Балхаш. Город и озеро.

May 31, 2012 15:14



Балхаш - это как Байкал, только в Средней Азии. Та же форма неправильного полумесяца, такая же непохожесть земель по разные стороны озера, то же с придыханием "море" в терминологии местных жителей. Ещё Балхаш знаменит тем, что это фактически два озера - западная половина у него пресная, а восточная - солёная. Как и у Байкала, у Балхаша есть свой "отравитель", причём куда более суровый - Балхашский горно-металлургический комбинат, медный завод полного цикла, второй по величине в бывшем СССР после Норильска. Медные рудники Балхаша, разбросанные вдоль северного побережья на 250 километров, от Коунрада до Саяка, открыл в 1928 году Михаил Русаков, а комбинат и город при нём соорудили силами заключённых в 1931-37 годах, сдав "под ключ". С названием особенно не заморачивались: город назвали Балхаш и в 1973 году включили в медную Жезказганскую область, где он почти сравнялся с областным центром (100 тыс. против 122 тыс.). Ныне здесь живёт 70 тыс. человек (31% русские), но несмотря на потерю трети населения, Балхаш показался мне одним из самых благоустроенных и зажиточных в Казахстане.

О городе, озере и предместьях - очередная часть путешествия сквозь Великую Степь. И начиная с этого поста вместо "я" будет "мы" - днём ранее, в Караганде, ко мне присоединилась d_a_r_k_i_y_a, покинувшая Москву на 10 дней позже меня.


Из Караганды на Балхаш ходит ночной поезд, причём то ли нам повезло, то ли тут всегда так, но поезд оказался на удивление цивильным, примерно на уровне скорых нефирменных поездов РЖД - и после аркалыкских и жезказганских драндулетов это был верх комфорта! Ещё через Балхаш через день проходит поезд Караганда-Семипалатинск, раз в неделю ходит поезд из Жезказгана, а вот в Алма-Ату без пересадки не доехать. Проснувшись утром и выйдя из купе, я увидел за окном зелёную геометрическую плоскость - это краешек Бетпак-Дала, или Голодной степи. Сквозь запредельно грязные окна много наснимать не удалось - вот лишь кадр с каким-то глухим полустанком (не здесь ли работал Буранный Едигей?). С вокзальной архитектурой в Казахстане (кроме Ташкентской железной дороги) беда - она в принципе есть только в больших городах, за всё время путешествия не видел ни одного ни то что красивого, а просто примечательного вокзала на маленьких станциях:

2.


За полчаса до прибытия балхашцы начинают вглядываться в степь, ожидая, когда покажутся трубы. Вот так со стороны дороги выглядит Балхашский горно-металлургический комбинат, и говорят, когда ветер дует на город, здесь пахнет серой. В наш приезд, к сожалению или к счастью, ветер нёс медную гарь в степь:

3.


Если в Жезказгане железная дорога проходит по южной окраине, в Балхаше - по северной. Причём в черте города находятся сразу две станции. Сначала - Балхаш-1, он же Старый Балхаш - вокзал конца 1950-х, за ним квартал трёхэтажных сталинок, возможно даже довоенных (заснять не смог). Здесь поезд стоит 20 минут:

4.


5.


Как я понимаю, Балхаш-1 - это в основном грузовая станция, а Старый Балхаш служит городком железнодорожников:

6.


На полпути между двумя станциями - въезд в город с автодороги, главной национальный трассы Алма-Ата - Астана. Въезд - по эстакаде над железной дорогой, начало которой отмечают две обаятельнейшие рыбины, прозванные в народе Ерлан и Нурлан:

7.


И наконец станция Балхаш-2, целиком и полностью пассажирская, с огромным и отталкивающе некрасивым вокзалом 1980-х годов. Рискну предположить - это самый большой вокзал в Карагандинской области, вдобавок снабжённый высокой платформой. Почему именно здесь, при ничтожности трафика - предполагать не берусь:

8.


До центра отсюда около двух километров. Мне почему-то запомнилось, что автовокзал должен быть рядом с вокзалом, и мы пошли туда пешком - первым делом надо было узнать расписание автобусов на Сары-Шаган, откуда у нас был вечером поезд в Алма-Ату. Спросили дорогу у проходившего мимо мужичка-казаха, тот подумал-подумал, а потом внезапно поздоровался с другим проходившим мимо мужичком, явно приятелем, и попросил его нас проводить. Тот за 20 минут пути успел много рассказать о превратностях жизни в Казахстане - вообще, в зажиточном Балхаше народ куда сильнее ностальгирует по Союзу, чем во многих куда более бедных городах. Но лишь подойдя к вокзалу и попрощавшись с мужичком, мы обнаружили, что он шёл не сюда и отклонился от маршрута специально чтобы нас проводить.
Вот так выглядят расположенные между вокзалом и автовокзалом микрорайоны имени Мухамеджанова и Шашубая (в отличие от Жезказгана и Аркалыка, микрорайоны тут не номерные, а именные) - советский город под Белым Солнцем пустыни:

9.


