Офицеры авиации

Aug 15, 2019 07:35


Н.Шиманов || « Красная звезда» №192, 15 августа 1943 года

Сегодня - День авиации. Советские летчики - соколы нашей родины! Беспощадно громите врага в воздухе, на земле, на море! Да здравствуют советские летчики!

# Все статьи за 15 августа 1943 года.




Отличительной чертой нашего воздушного флота является насыщенность его офицерским составом. Ни один род оружия не имеет такого соотношения командного состава к рядовому, как авиация. Здесь почти каждый воздушный боец носит высокое звание офицера, любой полет даже одиночного экипажа, обеспечивается офицерским инженерно-техническим составом, боевая работа направляется через штабы, укомплектованные подготовленными командирами. Офицеры авиации - не только костяк воздушного флота, но и плоть и кровь его, руководители и исполнители.

Творец советского воздушного флота великий Сталин всегда уделял большое внимание подготовке и культурному росту офицерского состава авиации. Он неоднократно подчеркивал, что командир-летчик должен обладать высокой культурой и серьезными знаниями, обязан хорошо знать законы физики и механики, аэродинамики и метеорологии. Постоянная забота вождя о кадрах воздушного флота позволила воспитать офицеров авиации в духе требований современной войны. Наши офицеры авиации оказались способными успешно вести войну с одним из самых сильных воздушных флотов в мире - немецким. Сейчас наши летчики на решающих участках фронта прочно удерживают инициативу в воздухе.

Последние наступательные бои Красной Армии на Орловском, а затем на Харьковском и Брянском направлениях со всей наглядностью показывают зрелость советских офицеров авиации, их высокое искусство в руководстве операциями, тактическое мастерство в бою и личную храбрость. Нынешние воздушные бои совсем не похожи на бои первого периода войны. Тогда наши авиационные части действовали в основном мелкими группами, стремясь сковать численно превосходящий и к тому же исключительно маневренный немецкий флот. Такое положение определяло тактику наших летчиков, которая зачастую была оборонительной. В этот период немецкая авиация имела возможность одерживать временные успехи в воздушных сражениях. Тем значительнее выглядят теперь успехи нашей авиации.

Никогда еще над полем боя не было таких больших масс самолетов, как в последних сражениях. Там, где наши наземные войска рвут немецкую оборону, им прокладывает дорогу авиация. Нередко в таких случаях над полем боя появляются две-три сотни бомбардировщиков и штурмовиков, которые не только перекрывают бомбовыми залпами заданную площадь, но поражают буквально каждую огневую точку, которая препятствует продвижению танков и пехоты. Такое воздействие на врага с воздуха длится беспрерывно часами, днями, а иногда и неделями. Оно приобретает характер большого авиационного наступления, которое тесно увязано на всех этапах боя с наступлением наземных войск. Именно в массированном применении авиации, в ее тесном взаимодействии с наземными войсками и состоит главная особенность воздушных боев этого лета.

В последних приказах Народного Комиссара Обороны действия нашей авиации на тех участках фронта, где происходили ожесточенные сражения с немцами, получили высокую оценку. Это является свидетельством возросшего оперативно-тактического мастерства офицерских и генеральских кадров нашего воздушного флота. Их замыслы, основанные на трезвой оценке воздушной обстановки, были блестяще осуществлены всем летным составом, участвовавшим как в отражении генерального летнего наступления, предпринятого немцами, так и в наших наступательных боях за Орел и Белгород.

Далеко не полной будет характеристика воздушной войны, которую сейчас так успешно ведут наши летчики, если не сказать при этом хоть несколько слов о сложности управления массой самолетов. Командиру, организующему авиационное наступление, его штабу, офицерскому составу подразделений необходимо теперь уметь управлять боем и с земли и в воздухе, предвидеть его ход с тем, чтобы буквально в считанные минуты внести изменения в обстановку, предрешить своим вмешательством исход борьбы. Если учесть, что немцы бросают огромные массы своих самолетов на поле боя, а обстановка сражения может меняться каждую минуту, то станет вполне понятным, какое значение имеет слаженный штаб, культура его офицеров, подготовка командиров, ведущих свои части в бой. Всем этим в достаточной степени располагает командный состав воздушного флота. Именно высокие качества офицерского состава, оперативное искусство командиров и тактическое мастерство летчиков позволили нашей авиации завоевать господство, основанное не только на стойкости в бою, но и на умении маневрировать подразделениями и целыми соединениями, на умении создавать в нужном месте и в нужное время превосходство сил в воздухе.

Теперь советского авиационного офицера можно видеть не только на аэродроме. Современный бой потребовал от офицерских кадров нашей авиации умения лично управлять боем своих летчиков, применяя для этого самые различные формы руководства. Не только старшие офицеры авиации, но и ее генералы очень часто находятся и в боевых порядках пехоты, и в авангардных танковых подразделениях, и на командных пунктах общевойсковых командиров. Приблизившись к полю боя, авиационные офицеры стали полнее чувствовать темп происходящего на земле сражения, получили возможность быстрее реагировать на все изменения боевой обстановки и тем самым оказывать наземным войскам наиболее действенную помощь с воздуха. Кроме того, личное руководство старшим авиационным командиром своими летчиками, действия которых в воздушном бою он наблюдает с земли, сделало его таким командиром, который не только планирует операцию на карте, но и лично осуществляет ее на местности; в любую минуту он может вмешаться в ход сражения, принять нужное решение и достичь победы.

