Действия авиации на разрушение

Oct 03, 2020 08:04


В.Земляной || « Красная звезда» №235, 3 октября 1944 года

СЕГОДНЯ В НОМЕРЕ: От Советского Информбюро. Оперативные сводки за 1 и 2 октября (1 стр.). 20-тысячный митинг в Таллине (2 стр.). Майор В.Земляной. - Действия авиации на разрушение (2 стр.). Подполковник Э.Зубенко. - Разведка боем (2 стр.). Капитан В.Королев. - «Ильюшины-2» над Карпатами (2 стр). Подполковник И.Гаглов. - На островах (3 стр.). П.Тимошевский. - Рождение завода-двойника (3 стр.). Подполковник А.Кудрин. - Организующая роль комсомольского бюро полка (3 стр.). Гвардии майор И.Ануфриев. - Польский врач спрятал раненых бойцов от немцев (3 стр.). Илья Эренбург. - Осень Германии (4 стр.). Польская печать о помощи Советского Союза населению Праги (4 стр.). Военные действия в Западной Европе (4 стр.).

# Все статьи за 3 октября 1944 года.




Огромные по своим масштабам операции частей Красной Армии нынешнего года характерны четко согласованным взаимодействием авиации с наземными войсками. В наступательных боях наша авиация, действуя в интересах наземных войск, разрушает сильно укрепленную вражескую оборону, обеспечивает стремительный маневр подвижных частей, участвует в преследовании и уничтожении врага. Взаимодействие «земли» и «воздуха» нынче приобрело исключительно целеустремленные формы. Причем всё чаще наблюдается сейчас распределение задач авиации для действий на разрушение и подавление. Это вызывается, прежде всего, особенностями вражеской обороны, построенной немцами с расчетом на затяжную позиционную войну.

Оборонительные рубежи врага, которые приходится теперь преодолевать нашим войскам, тщательно подготовлены в инженерном отношении. Известно, например, что линия обороны немцев под Яссами являлась глубоко эшелонированной системой долговременных сооружений, разрушить которые было довольно трудно. Большинство дотов имело верхнее покрытие толщиной около двух метров. Они были многочисленны, тщательно замаскированы, поддерживали взаимную огневую связь. Не менее прочны и другие рубежи обороны немцев, особенно на подступах к Восточной Пруссии, где система укреплений строилась в течение нескольких лет. Конечно, нужны очень большие усилия, чтобы пробить брешь в такой обороне.

Роль авиации в разрушении сильно укрепленной обороны противника весьма велика. Как показывает опыт всей войны, авиация не только способна массированными ударами подавить огневое противодействие неприятеля. Действуя вместе с артиллерией, она может проложить коридор, через который пройдут подвижные группы наступающих войск. Правильно оценив эти возможности воздушных сил и учитывая характер нынешней обороны противника, наше командование всё чаще практикует выделение определенного количества самолетов для действий на разрушение. Эта практика оправдала себя и заслуживает пристального изучения. Попытаемся рассмотреть на конкретных примерах некоторые принципы использования авиации для действий на разрушение.

Обычно авиационный начальник, планируя операцию, рассчитанную на поддержку наступающих наземных войск, предусматривает массированный удар по укрепленной полосе. При этом иногда авиация действует методом бомбометания по площади. Однако бомбометание по площади, каким бы плотным ни был огонь, как известно, имеет определенный недостаток, состоящий в том, что атаки самолетов, по существу, неприцельны. Учитывая это, авиационные командиры вносят изменения в данный метод обработки поля боя, выделяя специальные подразделения для действий на разрушение. Это позволяет производить прицельные атаки по намеченным целям.

Для подобных действий выгодно применять пикирующие самолеты. Опытные экипажи пикировщиков могут разрушать даже такие малые по размеру цели, как доты. Летчики гвардии генерал-майора авиации Полбина достигли в этом отношении исключительного мастерства. Они строят свои действия, примерно, следующим образом. В период подготовки к наступлению авиационный командир тщательно изучает всю систему вражеской обороны. Не ограничиваясь фотографированием с воздуха, он использует данные наземной разведки. Это позволяет нанести на планшет кроки, по которым с воздуха легко найти замаскированную огневую точку. Изучив систему обороны, командир распределяет цели между своими подразделениями. Когда наносится массированный удар на узком участке фронта, летчики генерала Полбина появляются над целью вместе с другими самолетами. Однако каждое подразделение у них имеет свои об'екты атаки и действует только по ним. В результате бомбометание ведется методом прицельных атак с воздуха по заранее установленным укреплениям противника. Эффективность таких действий весьма высока. Пикировщики успешно разрушают как узлы сопротивления, так и отдельные огневые точки противника.

