Наш полет в Югославию

Oct 17, 2021 23:25


Б.Калинкин || « Красная звезда» №247, 17 октября 1944 года

СЕГОДНЯ В НОМЕРЕ: Приказ Верховного Главнокомандующего (1 стр.). От Советского Информбюро. Оперативные сводки за 15 и 16 октября (1-2 стр.). Обязательства колхозников и колхозниц Ставропольского края, Калининской, Рязанской, Ивановской и Карагандинской областей (1-2 стр.). Настал и на нашей улице праздник. Из доклада Председателя Совета Народных Комиссаров Украинской ССР тов. Н.С.Хрущева на торжественном заседании партийных, советских и общественных организаций гор. Киева 14 октября 1944 года, посвященном дню освобождения Украины от немецких захватчиков (2 стр.). Подполковник В.Яковлев. - Петсамо (3 стр.). Герой Советского Союза и Народный Герой Югославии капитан Б.Калинкин. - Наш полет в Югославию (3 стр.). В.Шепелев. - Праздник на Бородинском поле (3 стр.). Военные действия в Западной Европе (4 стр.).

# Все статьи за 17 октября 1944 года.




Как уже сообщалось в печати, некоторое время назад немецкий парашютный десант, сброшенный в Югославии, пытался, как известно, захватить Верховный штаб Народно-освободительной армии. Храбрость бойцов и офицеров, выдержка и мужество работников Верховного штаба и в первую очередь самого маршала Тито спасли положение и предотвратили серьезную угрозу. Две трети десанта было уничтожено. Маршал Тито сумел увести свой штаб. В этой операции принимал участие и экипаж нашего транспортного самолета. На нашу долю выпала честь вывезти маршала Тито и его ближайших сотрудников в безопасное место.

Мы совершили трудный перелет из Италии в Югославию. Наша трасса лежала через Адриатическое море. Нам предстояло перелететь через горный хребет, причем отдельные горы достигают здесь 2.500-3.000 метров высоты. Нам было приказано лететь ночью, и это еще более осложняло перелет. Лететь днем здесь было рискованно, так как противник обладал в Югославии значительными силами авиации и имел мощную противовоздушную оборону.

Ночь для полета выдалась неблагоприятная, темная, безлунная. Облачность была низкая, 6-7 баллов, и над верхней кромкой облаков поднимались вершины гор. Изредка попадались «окна». В горах дул сильный ветер, бросавший машину из стороны в сторону. Маршрут, по которому нам предстояло лететь, не имел характерных ориентиров. В ночной тьме вся местность казалась однообразной, и это не только затрудняло ориентировку, но и делало очень сложным нахождение места посадки.




Мы вылетели в 9 часов вечера. Уже было темно. Нам предстояло приземлиться в указанном пункте точно в назначенное время - минута в минуту. Учитывая трудность предстоящего полета и сложность найти закрытую горами небольшую посадочную площадку, которую мы потом прозвали «огород», мы предпочли прилететь туда минут на 15-20 раньше с тем, чтобы продержаться несколько в воздухе и приземлиться точно в срок.

То поднимаясь выше облаков, то опускаясь вниз и идя чуть ли не бреющим полетом над извилистым шоссе, мы приближались к нашей цели. К трудностям погоды и трассы прибавился еще обстрел нашего самолета с земли. Противовоздушная оборона противника по звуку наших моторов неоднократно обстреливала нас. Мы видели несущиеся с земли трассирующие пули - белые, зеленые, красные. Видимо, немцы стреляли и из пулеметов, и из винтовок.

Во время полета жизнь на нашем корабле шла размеренно и точно, как обычно во время боевых заданий. За штурвалом корабля сидел его командир гвардии майор Александр Шорников, я занимал место второго пилота. Мы попеременно вели корабль. Наш штурман капитан Павел Якимов весь углубился в карту и расчеты, изредка советуясь с нами о правильности маршрута.

Во время полета нас волновала одна мысль: сумеем ли мы точно найти эту маленькую посадочную площадку, затерянную среди гор, где нам предстоит приземлиться. Мы знали сигналы, которые нам должны были подать с земли, но всё же десятки раз проверяли, правильно ли ведем наш самолет по курсу, и до боли в глазах вглядывались в ночную тьму, чтобы увидеть эти заветные сигналы. Первый ориентир, говорящий о том, что мы находимся в районе цели, появился как-то внезапно. Это был голый обрыв высокой горы. Он был до того гол, что выделялся своей белизной на темном фоне ночи. Его-то мы и искали. Вот уже показался свет от костра. Да, именно здесь, за этим голым обрывом лежит небольшая площадка, которую мы ищем.

