Воздушный боец 1943 года

Aug 22, 2019 22:06


М.Нога || « Красная звезда» №192, 15 августа 1943 года

Сегодня - День авиации. Советские летчики - соколы нашей родины! Беспощадно громите врага в воздухе, на земле, на море! Да здравствуют советские летчики!

# Все статьи за 15 августа 1943 года.




Тот, кому довелось быть участником первых воздушных боев с немцами, помнит, с каким трудом и напряжением сил приходилось сражаться против численно превосходящих вражеских эскадр. Сравнивая начало войны с нынешней обстановкой в воздухе, многие командиры говорят: «Не тот теперь стал немец, нынешнего немца куда легче бить!».

Это верно. Однако, мне кажется, что не это главная причина перелома в воздушной войне. Не правильнее ли будет сказать, что мы сами стали другими и поэтому нам легче бить немца. Мы обрели опыт, изучили врага, отточили в ходе боев свое оружие. Немецкие летчики дерутся с не меньшим ожесточением и упорством, но победу теперь одерживаем мы, потому что наш воздушный флот на третьем году войны стал другим.

Чего нам недоставало в первые дни войны? Может быть, героизма и стойкости? Нет! Русские летчики с самого зарождения авиации отличаются храбростью и самоотверженностью. В первых же воздушных боях с немцами наши летчики совершили бессмертные подвиги, тараня своими машинами не только немецкие самолеты, но и колонны вражеских танков и автомашин. Известны сотни примеров стойкой борьбы с численно превосходящим воздушным противником. Героизм всегда был и остается отличительной чертой наших летчиков. Но тогда нам недоставало боевого опыта как в технике воздушных сил, так и в тактике.

Помнятся первые боевые вылеты полка, которым я командовал. Мы только что получили новую материальную часть. Летчики сделали на ней считанное число тренировочных полетов и с этим небольшим «багажом» пошли в воздух. Старые же наши машины уступали немецким в скорости и в вооружении. Мы дрались на виражах. Хотя наши машины по своим качествам и могли давать хорошую вертикаль, но овладеть этим приемом рядовому летчику в ходе боев было трудно.

Иначе обстояло дело у немцев. Они имели за плечами опыт войны на Западе. Их «Мессершмитт» был хорошо освоенной машиной. Немцы широко применяли вертикальный маневр, благодаря которому могли занять в бою наиболее выгодную позицию. Если к этому добавить, что немецкие самолеты имели мощное вооружение, то станет понятным, почему так трудно было нам на первом этапе воздушной войны.

Воздушная обстановка нынешнего лета показывает, что теперь маневр группы, умение летчиков драться на вертикалях стали главной тактической формой боя наших истребителей. Эта тактика значительно развита нами, чему во многом способствовало появление скоростных машин конструкции Яковлева и Лавочкина. Последние типы их машин превосходят по многим данным немецкую материальную часть. Таким образом враг потерял и свое преимущество в технике. Всё это создает благоприятные условия для победы, и наши летчики не замедлили ими воспользоваться. В последних боях соединение истребителей, которым я командую, ведя борьбу за господство в воздухе, за 25 дней сбило 180 немецких самолетов. В отдельные дни, когда немцы пытались отобрать у нас инициативу, бросая нам навстречу огромные массы самолетов, они несли исключительно большие потери. Достаточно привести пример гвардейского полка, которым командует капитан Соболев. За один день гвардейцы, сами не потеряв ни одной машины, сбили 16 немецких самолетов и не позволили врагу бомбить наши позиции.

Наши летчики добиваются таких успехов еще и потому, что решительно отреклись от какого бы то ни было шаблона. Раньше приходилось, например, наблюдать, как, получив задачу на прикрытие войск, группа истребителей ходит на одной высоте и не видит, что делается рядом или внизу. Врагу удавалось поразить цель, перехитрив наше прикрытие. Теперь этого нет. Наши летчики обрели в боях простор действий, у них появились инициатива, нужный темп боя.

