Воздушный боец

Jun 23, 2017 14:48


А.Никитин || « Красная звезда» №9, 12 января 1943 года

После упорных боев наши войска на Северном Кавказе овладели городами Георгиевск, Минеральные Воды, Пятигорск, Кисловодск, Железноводск, Буденновск, а также районными центрами Ачикулак, Архангельское, Александрийская. Взяты большие трофеи.

Честь и слава доблестным воинам Красной Армии, нанесшим сокрушительный удар по немецким захватчикам!

# Все статьи за 12 января 1943 года.

В первые же дни великой отечественной войны в Управление воздушных сил Красной Армии явилась Герой Советского Союза Марина Раскова. Летчица попросила определить ее в какую-либо авиационную часть. Характерно, что она вела разговор не только о себе, но и о многих других женщинах-летчиках, страстно желавших стать на защиту своего отечества. Упорство, столь присущее Расковой, помогло ей вскоре добиться своего: она получила назначение в части воздушных сил Красной Армии.




С этого времени и началась боевая жизнь Марины Расковой. Именно в дни отечественной войны раскрылись ее военные способности. Она очень скоро заняла почетное место среди командиров передовых авиационных частей, проявив особенные способности в подготовке кадров летчиков и штурманов.

До войны мы знали Марину Раскову как талантливого штурмана, мастера самолетовождения на дальние расстояния. Свое штурманское искусство Раскова во всем блеске показала во время героического перелета экипажа «Родина». Это был своего рода итог нескольких лет ее работы в качестве преподавателя штурманского цикла в академии В.В.С. Жуковского. Таким по существу было и практическое завершение огромного опыта, который Раскова накопила в процессе прежних своих перелетов.

Но Раскова никогда не останавливалась на достигнутом. Ее страстным желанием всегда было стать летчицей. Еще будучи в академии, Марина без отрыва от основной своей работы окончила аэроклуб, пройдя первую стадию подготовки летчика. Это стремление к личному совершенствованию еще больше сказалось в деятельности Расковой с началом войны. Когда ей поручили формирование и обучение полка, она немедленно приступила к личной тренировке. В сравнительно короткий срок майор Раскова овладела несколькими типами боевых машин, в том числе таким скоростным бомбардировщиком, как «ПЕ-2».

Известно, насколько сложна боевая работа на пикирующем бомбардировщике. Этот самолет рассчитан на летчика с высокой техникой пилотирования. Он требует, помимо летного мастерства, огромной выносливости, большой силы воли и неудержимой отваги. Этими качествами Раскова обладала в полной мере. Благодаря своему мужеству и самообладанию Раскова умела находить выход из весьма трудных положений. Характерен такой эпизод. При первом самостоятельном полете Расковой на пикировщике произошла авария одного мотора. Посадка и полет в подобных условиях весьма сложны, особенно, когда летчик совершает на такой машине свой первый полет. Раскова, однако, не растерялась и благополучно произвела посадку.

Быстро овладев новыми для себя машинами, майор Раскова стала передавать свой опыт подчиненным. Она настойчиво руководила подготовкой боевых экипажей.

Неутомимая энергия, большие организаторские способности позволили майору Расковой сколотить дружный коллектив молодых летчиков и летчиц. За короткий промежуток времени Раскова подготовила полк, предназначенный для ночных действий. Под командованием командира Бершанской этот полк сражается на одном из фронтов и одержал немало серьезных побед.




Более сложной и трудоемкой оказалась работа, связанная с подготовкой истребителей и скоростных бомбардировщиков. Но и с этой задачей майор Раскова справилась блестяще. Она сама очень тщательно производила отбор людей для учебы, занималась их тренировкой, добиваясь от каждого летчика отличных качеств пилотирования. Полк истребителей, подготовленный ею, так же успешно дерется с немецкими оккупантами. Успешно была завершена Расковой и подготовка бомбардировочного полка, которым она командовала. Об этом свидетельствуют высокое мастерство ее питомцев, их высокие результаты бомбометания с пикирования. Надо сказать, что не каждому летчику, летающему на самолете типа «ПЕ-2», удается вполне овладеть пикированием. Во всяком случае обучить летчиков пикированию на этой машине - дело далеко не легкое. Тем не менее Раскова не ограничилась одной лишь техникой сбрасывания бомб с горизонтального полета. Она стремилась к тому, чтобы ее полк был способен выполнять любые, самые сложные задачи. В полк по настоянию Расковой направлялись опытные фронтовики. Они передали свой опыт обучающимся, помогли летчикам овладеть искусством пикирования, стать мастерами бомбовых ударов.

