Вторая мировая война: советская авиация

Aug 06, 2015 10:39




« Красная звезда», СССР.
« Известия», СССР.
« Правда», СССР.
« Time», США.
« The Times», Великобритания.
« The New York Times», США.

Досье-шпаргалка: Советская авиация по публикациям советской и иностранной печати периода Великой Отечественной войны 1941-45 гг.



07.07.43: Захваченные в плен 5 июля южнее Орла немецкий летчик унтер-офицер Гайнц Гейль и радист обер-ефрейтор Гергардт Шрамм сообщили: «Мы прибыли на советско-германский фронт 3 июля из Югославии. 5-го июля в 2 часа 15 минут наша эскадра получила приказ бомбить укрепления русских. Мы еще не успели сбросить бомбы, как наш бомбардировщик «Юнкерс-87» был подожжен советским истребителем. Признаться, мы ожидали сильного противодействия со стороны советской авиации и зенитной артиллерии. Однако жестокий отпор русских летчиков превзошел все ожидания и ошеломил нас». (Совинформбюро)*

03.09.42: Добровольно сдавшийся в плен солдат 23 немецкой танковой дивизии Адольф Ш. рассказал: «Огромный урон нашим войскам наносит русская авиация. 19 августа я видел, как русские штурмовики уничтожили колонну грузовых автомашин и бензоцистерн. До нас доходят слухи о бомбардировке немецких городов русской авиацией. Эти вести действуют на солдат угнетающе. Они со злобой вспоминают заявления Геббельса о том, что русская авиация якобы уничтожена». (Совинформбюро)

АВГУСТ 1942:

30.08.42: У убитого на Ленинградском фронте солдата 209 немецкого пехотного полка Вилли Штраух найдено письмо от его жены из гор. Кенигсберга. В письме говорится: «Ты наверное уже слышал, что наш город подвергся воздушному налету русских. Что здесь было, я тебе даже рассказать не могу. Во всяком случае, творились ужасные вещи. Через несколько дней русские сделали второй налет. Мои нервы совсем испортились. Сейчас я лежу в постели, но что мы будем делать, если они прилетят еще раз?» (Совинформбюро)

27.08.42: Перелетевший на сторону Красной Армии летчик унтер-офицер 3 группы 5 немецкой эскадры Вернер Шумахер рассказал: «Многие немецкие летчики перестали верить официальным сводкам германского командования. Эти сводки становятся все лживее и лживее. Если немецкая авиация сбивает 2 русских самолета, в сводке пишут 20. Таких случаев очень много. Мы неоднократно участвовали в воздушных боях в районе Мурманска и хорошо знаем, что, как правило, наши потери превосходили потери русских. Однако германское командование неизменно преувеличивало потери русских и во много раз уменьшало цифры потерь немецкой авиации». (Совинформбюро)

25.08.42: Германское радио передало заявление «авторитетных военных кругов Берлина», что советская авиация с 15 по 25 августа за время налетов на Кенигсберг, Данциг и другие города Восточной Пруссии якобы потеряла 136 самолетов. На самом деле за все время налетов на военные об'екты городов Восточной Пруссии советская авиация не потеряла ни одного самолета. Был случай, когда один самолет во-время не вернулся на базу, считался потерянным, но и этот самолет позже нашелся. Жульническое сообщение лжецов из бандитского дома Гитлер и К° является, во-первых, самым убедительным свидетельством эффективности налетов советской авиации на военные об'екты немецких городов и, во-вторых, проявлением бессилия немецкой противовоздушной обороны помешать этим налетам.

В результате налетов советских самолетов немецкие военные об'екты летят на воздух, горят, население несет большие потери, и при этом советская авиация не имеет потерь. Германскому командованию приходится выкручиваться и обманывать немецкое население. Раз у русских нет потерь, надо их выдумать; если противовоздушная оборона немецких городов слаба и ничего не может поделать с нашими самолетами, надо попробовать утопить их в чернильнице лжецов. И пытаются утопить. Но занятие это бесполезное. Немцам, которые несут потери от наших налетов, лживые заявления «авторитетных военных кругов Берлина» помогут, как мертвому горчичник, а советские самолеты, принимавшие участие в налетах и все оставшиеся невредимыми, будут эти налеты продолжать. (Совинформбюро)

