А.Покрышкин. Крылья истребителя. 6. Главная цель

Oct 13, 2021 23:34


А.Покрышкин || « Красная звезда» №230, 27 сентября 1944 года

От Советского Информбюро. Оперативная сводка за 26 сентября (1 стр.). Указы Президиума Верховного Совета СССР (1-2 стр.). Капитан Е.Гехман. - На Рижском направлении (1 стр.). Подполковник В.Коротеев. - Южнее и юго-восточнее города Санок (1 стр.). Майор М.Сырцов. - Применение минометов в лесисто-болотистой местности (2 стр.). Гвардии полковник И.Фетисов. - Внезапность и стремительность наступления (2 стр.). Подполковник Л.Высокоостровский. - На самом правом фланге (3 стр.). Г.Кривич. - В новой семье (3 стр.). Трижды Герой Советского Союза гвардии полковник А.И.Покрышкин. - Крылья истребителя. 6. Главная цель (3 стр.). Илья Эренбург. - Тому порукой наш народ (4 стр.).

# Все статьи за 27 сентября 1944 года.

6. Главная цель

image Click to view



Продолжение. Начало - в № 216, 217, 221, 223 и 227 «Красной звезды».



Часто можно слышать, что тому или иному летчику-истребителю удалось зайти в хвост самолету противника или так сблизиться с ним, чтобы безошибочно поразить его, стреляя по самым уязвимым местам вражеской машины. Такого летчика хвалят и вполне заслуженно. Но ведь это не всегда удается. Иной вражеский пилот так изворачивается из-под твоих трасс, что сколько ни гоняйся за хвостом его самолета, выгодной позиции не получишь. Значит, бой закончится впустую? Нет, советский летчик-истребитель должен найти выход из любого положения и обязательно уничтожить врага. Способов, позволяющих достигнуть этого, немало. Кратко остановимся на одном из них.

В арсенале тактических приемов наших летчиков-истребителей есть два, наводящие особый страх на немцев, - таран и лобовая атака. Мне ни разу не пришлось таранить вражеский самолет, потому что на борту моей машины всегда имелись боеприпасы. Таран - такое средство, к которому летчик может прибегнуть только в том случае, если он израсходовал полностью свой боевой запас, а враг всё еще продолжает полет. Лобовая атака, как и таран, тоже требует от летчика исключительных моральных качеств, большого нервного напряжения, полной уверенности в своих силах. Мне приходилось самому ходить в лобовую атаку, и я часто видел, как атаковали врага в лоб другие летчики. Сближение занимает считанные секунды. Дистанция действительного огня образуется почти мгновенно. Одно неверное движение, - и ты можешь врезаться своим самолетом во вражескую машину. На миг опоздаешь привести в действие свое вооружение, - и тебя сразит трасса врага. Счет времени здесь буквально совпадает с ударами сердца. Тот, у кого крепче нервы, кто обладает холодной, расчетливой смелостью, порождаемой уверенностью в успехе и правоте своего дела, - тот сразит противника. Умело выполняемая лобовая атака - грозное оружие советского летчика, боевой маневр, разящий врага с одного удара. Нужно и должно уничтожать вражеские самолеты не только «с хвоста», но и прямым смертельным ударом в лоб.

Крымская операция принесла нашему полку новые воздушные победы. Здесь основной задачей было уничтожение неприятельских бомбардировщиков. Это и определяло нашу тактику. У летчиков-истребителей тактика всегда должна соответствовать главной цели, которую они ставят перед собой. А цель эта вырисовывается тем более отчетливо, чем глубже проникнут летчик идеей всемерной поддержки наземных войск. Тесное содружество «земли» и «воздуха» - вот первое условие успеха. Каждому известно, что взаимодействие - основа нашей тактики маневрирования, главный рычаг победы. Мы, летчики-истребители, призваны завоевывать господство в воздухе, чтобы обеспечить своим наземным войскам свободу маневра. Немцы стремятся воспрепятствовать этому маневру силами бомбардировочной авиации. Вывод ясен: чем больше истребительная часть собьет вражеских бомбардировщиков, тем большую помощь она окажет наземным войскам. Бомбардировщики противника - такова главная цель.

Еще на первых этапах воздушной войны, совершенствуя приемы борьбы с вражескими истребителями, летчики нашего полка усиленно занимались еще вопросами уничтожения немецких бомбардировщиков. Если бой истребителей с истребителями строится в основном на боевом пилотаже, то бой истребителей с бомбардировщиками требует иных приемов. Успех его зависит от многих факторов, среди которых видное место занимает острота тактического замысла.