В этой большой творческой работе Раскова проявила свое командирское умение, методические качества. Несмотря на то, что подчиненный ей коллектив был очень многочисленным, она умела найти индивидуальный подход к обучавшимся. Ее настойчивости могут позавидовать многие наши авиационные командиры. Воистину не было таких препятствий, которые бы не преодолела Раскова. Она добилась того, что переучивание нескольких групп летчиков прошло без аварий и происшествий. В этом - огромная ее заслуга как военного летчика и командира авиаполка.

Многие питомцы майора Расковой дерутся на фронте, нанося ощутительные удары врагу. Естественно, что сама она рвалась на поле боя. Это ее священное желание сбылось. Когда все приготовления были окончены и прибыла новая материальная часть, полк под командованием Героя Советского Союза Расковой отправился на фронт. Наступили долгожданные дни, к которым упорно и тщательно готовился весь коллектив полка. Сбылась мечта летчицы-героини. Она повела свои эскадрильи пикирующих бомбардировщиков на врага.

Нелепый случай оборвал жизнь замечательной летчицы в дни наибольшего расцвета ее таланта. Раскова погибла на посту как истинная дочь своей родины, погибла за штурвалом боевого самолета. Память о Марине Расковой будет вечно жить в сердцах бойцов и командиров Красной Армии, в сердцах миллионов советских граждан. // Генерал-майор авиации А.Никитин.

Военный Совет Военно-воздушных сил Красной Армии с глубоким прискорбием извещает о гибели при исполнении служебных обязанностей командира авиационного папка, Героя Советского Союза, майора Расковой Марины Михайловны и выражает свое соболезнование ее семье.
_____________________________________
В.Земляной: Советские ассы в бою ("Красная звезда", СССР)
Д.Грендаль: Потери немецкой авиации в кадрах ("Красная звезда", СССР)

************************************************************************************************************
Герой Советского Союза Марина Раскова




************************************************************************************************************
У праха героини

Перед клубом летчиков чернеет скорбная очередь. Москвичи пришли проститься с отважной Мариной Расковой - героиней-штурманом прославленных перелетов, верной дочерью советской страны. Здесь люди разных возрастов и профессий - много военных, но не меньше и обычных жителей столицы. Всем им близка и дорога эта скромная советская женщина, чье лицо с гладко зачесанными волосами было так хорошо знакомо каждому человеку нашей страны.

Вот стоит еще совсем юный летчик. Может быть это один из питомцев Расковой. Вот зябко кутается в воротник пальто старик. Несколько лет назад он, наверно, придя домой, первым долгом раскрывал газеты, отыскивая сообщения с берегов далекой реки, где приземлился самолет Расковой и ее подруг. Вот девушка с задумчивыми глазами. Не раз, конечно, они вспыхивали мечтой о таком ярком жизненном пути, который прошла Раскова.

Медленно движется человеческий поток. В зале, затянутом крепом, льются печальные звуки траурных маршей. На постаменте, возле урны с прахом Марины Расковой, водружен ее портрет - смелый, открытый взгляд, глаза, полные энергии и воли. Урна утопает в венках. Сменяется почетный караул. У постамента Емельян Ярославский, секретарь ЦК ВЛКСМ Мишакова. Генералы авиации Волков, Шульговский, Грендаль становятся на траурный пост возле своего товарища по оружию.

Умерла Марина Раскова, но ненависть ее к врагу неукротима и горяча. Это святое чувство никто не уносит с собой в могилу. Оно остается нам, живущим, как самое драгоценное наследие павшего в борьбе… Люди, выходившие из зала, поднимали головы. В небе проносились самолеты. И в грозном рокоте моторов, как торжественном салюте, гремела слава Марины Расковой - патриотки великой отчизны, отдавшей за нее свою прекрасную жизнь.

***********************************************************************************************
Вынос урны с прахом Марины Расковой на Красную площадь, 12 января 1943 года. На переднем плане (справа налево): командующий кавалерией Красной армии маршал Советского Союза С.Буденный, командующий войсками Московского военного округа генерал-полковник П.Артемьев, секретарь ЦК и МК ВКП(б) А.Щербаков, начальник Главного управления формирования и укомплектования ВВС генерал-майор авиации А.Никитин и народный комиссар авиационной промышленности А.Шахурин.




____________________________________________
С.Дангулов: Душа горца || «Красная звезда» №249, 22 октября 1942 года
К.Симонов: Русское сердце* || «Красная звезда» №117, 21 мая 1942 года
К.Симонов: Полярной ночью* || «Красная звезда» №298, 20 декабря 1942 года
К.Симонов: Русс-фанер "У-2"* || «Красная звезда» №238, 9 октября 1942 года
П.Павленко: Самолет двадцати четырех звезд* || «Красная звезда» №193, 18 августа 1942 года

Газета «Красная Звезда» №9 (5380), 12 января 1943 года

сталинские соколы, январь 1943, газета «Красная звезда», зима 1943, советская авиация

Previous post Next post
Up