Два года в боях

Jun 20, 2019 16:25


Е.Габрилович || « Красная звезда» №143, 19 июня 1943 года

СЕГОДНЯ В НОМЕРЕ: Указ Президиума Верховного Совета СССР (1 стр.). Подполковник Н.Купенко. - Разведка перед наступлением (2 стр.). Лейтенант А.Капустин. - Огонь тяжелых минометов (2 стр.). Инженер-майор С.Рыбаков. - Совместный полет (2 стр.). Генерал-майор танковых войск М.Королев. - Тактическая выучка танкиста (2 стр.). Опровержение ТАСС (2 стр.). Подполковник Р.Иванов. - Воспитание молодого бойца (3 стр.). Николай Тихонов. - Зрелость командира (3 стр.). Гвардии капитан А.Медведовский, гвардии старший лейтенант Костин. - Учебная рота или рабочая команда? (3 стр.). Е.Габрилович. - Два года в боях (4 стр.). Новая книга Вернера «С помощью наступления можно одержать победу в 1943 г.» (4 стр.).

# Все статьи за 19 июня 1943 года.




Полк сформирован незадолго до войны. В районе Гомеля застала полк война: уже 22 июня 1941 года он вылетел на первую бомбежку.

Он сражался без отдыха в памятные сухие, жаркие дни первого лета войны. Убывали машины, люди не возвращались с боевых заданий, но оставшиеся летчики садились на оставшиеся самолеты и продолжали работу, нанося удары многоголовой немецкой змее, растянувшейся на сотнях дорог. Сколь ни огромны и подавляющи были воздушные силы врага - небо над ним не принадлежало целиком ему даже в те тяжелые, горячие дни. Его били сверху. Порой одинокий бомбардировщик вступал в борьбу с пятеркой, а то и семеркой вражеских истребителей, но пробивался к цели и сбрасывал бомбы.

Чтобы напомнить, при каких обстоятельствах приходилось драться, приведем протокольную запись повреждений «Голубой девятки» - так была названа первая группа самолетов, на основе которой зародился полк после одного из таких вылетов. «Около 70 пулевых и осколочных пробоин, пробиты два бензобака, заклинены рули высоты, заклинены посадочные щитки, одно колесо пробито. В полете возник пожар, но летчик - младший лейтенант Долженко - его потушил. Груз бомб сброшен точно в цель, как показывают фотос’емки».

Всё. Пусть каждый, у кого есть воображение, представит себе этот полет.

Осенью 1941 года, получив новую материальную часть, летчики снова на фронте. В те дни немцы наступали на Москву. Они подошли к Туле, заняли Сталиногорск. Погода стояла отвратительная. Лил мелкий дождь, не прекращались туманы, даже днем летчикам приходилось производить посадку при ракетах. Но приказ был короток: «Нет нелетной погоды!» Летчики не уходили с аэродромов. Одно звено в тумане возвращалось с бомбежки, другое уходило в туман на бомбежку. Полк бомбил врага под Тулой, Михайловом, Сталиногорском. Его самолеты появлялись под низкой дождливой кромкой облаков над шоссе, над большаками, над проселками, и если бомбы были уже сброшены, летчики обстреливали колонны из пулеметов. Не раз летчики опускались в километре-двух от переднего края. Технический персонал выезжал к месту аварии и под минометным, а бывало и под пулеметным обстрелом врага производил ремонт.

Враг подходил к Москве, бои шли уже среди голубых, оранжевых, желтых подмосковных дач, и если в такой момент для летчиков не могло быть нелетной погоды, то для техников не должно быть неподходящих условий для ремонта. И их не было! В невероятных условиях техники полка тратили, например, на смену мотора всего 6 часов. Тот же ремонт в мирное время занимал один-два дня.