22.08.42: Пленный ефрейтор разведывательного отряда военно-воздушных сил германской армии Герберт Риттер рассказал: «Наш отряд прибыл в Россию из Антверпена (Бельгия) в июне этого года. Вслед за нами прибыли другие авиационные части из Бельгии, а также из Франции. Совершая разведывательный полет, я встретился с советским истребителем и хотел было уклониться от боя. Однако русский летчик преследовал меня и подбил мою машину. У нас существует всеобщее мнение, что русские летчики - это искусные мастера своего дела. Многих немецких летчиков пугает русская зима. По их мнению, вторую русскую зиму германская армия не выдержит. Они говорят, что если война не будет скоро закончена, то Германия потерпит поражение». (Совинформбюро)

06.08.42: Пленный летчик 4 немецкой истребительной эскадры унтер-офицер Вилли Треттер рассказал: «Я только на-днях прибыл на фронт. Русские летчики сбили меня в первом же воздушном бою. Наши старые летчики говорят, что сражаться с русскими летчиками становится все труднее. Нам все время говорили, что авиация русских уничтожена. Сообщения о налетах советских самолетов на Кенигсберг произвели поэтому очень сильное впечатление. Говорят, что русские бомбардировщики причинили большие разрушения военным об'ектам». (Совинформбюро)

ИЮНЬ 1942:

07.06.42: Мориц Генц получил свой первый «железный крест» за Варшаву и второй за Белград. За бомбардировку Ковентри он получил «серебряную пряжку». Он убивал женщин и детей. Тысячу дней он занимался истреблением «низших рас». В Любеке жила его невеста Берта, и Берта восхищалась карьерой своего жениха. Берта ему писала: «Бей русских, как ты бил английских! Если бы каждый из твоих товарищей перебил столько русских, как ты, мой дорогой Мориц, русские уже не сопротивлялись бы и фюрер бы выиграл войну. Иногда мне становится страшно, что они могут тебя подбить, но нет, русские слишком слабы для этого»... ("Красная звезда", СССР)

06.06.42: Пленный обер-фельдфебель летчик 55 немецкой эскадры Альфред Гоберг заявил: «Несколько дней назад три бомбардировщика 55 эскадры получили задание разведать движение русских пехотных колонн. Во время разведки мы попали под обстрел зениток. Первый залп батарей накрыл мой самолет, второй самолет сгорел в воздухе, а третий повернул обратно. Советских летчиков мы рассматриваем как самых смелых и опасных противников, Недавно мне пришлось участвовать в одном воздушном бою. Немецких самолетов было 10, а русских только три. Несмотря на то, что на нашей стороне было численное превосходство, русские ввязались в бой. Им удалось сбить один самолет, после чего остальные наши машины вернулись обратно, не выполнив задания». (Совинформбюро)

05.12.41: Редактор английского авиационного журнала «Аэронатикс» Оливер Стюарт выступил вчера по лондонскому радио с речью, в которой подробно остановился на действиях советской авиации на Восточном фронте.

Оливер Стюарт заявил: Большим и полезным уроком кампании на Востоке является тесное взаимодействие танков и авиации. Россия в этой области открыла широкое поле для прогресса.

Никогда нельзя было предполагать, что можно добиться настолько тесной координации действий танков и авиации. То, что имеет место сейчас, превосходит все, что можно было предвидеть раньше. Попытки Германии дезорганизовать линию обороны Москвы путем бомбардировок с воздуха ни к чему не привели.

Советская авиация показала свою боевую мощь и силу, затруднив продвижение германских войск. Она оказала стойкое и решительное сопротивление осуществлению планов Германии. Недооценка сил советской авиации является одной из величайших ошибок германского командования в нынешней войне. ("Известия", СССР)

14.11.41: Авиационный обозреватель газеты «Обсервер» опубликовал статью, посвященную советской авиации.

Отличительной чертой последней недели октября, говорит обозреватель, было энергичное отражение советской авиацией нападений противника. «Не будет преувеличением сказать, - продолжает обозреватель, - что советская авиация, столь долгое время упорно сопротивляющаяся непрерывным атакам немецкой авиации и храбро и искусно контратакующая ее, показала величайшие достижения в воздушных боях. Эти достижения останутся памятными в истории военной авиации так же, как и победа английской истребительной авиации в битве за Англию». ("Красная звезда", СССР)

СЕНТЯБРЬ 1941:

