Авангард истребителей || «Красная звезда» 15.04.1943

Mar 27, 2018 23:31


И.Сербин || « Красная звезда» №88, 15 апреля 1943 года

СЕГОДНЯ В НОМЕРЕ: В Совете Народных Комиссаров СССР (1 стр.). Указ Президиума Верховного Совета СССР (1 стр.). Сообщения Советского Информбюро (1 стр.). Майор Б.Король. - Бои местного значения (2 стр.). Капитан Н.Федюков. - Стрельба прямой наводкой (2 стр.). Подполковник Н.Дмитриевский. - Удары с воздуха по вражеским коммуникациям (2 стр.). Полковник П.Фисунов. - Партийно-политическая работа в общевойсковом штабе (3 стр.). Полковник И.Сербин. - Авангард истребителей (3 стр.). Р.Моран. - Школа мужества и мастерства (3 стр.). Б.Галин. - Штурм (4 стр.). Наступление войск союзников в Тунисе (4 стр.). Речь Рузвельта на открытии памятника Джефферсону (4 стр.).

# Все статьи за 15 апреля 1943 года.




В воздушных боях с немцами среди наших летчиков-истребителей выросла группа таких людей, которых называют ассами. Советский асс - наиболее совершенный тип летчика-истребителя. Как правило, он выходит победителем из каждого воздушного боя. В совершенстве владеет своим самолетом. При встрече с врагом наверняка сбивает его. Умеет не только противостоять численно превосходящему противнику, но и находит возможность нанести ему поражение даже в невыгодных для себя условиях. Ассов можно по праву назвать специальными летчиками, авангардом советских истребителей.

Война показала, что наши ассы превосходят немецких пилотов самого высокого класса и в боевой выучке, и в совершенстве тактических приемов, и в военной хитрости, не говоря уже о мужестве, бесстрашии и отваге. Недавно при допросе пленного немецкого летчика, награжденного «железными крестами» первой и второй степени, кандидата на получение золотого рыцарского креста, капитана Эргарда Пеллера произошел любопытный разговор:

- Могли бы вы в воздушном бою отважиться на таран?

- В воздухе всегда рискуешь... Но есть риск и риск. При таране всё становится слишком явным. Сразу заносишь меч над собой...

- Какую цель лично вы преследуете в войне?

- Моя карьера...

- Какая цель, по-вашему, у советского летчика, сбившего вас? Тоже карьера?

- Мне кажется, у него что-то другое...

- Что?

- Это политика... Я всегда сторонился политики.

Фашист, может быть, сам не сознавая этого, сказал правду. Да, у наших лучших летчиков-истребителей, у наших советских ассов на первом плане стоит политика. Каждый их бой, каждый сбитый ими немец - это политическая борьба советского человека с фашизмом. Молодой советский асс, гвардии капитан Дмитрий Татаренко, на боевом счету которого 23 сбитых фашистских самолета, говорит:

- Идеал моей жизни - беспощадное истребление немцев. Во мне, пока я жив, не перестанет бушевать ненависть к фашистам, осквернившим мою Украину, мой Донбасс.

Эта тяга к священной мести, к вооруженной политической борьбе с врагами своей родины выковала из Татаренко летчика-асса, поставила его из рядовых пилотов в авангард советских истребителей. Его становление весьма характерно для многих советских ассов, к воспитанию которых должен стремиться каждый авиационный командир.

Всего только два с половиной года назад Татаренко прибыл в одну из наших авиационных частей. За это время он стал из пилота командиром эскадрильи, трижды награжден орденом Красного Знамени.

Вначале, когда он был еще только пилотом, он не отличался высокой техникой пилотажа, да и со стрельбой в то время у Татаренко дело не клеилось. В части было порядочно старых, опытных летчиков, уже побывавших в боях. Приглядываясь к ним, Татаренко постепенно рос и к началу Отечественной войны приобрел качества, необходимые для воздушного бойца: хороший пилотаж, отличную стрельбу, веру в свое оружие, готовность итти на риск. В первых же боях с немцами он показал себя новатором, дерзким воином, умеющим находить новые тактические формы борьбы, умеющим молниеносно разгадывать уловки противника.

Если проанализировать воздушные бои, проведенные Татаренко, то окажется, что большинство их проходило при численном перевесе на стороне немцев. Несмотря на это, Татаренко и его товарищи всегда выходили победителями. Это определялось той наступательной тактикой воздушного боя, которой они придерживались с первой же схватки, решительно отбросив метод пассивной обороны.

Спокойный, уравновешенный, даже медлительный на земле, Татаренко преображался в воздухе. Мастер пилотажа, в совершенстве познавший искусство меткого огня, он умеет удивительно точно рассчитать удар и нанести его с потрясающей стремительностью.