Теперь все наши мысли были направлены на то, чтобы успешно совершить посадку. Пожалуй, ни один самолет нашего типа не садился в таких сложных условиях. Прежде всего нам нужно было спланировать над самой горой и остановить машину там, где разложен последний костер, - ни на один метр дальше. Мы вспомнили слова провожавших нас:

- Любой ценой сесть у последнего костра...

Наш командир Александр Шорников повел машину на посадку. Он включил фары. Самолет уже шел почти над землей, как вдруг впереди вырос небольшой холм. Только мастерство Шорникова дало возможность нашему самолету «перепрыгнуть» это опасное место и снова резко снизиться к земле. Вот самолет коснулся земли, заскрипели тормоза. Машина остановилась у последнего костра посадочной площадки. Задача была выполнена. Мы стали оглядываться вокруг и в темноте заметили мигание карманного электрического фонарика. Мы подрулили к этому месту. Там стояла группа людей. Кто-то спросил нас:

- Всё у вас в порядке?

- Так точно. Всё готово к вылету. Экипаж здоров, - ответил Шорников.

Я вышел из самолета. Встречавшие нас были в форме югославской Народно-освободительной армии. Кто-то произнес слово «Тито», обращаясь к человеку, стоявшему вблизи меня. Я оглянулся и увидел маршала Народно-освободительной армии. Он стоял окруженный своими генералами и офицерами. Послышались слова:

- Садитесь в машину.

Я подал руку маршалу и помог ему сесть в самолет. Рядом с ним стоял «Тигр», о котором мы уже слышали. Собака визжала, лаяла и не хотела лезть в самолет. Ее подняли, и она, замолчав, тотчас же улеглась у ног маршала.

Тито и его ближайшие сотрудники заняли места в самолете. Всем было предложено надеть парашюты и спасательные жилеты. Тито тоже надел, но видно было, что он это делает без особого желания.

Заревели моторы. Мы приготовились к взлету. Надо сказать, что он был не менее сложен, чем посадка, и что снова мастерство Шорникова проявилось здесь во всем блеске. Площадка была небольшая, но Шорников сумел оторвать машину. Уже на высоте 30 метров он сделал разворот с тем, чтобы миновать гору и выйти снова на линию костров. Высоту мы набирали спиралью и змейкой. Удивительно удачно повел Шорников машину: едва коснувшись облачности, мы увидели звезды через открывшееся нам «окно». Мы повели самолет по курсу.

На обратном пути погода стала еще хуже. Усилился и обстрел с земли. Несколько раз приходилось нам менять курс, чтобы сбить противника с толку. Мы не могли рисковать и, едва завидев разрывы зенитных снарядов, сворачивали в сторону, меняли направление. Всё шло благополучно, и вскоре мы приблизились к месту посадки. Сделав круг, мы благополучно приземлились на вполне благоустроенной площадке.

Тито и его ближайшие сотрудники вышли из машины. Мы оставались на своих местах. Позже нам передали, что, выйдя из машины, маршал сказал:

- Замечательный полет.

В эту ночь мы его больше не видели. Мы снова улетели в тот же район, откуда вернулись, с тем, чтобы взять на борт самолета оставшихся еще там сотрудников штаба маршала Тито. Этот второй полет также прошел успешно, хотя погода еще более ухудшилась и нам приходилось пробиваться местами сквозь сплошную облачность. Когда мы вернулись из этого второго полета, уже был рассвет.

Сказалось огромное напряжение сил, сказалось пережитое волнение, и мы заснули мертвецким сном.

Через некоторое время мы встретились с маршалом. Он пригласил нас к себе на торжественный ужин, устроенный в нашу честь. Это было в пещере, на одном из островков, где для маршала была выдолблена в горе довольно просторная комната. Там он жил и работал.