20.09.41: Захваченные в плен немецкие летчики отмечают в своих показаниях высокие боевые качества советской авиации. Ефрейтор Эрнст Эльс, радист 51 воздушной флотилии, заявил: «О русской авиации нам говорили, что она не имеет хороших машин, так как в первые дни войны все самолеты были уничтожены. К сожалению, мы верили этому, пока не встретились в воздухе с русскими самолетами и летчиками. Первый же бой окончился для меня плачевно. Наш самолет был сбит, и вот я здесь». Пилот-разведчик Шейфер Норберг отметил в своих показаниях, что советские летчики летают на совершенных машинах и прекрасно обучены. «Я участвовал в воздушных боях с польскими и французскими летчиками, - говорит пленный,- и выходил победителем, а здесь на третьем вылете потерпел поражение». По заявлению командира бомбардировщика «Юнкерс-88» лейтенанта Рудольфа Мессершмидта, «летный состав русского воздушного флота имеет очень хорошую подготовку. Мы опасались встреч с русскими истребителями. Только за последний месяц наша авиационная группа потеряла 19 самолетов из 27». Летчик ефрейтор Андреас Беккер говорит: «Ваши самолеты не дают нашим войскам свободно действовать. Русский истребитель очень верткий, он очень легок и быстро маневрирует. В особенности большие потери за последние дни мы понесли от ваших истребителей «И-17». (Совинформбюро)

16.09.41: На допросе пленный летчик Эмиль Фрост рассказал следующее: «За первые два месяца войны наша авиационная группа потеряла три четверти своих самолетов. Пополнение, которое наша группа получила, далеко не покрывает потерь. Кроме того, нам стали посылать самолеты старых марок, например «Ю-52», «ПЗЛ-24», «Арадо-47» и другие. Еще хуже - с летными кадрами. Много опытных летчиков убито. Сейчас летает преимущественно молодежь в возрасте от 17 до 23 лет. Проблема пополнения летного состава очень беспокоит германское командование. Наши летчики, особенно молодые, боятся советских истребителей. Мы, пилоты бомбардировщиков, неоднократно наблюдали, как наши истребители при появлении советских самолетов бросаются в бегство и оставляют нас без защиты».

Фельдфебель Альфред Бехер заявил: «Русская авиация неоднократно появлялась над Берлином, Кенигсбергом, Штеттином, Алленштайном и другими городами Германии. Недавно я был свидетелем бомбардировки Берлина советскими самолетами. В городе возникли многочисленные пожары, были слышны частые взрывы бомб. Мне известно, что бомбы попали на военный завод. В связи с налетами советской и английской авиации у немецкого населения подавленное настроение. У всех на устах один вопрос - когда же придет конец этой проклятой войне?». (Совинформбюро)

02.09.41: Авиационный обозреватель агентства Ассошиэйтед пресс пишет, что, как отмечают в военных кругах, становится все более ясным, что мощная советская авиация «не только сохранила свою ударную силу после двух месяцев войны, но по всей вероятности она будет продолжать серьезно беспокоить немцев в течение всей зимы».

«Советская авиация, - пишет далее обозреватель, - повидимому, серьезно истощила германский воздушный флот. В связи с кампанией, предпринятой против Советского Союза, немцы перебросили большую часть своей авиации с запада, и, тем не менее, русский воздушный флот продолжает регулярно наносить удары по колоннам германских войск, а также тылам германской армии. Последний налет советской авиации на Кенигсберг продемонстрировал ударную мощь русской авиации». ("Известия", СССР)

АВГУСТ 1941:

23.08.41: Советская авиация имела полную возможность систематически бомбить Берлин в начале и в ходе войны. Но командование Красной Армии не делало этого, считая, что Берлин является большим столичным городом, с большим количеством трудящегося населения, в Берлине расположены иностранные посольства и миссии и бомбежка такого города могла привести к серьезным жертвам среди гражданского населения. Мы полагали, что немцы в свою очередь будут воздерживаться от бомбежки нашей столицы - Москвы. Но оказалось, что для фашистских извергов законы не писаны и правила войны не существуют. В течение месяца с 22 июля по 22 августа немецкая авиация 24 раза произвела налеты на Москву. Жертвами этих налетов явились не военные об’екты, а жилые здания в центре и на окраинах Москвы, больница и две поликлиники, три детских сада, театр им. Вахтангова, одно из зданий Академии Наук СССР, несколько мелких предприятий местной промышленности и несколько колхозов в окрестностях Москвы. В результате бомбардировки жилых домов вражеской авиацией в Москве убито 736, тяжело ранено 1.444, легко ранено 2069 человек.

