В.Рязанов || «
Красная звезда» №209, 2 сентября 1944 года
СЕГОДНЯ В НОМЕРЕ: От Советского Информбюро. - Оперативная сводка за 1 сентября (1 стр.). Указы Президиума Верховного Совета СССР (1 стр.). К.Симонов. - Двенадцать дней (2 стр.). Гвардии генерал-лейтенант авиации В.Рязанов.- Искусство взаимодействия (2 стр.). Подполковник В. Смирнов. - Использование артиллерийских средств в наступлении (3 стр.). Подполковник Н.Прокофьев. - Действия танков в прорыве (3 стр.). Майор Н.Хомутецкий. - Агитационная работа на марше (3 стр.). Я.Врублевский. - В освобожденных районах Польши (4 стр.). Отставка болгарского кабинета (4 стр.). Войска союзников заняли Верден и Дьепп (4 стр.).
# Все статьи за
2 сентября 1944 года.
Роль авиации в сражениях нынешнего года оказалась весьма значительной. Благодаря исключительно массированному применению и высокой эффективности действий наша авиация вытеснила воздушного противника с поля боя и успешно прокладывает путь наземным войскам. Она стала одним из самых мощных средств наступления.
Чтобы выявить масштабы нашего авиационного наступления нынешнего года, достаточно привести следующее сравнение. В битве за Сталинград действия немецкого воздушного флота достигали наибольшего напряжения. Враг производил тогда до двух с половиной тысяч самолето-вылетов в день. Немцы считали, что они достигли максимально возможной плотности авиационного огня. Добавим к этому, что они вели наступление лишь на одном узком участке фронта, что позволяло им сосредоточить здесь свои главные силы. Иначе выглядят нынешние боевые действия нашей авиации. Например, когда войска 1-го Украинского фронта перешли в наступление на Львовском направлении, их действия были обеспечены массированными ударами бомбардировщиков и штурмовиков. Наши самолеты производили здесь в день до пяти тысяч вылетов. Если учесть, что в эти же дни советская авиация с неменьшей активностью действовала и на других фронтах, то станет ясно, насколько наши воздушные силы нынче сильнее вражеских.
В наступательных операциях текущего года, по сравнению с прошлым, мы очень мало говорим о борьбе за воздух. Это вполне понятно. Наше превосходство в воздухе само собой разумеется. В рядах советской авиации нет недостатка в опытных, беспредельно преданных Родине офицерах-летчиках, наша авиационная техника выше немецкой, на нашей стороне значительный перевес в силах. Всё это позволило советским летчикам не только удержать отвоеванную в прошлых боях инициативу, но и вытеснить воздушного противника из тех районов, где наземные войска ведут наступление. Нынче все помыслы и стремления личного состава нашей авиации направлены к тому, чтобы своими действиями оказать максимальное влияние на ход операций, проводимых наземными войсками. В тесном взаимодействии с пехотой, артиллерией, танками и конницей советская авиация наносит врагу невосполнимые потери в живой силе и технике.
В последнее время всё более часты случаи, когда массированные действия советских воздушных сил играют исключительно большую роль в исходе операции. Совсем недавно на нашем участке фронта быстрая ликвидация одной крупной вражеской группировки во многом была обеспечена массированными ударами с воздуха. Об этом свидетельствуют и показания пленного немецкого генерала, командовавшего пехотной дивизией. Вместе с другими окруженными частями его дивизия попала под воздействие сосредоточенного налета крупных групп нашей авиации. За несколько часов непрерывных атак с воздуха немцы потеряли почти всю свою боевую технику. Дальнейшая борьба, по словам немецкого генерала, стала немыслимой, и части сдались в плен. Мощная группировка вражеских войск, в которой насчитывалось несколько десятков тысяч солдат и офицеров, была ликвидирована быстро.
Взаимодействие нашей авиации с наземными войсками не ограничивается только тем, что она наносит массированные удары с целью взлома вражеской обороны или по окруженным группировкам неприятеля. Это лишь одна сторона боевой деятельности наших бомбардировщиков и штурмовиков. Другая, притом не менее важная, состоит в организации непрерывной авиационной поддержки наступающих. Нынешнее наступление частей Красной Армии характерно именно тем, что оно обеспечено постоянной поддержкой с воздуха.
Взаимодействие авиации с подвижными войсками, выполняющими маневр на оперативном просторе, вылилось теперь в форму совместного наступления. Для большего успеха авиационные начальники порою выделяют специальные части, которые обеспечивают стремительный маневр наступающих. Эти части как бы ведут танки, конницу или мотопехоту, расчищая им путь. Чаще всего роль такого «проводника» выполняют наши прославленные штурмовики. Порою можно слышать, как их называют «авиацией взаимодействия». Действительно, наши «Ильюшниы-2» активнее и успешнее всех других самолетов помогают наземным войскам и в прорыве обороны, и при глубоком маневре в тылу неприятеля.
