, хотя боевая деятельность авиации и наземных войск в первоначальный период наступления весьма изменчива, их взаимодействие (в смысле его организации) всё же до некоторой степени носит постоянный характер.
Вместе с тем простота организации боевых вылетов бомбардировщиков, штурмовиков и истребителей в процессе взлома наземными войсками вражеской обороны - только кажущаяся. Общевойсковой и авиационный командиры, в чьих руках находятся нити централизованного управления авиацией, должны разрешить в этот период операции несколько принципиальных вопросов. Правильное разрешение этих вопросов еще больше упрочит наступательную мощь авиации. Дело в том, что массированные удары с воздуха, с помощью которых будет достигнута высокая огневая плотность, могут быть в одном случае чрезвычайно сосредоточенными по месту и сжатыми по срокам, а в другом нужно будет вести их на более широком участке и более длительное время. Небезынтересно всё же указать здесь на два типичных случая, которые могут послужить своеобразными примерами использования авиации в наступлении.
На одном участке фронта прорыву полевой обороны противника предшествовала длительная авиационная подготовка. Судя по всем расчетам, система обороны противника уже была достаточно расшатана. Но всё же атака, начавшаяся в хорошем темпе, вскоре сошла на-нет. Основной причиной этого был тот факт, что наше наступление не явилось внезапным. Серия ударов с воздуха создала для противника явное впечатление авиационной подготовки, и он отвел свою живую силу в запасные укрытия, а затем успел подтянуть свежие части для отражения начавшейся атаки. В другом случае события развивались иначе. Здесь авиационный командир непосредственно перед броском пехоты и танков нанес противнику неожиданно для него мощный массированный удар с воздуха. Был разрушен ряд укреплений полевого типа. Вражеская артиллерия, не успевшая перекочевать на запасные огневые позиции, была подавлена и частично уничтожена, а живая сила на ряде участков прижата к земле. В результате создались выгодные условия для атаки наших наземных войск.
Вопрос о промежутке времени между началом авиационной подготовки и началом атаки имеет весьма важное значение. В ряде случаев в условиях наступления на полевую оборону противника этот промежуток может быть минимально необходимым для хорошо нацеленного, сосредоточенного и массированного удара с воздуха. Иное дело, когда войска готовятся к прорыву вражеской обороны изобилующей тяжелыми инженерными сооружениями. Здесь авиационная подготовка должна носить характер обработки позиций противника и, несомненно, займет гораздо больше времени (вплоть до нескольких суток). Заканчиваясь своеобразным авиационным штурмом, подобным тому, который нынешней весной предприняли наши воздушные силы при прорыве севастопольских укреплений немцев, она создаст наступающим наиболее выгодные условия для атаки укрепленного района противника.
Наши авиационные командиры, всемерно повышая наступательную мощь военно-воздушных сил, в деле авиационной подготовки и поддержки с воздуха пехотных и танковых атак достигли весьма высоких результатов. Создаваемая ими плотность авиационного огня порою достигает более сотни тонн бомб на каждый километр фронта, намеченного к прорыву. Помимо этого вся площадь удара с воздуха покрывается колоссальным количеством пуль и снарядов, прицельно выпускаемых штурмовиками. Всё это дает возможность не только разрушить укрепления и подавить огневые точки, но и уничтожить максимально большее количество вражеской живой силы как перед атакою, так и во время борьбы в оборонительной полосе противника. Таким образом на этом этапе операции наша авиация, выполняя одну из своих основных функций - взаимодействие с наземными войсками, сначала создает им выгодные условия для атаки, а затем сопровождает их вплоть до выхода на оперативный простор.
Подавляющее большинство наступательных операций Красной Армии имеет в основе смелый и широкий маневр подвижных частей, вошедших в прорыв и действующих на оперативном просторе. Динамичность таких ударов требует от авиации, поддерживающей наземные войска, не менее гибкого и целеустремленного маневра. Помимо чисто организационных мероприятий в этих условиях наши авиационные командиры, всячески повышая наступательную мощь своих сил, стараются подчинять всю их боевую деятельность задачам поддержания неразрывного взаимодействия в условиях маневра, развивающегося на земле и в воздухе. К числу таких задач относятся: авиационное преследование; помощь с воздуха подвижным войскам, окружающим противника; блокировка его окруженных группировок и т.д.
Как известно, действия войск на оперативных просторах характерны крайне сложной и весьма быстро меняющейся обстановкой. Следовательно, здесь большую роль играет умение авиационного командира в нужный момент самостоятельно выбрать наиболее выгодное направление главного удара, найти ту точку приложения основных усилий, где по сути дела решается успех боя или завершается ответственный маневр наших войск. Подтвердим эту мысль примерами.
Одна немецкая танковая дивизия составляла арьергард крупной группировки, отходящей на тыловой рубеж. Успех преследования зависел от того, насколько быстро удастся сломить сопротивление бронированного заслона немцев. Произведя разведку, командир группы бомбардировщиков и штурмовиков принял решение, которое сначала вызвало удивление у офицеров подвижных отрядов. Свои основные силы он направил за десятки километров от района боя. Эти самолеты несколько раз атаковали автоколонну немцев, которая шла навстречу общему потоку немецких колонн. Разгадка маневра выяснилась на следующий день, когда немцы стали закапывать свои танки в землю. Оказалось, что наши бомбардировщики уничтожили колонну автоцистерн, которая везла горючее для этой дивизии. Лишенный подвижности немецкой арьергард был разгромлен, и наши части стремительно пошли вперед.
Другой, не менее интересный пример. В дни наступления наших войск в Белоруссии несколько вражеских частей пыталось вырваться из «котла», используя оставшийся не занятым нашими частями промежуток. Установив намерения немцев, командир группы штурмовиков решил замкнуть кольцо окружения этих немецких частей. Разбив всю свою группу на мелкие отряды, он с неуклонной точностью направлял их на пути отхода немцев. Сначала темп движения немецких колонн снизился, а потом вражеские войска были вовсе остановлены. Это происходило потому, что наши самолеты били по голове колонн, устраивая пробки и сумятицу. Пользуясь тем, что авиация продолжала наносить беспрерывные удары по врагу, наши подвижные части подошли в этот район, и к звену кольца, наложенного штурмовиками, добавилось звено из танков и мотопехоты. В результате немецкие части были разгромлены.
Острота оперативно-тактических замыслов, исключительно четкое управление действиями больших масс самолетов, отличная боевая выучка летного состава, тщательное изучение вражеской тактики дают нашей авиации возможность с каждым днем повышать свою наступательную мощь. Храбрость и беспредельная преданность Родине наших летных кадров помогают одерживать победы над сильным и яростно сопротивляющимся противником. Задачи наших летчиков, в авиационных командиров ныне состоят в том, чтобы, прочно удерживая завоеванное господство в воздухе, еще более совершенствовать свое наступательное мастерство и, умело взаимодействуя с наземными войсками, со своей стороны обеспечить полный разгром врага.
Славные сталинские соколы с честью выполнят почетные задачи, которые возложены на них величайшим полководцем товарищем Сталиным. //Полковник
Н.Денисов.
_________________________________
Авиационное сопровождение ("Красная звезда", СССР)
К новым победам Сталинской авиации! ("Красная звезда", СССР)
Г.Миленин:
Воздушное оружие || «Красная звезда» №204, 27 августа 1944 года
Н.Денисов:
Наступательная мощь советской авиации ("Красная звезда", СССР)
А.Яковлев:
Конструктор и война || «Правда» №154, 28 июня 1944 года
Газета «Красная Звезда» №195 (5875), 17 августа 1944 года