Разумеется, советское командование не могло оставить безнаказанным эти зверские налеты немецкой авиации на Москву. На бомбежку мирного населения Москвы советская авиация ответила систематическими налетами на военные и промышленные об’екты Берлина и других городов Германии. Так будет и впредь. Жертвы, понесенные трудящимися Москвы, не останутся без возмездия. (Совинформбюро)

17.08.41: Спустя несколько дней после вероломного нападения немецко-фашистских полчищ на нашу страну, брехливые Геббельсы поспешили об'явить о полном уничтожении советской авиации. Мощные удары с воздуха по гитлеровским ордам быстро развеяли эту ложь фашистских вралей...

Меньше чем за два месяца фашисты потеряли свыше 6 тысяч танков, свыше 8 тысяч орудий, свыше 6 тысяч самолетов. Более полутора миллионов немецких солдат потеряла немецко-фашистская армия убитыми, ранеными и пленными. В этом немалая доля заслуг наших крылатых богатырей. Недаром в показаниях пленных немецких солдат за последнее время все чаще появляются заявления о животном страхе перед советской авиацией: «Мне пришлось побыть под бомбежкой ваших самолетов. Просто не знаю, как я пережил это», - заявил ефрейтор из разгромленной фашистской танковой бригады. «Вокруг все было тихо, потом налетели ваши самолеты, у нас все смешалось: люди, пушки, пулеметы. Только одиночкам удалось спастись», - так признался солдат из другой части германской армии...




Война в воздухе отвечает характеру русского народа - смелого, неустрашимого, упорного в борьбе с ненавистным врагом. Соколиная удаль живет в крови наших летчиков, толкает их на героизм, ведет к победам. Презирая смерть, они смело пикируют на врага с огромной высоты, бесстрашно идут на таран, пересекают огромные пространства, чтобы достичь боевой цели, отважно и искусно ведут воздушные бои. Советские летчики делом доказывают, что русский, славянский народ - храбрейший в мире, что гитлеровские выкормыши, претендующие на расовое господство, вынуждены в боях уступать им в воздухе и обращаться вспять. ("Красная звезда", СССР)

16.08.41: Славяне никогда ничего не поймут в воздушной войне - это оружие мужественных людей, германская форма боя, - так сказал Гитлер. Но слова словами, а факты фактами. Бомбардировку с пикирования и парашютный десант фашистская авиация заимствовала от советской авиации. За полтора года европейской войны и за семь недель воздушных боев на восточном фронте фашистская авиация не выдвинула никаких новых достижений. Несмотря на хвастливое заявление Гитлера, она ведет себя отнюдь не мужественно. Немецкие бомбардировщики и истребители, за крайне редким исключением, страшатся вступать в бой с нашими самолетами. Они обычно спешат спрятаться за облака или, атакованные, - притвориться подбитыми, пикировать и уйти впритирку к земле. Даже когда их вдвое больше, они не пытаются померяться отвагой и ловкостью. ("Красная звезда", СССР)

14.08.41: Газета «Франс», комментируя налеты советской авиации на Берлин, пишет: судя по германским сводкам, эти налеты застали немцев врасплох. Для налета были использованы новейшие советские самолеты, которые во время полета на Северный полюс считались еще экспериментальными, а теперь поставлены на массовое производство. Боевые качества советской авиации вызывают восхищение у всех авиационных специалистов. ("Красная звезда", СССР)

12.08.41: Налеты советской авиации на район Берлина произвели в Лондоне громадное впечатление и оживленно комментируются печатью и радио. Газета «Дейли телеграф энд Морнинг пост» указывает, что первый налет русской авиации на Берлин застиг немцев врасплох. Русские гигантские бомбардировщики разбомбили предприятия и электросиловые станции в окрестностях Берлина. Газета «Дейли мейл» также пишет о том, что германская противовоздушная оборона была застигнута врасплох, и отмечает большое искусство советских летчиков и эффективность произведенной советскими самолетами бомбардировки.