Много месяцев Татаренко воевал на самолете «И-16». Имел успехи, однако по всему было видно, что в кабине этого самолета ему тесно. Полностью развернулось его мастерство, когда он освоил скоростной истребитель. За всё время войны Татаренко произвел около 600 вылетов, сбил в воздушных боях больше двух десятков вражеских самолетов. Но здесь нужно раскрыть скобки и показать, что Татаренко лишь в последнее время по-настоящему начал бить немцев. Овладев скоростной машиной, он за время прорыва вражеской блокады под Ленинградом принял участие в 15 воздушных боях. Во время этих боев он сбил лично 12 вражеских самолетов (в том числе 8 бомбардировщиков) и еще 4 самолета противника в группе. Таким образом получается, что за последнее время у Татаренко не было такого боя, в котором бы он не сбил вражеский самолет. Иными словами, он стал подлинным советским ассом в полном смысле этого слова.

Опыт многих боев Татаренко говорит, что асс должен драться в паре с другим специально натренированным летчиком. Ведомый асса обязан прикрыть хвост машины ведущего от внезапного нападения истребителей противника. Лишь в том случае, когда ведомый убежден, что никакая опасность не угрожает ведущему, он помогает ему бить противника. У Татаренко имеется постоянный напарник - гвардии сержант Рябушкин. Пунктуально точно и с большим мужеством выполняет он в бою свои обязанности и уже несколько раз помогал ведущему с честью выйти из тяжелого положения.

Таков боевой путь одного из лучших летчиков-истребителей, по существу завоевавшего без чьей-либо помощи и воспитания право быть названным советским ассом. Таков, к стыду некоторых авиационных командиров, путь многих других отличных воздушных бойцов, которые растут и совершенствуются, но которым еще не создают таких условий, чтобы они могли во всем блеске проявить боевые качества советского асса. Как снайперу на переднем крае обороны командир предоставляет всё возможности применить на деле свои навыки, свое умение, так и в частях истребительной авиации для ассов должна быть создана обстановка, позволяющая им увеличивать боевой счет сбитых самолетов врага. А пока еще, к сожалению, во многих частях ассы теряются в общей массе летного состава, и тем самым снижается их роль как авангарда истребителей.

Правильно поступают те командиры, которые освобождают своих лучших летчиков, своих ассов от обычных заданий, выполняемых любым пилотом: от сопровождения бомбардировщиков, патрулирования. Они предоставляют ассам большую свободу действий, добиваются от них постоянной тренировкой высокой боевой готовности, слетанности, отличного понимания друг друга в воздухе и ставят им специальные задачи. К числу этих задач относятся, например, свободный полет для поиска воздушного противника, перехват вражеских бомбардировщиков, вылет «по зрячему» на немецких разведчиков и т.п.

Прекрасно использовал нескольких лучших мастеров воздушного боя один командир, когда на нашем фронте немцы пустились на новую хитрость. Они старались подстеречь группы наших самолетов, возвращающихся с боевых заданий, и навязать им бой. Расчет свой немцы строили на том, чтобы задержать наших летчиков до полного израсходования горючего и таким образом добиться легкой победы. Естественно, что в таких условиях воздушный бой носит весьма скоротечный характер и в воздухе получается, как говорят летчики, нечто вроде свалки.

В этой части за несколько минут до возвращения своих самолетов с задания поднимались в воздух два-три лучших летчика части. Они своевременно подходили к очагу завязавшегося боя, вмешивались в него и, настойчиво атакуя немцев, давали возможность уже уставшим своим пилотам произвести посадку до окончательной выработки горючего. В данном случае ассы как бы несли службу прикрытия аэродрома. Использование их в этой роли диктовалось необходимостью пресечь новые приемы тактики немцев и нанести врагу большой урон малыми силами.

Перечислить все виды боевой работы ассов трудно. Всё зависит от конкретных условий воздушной обстановки, от общего наличия своих сил, от тактики - своей и противника. Следует только упомянуть, что использование этого авангарда истребителей должно быть особенно четким.

Работу асса, как показывает опыт, лимитирует одна весьма существенная деталь. Речь идет о его боевом самолете. Несомненно, асс обязан уметь летать на машинах различной конструкции, знать летные качества каждого самолета, но драться он должен только на какой-то одной машине, досконально изученной им самим в боях. Насколько важно мастерское овладение техникой пилотирования и огня на какой-либо определенной машине, показывает хотя бы опыт одного из наших ассов - Героя Советского Союза капитана Бринько. В течение долгого времени он летал на самолетах одного и того же типа, и это позволило ему овладеть машиной до тонкостей, выжать из нее всё, что было заложено в самолет конструктором. Оттого и виртуозны атаки Бринько с их внезапностью, стремительностью, точностью.