В декабре враг начал поспешно отступать. Картина там внизу, на дорогах, изменилась. Вместо плоских, серых танковых колонн, коробок, тяжело и неуклонно ползших на восток, с самолетов стали видны разрозненные группы удиравших на запад немецких войск, свалившиеся в обочины немецкие танки и машины. Погоды стояли трудные. Начались снежные бураны. Но ракеты попрежнему прорезали снежную мглу, и взлет следовал за взлетом. Вьюги не спасли немецкие войска от ударов с воздуха. Теперь уже наши самолеты гуляли над ними так, как некогда гуляли над ними их самолеты. Пусть вьюга, пусть ветер, пусть мгла - бомбы должны уничтожать врага. И они уничтожали.

С тех пор прошло полтора года. Многое видел и испытал полк за это время.

Бывали за эти полтора года радостные дни, когда все улетевшие на бомбежку самолеты благополучно возвращались на аэродром и фотокамеры фиксировали на пленке горящие вражеские эшелоны, разбитые склады, дым над станционными зданиями, над колоннами немецких автомашин.

Бывали тяжелые дни, когда среди возвратившихся самолетов не насчитывалось одного, двух, а то и трех, ниши их оставались безмолвными и пустыми, и летчики, штурманы, стрелки, техники, оружейники полка, проходя мимо этих ниш, брали под козырек, - салют братьям, погибшим за родину.

Всё бывало. Жизнь полка - его не только счастье побед, сладость удачи, но и ранения, тяжелый труд войны, могилы товарищей, и сквозь всё это - готовность к новым схваткам с врагом, невзирая на кровь, огонь, жертвы.

Перед нами альбом с фотографиями. На альбоме надпись: «Наши ветераны». Здесь фотографии людей в шлемах или в пилотках, в летных костюмах или в обычных гимнастерках, высоких или малых ростом, смеющихся или серьезных, стоящих у самолетов или лежащих, отдыхая, на траве аэродрома. Есть среди них летчики, бомбившие врага с пылающих самолетов. Есть подбитые над расположением врага и всё же возвратившиеся в родной полк после многих недель пути по снегам с обмороженными руками и ногами среди вражеских засад и патрулей. Есть штурманы, ходившие на бомбежку в погоду, когда с опаской выпускают даже связной самолет, и сбрасывавшие бомбы с пятнадцати-тридцатиметровой высоты. Есть знаменитые стрелки-радисты, « истребители истребителей врага», как их называют в авиации. Есть и такие, которые не летают, не нажимают кнопок бомбоспуска, не ловят истребителей врага на мушку, но без которых не может существовать полк, - техники, оружейники, работники службы связи.

Некоторых уже нет в живых - их фотографии окаймлены черными рамками и венками, нарисованными рукой полкового художника. Погиб в бою младший лейтенант Долженко, боевой путь которого поистине легендарен, нет старшего лейтенанта Василькина - ветерана из ветеранов полка. Но здравствуют и бьются с врагом остальные.

Здравствует летчик Козлов. Три раза самолет, пилотируемый им, горел в воздухе.

Один раз на него напали девять вражеских истребителей. Мотор самолета загорелся. На пылающем самолете Козлов пробился к цели, отбомбил и, только отбомбив, выбросился на парашюте. Он опустился в расположение врага, ушел, отстреливаясь, в лес, пробрался через линию фронта и возвратился в свой полк. В другой раз, будучи подбит, он благополучно посадил горящую машину на какое-то поле. Истребители врага начали пикировать, чтобы подстрелить экипаж. Козлов и его штурман Новоселов стали в горящем самолете за пулемет и подбили среди дыма и адского жара «Мессер», который, чувствуя безнаказанность, спикировал особенно низко.

Попрежнему дерется с врагом один из подлинных мастеров бомбометания Дымченко. Будучи однажды подбит, он посадил самолет «брюхом» на болото в тылу врага. Его стрелок был ранен. И вот вместе со штурманом лейтенантом Мацуца он понес его на руках. Они несли стрелка, минуя дороги, питаясь чем попало. Уходили от немецких патрулей, едва волочили ноги, прошли много десятков километров по болотам, но несли, несли, пробились сквозь линию фронта и донесли товарища до нашего расположения.