Небольшой и очень цивильный автовокзал стоит напротив Центрального рынка, и там мы узнали, что проходящих автобусов на Сары-Шаган будет три штуки (около 16, 18 и 21), ехать полтора часа, билеты по приходу. Оттуда же ходили маршрутки к ближайшим посёлкам - например, в Коунрад с гигантским карьером, или в Шашубай на полуострове посреди озера. Индустрии я насмотрелся достаточно, и мы решили ехать в Шашубай... поэтому всё, что я покажу далее, на самом деле мы осматривали в обратном порядке.
Базар отделяет автостанцию от центральной площади Независимости, которую украшает памятник Агыбай-батыру:

10.


При всей средневековости своего облика, Агыбай Конырбайулы - персонаж из 19 века, соратник Кенесары-хана, вместе с которым воевал против русских, узбеков и киргизов за восстановление казахской независимости, причём продолжал войну ещё несколько лет после смерти Кенесары - до 1849 года. Когда же стало ясно, что русских не победить, а большинству казахов не очень-то и хотелось - бросил ратные дела и, получив от царских властей что-то вроде амнистии, до 1885 года тихо жил в далёкой степи. Памятники "борцам против царизма" в Казахстане довольно редки - из мест, где я был, навскидку вспоминаются только Уральск и Атырау. Агыбай же здесь увековечен ещё и потому, что на Балхаше он родился и провёл старость.

11.


Площадь ограничивает улица Караменде-би (знать бы, кто это), за которой начинается Соцгород. Напротив памятника Агыбаю к озеру спускается бульвар Карла Маркса:

12.


Соцгород в "маленковском" варианте сталианса на Балхаше колоритен. В кварталах по обе стороны бульвара Маркса - достаточно монументален и с характерными для Казахстана восточными мотивами:

13.


14.


А на других улицах и дворах словно возвращаешься в 1960-е годы:

15.


16.


Дело даже не в пейзаже (улицы тут порядком запущены), а в самой атмосфере - тут всё так как-то просто-просто, понятно-понятно. Как в тех пыльных книгах про советских пионеров. Я не в силах это передать на фотографии - но это ощущение стало самым ярким в Балхаше-городе (т.е., не считая озера):

17.


Ещё тут сохранилось много артефактов, к чему, впрочем, в Казахстане привыкаешь очень быстро:

17а.


А характерная особенность местной архитектуры - вот такие вот деревянные козырьки:

18.


Теперь вернёмся на бульвар Маркса - его длина около километра, а высокая этажность, монументальность и ухоженность вызывает ощущение, что мы в большом городе:

19.


20.


21.


Бульвар спускается к улице Ленина (топонимика в Казахстане, при почти полному искоренени памятников-Ильичей, в большинстве городов осталась советской), за которой - реально огромный Дворец Металлургов имени Хамзина:

22.


Отличающийся очень неплохими скульптурами - обратите внимание, кстати, на явно казахскую внешность:

23.


За дворцом - изрядно запущенный парк, памятник Михалу Русакову, танк Т-34...

24.


..Мемориал Победы (куда мы почему-то забыли дойти)...

25.


И наконец - Балхаш! Сложно описать словами восторг, который испытываешь на берегу уходящей к горизонту воды после двух недель скитаний по степям и пустыням, где большинство речек можно перейти вброд, а "большие" Тобол и Ишим уже Москвы-реки. Здесь Балхаш - даже бОльшее море, чем Байкал в богатой на воды Сибири.

26.


С мола направо хорошо видны трубы БГМК, изрыгающие плотный дым, и одинокая скала Чеченка - это не отвал, как может показаться, а останец:

27.


Лучше смотреть налево. Густой "цвет морской волны" - не фотошоп и не дефект съёмки, Балхаш действительно такой:

28.


Отсюда хорошо видна скала с руинами чего-то, обломанной трубой и металлическим "факелом", которую я заприметил по дороге в Шашубай:

29.


А по дороге из Шашубая мы с Даркией решили на неё подняться. От центра до неё около 3 километров, так что лучше ехать автобусом. У дороги - вот такой знак:

30.


Тут история интереснее, чем кажется - первоначально, в 1931 году, здесь возник посёлок Прибалхашский, и на сопке у озера работала опытная обогатительная фабрика - это её труба видна издалека. Медная руда балхашским месторождений имела довольно специфический состав, и здесь искали способ извлечь из неё металл наиболее продуктивно, получив достойный результат лишь к 1935 году. Параллельно строился комбинат на другой стороне бухты, заработавший на полную мощность в 1937-38 годах. Надобность в обогатительной фабрике отпала, обитатели Прибалхашского пересеилилсь в соцгород - так от фабрики и осталась лишь труба да фундаменты на склоне:

31.