Однажды мне пришлось быть свидетелем классически проведенного капитаном Бринько воздушного боя с четырьмя «МЕ-109». Соотношение сил - один к четырем. Но как блестяще атаковал немцев Бринько! Его машина то стремительно неслась вниз, то молниеносно взмывала вверх и сразу же переходила в максимально допустимый вираж, то ложилась на спину. Снова каскад фигур - и всё время, короткие, точные пулеметные очереди. Бринько в течение нескольких минут разогнал немцев, двух из них серьезно подбил, а сам приземлился на аэродроме с несколькими несущественными пробоинами в самолете.

В другом случае Бринько заметил подходивший к аэродрому «Юнкерс-88». Решение возникло мгновенно. Капитан взлетал и сразу пошел в лобовую атаку. Фашист не выдержал и резко отвернул. Через минуту Бринько атаковал его с хвоста, дав вторую очередь. «Юнкерс» загорелся. Немцы выбросились на парашютах и приземлились вместе с самолетом Бринько на аэродром. Поединок длился всего семь минут, включая взлет и посадку. Это был бой асса!

Сама жизнь требует от нас создания специальных групп летчиков-ассов, работающих в особых условиях по заданиям своего командира. Мы сейчас располагаем достаточным количеством летчиков, обладающих отменными качествами воздушного бойца и являющихся прямыми кандидатами на эту боевую работу. Мне кажется, что для ассов и летчиков, которые проявляют качества, свойственные ассам, весьма полезны будут специально проводимые командирами краткие сборы, на которых надо отрабатывать с этими летчиками главным образом высший пилотаж и воздушную стрельбу, обмениваться боевым опытом.

Над совершенствованием высшего пилотажа ассы должны работать непрерывно. Им нужно владеть самолетом так, чтобы их узнавали по походке, по стилю полета, по классическому выполнению любой фигуры, по тому, как послушна в руках летчика боевая машина. Но этого мало. Решающим фактором в каждом бою является всё же меткость стрельбы. В этом отношении асс должен быть на голову выше всех летчиков. Стрелять наверняка надо уметь из любого положения, даже если самолет оказался вверх колесами, а противник пойман на прицел.

В заключение мне кажется, что следует привести несколько интересных цифр. Летчики-истребители на нашем участке фронта с начала войны сбили в воздушных боях свыше 800 фашистских самолетов. Значительная часть этого количества падает на воздушные победы, одержанные ассами. Например, на боевом счету десяти наших лучших летчиков-истребителей - Героев Советского Союза Ефимова, Бринько, Антоненко, Голубева, Васильева, Цоколаева и гвардейцев Татаренко, Сухова, Львова и Каберова значатся 262 уничтоженных фашистских самолета: 86 сбиты ими лично и 176 в групповых боях. Результат внушительный! Он еще раз подчеркивает, что нам надо смелее и энергичнее создавать нужные советским ассам условия - организационные, технические и моральные, используя этих людей в боях как авангард всей массы наших летчиков-истребителей. // Полковник И.Сербин. ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ.
_____________________________________________
К.Симонов: Полярной ночью* ("Красная звезда", СССР)
В.Молчанов: Тактика немецких ассов* ("Красная звезда", СССР)

**************************************************************************************************************************************************
ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ. Оборудование регулировочного поста.

Снимок нашего спец. фотокорр. капитана Ф.Левшина.



☆ ☆ ☆

ПЕРВОМАЙСКИЕ ПОДАРКИ ФРОНТОВИКАМ

В Свердловске, Иркутске, Сухуми, в колхозах Московской области, Чечено-Ингушской АССР и во многих других городах и селах нашей страны трудящиеся готовят бойцам и командирам Красной Армии первомайские подарки. Воинам одного фронта уже отправлено 13 вагонов с подарками. 5 вагонов готовятся к отправке на Волховский фронт, 6 вагонов - на Северо-Западный.

Большинство подарков - индивидуальные. В каждой посылке имеются колбаса, сало, масло, консервы, вино, сладости, кондитерские и табачные изделия, одеколон, почтовые принадлежности. В посылки вложены письма доблестным защитникам родины.

**************************************************************************************************************************************************
НА КУБАНИ. Бойцы кавэскадрона, которым командует старший лейтенант М.Козинец, направляются на выполнение боевого задания.

Снимок нашего спец. фотокорр. старшего лейтенанта Г.Хомзора.



____________________________________________
С.Чирва: Опыт воздушных боев* ("Красная звезда", СССР)
А.Семенов: Облик советского асса* ("Красная звезда", СССР)
В.Земляной: Советские ассы в бою* ("Красная звезда", СССР)
Н.Журавлев: Потери немецкой авиации* ("Красная звезда", СССР)
Н.Денисов: О воздушной тактике немцев* ("Красная звезда", СССР)
Д.Грендаль: Потери немецкой авиации в кадрах ("Красная звезда", СССР)
П.Стефановский. Самолетный парк фашистской Германии ("Красная звезда", СССР)

Газета «Красная Звезда» №88 (5459), 15 апреля 1943 года

убей немца, апрель 1943, сталинские соколы, газета «Красная звезда», советская авиация, весна 1943

Previous post Next post
Up