Двое рослых, плотных офицеров в гимнастерках, украшенных орденами Ленина и другими знаками отличия, среди которых виднеется значок, преподнесенный им командующим одной из авиационных групп США. Это капитаны Лоханов и Медведев, имеющие более полутораста боевых вылетов. Расскажем об одном из таких вылетов.




Пять истребителей напали на самолет Лоханова в момент ухода от цели после бомбометания. Стрелок-радист Судаков и штурман Медведев сбили троих из них. Тот, кто знает условия боя нашего бомбардировщика с истребителем врага, легко представит себе, чтó это значит. «Мессера» ушли, оставив бомбардировщик со следующими повреждениями: один мотор выбит. Триммера выбыли из строя. Оторвано левое перо стабилизатора. Пробита гидросистема. На самолете 200 с лишним пулевых и осколочных пробоин. Он потерял свои аэродинамические качества. Перебито переговорное управление. Летчик и штурман хоть видят друг друга, но о стрелке-радисте, который сидит, как известно, в особой кабине, ни слуху, ни духу. «Вероятно убит», - решил Лоханов.

И вот, на одном моторе с мало эффективными рулями, прошел Лоханов причудливыми зигзагами около 500 километров. Наконец, подошли к аэродрому. Шасси не выпускалась. «Сажусь на живот, подымай ноги», - предупредил Лоханов штурмана. «Больше всего я боялся, - рассказывает Лоханов, - чтобы самолет попросту не свалился на аэродром». Начали опускаться. И вдруг заговорил радист. Оказывается, за время этого страшного пути он занимался тем, что исправлял переговорное устройство, разобрал и исправил пулемет. «К бою готов!» - доносил он. Самолет приземлился. Стрелка-радиста вынули из кабины. Руки его были окровавлены: он производил починку, будучи раненым.

Многое можно было бы рассказать и о других славных летчиках. О нынешнем командире полка майоре Гаврилове, кавалере ордена Суворова, о флаг-штурмане полка майоре Голубеве, о стрелках Дебихине, Колине, Смирнове, о работниках технической службы Фаренюке, Черемисине, Лысенко, наконец, об оружейнике-красноармейце Ане Птковой, бывшей алтайской телефонистке.

Всё эти люди, вместе прошедшие путь войны, вместе радовавшиеся, горевавшие, люди, волей, мужеством, мозгом и кровью своей создавшие славу своего авиационного полка и его историю.

Правда, это только истоки истории полка, суровое перо войны продолжает писать ее - изо дня в день, из часа в час. Многие из тех славных бомбовых ударов, о которых мы сейчас читаем в сообщениях, нанесены врагу налетами, в которых участвовал и этот полк. С первых дней отечественной войны он на фронте. Пройден большой боевой путь. // Евгений Габрилович.

********************************************************************************************************************
ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ. Пикирующий бомбардировщик «Голубая девятка» готовится к боевому вылету. (См. очерк Е.Габриловича «Два года в боях» на четвертой странице).

Снимок нашего спец.фотокорр. майора С.Лоскутова.



____________________________________________
Вс.Иванов: Русское поле* ("Известия", СССР)
В.Коротеев: 127 тысяч рейсов ("Красная звезда", СССР)
И.Сельвинский: Чувство неба* ("Красная звезда", СССР)
И.Сербин: Авангард истребителей* ("Красная звезда", СССР)
А.Семенов: Облик советского асса* ("Красная звезда", СССР)

Газета «Красная Звезда» №143 (5514), 19 июня 1943 года

1943, лето 1943, Е.Габрилович, газета «Красная звезда», советская авиация, июнь 1943

Previous post Next post
Up