Меморил же открылся в 1978 году, и сейчас представляет собой довольно жалкое зрелище. Особенно впечатляет лестница, ступени которой под ощутимым углом к горизонту - то есть, судя по всему она держалась на металлических опорах, которые затем разворовали, а теперь просто лежит на склоне. Ощущение от подъёма по ней очень странное:

32.


Но вид оттуда потрясающий! Ещё нигде, кроме разве что реки Катуни на Алтае, я не видел воды настолько приятного цвета. Балхаш просто ласкает глаз:

33.


На город посмотрим справа налево. Вот центр - ДК Металлургов и пристань. Катера - рыбацкие, ведомственные и прогулочные, пассажиской навигации на Балхаше нет уже очень давно:

34.


А вот Балхаш позднесоветский в комплекте с озером и дымом комбината здорово напоминает Мариуполь:

35.


И наконец сам Балхашский горно-металлургический комбинат, вытянутый вдоль полуострова на 4 километра. Довольно редкий случай - медный завод полного цикла (а как известно, цикл производства меди очень сложен), и думаю - крупнейший завод во всём Казахстане. На его строительство в 1930-е годы выделялось около трети всех вложений в промышленность Казахской ССР:

36.


Чечен-гора. Большая часть комбината - довольно приземистые цеха, поэтому оценить его истинный масштаб издалека сложно, лучше всего он виден на карте, превосходя по размеру сам город:

37.


Ещё одна особенность: если в России крупнейшие медные месторождения в основном медно-никелевые, то на Балхаше - медно-молибденовые. А молибден - металл во-первых незаменимый, во-вторых весьма дорогой (около 32 тыс. $ за тонну), а в-третьих в бывшем СССР дефицитный - более половины запасов и производства приходятся на США. В Советском Союзе крупнейшее молибденовое месторождение было в Армении, здесь же производство наладили в 1942 году - как и марганец в Жездах, не от хорошей жизни: фашисты отрезали железную дорогу на Кавказ.

38.


В медной руде вообще много всего - свинец, кадмий, хром, никель, мышьяк... Медная металлургия - самая грязная отрасль промышленности (примеры - Никель, Карабаш),  и здесь это видно невооружённым глазом:

39.


Так что лучше больше не будем смотреть на комбинат. Левее - полуостров Зуб. Хотя Балхаш стоит на бухте Бертыс между двумя более крупными полуостровами, местные как "полуостров" знают только его.

40.


А что за сопка вдали, я так и не разобрался:

41.


На выходе из бухты Бертыс - длинный и низкий Зелёный остров:

42.


Мы же сами - у начала крупного полуострова на восточной стороне бухты Бертыс. Вон его оконечность - на мысу находится посёлок Рембаза, куда автобусы ходят каждые 2-3 часа, мы же поехали на Шашубай - он тоже на этом полуострове, но (относительно кадра) левее, и обращён на открытое озеро:

43.


И вот мы на берегу - плещет волна, кричат чайки... Позади - пыльная степь. Сейчас я жалею, что не попробовал воду на вкус - испугался какой-нибудь заразы. Как уже говорилось, на самом деле Балхаш - это два озера, которые разделяет полуостров Сарыесик и пролив Узун-Арал: Западный Балхаш - это 58% площади, Восточный - 54% объёма. Балхаш разделяет бескрайнии степи Сары-Арки и Бетпак-Далы с одной стороны - и Семиречье с другой, и как видно из названия, все реки впадают в него с юга. На востоке это - небольшие Аягоз, Лепсы, Аксу и Каратал, а на западе - огромная по казахским меркам Или. А вот не вытекает из Балхаша ничего - это крупнейшее в мире бессточное озеро. В какой-то степени, Узун-Арал - тоже река, по которой вода из пресного Западного Балхаша непрерывно поступает в солёный Восточный, который покидает уже только в виде пара. Так вот, к чему про "попробовать на вкус" - хотя везде указано, что Западный Балхаш пресный, местные уже вечером говорили нам, что вода здесь солёная. В целом же, при площади 18 тысяч квадратных километров (почти вдвое меньше Байкала) и протяжённость 604 километра Балхаш - 13-е по величине озеро Земли и 2-е в бывшем СССР (после Байкала, а также безвременно высохшего Аральского моря, которое раньше было крупнее их обоих). Вот только глубиной не вышел - не более 26 метров, а в среднем метров 5-6.

44.


Погуляли немного по Шашубаю - пыльному ни то аулу, ни то предместью с чрезвычайно приставучими собаками и вполне городскими, но не менее чрезвычайно любопытными жителями:

45.