Нашему гвардейскому авиасоединению неоднократно приходилось решать подобные задачи, причем наибольшей напряженности и целеустремленности действий удалось достигнуть в боях этого года. Танки, с которыми мы взаимодействовали в последних сражениях, за короткий срок прошли с боями около 400 километров и ни разу не оказывались без самого действенного сопровождения с воздуха или же без «шапки», т.е. надежного прикрытия истребителями от контратак воздушного противника.
Наступление танков было столь стремительным, что порою трудно было заранее определить вероятные цели для авиации. С другой стороны, обстановка требовала, чтобы штурмовики мгновенно реагировали на все ее изменения. Танкам, по условиям маневра, нельзя было задерживаться на промежуточных рубежах врага или же перед его узлами сопротивления, иначе немцы могли оправиться, подбросить резервы, и это в какой-то степени изменило бы ход операции, смысл которой состоял в стремительном движении вперед. Поэтому нам пришлось выделить специальный резерв штурмовиков для действий по так называемым «непредвиденным» целям. Особенностью этого резерва было то, что он находился не на аэродроме, а в воздухе. Вызов штурмовиков с аэродрома отнимал около часа времени, и в условиях скоротечного боя они могли опоздать с ударом. Резерв же, который находился (в воздухе в районе командного пункта), позволял внезапно атаковывать вновь выявленные цели.
Чтобы представить картину штурмовых ударов в этой операции, сошлемся лишь на один день боевых действий нашего соединения. От рассвета и до темноты «Ильюшины-2» находились над полем боя. Всего в этот день через командный пункт прошло 50 групп штурмовиков, причем первый эшелон состоял из 140 самолетов. Атаки их были так спланированы, что противник в течение всего дня буквально ни на минуту не оставался без воздействия с воздуха. Каждая группа самолетов производила по нескольку заходов и покидала поле боя только тогда, когда ей на смену приходила следующая.
Задачи штурмовиков, сопровождающих танки или пехоту, отнюдь не сводятся только к действиям на поле боя. В операции, о которой идет речь, наши штурмовики оказали серьезную помощь наземным войскам упреждающими ударами по резервам противника. Мы вели непрерывную разведку вдоль оси движения танков. Как только обнаруживалось, что немцы готовят новый узел сопротивления и концентрируют свои резервы, эти цели немедленно атаковывались с воздуха. Особенно необходимы были такие немедленные атаки в тех случаях, когда можно было застигнуть выгрузку вражеских войск на станциях. Однажды нам удалось обрушить удар нескольких групп штурмовиков на ту станцию, где скопилось больше десятка эшелонов с техникой и войсками противника. В другой раз «Ильюшины-2» таким же образом обескровили немецкую пехотную дивизию еще до ввода ее в бой.
Мы привели здесь пример боевых действий только одного авиационного соединения. Следует иметь в виду, что в общем плане взаимодействия авиации с наземными войсками - это лишь частица большой и трудоемкой боевой деятельности наших военно-воздушных сил, усилия которых направлены на обеспечение наступательных операций Красной Армии. Большая насыщенность фронта авиацией позволяет теперь нашему командованию подвергать систематическим и массированным атакам с воздуха не только поле боя, но и тылы вражеских войск на предельной глубине и ширине фронта. //Гвардии генерал-лейтенант авиации
В.Рязанов. ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ.
***********************************************************************************************
Победа советских истребителей
ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ, 1 сентября. (От наш. корр.). Восемь «Фокке-Вульфов» появились над полем боя. Офицер, дежуривший на радиостанции наведения, тотчас же предупредил об этом командира воздушного патруля - гвардии лейтенанта Фомина.
Положение в начале боя для наших истребителей было невыгодным. Немецкие самолеты имели превышение над «Лавочкиными-5» по крайней мере в тысячу метров. Однако, зная боевые качества своих машин, Фомин резко рванулся вверх. «Лавочкины-5», совершив крутой вертикальный маневр, через несколько секунд уже «висели» над противником.
Советские истребители пошли в атаку. От первой же меткой очереди, выпущенной летчиком Кононовым, рухнул на землю один «Фокке-Вульф». Немцы вновь пошли вверх, намереваясь завоевать превосходство в высоте. Но «Лавочкины-5» повторили свой вертикальный маневр и опять оказались выше немцев.
Бой разгорался. Уже было сбито три немецких истребителя. Имея преимущество в скорости, «Лавочкины-5» не давали противнику набирать высоту и короткими «клевками» производили одну атаку за другой. Немцы стали покидать поле боя. Отвесно пикируя, они переходили на бреющий полет. Однако и этот их маневр не остался безнаказанным. Командир советского воздушного патруля Фомин в несколько секунд нагнал и зажег еще один немецкий самолет.
Весь бой длился не более десяти минут. Советские летчики одержали блестящую победу. В этом помогло им личное боевое мастерство и высокие качества скоростного и маневренного «Лавочкина-5», одного из лучших советских истребителей.
_____________________________________
К новым победам Сталинской авиации! ("Красная звезда", СССР)
С.Руденко:
Авиация наступления ("Красная звезда", СССР)
Н.Денисов:
Наступательная мощь советской авиации ("Красная звезда", СССР)
Газета «Красная Звезда» №209 (5889), 2 сентября 1944 года