С.Руденко || «
Красная звезда» №197, 19 августа 1944 года
Войска 1-го Украинского фронта, форсировав реку Висла в районе Сандомира, в результате упорных боев, продвинулись вперед до 50 километров, расширили захваченный плацдарм на западном берегу Вислы до 120 километров по фронту и штурмом овладели городом Сандомир.
# Все статьи за
19 августа 1944 года.
Славный путь прошла за годы Отечественной войны сталинская авиация. Нельзя сказать, что он был легким и простым. Но теперь мы можем с уверенностью сказать, что это был путь к мастерству, к овладению подлинным военным искусством. На первом этапе войны мы не обладали таким количеством самолетов, как теперь, но на нашей стороне было качественное превосходство. Анализируя ход военных действий за четыре месяца советско-германской войны, товарищ Сталин говорил:
«Наша авиация по качеству превосходит немецкую авиацию, а наши славные летчики покрыли себя славой бесстрашных бойцов. Но самолетов у нас пока еще меньше, чем у немцев».
Но и в этих условиях наши летчики истребили в воздушных боях лучшие кадры геринговской авиации, уничтожили сотни вражеских самолетов в воздухе и на аэродромах. Сталинские соколы смело вступали в бой даже тогда, когда противник, был вчетверо и впятеро сильнее. Стало неписанным законом для летчика, расстрелявшего боекомплект, итти на таран, но не выходить из боя. Только русское мужество способно было родить этот грозный прием, одно упоминание о котором приводило в трепет фашистов.
Оглядываясь на прошлое, мы можем уверенно сказать, что наши военно-воздушные силы на первом этапе Отечественной войны успешно выполнили стоявшую перед ними задачу. Они помогали Красной Армии изматывать наступающего противника, истреблять его боевую технику и живую силу.
Немеркнущей славой покрыла себя сталинская авиация в знаменитой, навеки вошедшей в историю войн сталинградской эпопее. Оценивая роль авиации в сражении за Сталинград, можно сказать, что этот период был переломным и в нашей воздушной войне с немцами, ибо уже тогда инициатива стала переходить в наши руки. Правда, в начале сталинградской операции количественное преимущество было еще на стороне врага, и нашим летчикам, действовавшим против 4-го германского воздушного флота, которым командовал Рихтгофен, приходилось не раз вступать в неравные схватки, но исход большинства воздушных боев решался в нашу пользу.
Сталинградская операция была для наших летных кадров той суровой школой, пройдя которую, они стали подлинными мастерами своего оружия, мастерами стремительной атаки и меткого огня в воздушном бою, мастерами точного штурмового удара.
Летом 1943 года враг предпринял новую попытку добиться господства в воздухе, которая по времени совпадает с началом наступления немцев на Орловско-Курском направлении. Свое наступление немцы поддержали крупными силами авиации. В его первый день наши наблюдатели зафиксировали 2.344 самолето-пролета вражеской авиации. Было ясно, что враг стремится оказать с воздуха серьезную поддержку своим войскам. Перед нами стоила задача - нарушить его планы, захватить инициативу в свои руки. Как эта задача была решена?
Орловско-курскую операцию можно разделить на два этапа: первый этап - восьмидневное наступление немцев, во время которого наши войска сдерживали ожесточенный натиск и разбили наступающего противника; второй этап - когда наши войска перешли от обороны к наступлению и блестяще разгромили всю группировку противника в этом районе.
К этому времени мы располагали таким самолетным парком, который преобладал над самолетным парком противника и в количественном и в качественном отношении. Судить о высокой активности советской авиация можно хотя бы по тому, что на небольшом участке наступления летчики нашего соединения произвели около 13.000 вылетов.
Применение массированных ударов было вызвано тем, что на очень узком фронте противник сосредоточил крупные силы танков, артиллерии, мотопехоты. В один из дней этого сражения наши соединения нанесли три массированных удара по вражеским боевым порядкам и сорвали наступление больших танковых сил противника. Вот некоторые цифры, которые характеризуют работу авиации в этот день. В течение часа - между 12.00 и 13.00 - был нанесен массированный удар группой в 411 самолетов, с 15.30 до 16.30 действовали 444 самолета и, наконец, третий удар между 19.00 и 20.00 нанесли 460 самолетов.
Какие выводы можно сделать из опыта орловско-курской операции?
Первый из них сводится к тому, что количественный рост самолетного парка позволил нам на этом этапе Отечественной войны широко применять массированные удары авиации на участках сосредоточения боевой техники и живой силы противника. Благодаря этому в отдельных случаях наша авиация не только помогала наземным войскам, но и оказывала решающее влияние на исход боя.
Второй вывод затрагивает вопрос о завоевании господства в воздухе. Рост боевого мастерства летчиков-истребителей, вооруженных такими машинами, как «Яковлев» и «Лавочкин», научившихся блестяще вести бои на вертикалях, позволил нам успешно бить противника в воздухе. Если, после сталинградской операции мы говорили, что инициатива переходит в наши руки, то после орловско-курской битвы мы могли с полным основанием утверждать, что наша авиация прочно встала на путь к полному господству в воздухе.
