Н.Журавлев || «
Красная звезда» №58, 11 марта 1942 года
Семь патриотов-летчиков, верных сынов нашей Родины своим умением, мужеством и отвагой одержали победу над 25 фашистскими самолетами.
Честь и слава бесстрашным краснозвездным соколам!
# Все статьи за
11 марта 1942 года.
Во второй половине февраля немецкая авиация активизировала свои действия. Принятые нашими воздушными силами контрмеры дали свои результаты. С 20 февраля по 6 марта от ударов нашей авиации немцы потеряли на земле и в воздухе 576 самолетов. Наши потери за этот период - 127 самолетов. В отдельные дни урон немецкой авиации достигал огромных размеров. Так, например, 5 марта немцы потеряли 79 самолетов, наши потери 14 самолетов. В некоторые дни соответствующие цифры выглядят так: 28 февраля - 68 и 14, 2 марта - 60 и 8, 4 марта - 43 и 13.
В борьбе с неприятельской авиацией наши воздушные силы рационально использовали накопленный за время войны опыт. Налеты на аэродромы - вот наиболее экономное и вместе с тем эффективное средство борьбы с вражеской авиацией.
За полмесяца ваши воздушные войны выполнили целую серию блестящих налетов на аэродромы врага, направляя главные удары туда, где сосредоточена его боевая авиация. Два последовательных удара по аэродромам воздушного флота фашистского генерала Келлера дали свои результаты: во время первого было уничтожено 20 машин, во время второго - 8. И в том и в другом случае это были преимущественно самолеты «Ю-88» и «МЕ-110».
Особый интерес представляет нападение наших летчиков на аэродром разведывательной авиации, созданный немцами на Западном фронте. Там сосредоточивались почти исключительно самолеты «Хейншель-126». Летчики N авиасоединения мастерски осуществили этот налет, уничтожив 10 и повредив 8 вражеских машин.
С каждым днем нарастают удары наших воздушных сил по аэродромам транспортной авиации немцев. Как известно, фашисты бросили транспортные самолеты в помощь окруженным частям своей 16-й армии. Подвозом боеприпасов, оружия, продовольствия здесь занято от 80 до 100 машин. Советские летчики умело выслеживают их. 3 марта наша авиация уничтожила на одном аэродроме 10 транспортных самолетов врага, 4 марта - 11, 5 марта - 4.
В борьбе с неприятельской авиацией наши летчики полностью используют такое действенное средство, как воздушный бой. Приведем некоторые данные за последние дни февраля. 23 февраля был сбит в воздушных боях 21 фашистский самолет, 24-го - 20, 25-го - 17, 27-го - 20 и 28-го - 34 самолета.
Стремясь уменьшить свои потери в воздухе, немецкое авиационное командование пытается менять тактику. Чтобы распылить усилия наших истребителей и отвлечь их внимание от защиты основных коммуникаций, немцы вначале старались действовать рассредоточенно: мелкими группами и одиночными самолетами. Но это не дало должных результатов. Тогда стали действовать небольшими группами, причем в составе каждой находилось от 8-12 до 25-30 самолетов. Обычно на шесть бомбардировщиков приходилось от трех до шести истребителей. Смысл применения таких смешанных групп, как видно, заключается в том, чтобы истребители не только обеспечивали безопасность полета бомбардировщиков, но и в случае необходимости силой прокладывали им дорогу к цели.
Наши летчики провели ряд воздушных боев со смешанными группами вражеских самолетов. Один такой бой был дан истребителями части, которой командует тов. Куракин. Они атаковали одно из подразделений воздушного флота фашистского генерала Леера. Восемь советских истребителей перехватили идущие к цели пять «Юнкерсов-87» и три «Мессершмитта-109». В итоге ожесточенной схватки три фашистских самолета были уничтожены и один поврежден. Отлично провела воздушный бой шестерка советских истребителей, возглавляемая майором Елисеевым. Против нее дрались четыре истребителя «МС-109» и семь бомбардировщиков «Ю-87» из 5-го воздушного флота генерала Штумпфа. В итоге - две неприятельские машины были подбиты.
Неопровержимые факты свидетельствуют, что, несмотря им подброску значительных резервов, врагу не удалось завладеть инициативой в воздухе. Известно, что в течение последнего месяца на Западном фронте воздушные силы обеих сторон наиболее интенсивно действовали в районе Юхнова. Немцы принимали все меры, чтобы защитить с воздуха свои позиции в этом важном пункте, но наша авиация систематически бомбила их и в конце концов заставила некоторые подразделения фашистских войск выйти из района города. Накануне сдачи Юхнова немцы, пытаясь вывезти свою технику, создали несколько колонн и двинули их по дорогам, идущим на северо-запад. Наша авиация нанесла немецким колоннам несколько крепких ударов. Попытки фашистской авиации прикрыть с воздуха свои отступающие войска не дали должных результатов.