Особенно отрадно то, что мастерство боя, о котором я веду речь, стало достоянием подавляющего большинства наших летчиков, а не только немногих кадровых офицеров. Сущность новой воздушной обстановки в том именно и состоит, что мы научились готовить молодежь для боя. В один из наших полков незадолго до последней операции пришли летчики Рябцев и Непряхин. Они имели всего около десятка вылетов на самолете « Лавочкин-5». Ныне эти воздушные бойцы одержали каждый по пяти побед. Новая форма боя стала достоянием всего личного состава. Кадровые летчики сумели найти способы передачи своего опыта молодежи, сумели привить ей уверенность и мастерство.

Наше превосходство, наша инициатива в воздухе сделали врага робким, у него появились неуверенность, осторожность. В этом убеждает почти каждый наш боевой вылет.

На-днях я вылетел с группой самолетов «Лавочкин-5», чтобы ознакомиться с воздушной обстановкой. Над линией фронта нам повстречалась группа «Фокке-Вульф-190». Мы с хода атаковали ее. Мне особенно запомнилось то обстоятельство, что мы, стремясь сохранить за собой внезапность, производили атаку с невыгодного положения. Я сразу сбил одного немца. Другие вражеские пилоты видели это, но не пришли ему на выручку. Наоборот, они поспешили уйти вниз. За линией фронта нам повстречалась еще одна группа «Ю-87», прикрываемая истребителями. Немцы имели превосходство в силах и положении, однако не помешали нам нанести удар по бомбардировщикам. С первой атаки мне удалось беспрепятственно поджечь ведущий самолет. Не пришли на выручку немецкие истребители и тогда, когда мы вторично занимали исходное положение. Очевидно, вражеские летчики, имея превышение, выжидали, когда кто-либо из нас оторвется от группы. В открытый же бой вступать они не решались. В результате наша шестерка сбила пять немецких самолетов. В этом полете и еще раз убедился, что немец стал другим потому, что мы научились его бить. Не сам он изменился - это мы сделали его другим.

В третий раз мы отмечаем свой традиционный праздник - День авиации - в условиях войны. В этот день каждый воздушный боец подводит личные итоги своей работы. В связи с этим мне хочется сказать, что далеко еще не всё сделано нами для победы над врагом. Успокаиваться на достигнутом - значит отстать. Этот закон войны особенно применим к авиации. Тактика воздушной войны многообразна. Еще появится немало новых тактических приемов. Только тот летчик, который постоянно ищет новые формы борьбы, сумеет упредить врага.

Третий год войны с немецкими захватчиками принес нам серьезные победы на земле и в воздухе. Сталинские соколы, завоевав ныне инициативу в воздухе, оказывают всё возрастающую поддержку наступающим наземным войскам. Эти заслуги высоко ценит народ. Наш долг удержать и впредь за собой инициативу в воздухе, наносить врагу всё более и более сильные удары, чтобы ускорить окончательный разгром немецких захватчиков. // Герой Советского Союза подполковник М.Нога. БРЯНСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ.

************************************************************************************************************
ХАРЬКОВСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ. Участник боев на Харьковском направлении штурмовик лейтенант Т.Новиков.

Снимок нашего спец. фотокорр. О.Кнорринга.



************************************************************************************************************
БОМБАРДИРОВКА НАШЕЙ АВИАЦИЕЙ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ УЗЛОВ ПОЛТАВА, КРАСНОГРАД, А ТАКЖЕ СКОПЛЕНИЙ ВОЙСК И ТЕХНИКИ ПРОТИВНИКА ЮГО-ЗАПАДНЕЕ ХАРЬКОВА

В ночь на 14 августа наша авиация продолжала наносить удары по воинским эшелонам противника на железнодорожных узлах Полтава и Красноград. В результате бомбардировки разбито несколько железнодорожных составов, возникло много пожаров, сопровождавшихся взрывами.

В ту же ночь наша авиация подвергла сильной бомбардировке скопления немецких войск и техники противника в районе станции Люботин и гор. Валки.

Два наших самолета не вернулись с боевого задания.