Майор Шорников, капитан Якимов и я представились маршалу. Он пригласил нас за стол и усадил рядом с собой. Здесь же были и его ближайшие сотрудники. Обстановка была скромная, и она напоминала скорее семейное торжество, нежели официальный прием. Маршал гостеприимно угощал нас, шутил, смеялся. Мы обратили внимание, с какой любовью и почтением относились к маршалу его ближайшие сотрудники. Здесь мы воочию убедились, какой любовью пользуется маршал Тито среди солдат и офицеров своей армии. И мы испытали необычайную радость, сознавая, что помогли вождю югославского народа избежать серьезной опасности.

Тито поднял первый тост за нас - трех советских офицеров. Маршал об’явил о награждении нас званием Народного Героя Югославии. Он подошел к нам, пожал руки.

Маршал Тито сказал, что он восхищен нашим перелетом, что мы совершили полет, который вообще невозможно было совершить. Слушая эту похвалу, мы были исключительно горды за нашу великую Родину, за нашу замечательную сталинскую авиацию. Об этих чувствах мы сказали маршалу Тито, и он поднял тост за великий Советский Союз, за нашу замечательную советскую авиацию.

Долго не отпускал нас гостеприимный хозяин. Он очаровал нас своей простотой, вниманием, радушием и отеческим к нам отношением.

Обращаясь к руководителю советской военной миссии, присутствовавшему на ужине, Тито, смеясь, сказал:

- Теперь три русских офицера стали Народными Героями Югославии. Они теперь и наши офицеры.

Генералы и офицеры Народно-освободительной армии Югославии горячо поздравляли нас с высокой наградой. //Герой Советского Союза и Народный Герой Югославии капитан Б.Калинкин.

***********************************************************************************************
Пьер Кот о своей поездке в СССР

ПАРИЖ, 15 октября. (ТАСС). Пьер Кот выступил в зале Мютюалитэ с докладом о своей поездке в СССР. Пьер Кот заявил, что, путешествуя в течение 5 месяцев по Советскому Союзу, он встречался с бойцами Красной Армии, которая, как он добавил, является лучшей армией в мире, а также с рабочими и с крестьянами.

Кот отдал дань уважения трудящимся Ленинграда, которые, страдая от голода и холода, продолжали ковать оружие для защиты своего города.

Касаясь зверств гитлеровцев, Пьер Кот рассказал, что в Одессе он был свидетелем вскрытия братской могилы. В эту могилу немцы зарыли сотни расстрелянных советских граждан. Ужасно было видеть трупы детей, не имеющих ни единой раны. Родители защищали их своим телом. Пули не достигали детей, но немцы безжалостно бросали их живыми в ров.

Пьер Кот заявил, что никогда человечество не сможет себе представить, как много сделал Советский Союз для освобождения Европы от гитлеризма.

Докладчик заявил, что дружба между Советским Союзом, Англией и США явится залогом всеобщего мира и международной безопасности, и призывал к тесному сотрудничеству Франции с Советским Союзом.

Доклад Пьера Кот неоднократно прерывался аплодисментами, особенно когда он говорил о товарище Сталине и о советской демократии.

☆ ☆ ☆

15.10.44: И.Эренбург: Ответ леди Гибб* ("Красная звезда", СССР)*
15.10.44: Советская Украина свободна!** ("Красная звезда", СССР)
15.10.44: Великое торжество Советской Украины || «Правда» №248, 15 октября 1944 года

14.10.44: Советское знамя реет над Ригой ("Известия", СССР)
14.10.44: А.Упитс: Радостный день || «Известия» №245, 14 октября 1944 года
14.10.44: А.Софронов: Битва за столицу Латвии ("Известия", СССР)

13.10.44: А.Софронов: Впереди - Рига ("Известия", СССР)

12.10.44: И.Эренбург: Прогулки по Фрицландии ("Красная звезда", СССР)
12.10.44: Бить врага до полного разгрома! ("Красная звезда", СССР)
12.10.44: Статья Пьера Кота об СССР ("Красная звезда", СССР)

11.10.44: К.Симонов: Встреча с маршалом Тито ("Красная звезда", СССР)
11.10.44: Л.Кудреватых: У границ Восточной Пруссии ("Известия", СССР)

09.10.44: Блестящая победа наших войск в Прибалтике ("Правда", СССР)
09.10.44: Гетеборгс хандельстиднинг о бредовых планах Гитлера относительно СССР ("Правда", СССР)