Помню, как мы однажды, еще до Кубанского воздушного сражения, привели в смятение немцев истребительными засадами. Прием этот, конечно, не нов, его можно встретить в учебниках воздушной тактики. Главное было в том, что мы сумели применить его на малопригодной местности и этим озадачили неприятеля.

Дело происходило на Северном Кавказе. Немцы еще довольно нагло вели себя на нашем участке фронта. Их бомбардировщики появлялись в определенные часы словно по расписанию. Нужно было проучить врага, и шесть наших летчиков устроили засаду. Возле линии фронта была выбрана среди гор узенькая полоска земли. Она явилась нашим полевым аэродромом. С большими предосторожностями мы приземлили на ней самолеты, тщательно замаскировали их и стали дожидаться. Немцы должны были появиться здесь в 14 часов 30 минут. За несколько минут до этого срока мы приготовились к взлету, наблюдая за воздухом.

Вот на фоне гор, между кучевыми облаками обнаружилась группа «Хейнкелей». Это были немецкие бомбардировщики дальнего действия. Они шли, видимо, на грозненские нефтепромыслы или же на одну из наших железнодорожных станций. Навстречу им поднялись с земли три советских истребителя. Мы правильно сделали, что не вылетели всей шестеркой сразу. Пока трое атаковали первую группу «Хейнкелей», на горизонте появился еще один отряд немецких бомбардировщиков. Наперерез им взлетело из засады наше второе звено. Таким образом, получилось своеобразное наращивание сил - прием, к которому позднее мы возвращались не раз.

Немцы никак не могли ожидать атаки именно здесь, в горной местности. Они знали наши основные аэродромы, которых было не так уж много, потому что горы - не степь, в любом месте посадочную площадку не устроишь. Поэтому немцы прокладывали свои маршруты так, чтобы обходить стороной наши аэродромы. Теперь внезапной атакой мы сбили несколько вражеских самолетов и заставили остальные сбросить бомбы в горы. Этот воздушный бой сильно подействовал на немцев, и в дальнейшем им всюду чудились засады советских истребителей.

Наша первая засада на Кавказе, конечно, была примитивна. Мы вылетали на противника «по зрячему», т.е. поднимались в воздух только тогда, когда сами замечали его появление. На успех тут не всегда можно было рассчитывать, поскольку немцы имели возможность маневрировать по высоте, скорости и направлению. Атака подчас вообще могла не состояться, ибо нам приходилось затрачивать немало времени на набор высоты. Впоследствии этот вид боевой деятельности истребителей был развит и усовершенствован с помощью радиосредств, станций и постов наведения. В частности, метод засад хорошо пригодился нам, когда наши части запирали противника в Крыму. Полк охранял переправы через Сиваш. Немцы тщательно пытались разбомбить эти переправы. Засады с наращиванием сил позволили нам записать на боевой счет полка не один десяток уничтоженных немецких бомбардировщиков. Они падали, горящие, на Турецкий вал или же погружались в воды Каркинитского залива.

Анализируя бои с бомбардировщиками, нельзя не заметить, что обычно они возникают при количественном перевесе сил на стороне противника. Почему так происходит? Ведь давно уже миновало то время, когда у немцев было больше самолетов, чем у нас. В чем же тут дело? Причина вполне естественная. Нельзя же всей массе наших истребителей целыми днями «висеть» над полем боя, попусту тратя горючее и моторесурсы. Авиационные командиры высылают вперед воздушные патрули, а остальные силы истребительной авиации держат в кулаке на аэродромах, по мере надобности поднимая их в воздух, чтобы помочь летчикам, первыми вступившим в бой. Необходимость атаковывать крупные отряды немецких бомбардировщиков сравнительно меньшими силами требует от летчиков воздушного патруля решительности, изворотливости, смелости.

Вражеские бомбардировщики редко приходят одной группой. Чаще всего немцы эшелонируют их по времени, и над полем боя появляется отряд за отрядом. Что будет главным для патруля, который должен встретить эти несколько отрядов воздушного противника? Особая дерзость действий, вплоть до нахальства, если хотите.