Отечественная война обогатила боевым опытом не только наши летные кадры, но и в значительной степени повысила оперативно-тактическое искусство командного состава. Родилось новое понятие - авиационное наступление. Мы пришли к нему через годы боевой работы, как к вершине летного воинского искусства. Опыт показал, что авиационное наступление, согласованное по времени с артиллерийским наступлением, существенно влияет на исход всей операции.
В августе 1943 года войскам Центрального фронта предстояло прорвать линию вражеской обороны в районе Севска. Воздушные разведчики засняли десятки квадратных километров, чтобы нащупать слабый участок противника. Но везде на планшетах вырисовывались три линии сильно укрепленных траншей. Заведомо было известно, что штурм обороны противника будет сопряжен с большими трудностями.
Командование учло, какое большое значение в этих условиях может иметь авиационное наступление, и особое внимание уделило его подготовке. Заранее была приближена к переднему краю вся аэродромная сеть. Передовые аэродромы штурмовиков находились к этому времени в 20 километрах от линии фронта.
Тщательная подготовка обеспечила успех наступления. В день прорыва над полем боя появились крупные группы самолетов. Пока бомбардировщики наносили удары по об’ектам, расположенным на удалении 4-5 километров от линии фронта, «Ильюшины» штурмовали первую линию траншей противника, находящуюся в 100-300 метрах от нашей пехоты. Воспользовавшись тем, что враг был подавлен, наши стрелковые части пошли на штурм. Авиация проложила путь наземным войскам, помогла пробить оборону противника на всю ее глубину. Прорыв под Севском удался.
Современная война со всей очевидностью показала, что в отдельных случаях помощь авиации войскам, наступающим на земле, решает исход крупного сражения. Ярко иллюстрирует это бобруйская операция. В замечательном наступлении войск 1-го Белорусского фронта эта операция является примером исключительного успеха. В чем ее суть?
Осуществив обходный маневр, наземные войска плотно сомкнули кольцо вокруг Бобруйска. Пять пехотных дивизий врага оказались в окружении. Противник стал концентрироваться в лесах юго-восточнее города. Располагая танками и артиллерией, он намеревался предпринять серьезную попытку вырваться из «котла». Нужно было принять срочные меры, чтобы своевременно лишить его этой возможности. На помощь наземным войскам пришла авиация, которая по существу решила разгром окруженной группировки.
Как был осуществлен этот массированный удар?
Чтобы предотвратить опасность поражения своих войск, которые находились в 400-500 метрах от об’ектов воздействия авиации, наши разведчики заблаговременно уточнили линию боевого соприкосновения. Каждый экипаж имел у себя эти данные. Организация одновременного массированного удара потребовала от штаба кропотливой работы. Перед каждым видом авиации была поставлена своя задача. Бомбардировщики и штурмовики получили определенные об’екты, в зависимости от важности которых для каждой группы были установлены маршрут и время пребывания над целью. Чтобы оградить эти самолеты от противодействия истребителей противника, штаб решил организовать прикрытие путем окаймления нашими истребительными группами района окруженной группировки.
В результате хорошей предварительной подготовки с 19.15 до 21.00 над «котлом» успешно действовали несколько сот наших самолетов. Вряд ли нужно упоминать о многочисленных пожарах и взрывах, возникших на территории, занятой врагом. Говоря о большой эффективности этого массированного удара, лучше всего привести данные комиссии, обследовавшей дороги в районе Бобруйска. Они были запружены разбитыми и сгоревшими автомашинами, танками, самоходными пушками противника. Обследованием было установлено, что наши летчики уничтожили 150 танков, до 6.000 автомашин, 300 тягачей и 3.000 повозок. В итоге массированного удара силы врага были сломлены и морально и физически.
Высокую оценку этой операции дал главный маршал авиации тов. А.Новиков, приславший телеграмму такого содержания: «Авиационные части свою задачу выполнили отлично, за что всему личному составу, принимавшему участие в массированном ударе - летчикам, штурманам, стрелкам-радистам, - об’являю благодарность».
Участь окруженной группировки была решена. В ее разгроме огромную роль сыграли наши летчики, которые за время Отечественной войны выросли и стали мастерами массированных ударов с воздуха. Такую операцию могли обеспечить только авиационные штабы, уровень тактического искусства которых значительно возрос.
Путь, пройденный сталинской авиацией в Отечественной войне, суров и тернист. Но можно с уверенностью сказать, что наши военно-воздушные силы на всех этапах этой войны, во всех операциях, проводившихся от Черного до Белого моря, с честью выполнили поставленные перед ними задачи, оказывали ощутимую помощь Красной Армии в ее напряженной борьбе с врагом. //Генерал-полковник авиации
С.Руденко. ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ.
***********************************************************************************************
ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ. За Вислой. Пикирующие бомбардировщики «Петляков-2» идут на цель.
Снимок нашего спец. фотокорр. О.Кнорринга.
_________________________________________
Е.Кригер:
Девять секунд ("Известия", СССР)
Н.Шиманов:
Офицеры авиации* ("Красная звезда", СССР)
М.Нога:
Воздушный боец 1943 года ("Красная звезда", СССР)
Н.Денисов:
О некоторых особенностях воздушной тактики немцев ("Красная звезда", СССР)
А.Яковлев:
Конструктор и война || «Правда» №154, 28 июня 1944 года
Упорно сражаться за господство в воздухе ("Красная звезда", СССР)***
Газета «Красная Звезда» №197 (5877), 19 августа 1944 года