☆ ☆ ☆

Отважные летчики гражданской авиации

На аэродроме N соединения Гражданского воздушного флота днем и ночью стоит несмолкаемый гул самолетов. Одни машины приземляются, другие взмывают ввысь. Самолеты уходят на Крайний север, далекий юг, в города Урала, Сибири, на фронт.

В зале ожидания аэропорта вывешены портреты лучших пилотов соединения. Среди них портрет одного из опытнейших летчиков - старшего лейтенанта С.А.Фроловского.

В тяжелые дни для Ленинграда Фроловский получил задание доставить ленинградцам продукты питания. Над Ладожским озером советский самолет был атакован тремя «Мессершмиттами-109». Фашистские летчики открыли огонь по транспортной машине, разбили мотор, вывели из строя управление. Казалось, еще минута, и подбитая машина рухнет в воды Ладоги. Спасло положение самообладание и мастерство летчика Фроловского. Он дотянул машину до расположения своих частей.

Немцы специально высылают своих истребителей на охоту за нашими гражданскими самолетами. Поэтому приходится вооружать транспортные машины, чтобы они могли отбивать воздушные атаки.

В дни Великой Отечественной войны гражданская авиация активно помогает фронту. Она перевозит детали машин, запасные части, горючее, консервированную кровь, раненых бойцов и командиров. Гражданская авиация многое делает и для восстановления городов, разрушенных немцами. После разгрома немцев под Сталинградом, гражданская авиация принимала деятельное участие в восстановлении нефтебаз, пострадавших от вражеских бомбардировок. К месту работ самолеты в короткий срок доставили сотни рабочих, специалистов, тонны разного оборудования.

Раньше гражданские самолеты курсировали лишь по хорошо изученным трассам, приземлялись на хорошо оборудованных аэродромах. В военное время летчикам часто приходится действовать в сложной прифронтовой обстановке.

Многие из них стали знатными людьми нашей родины. На-днях отважному командиру корабля Семену Алексеевичу Фроловскому присвоено звание Героя Советского Союза. За время войны он налетал около 1.500 часов, отлично выполнил более трехсот боевых заданий.

В части, которой командует подполковник Бухаров, около половины личного состава награждены медалями и орденами Советского Союза. Среди летчиков выделяется своим мужеством капитан Столяров. Однажды он вел машину, в которой находилось 20 специалистов-ленинградцев, направляющихся на Урал. У линии фронта на самолет Столярова налетели шесть «Мессершмиттов-109». Создалась критическая обстановка. Но Столяров, умело маневрируя, сумел уйти от огня противника.

Нередко гражданским летчикам приходится вступать в бой с вражескими самолетами. Одна транспортная машина встретилась в воздухе с «Юнкерсом-88». Оказавшись на расстоянии 200 метров от немецкого самолета, бортстрелок Разгильдяев дал короткую очередь и поджег «Юнкерс-88». Незадолго до этого случая Разгильдяев сбил «Мессершмитт-109».

Летчик Ольга Лисикова до войны доставляла на своем самолете матрицы газет из Москвы в Ленинград. Теперь она командир корабля. Не раз пришлось ей летать в глубокий тыл врага, доставлять туда разные грузы, эвакуировать раненых из самых опасных мест.

Бесстрашными летчиками, мастерами слепых полетов зарекомендовали себя также Радугин, Яковлев, Маслюков, штурман Федотов, бортрадисты Щукин, Ингульский и другие. // Г.Кривич.

***********************************************************************************************
«ВЕРТИКАЛЬНЫЙ МАНЕВР». «Рейхсминистр авиации» Геринг благополучно приземлился.

Рис. Б.Ефимова.



______________________________________________
И.Сельвинский: Чувство неба* ("Красная звезда", СССР)
Е.Габрилович: Два года в боях ("Красная звезда", СССР)
В.Коротеев: 127 тысяч рейсов* ("Красная звезда", СССР)
А.Семенов: Облик советского асса* ("Красная звезда", СССР)
Н.Денисов: О воздушной тактике немцев* ("Красная звезда", СССР)

Газета «Красная Звезда» №192 (5563), 15 августа 1943 года

1943, лето 1943, август 1943, газета «Красная звезда», советская авиация

Previous post Next post
Up