Один бой начался у нас с того, что мы, идя четверкой между двумя ярусами облачности, услышали по радио торопливую информацию авианаводчика: «Северо-западнее две группы «Юнкерс-88». Интервал между группами одна минута. Юго-западнее отряд «Хейнкелей-111». Верхний ярус возможны «Мессершмитты». Положение было замысловатым. Нас всего четверо. Немцев, по самым скромным подсчетам, около тридцати. К тому же они шли с разных направлений. Я слышал, что авианаводчик вызвал с аэродромов дежурные подразделения. Однако, пока они подойдут сюда, немцы смогут отбомбиться. Долг истребителя - уничтожить вражеский бомбардировщик раньше, чем он достигнет цели. А если их много, то сначала надо хотя бы помешать их бомбометанию и заставить свернуть с курса, а потом уничтожать.

Второй парой истребителей командовал летчик Старчиков. «Прикрывайте меня», - приказал я ему по радио и пошел в атаку на две группы «Юнкерсов», подходившие с северо-запада. Они уже приближались к нашим войскам, и их было больше, чем «Хейнкелей». Атака была направлена на немцев сверху, под небольшим углом к их боевому курсу. Бил я как и нужно делать в таких случаях, по флагманской машине. На ней сразу же возник пожар, и это послужило сигналом к сбрасыванию бомб для всей вражеской группы. Расползаясь под облачностью вправо и влево, немцы пооткрывали люки и поспешно освобождались от груза. На какое-то мгновение я взглянул вниз. Линия фронта проходила здесь по речке, и многие бомбы падали западнее речки, т.е. на немцев.

Вторая группа «Юнкерсов» не стала ожидать гибели своего флагмана. А может быть, этот второй ведущий, видя, что произошло с его коллегой впереди, сам счел за благо поскорее развернуться и уйти в сторону. Мы несколько увлеклись погоней, но тут снова послышалось предупреждение авианаводчика:

- «Хейнкели»!..

Мы успели перехватить группу «Хейнкелей» на самом боевом курсе. Я не мог ручаться, что ни одна бомба с этих машин не упадет восточнее речки. Но «земля» потом сообщила, что один бомбардировщик головного звена, зажженный в первой же атаке, взорвался на собственных бомбах между нашими и немецкими окопами. Остальные немцы так и не дошли до линии фронта.

Три атаки заняли совсем немного времени. Немцы, продолжая разгружать бомбы на головы своих войск, ложились на обратный курс. Но было уже поздно. Справа и слева их брали в клещи скоростные истребители из дежурных подразделений, вызванные авианаводчиком. Наш воздушный патруль в меру сил и возможностей выполнил свой долг. Боеприпасы и горючее кончались. Увидев, что наши хорошо бьют расползающихся во все стороны немцев, я подал команду «домой».

Дерзкая атака - одна из основ боя с бомбардировщиками врага. Их боевые порядки рассчитаны на плотный огонь стрелков во всей сфере, окружающей самолеты. Если строй истребителей для свободы маневра развернут по фронту и в глубину, то строй бомбардировщиков должен создать некоторое подобие «огневого ежа». Разбить этот «еж» - задача не легкая. Не зная мертвых зон обстрела или же наиболее слабо защищенных огнем направлений, истребитель никогда не сможет близко подойти к группе бомбардировщиков. А если держаться далеко от них, толку будет мало. Нужно стремительной атакой расколоть боевой порядок бомбардировочной группы, уничтожить флагмана, лишить группу управления, создать среди ее экипажей замешательство, а затем бить каждый самолет поодиночке.

Именно так и получилось в одном важном воздушном бою, когда наши части штурмовали немецкие укрепления на реке Молочной. Здесь немцы защищались очень упорно. Всё, что успело у них спастись от разгрома в Донбассе, скопилось перед входом в Северную Таврию, закопалось и яростно сопротивлялось нашему наступлению. Свои контратаки они поддерживали крупными группами бомбардировщиков. Недостаток «Мессершмиттов» заставил немецкую бомбардировочную авиацию перейти на самозащиту. В воздух поднимались большие отряды «Юнкерсов» и «Хейнкелей». Они шли в очень плотном строю, защищенном со всех сторон огнем бортовых точек. Нам предстояло противопоставить этой немецкой тактике неотразимый истребительный удар.

В середине дня мы вылетели по вызову с поля боя. Дзусов в районе наведения дал нам понять, что бой чрезвычайно ответственный. В его голосе даже чувствовалось беспокойство: не посрамим ли мы честь гвардейского полка. Я передал вниз на рацию наведения:

- Понято! Выполняю задачу...