Газета «Ньюс кроникл» в передовой высоко оценивает прекрасно проведенные советской авиацией налеты на Берлин. Газета указывает, что вначале немцы пытались скрыть факт бомбардировки Берлина советскими самолетами, но потом вынуждены были этот факт признать. Берлинцы, которых в свое время уверяли в том, что их городу не грозит опасность воздушного нападения, теперь знают, что столица уязвима для налетов как английской, так и советской авиации. Это - весьма важный психологический факт, который окажет большое влияние на моральное состояние немцев. Печать и радио расценивают налеты как свидетельство мощи советской авиации и как новое доказательство лживости хвастливых заявлений, германской пропаганды об уничтожении советских военно-воздушных сил. ("Красная звезда", СССР)

03.08.41: В борьбе с фашистской авиацией заслуженно прославились наши доблестные сталинские соколы. Страна уже наградила десятки и сотни летчиков. Сегодня публикуется Указ Президиума Верховного Совета СССР о присвоении звания Героя Советского Союза еще трем бесстрашным воздушным бойцам капитану Сдобнову, старшему лейтенанту Иванову, младшему лейтенанту Зайцеву.

Славные соколы-летчики - это гордость Красной армии, советского народа. Рука об руку с ними бьют фашистскую летающую нечисть и другие воины Красной армии. Надо еще увереннее, еще дружнее встречать попытки немецкой авиации наносить нашим войскам удары с воздуха. Артиллеристы, пехотинцы, танкисты, бойцы всех родов оружия! Смело отбивайте нападения фашистских воздушных пиратов. Ни один немецкий самолет, появившийся в советском небе, не должен уйти назад. Беспощадно истребляйте стервятников, громите их в любых условиях, в любой обстановке. ("Красная звезда", СССР)

02.08.41: Отечественная война советского народа против гитлеровских орд находится в центре внимания индийской печати. Сообщения о военных действиях газеты помещают на первых страницах. Индийская печать отмечает, что Красная Армия сорвала гитлеровский план «молниеносной» войны. Положение фашистских войск с каждым днем становится все более затруднительным.

Газета «Лидер», касаясь итогов войны за первые 4 недели, отмечает, что немецкие войска потерпели крушение в своем стремлении достичь каких-либо важных результатов. Красная Армия, оказывая упорное сопротивление, расстроила все германские стратегические планы.

Газета «Трибюн» высоко оценивает действия советской авиации. Огромные потери, нанесенные немцам русскими, достигнуты в значительной мере благодаря замечательным действиям советской авиации. ("Правда", СССР)

ИЮЛЬ 1941:

22.07.41: Авиационный обозреватель «Санди таймс» пишет, что в первый месяц военных действий советская авиация показала всему миру свои боевые качества. Советские военно-воздушные силы упорно сражаются со значительным успехом. Возможно, что наиболее важным моментом во всей русской кампании является способность советского военно-воздушного флота наносить удары германской авиации. Советская авиация проявила себя со всех сторон положительно. Советские летчики были обучены как-раз таким методам ведения войны, которые им сейчас приходится применять на практике, т.е. тесному сотрудничеству с наземными силами, глубоким рейдам в расположения бронетанковых частей противника. Авиация является щитом для советских сухопутных сил. До сих пор германской авиации не удалось пробить этот щит. ("Известия", СССР)

18.07.41: Находящаяся в настоящее время в СССР английская миссия, пишет авиационный обозреватель газеты «Таймс», сообщает, что моральный уровень личного состава советских военно-воздушных сил чрезвычайно высокий; советские летчики всячески стремятся вступить в бой с противником при каждом возможном случае и сражаются прекрасно. Есть все основания полагать, что потери германской авиации весьма тяжелы. Русские достигли значительного успеха в атаках с бреющего полета против неприятельских танковых частей. Советские парашютные десанты, которые выбрасываются далеко за линиями германских войск, после приземления ведут героическую борьбу.

Далее обозреватель отмечает, что германская авиация избегает предпринимать частые дневные бомбардировки тылов. Это, в частности, об'ясняется тем, что германская бомбардировочная авиация полностью занята операциями на линии фронта вследствие решительного сопротивления Красной Армии, особенно танковых дивизий.