2 марта Советское Информбюро сообщило о воздушных боях, проведенных нашими истребителями с подразделениями итальянских машин «Макки-200». Этот самолет был нам известен и прежде. Летно-тактические качества его невысоки. Согласно данным, опубликованным в английском журнале «Флайт», самолет представляет собой металлический, свободно-несущий моноплан низко расположенным крылом. Максимальная скорость его - 505 километров в час Практический потолок - 10.400 метров. Дальность полета при скорости 450 километров в час - 700 километров. Вооружение состоит из двух синхронизированных пулеметов 12,7-мм. калибра. В последнем своем варианте итальянский истребитель модернизирован, но все же по своим данным, особенно на горизонтальных скоростях, эта машина значительно уступает действующим на Южном фронте соответствующим советским самолетам. В результате воздушных боев нашими летчиками за последние дни сбито семь машин «Макки-200».
Активизация деятельности фашистской авиации наметилась около месяца тому назад. Германское командование стремилось ударами своей авиации приостановить или хотя бы задержать продвижение частей Красной Армии. Вторая, не менее важная причина, заставившая врага бросить на фронт значительное количество самолетов, - желание измотать до наступления весны наши авиационные силы. Сокрушительными ударами по неприятельской авиации наши славные летчики ответили сразу на предвесенние планы фашистов.
Воздушная война 1942 года разгорается. По своей интенсивности и масштабам она будет для обеих сторон не менее суровой, чем в прошлом году. Люди советской авиации сумели с честью выйти из первых предвесенних схваток с врагом. Ход предвесенних боев советских воздушных сил является яркой иллюстрацией к анализу положения дел на фронте, который дал в своем приказе товарищ Сталин. Наши летчики боевыми делами доказывают, что враг уже утерял преимущество внезапности, которым он обладал в первый период войны. Дальнейший ход борьбы на земле и в воздухе будет зависеть от постоянно действующих факторов, которые более благоприятны для нас, чем для немцев. // Полковник
Н.Журавлев.
___________________________________________
Д.Грендаль:
Потери немецкой авиации в кадрах ("Красная звезда", СССР)
П.Стефановский:
Самолетный парк фашистской Германии ("Красная звезда", СССР)
**************************************************************************************************************************************************
СЕВЕРО-ЗАПАДНЫЙ ФРОНТ. Первая помощь раненому товарищу.
Снимок кинооператора В.Доброницкого.
**************************************************************************************************************************************************
Непрерывно преследовать отступающего врага, не давать ему выводить свои полки из-под удара и закрепляться на новых рубежах!
Танковый таран
ЮЖНЫЙ ФРОНТ, 10 марта. (По телеграфу от наш. спец. корр.). Танковому экипажу Петра Бирюкова предстояло вместе с пехотной группой атаковать село. Немцы основательно укрепили подступы к этому селу и, когда наш тяжелый танк появился возле южной окраины, встретили его интенсивным орудийным огнем. Пришлось отойти и сделать второй заход с северной стороны села.
Здесь дело пошло удачнее. Танк ворвался на окраину и двинулся вдоль широкой улицы. Задача была такая: обнаружить и подавить крупные огневые точки противника, рассеять группы автоматчиков. Когда механик-водитель Иван Сутковой на третьей скорости свернул на соседнюю улицу, его машина почти столкнулась с идущим навстречу немецким танком.
- Впереди танк, - доложил механик-водитель.
- Вижу, идите на таран, - приказал командир танка.
Неожиданно вокруг начали рваться снаряды. Стреляли два других немецких танка, укрытые где-то невдалеке. Раздумывать было некогда. Не уменьшая скорости, Сутковой двинул свою машину на таран. Немецкий танк получил тяжелый удар в борт и остановился. Фашисты начали выскакивать из люков, чтобы скрыться. Сутковой быстро отошел назад и повторил удар.
- Еще удар! - скомандовал Бирюков, и немецкий танк скатился в овраг. Два других продолжали обстрел из-за укрытия.
Вскоре удалось обнаружить один вражеский танк, который был спрятан за высоким домом. Оттуда прогремел выстрел. Сильный удар в борт. Механик-водитель потерял сознание, но через секунду очнулся. Бирюков уже вел огонь. Первым снарядом он подбил пушку немецкого танка, вторым - снес башню.
Машина Бирюкова уже была повреждена и не имела первоначальной мощи. Но советские танкисты все же приняли бой с третьим немецким танком и подожгли его несколькими снарядами. Затем они заметили группу немецких автоматчиков, которые замаскировались в саду среди деревьев. Кто-то из фашистов не выдержал и открыл огонь по смотровым щелям танка. Через минуту танк уже был в саду и давил автоматчиков гусеницами. Бегущих настигали пулеметные очереди башенного стрелка Василия Ткешелашвили. Здесь же были застигнуты и раздавлены две противотанковых пушки.
Военный Совет фронта наградил Петра Бирюкова орденом Ленина. Иван Сутковой и Василий Ткешелашвили награждены орденами Красного Знамени.
___________________________________________________
К.Симонов:
Русс-фанер "У-2"* ("Красная звезда", СССР)
С.Дангулов:
Душа горца ("Красная звезда", СССР)
К.Симонов:
Русское сердце* ("Красная звезда", СССР)
К.Симонов:
Полярной ночью* ("Красная звезда", СССР)
П.Павленко:
Самолет двадцати четырех звезд* ("Красная звезда", СССР)
Газета «Красная Звезда» №58 (5122), 11 марта 1942 года