Можно подумать, что такое распределение целей, подчас мелких, между подразделениями сильно затрудняет организацию одновременного удара большой массы самолетов. На самом деле этой опасности нет. Соединение, о котором идет речь, неоднократно наносило массированные удары. Высокая групповая слетанность экипажей позволяла им пикировать сразу девятками. Каждая девятка, имея свою цель и строго указанное направление выхода из атаки, нисколько не мешала соседям при повторении заходов.

Не менее важны действия на разрушение, когда наступающие войска выйдут на оперативный простор. Здесь они, как правило, встречают узлы сопротивления противника, разрушить которые способны лишь специально предназначенные для этого части. Если авиация взаимодействия, в частности штурмовая, подавляет огневое сопротивление противника и уничтожает его живую силу и технику, то задача разрушения обязательно должна выполняться именно бомбардировщиками. Это будет неизбежно уже потому, что штурмовики, вооруженные для действий по живой силе и технике, окажутся не в состоянии быстро ликвидировать мощные узлы сопротивления.

Действия на разрушение в оперативной глубине несколько отличаются от предыдущих. Менее изученные об'екты атак требуют доразведки цели. Учитывая эту особенность, в некоторых частях широко практикуют метод атаки, который в среде летчиков называется «вертушкой». Самолеты, появившись над узлом сопротивления противника, становятся в круг. Пикирование производится по-самолетно, за ведущим. Летчики сбрасывают по одной бомбе на цель и в процессе атаки ведут доразведку. Они делают столько заходов, сколько имеют бомб, и эффективность их действий непрерывно повышается.

В то же время замкнутое кольцо пикировщиков, которое вращается в вертикальной плоскости, позволяет избежать потерь от огня зенитной артиллерии противника. Происходит это потому, что каждый самолет в данном случае находится в верхней точке самое минимальное время. Кроме того постоянно перемещаются и отдельные самолеты, и вся группа в целом. Это не дает возможности противнику вести прицельный огонь. В преобладающем большинстве случаев зенитные снаряды разрываются с внешней стороны круга и не поражают самолеты.

Удары по узлам сопротивления в оперативной глубине имеют ту особенность, что их нельзя заранее спланировать. Цели здесь появляются неожиданно, в тот момент, когда с ними сталкиваются наступающие войска. Тут же требуется вызов авиации с аэродромов. Следовательно, необходимо иметь специальный резерв, предназначенный для подобных действий. Тут важно, чтобы удары не носили случайного характера, выполнялись хорошо подготовленными летчиками, имеющими достаточную практику.

Выше мы рассмотрели действия на разрушение об'ектов, расположенных непосредственно на поле боя. Кроме того большое значение имеют удары бомбардировщиков по таким целям, как мосты, железнодорожные узлы, промышленные об'екты. В общей системе боевой деятельности авиации удары по этим об'ектам занимают весьма солидное место, а особенность их состоит в том, что об'екты расположены на значительном отдалении от линии фронта и могут быть атакованы лишь самолетами, обладающими достаточным радиусом действий. Методы бомбометания могут быть различными (с горизонтального полета, с пикирования), может быть применена тактика одновременного массированного удара или звездного налета. В этих действиях наши части также приобрели достаточный опыт.

В N части установлено, что атака моста будет наиболее эффективной, когда самолеты пикируют поодиночке в строю «змейки». Удар по крупному железнодорожному узлу требует, наоборот, группового пикирования. При этом надо иметь в виду интервал по времени в каждой серии бомб. Порою на практике встречается применение такого интервала по времени, когда серия бомб располагается на весьма ограниченной площади. По существу, в этом случае все бомбы одного самолета причиняют цели тот же ущерб, который вызывается разрывом всего лишь одной бомбы. Стремясь повысить эффективность бомбометания, летчики N части удлинили интервал времени. Таким образом серия бомб располагается на большой площади. Это оказалось особенно ценным при воздействии на железнодорожные узлы противника. Одна атака позволяет в данном случае перекрыть всю площадь цели. //Майор В.Земляной.

************************************************************************************************************
ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ. Механик самолета старший сержант П.Григорьев и оружейник старший сержант А.Бауков готовят вооружение к полету.

Снимок лейтенанта Ю.Скуратова.



_________________________________
К новым победам Сталинской авиации! ("Красная звезда", СССР)
Г.Миленин: Воздушное оружие || «Красная звезда» №204, 27 августа 1944 года
Н.Денисов: Наступательная мощь советской авиации ("Красная звезда", СССР)
А.Яковлев: Конструктор и война || «Правда» №154, 28 июня 1944 года

Газета «Красная Звезда» №235 (5915), 3 октября 1944 года

октябрь 1944, осень 1944, газета «Красная звезда», советская авиация

Previous post Next post
Up