46.


Мы зачем-то решили идти вдоль озера, наткнулись на небольшую промзону и стали пытаться её обойти, для чего полезли прямиком по красным прибрежным скалам:

47.


В какой-то момент стало ясно, что дальше не пройти, но зато наверх вела почти что лестница. Мы вылезли на какую-то закрытую территорию, пустырь за колючей проволокой, и я вспомнил известную народную примету о том, что ехать ночью в багажнике связанным - к большим неприятностям. Впрочем, судя по всему, промзона заброшена, а колючка - реликт:

48.


(эта и следующая фотографии - авторства Даркии)

Миновали ещё одну сопочку - и нам открылся вот такой вид, спокойный и величественный. Мы нашли укромную скалу и долго разговаривали. Уходить не хотелось: влажный тёплый ветер, плеск и блеск волн - покой...

49.


Дальше начинались бескрайние плавни, и если верить чужим фотографиям, так в основном выглядят берега на Восточном Балхаше и на южной стороне обеих половин:

50.


51.


А пейзажи тут совсем другие, чем даже под Жезказганом. Это уже настоящая Средняя Азия, пыльная и раскалённая полупустыня. По которой мы и пошли обратно в город, по дороге засняв характерное казахское кладбище, о котором был отдельный пост. Вот так из степи выглядит город, и комбинат тут кажется не более чем жутким миражом:

52.


А в городе мы зашли на базар, купили там курт и шубат. Курт - это маленькие шарики твёрдого и сухого солёного творога, очень сытные, и потому бывшие излюбленной пищей кочевников. Шубат - это ещё круче, чем кумыс, кисломолочный напиток из верблюжьего молока. Девочка-буфетчица, прежде чем наливать, как следует потрясла 10-литровую банку (хороший шубат должен быть пенным), а когда повернула крышку - раздался натуральный взрыв: крышка рикошетом улетела через всё помещение, а девочку ощутимо ударило по руке. После мы про бутылку шубата так и шутили: "Не урони - взорвётся!". На автобусе мы поехали на станцию Сары-Шаган, откуда совершенно внепланово попали в Приозёрск - "столицу" Сары-Шаганского ракетного полигона. Но об этом - в следующей части.

Другие мои посты о Казахстане - здесь.
---
ВЕЛИКАЯ СТЕПЬ-2012
Великая Степь. Пространство и безвременье.
Приграничье. Челябинская область.
Николаевка. Казачья крепость на краю степи и мои приключения.
Варна. Башня Тамерлана и Малая Европа.
Троицк. Предместья.
Троицк. Наследство ярмарки.
Троицк. Уральская Мекка.
Троицк. Антигород.
Тургайская степь (Кустанайская область)
Лирическое отступление №1. Люди Казахстана.
Кустанай.
Тургайская степь. По дороге в Аркалык.
Аркалык.
Сары-Арка (Акмолинская и Карагандинская области).
Лирическое отступление №2. Города и веси Казахстана 100 лет назад.
Акмолинская область
Кокшетау (Кокчетав).
Боровое. Щучинск и Бурабай.
Боровое. Озеро и горы.
Флешбек №1. Астана зимой 2011. Общее. || Хан-Шатыр и Байтерек. || Бульвар Нур-Жол.
Астана. Акмолинск, Целиноград, Акмола...
Астана. Музей Первого Президента.
Карлаг и другие
Акмол (Малиновка). АЛЖИР.
Долинка и Спасск. Карлаг.
Флешбек №2. Караганда зимой 2011. Новый город (проспект Бухар-жырау) || Старый город и Юго-Восток.
Караганда. Штрихи к портрету.
Каркаралы
Каркаралинск.
Каркаралинские горы.
Комиссаровка.
Кент.
Середина Степи, или Медная эпопея (бывшая Жезказганская область).
Лирическое отступление №3. Казахское кладбище.
Там, где копают медь. Жезказган и окрестности.
Жезказган.
Степи Улутау. Мавзолеи Джучи, Домбаула и Алашахана.
Жезды. Музей горного и плавильного дела.
Карсакпай. Город-завод в сердце Степи.
Балхаш. Город и озеро.
Приозёрск и станция Сары-Шаган.
Семиречье (Алматинская область).
Лирическое отступление №4. О трёх казахских жузах.
Кульджинский тракт и Чунджа.
Чарынский каньон.
Жаркент.
Дорога на Басши.
Алтын-Эмель. Катутау и Актау.
Алтын-Эмель. Поющий бархан.
Алма-Ата.
.

Великая Степь, природа, Карагандинская область, железнодорожное, дорожное, транспорт, Казахстан, индустриальный гигант

Previous post Next post
Up