Задача состояла в том, чтобы обязательно встретить новую группу немецких бомбардировщиков. Воздух в этом районе был довольно густо насыщен авиацией обеих сторон. К тому же стояла дымка, которая чуть не сорвала нам этот памятный бой. Мы увидели вдали крупную, эшелонированную по высоте группу самолетов и бросились ей навстречу, готовясь нанести удар спереди сверху. Но тут меня вдруг взяло сомнение: не наши ли это самолеты? Дело в том, что на большой скорости, почти на встречном курсе и при плохой видимости крайне трудно было издали рассмотреть конструктивные детали самолетов.

- Не стрелять, - сказал я своим летчикам, но тут же, не сдержавшись, выругался во весь голос. На плоскостях самолетов стали ясно видны кресты и свастика. Открывать огонь теперь было поздно, ибо мы уже находились над немцами.

Вот когда пригодилась привычка к резкому пилотажу. Внезапный разворот, - и мы нависли над противником сзади. Это было опасно, потому что нас могли достать огнем вражеские стрелки, но я рассчитывал на резкость маневра. Действительно, всё обошлось благополучно.

- Атака!

Мы понеслись на строй бомбардировщиков. Сплошной стеной встали перед нами вражеские трассы. Но четверка истребителей упорно шла вперед. В моем прицеле, как обычно, обозначился силуэт немецкого флагмана. Нажимаю на гашетки. Очередь! Еще очередь! И в тот же момент всё впереди вспыхнуло. Что-то сильно ударило по колпаку кабины, по фюзеляжу, плоскостям. Это взорвался немецкий флагман, и мой самолет пронесся сквозь взрыв. Только по какой-то случайности машина не получила повреждений.

Взрыв флагмана и потеря еще нескольких самолетов внесли замешательство в строй немцев. Теперь следовало превратить это замешательство в панику. Мы повторили атаку снизу. Загорелось еще несколько немцев, и остальные бомбардировщики повернули вспять.

- Молодцы! - услышал я голос Дзусова. - Командующий благодарит за бой.

...Всё это происходило как раз в тех районах, где два года тому назад я бродил по степи с израненным самолетом, пробиваясь из окружения. Два года! Сколько событий, сколько перемен! Мы теперь твердо стали на путь к полному господству в воздухе. Изгоняя воздушного противника с поля боя, мы вели развернутое по всему фронту авиационное наступление. В нем участвовали тысячи советских самолетов. Наши наземные войска все дальше продвигались на запад, очищая от немцев родную землю.

Наконец, прошла тысяча дней войны с того момента, как мною был вогнан в землю первый немецкий самолет. Полк снова вернулся к Пруту. Части Красной Армии вышли на нашу государственную границу. Мы вернулись в те места, откуда начинали войну с немцами, но теперь шли вперед и только вперед. Через некоторое время началось новое большое воздушное сражение. На Пруте, под Яссами. //Трижды Герой Советского Союза гвардии полковник А.И.Покрышкин.

(Продолжение следует).

☆ ☆ ☆

27.09.44: И.Эренбург: Тому порукой наш народ ("Красная звезда", СССР)
27.09.44: А.Софронов: Три командира || «Известия» №230, 27 сентября 1944 года

26.09.44: Забота об инвалидах Отечественной войны ("Известия", СССР)
26.09.44: А.Софронов: Воля к победе || «Известия» №229, 26 сентября 1944 года

25.09.44: Обращение немецких генералов и полковников к немецкому народу ("Правда", СССР)

23.09.44: К.Симонов: Большое сердце ("Красная звезда", СССР)
23.09.44: А.Покрышкин: Крылья истребителя. 5. Свободная охота истребителя ("Красная звезда", СССР)

22.09.44: А.Чаковский: По следам врага ("Известия", СССР)

21.09.44: Перемирие с Финляндией ("Известия", СССР)

20.09.44: А.Софронов: На Ригу! ("Известия", СССР)
20.09.44: Е.Браганцева: Памятник мужества ("Известия", СССР)

19.09.44: Советская гвардия || «Красная звезда» №223, 19 сентября 1944 года
19.09.44: А.Покрышкин: Крылья истребителя. 4. Воспитание стиля*** ("Красная звезда", СССР)
19.09.44: А.Трайнин: Некоторые уроки Версаля ("Красная звезда", СССР)