Когда это нужно, наши старшие авиационные офицеры, вплоть до командиров соединений, поднимаются в воздух для оценки воздушной обстановки или личного участия в бою. Их опыт, знания и летное мастерство служат лучшим примером для летчиков. Только тот авиационный офицер, который водит своих летчиков в бой, может быть назван полноценным командиром. Ярким примером такого офицера является командир N штурмового полка, действующего на Харьковском направлении, кавалер ордена Суворова майор Ломовцев. Его самолет с орденским знаком очень часто идет впереди группы штурмовиков. И не случайно, что боевые вылеты этого полка имеют наиболее высокий боевой эффект, что летчики, которыми командует майор Ломовцев, мастерски громят немцев, нанося им удар за ударом.

Нашим офицерам авиации чужда показная культура. В основе своей это лучшие представители нашего народа, выросшие в годы советской власти. Они проникнуты стремлением оправдать его доверие в боях за Родину. В воспитании офицерских качеств особое значение имеет личный пример командира, умение старших офицеров передать свой опыт молодым. Как правило, в период самых напряженных боев в наших авиачастях идет постоянно процесс совершенствования летных кадров. В этом отношении характерным является опыт боевой работы и учебы полка бомбардировщиков, которым командует подполковник Лукин. Здесь каждый боевой вылет подвергается детальному анализу с оценкой общей обстановки, вражеской тактики и поведения в бою экипажей. На полевом аэродроме появляются в таких случаях схемы боя и полета, возможные варианты, которыми не воспользовался тот или другой летчик. Боевой командир и воспитатель своих летчиков подполковник Лукин не только сам ходит в бой, но и постоянно учит мастерству своих подчиненных, не страшась никакой «черновой» работы. Это и есть то, что движет вперед творческую мысль наших офицеров, совершенствует их умение воевать.

Показателем неуклонного роста и мастерства офицеров авиации является наличие в их рядах значительного числа асов. Не следует думать, что наши асы выросли сами собой. Они воспитались в коллективе, под руководством командиров, их успехи обеспечиваются всей системой организации боевой и партийно-политической работы авиационных частей. Характерно, что наши асы не только мастера индивидуального боя, не только дерутся одиночно, но они мастера групповой тактики асов и не раз, сведенные в одно подразделение, создавали перелом в обстановке на том участке фронта, куда их направляло командование. Так, например, больших успехов добилась такая группа под командованием одного из лучших офицеров воздушного флота Героя Советского Союза гвардии подполковника Шестакова. Этот командир еще в период сталинградских боев блестяще подготовил своих летчиков, вел бои на уничтожение немецких самолетов, применив целый ряд новых тактических приемов группового боя. Подобно гвардии подполковнику Шестакову, другой офицер воздушного флота Герой Советского Союза гвардии майор Кутахов удачно сочетал учебу на земле с показом в воздухе того, как надо бить врага. Этот командир взял за правило лично вводить в бой молодых. Однажды, будучи ведущим такого звена, он подбил немецкий самолет, обезвредил группу противника, а затем заставил подчиненных завершить бой, корректируя их действия. Оба командира находятся на разных фронтах, однако их методика воспитания подчиненных почти одинакова. Это говорит о профессиональной однородности нашего офицерского состава, его умении пользоваться опытом войны.

Война еще раз показала, какое огромное значение имеют специальные учебные заведения в подготовке кадров офицерского состава авиации. Широкая сеть школ летчиков обеспечила воздушному флоту достаточные резервы офицерского и летного состава. Большинство школ выпускает достаточно подготовленных летчиков, которые при дальнейшем совершенствовании становятся замечательными воздушными бойцами и командирами. Огромную роль в этом сыграли запасные части, где по существу идет отшлифовка молодежи, завершение ее обучения. Задачей наших летных школ и запасных частей должно быть постоянное совершенствование всех процессов обучения кадров, отличная подготовка их для воздушной войны.

В последних боях наши летчики завоевали превосходство в воздухе, обеспечивая успех наземных войск. Эти победы дались не легко, они стоили огромных усилий всего личного состава воздушного флота и жертв. И нас ждут может еще более напряженные бои, враг еще достаточно силен, чтобы оказывать жестокое сопротивление. Чтобы удержать завоеванную инициативу в воздухе, добиться окончательной победы над противником, от офицеров советской авиации потребуются большое мастерство и упорство.

Страна дает нам технику, лучшую чем та, которой обладают немцы. Эта боевая техника неуклонно прогрессирует. Поэтому тот, кто будет топтаться на одном месте, застынет в развитии, окажется неспособным применить в бою грозное оружие, которое ему дал народ. Прогресс техники меняет тактику воздушного боя. Эти обстоятельства требуют от офицера авиации отказа от шаблона, постоянных исканий, творчества, которое двигало бы вперед военную мысль. Только при этом условии воздушный флот Красной Армии и его лучший цвет - офицеры авиации сумеют до конца выполнить возложенные на них задачи - удержать превосходство в воздухе, обеспечить скорейшую победу над врагом. // Генерал-лейтенант авиации Н.Шиманов.

***********************************************************************************************
«ВЕРТИКАЛЬНЫЙ МАНЕВР». «Рейхсминистр авиации» Геринг благополучно приземлился.

Рис. Б.Ефимова.



______________________________________________
И.Сельвинский: Чувство неба* ("Красная звезда", СССР)
Е.Габрилович: Два года в боях ("Красная звезда", СССР)
В.Коротеев: 127 тысяч рейсов* ("Красная звезда", СССР)
А.Семенов: Облик советского асса* ("Красная звезда", СССР)
Н.Денисов: О воздушной тактике немцев* ("Красная звезда", СССР)

Газета «Красная Звезда» №192 (5563), 15 августа 1943 года

лето 1943, август 1943, газета «Красная звезда», советская авиация

Previous post Next post
Up