08.10.44: З.Хирен: В Венгрии || «Красная звезда» №240, 8 октября 1944 года
08.10.44: Как были разминированы 553 квартала Минска ("Красная звезда", СССР)

07.10.44: Бессмертный подвиг гвардейца Юрия Смирнова ("Красная звезда", СССР)
07.10.44: А.Авдеенко: Пехотинцы || «Красная звезда» №239, 7 октября 1944 года

06.10.44: И.Эренбург: Десять миллионов || «Красная звезда» №238, 6 октября 1944 года
06.10.44: В.Антонов: Встречи в Польше || «Известия» №238, 6 октября 1944 года

05.10.44: К.Симонов: В югославских селах ("Красная звезда", СССР)
05.10.44: Г.Иващенко: Встреча на фронтовой дороге ("Красная звезда", СССР)

04.10.44: Прорыв || «Красная звезда» №236, 4 октября 1944 года

03.10.44: И.Эренбург: Осень Германии** ("Красная звезда", СССР)
03.10.44: В.Земляной: Действия авиации на разрушение ("Красная звезда", СССР)

02.10.44: И.Эренбург: Цепь зла || «Правда» №237, 2 октября 1944 года
02.10.44: М.Львов: Книга любви и ненависти ("Правда", СССР)

01.10.44: П.Никитин: Возмездие ("Известия", СССР)

Сентябрь 1944 года:

30.09.44: Чему учит боевой опыт Александра Покрышкина ("Красная звезда", СССР)
30.09.44: О.Войтинская: Книга о мужестве и ненависти* ("Известия", СССР)
30.09.44: А.Софронов: Дороги ведут к Риге ("Известия", СССР)

29.09.44: В.Земляной: Аэродромный маневр ("Красная звезда", СССР)
29.09.44: М.Леснов: Молчальник и ораторы ("Красная звезда", СССР)

28.09.44: А.Чаковский: К Рижскому заливу ("Известия", СССР)

27.09.44: И.Эренбург: Тому порукой наш народ ("Красная звезда", СССР)
27.09.44: А.Покрышкин: Крылья истребителя. 6. Главная цель ("Красная звезда", СССР)
27.09.44: А.Софронов: Три командира || «Известия» №230, 27 сентября 1944 года

26.09.44: А.Софронов: Воля к победе || «Известия» №229, 26 сентября 1944 года
26.09.44: Забота об инвалидах Отечественной войны ("Известия", СССР)

25.09.44: Обращение немецких генералов и полковников к немецкому народу в армии и на родине ("Правда", СССР)

23.09.44: К.Симонов: Большое сердце ("Красная звезда", СССР)
23.09.44: А.Покрышкин: Крылья истребителя. 5. Свободная охота истребителя ("Красная звезда", СССР)

22.09.44: А.Чаковский: По следам врага ("Известия", СССР)

21.09.44: Перемирие с Финляндией ("Известия", СССР)

20.09.44: А.Софронов: На Ригу! ("Известия", СССР)
20.09.44: Е.Браганцева: Памятник мужества ("Известия", СССР)

19.09.44: Советская гвардия || «Красная звезда» №223, 19 сентября 1944 года
19.09.44: А.Покрышкин: Крылья истребителя. 4. Воспитание стиля*** ("Красная звезда", СССР)
19.09.44: А.Трайнин: Некоторые уроки Версаля ("Красная звезда", СССР)

18.09.44: Я.Викторов: Автонекролог Геббельса ("Правда", СССР)

17.09.44: Н.Пронин: Всевобуч в Отечественной войне ("Правда", СССР)

16.09.44: Майданек || «Правда» №223, 16 сентября 1944 года
16.09.44: Помни Майданек, воин Красной Армии! ("Красная звезда", СССР)
16.09.44: Кровь 1.500.000 убитых на Майданеке вопиет о мщении! ("Известия", СССР)
16.09.44: А.Покрышкин: Крылья истребителя. 3. Формула воздушного боя** ("Красная звезда", СССР)
16.09.44: И.Эренбург: Судьба колосьев || «Правда» №223, 16 сентября 1944 года

Газета «Красная Звезда» №247 (5927), 17 октября 1944 года

октябрь 1944, осень 1944, газета «Красная звезда»

Previous post Next post
Up