18.09.44: Я.Викторов: Автонекролог Геббельса ("Правда", СССР)
18.09.44: С.Михалков: Про победу || «Правда» №225, 18 сентября 1944 года

17.09.44: Н.Пронин: Всевобуч в Отечественной войне ("Правда", СССР)

16.09.44: Майданек || «Правда» №223, 16 сентября 1944 года
16.09.44: Помни Майданек, воин Красной Армии! ("Красная звезда", СССР)
16.09.44: Кровь 1.500.000 убитых на Майданеке вопиет о мщении! ("Известия", СССР)
16.09.44: А.Покрышкин: Крылья истребителя. 3. Формула воздушного боя** ("Красная звезда", СССР)
16.09.44: И.Эренбург: Судьба колосьев || «Правда» №223, 16 сентября 1944 года

14.09.44: К.Лаврентьев: Взаимодействие зенитной артиллерии с авиацией на поле боя ("Красная звезда", СССР)

13.09.44: И.Эренбург: «Путь к Германии» ("Красная звезда", СССР)
13.09.44: П.Белявский: Вторая встреча ("Известия", СССР)

12.09.44: А.Покрышкин: Крылья истребителя. 2. Боевая вертикаль* ("Красная звезда", СССР)

10.09.44: А.Покрышкин: Крылья истребителя. 1. Перед войной ("Красная звезда", СССР)
10.09.44: В.Лебедев-Кумач: Не забудем, не простим! ("Известия", СССР)

09.09.44: Ю.Яновский: Мы слышим вас! ("Известия", СССР)
09.09.44: А.Софронов: Один день капитана Леонтьева ("Известия", СССР)

08.09.44: Возрождение Донбасса || «Известия» №214, 8 сентября 1944 года
08.09.44: А.Булгаков, B.Полторацкий: За колючей проволокой ("Известия", СССР)

07.09.44: В.Величко: У порога «Страны мрака» ("Правда", СССР)

06.09.44: И.Эренбург: Сестра Словакия ("Красная звезда", СССР)
06.09.44: А.Софронов: Две атаки || «Известия» №212, 6 сентября 1944 года
06.09.44: В.Кожевников, И.Золин: На румынском берегу ("Правда", СССР)

05.09.44: И.Эренбург: Бельгия ("Красная звезда", СССР)
05.09.44: Сокрушительная сила наших ударов по врагу ("Известия", СССР)

04.09.44: Новые блестящие победы советского оружия ("Правда", СССР)
04.09.44: Л.Огнев, В.Вавилов: Бухарестские встречи ("Правда", СССР)
04.09.44: М.Исаковский: О песне || «Правда» №213, 4 сентября 1944 года

03.09.44: Заявление немецкого генерала Мозера ("Красная звезда", СССР)
03.09.44: Г.Рыклин: Совсем запутались ("Красная звезда", СССР)

02.09.44: Л.Славин: Из самого ада ("Известия", СССР)
02.09.44: Е.Кригер: В Бухаресте || «Известия» №209, 2 сентября 1944 года
02.09.44: В.Рязанов: Искусство взаимодействия ("Красная звезда", СССР)
02.09.44: Д.Заславский: Горькие истины и низкий обман ("Правда", СССР)
02.09.44: История русского мальчика ("Красная звезда", СССР)

01.09.44: Блестящая победа Красной Армии ("Известия", СССР)
01.09.44: К.Тараданкин: Утро 31 августа в Бухаресте ("Известия", СССР)

Август 1944 года:

31.08.44: В.Земляной: На пикировщике ("Красная звезда", СССР)

30.08.44: Злодеяния немецких извергов на могиле Пушкина ("Правда", СССР)
30.08.44: Д.Заславский: Освобождённый Париж ("Правда", СССР)

29.08.44: И.Эренбург: Париж ("Красная звезда", СССР)
29.08.44: Немецкие вандалы ответят за все свои преступления ("Известия", СССР)

28.08.44: П.Синцов: В Измаиле || «Правда» №207, 28 августа 1944 года
28.08.44: П.Кузнецов: На отвоёванной земле || «Правда» №207, 28 августа 1944 года

27.08.44: Победа на Дунае ("Красная звезда", СССР)
27.08.44: Г.Миленин: Воздушное оружие ("Красная звезда", СССР)

Газета «Красная Звезда» №230 (5910), 27 сентября 1944 года

сентябрь 1944, осень 1944, газета «Красная звезда», советская авиация

Previous post Next post
Up