Полагают, что другой причиной ограниченной активности германских бомбардировщиков в дневное время за пределами фронта является исключительная активность советской истребительной авиации. Поэтому германские бомбардировщики считают для себя опасным производить налеты на тылы, находящиеся на значительной дистанции от линии фронта. В результате германские бомбардировщики, и в том числе пикирующие, оперируют лишь в радиусе, где они могут рассчитывать на поддержку своих истребителей. ("Правда", СССР)

10.07.41: Берлинское радио снова повторяет уже разоблаченную Советским Информбюро ложь о том, что советские пилоты якобы применяют пули «дум-дум». Очередное гнусное измышление отличается от уже разоблаченного лишь тем, что новые «пули», отлитые в Берлине, пали по воле изолгавшихся фашистов не на железнодорожный состав, а на немецких солдат. Повторение немцами уже опровергнутой провокационной выдумки свидетельствует о настойчивой попытке гитлеровцев скрыть свои замыслы и замести следы собственных зверств. Очередная грязная клевета озлобленных фашистов рассчитана, видимо, на то, чтобы ослабить впечатление, произведенное на немецкий народ героическими действиями советской авиации, успешно расстраивающей авантюристские планы гитлеровского командования. (Совинформбюро)

06.07.41: Героический подвиг совершил командир эскадрильи капитан Гастело. Снаряд вражеской зенитки попал в бензиновый бак его самолета. Бесстрашный командир направил охваченный пламенем самолет на скопление автомашин и бензиновых цистерн противника. Десятки германских машин и цистерн взорвались вместе с самолетом героя...

В районе Н. два местных жителя поймали немецкого парашютиста-диверсанта ефрейтора 33 пехотного моторизованного полка Вильгельма Пастельмана. По признанию Пастельмана, немецких солдат насильно гонят воевать с русскими. Захваченный в плен энской стрелковой частью немецкий лейтенант летчик Вильгельм Гундер, уроженец Средней Германии, заявил: «С такой многочисленной и совершенной авиацией, как советская, немцы еще не встречались». (Совинформбюро)

04.07.41: Радиокомментатор лондонского радио Оливер Стюарт, выступая с докладом о воздушной войне, подчеркнул значение передовой советской военной мысли. В отношении использования авиации в войне, заявил он, СССР был дальновиднее всех остальных стран. Вся современная концепция использования военно-воздушных сил является специфически русской. Сбрасывание парашютных десантов и переброска танков на самолетах обязаны своим развитием на первых порах инициативе советской военной мысли. Советская авиация выдвинула больше новых идей, чем какая-либо другая.

Переходя к перспективам воздушной войны против Советского Союза, Стюарт сказал, что СССР является не подходящим об'ектом для наступления с воздуха, так как страна занимает одну шестую земной поверхности и ее промышленные центры рассеяны на огромном пространстве. Он указывает далее, что на восточном фронте немцы столкнулись в силу этого с совершенно новыми условиями ведения воздушной войны. ("Красная звезда", СССР)

Фашистские заправилы города Лахти в Финляндии об'явили, что будут выплачивать летчикам тысячу финских марок за каждый сбитый советский самолет. Судя по последним сообщениям с фронта, финские летчики никак не обременяют кассу муниципалитета города Лахти. На это, повидимому, и рассчитывал «щедрый» муниципалитет: патриотический жест сделан без всякого денежного риска. (Совинформбюро)

02.07.41: Германское информационное бюро распространяет лживые сообщения о том, что при обстреле железнодорожного состава советские пилоты якобы применяли разрывные пули дум-дум. Очевидно, это провокационное сообщение имеет целью скрыть свои собственные замыслы и замести следы...

Германское информационное бюро распространяет бредовое измышление о том, будто бы во время воздушных боев советские бомбардировщики имели германские опознавательные знаки. Это - очередная фальшивка германской пропаганды. (Совинформбюро)*

См. также:
* * * Русский солдат
* * * Немецкий солдат: 1942-45
* * * Сойдет ли Геббельс за портянки?
* * * Потери немцев на Восточном фронте
* * * Зверства немецко-фашистских оккупантов

______________________________________________________
Как бешеный щенок Гитлер грязным носом ищет ("Красная звезда", СССР)
Немцы не настолько глупы, чтобы верить ("The New York Times", США)
"Хромой урод Геббельс своим блудливым языком..." ("Правда", СССР)
Армия Адольфа Гитлера порхает как балерина ("Time", США)
"The Guardian", Великобритания (Спецархив)
"Gazette de Lausanne", Швейцария (Спецархив)
Публичный дом вместо семьи - такова скотская мораль гитлеровцев! ("Красная звезда", СССР)
Да, не похожи теперешние речи нацистских жаб на хвастливое кваканье 2 года назад ("Известия", СССР)

1943, спецархив, 1941, газета «Красная звезда», 1942, Ярослав Огнев, советская авиация

Previous post Next post
Up