Каркаралы. Часть 1: прогулки по горам

May 24, 2012 22:42

О Каркаралинске, старинном уездном городке, забытом Россией в казахской степи, была прошлая часть. А небольшой горный массив, окружающий город - соответственно, Каркаралы. Здесь горы несколько более дикие и труднодоступные, чем на Боровом - конечно, специальной подготовки не требуется, но и с прогулкой по парку походы туда я бы сравнивать уже не стал. О Каркаралах будет еще три поста, и в первом совершим две прогулки в ближайших окрестностях города.

Для начала, как и на Боровом, карта. Самые популярные маршруты из города ведут к двумя озёрам - Шайтанколь (Чёртово озеро) и Бассейн, до обоих от города примерно по 4-6 километров. В Москве я собирался сходить именно на Бассейн, но таксист Есей (см. опять же, прошлую часть) успел меня убедить, что лучше идти на Чёртово, и выйдя на следующее утро из гостиницы, я вспомнил его рекомендации и решил искать дорогу туда. В итоге на Шайтанколь я так и не попал, зато пришёл аккурат на озеро Бассейн.

Прогулка №1. Озеро Бассейн.

Вот этот кадр снят примерно с точки №1, и здесь хорошо видна развилка за городским прудом. Налево дорога уходит на Шайтанколь, прямо - к Бассейну. Меня в очередной раз подвела самонадеянность - я не пользуюсь навигаторами и электронными картами просто потому, что в 99% случаев мне хватает зрительной памяти и расспросов. Здесь, особенно учитывая, что к походу на Шайтанколь я не готовился, был тот самый 1% - поворачивать надо сразу за прудом, а я почему-то думал, что развилка чуть дальше.

В результате я минут двадцать шёл через лес по асфальтовой дороге, и уткнулся в шлагбаум пансионата "Сосновый Бор", принадлежащего корпорации "Казахмыс", главному в Казахстане производителю меди. В Каркаралинске почти все пансионаты - ведомственные, принадлежат компаниям, работающим в области. Вотчина "Казахмыса" - Жезказган, а учитывая, что в Жезказгане я был до Каркаралинска, от знакомого логотипа повеяло чем-то родным. Охранник на вопрос "Как пройти на Шайтанколь", только махнул рукой, и я отправился вглубь "Соснового Бора". Пансионат выглядел довольно неплохо, не считая того, что один из его корпусов недавно сгорел:

В лесу за пансионатом нашёлся указатель "Озеро Бассейн", и я углубился уже в настоящий, без кавычек, сосновый бор:

Тропа к Бассейну достаточно пологая, на камнях местами намалёваны стрелки, и уж точно не позволит заблудиться мусор, которым, увы, в бывшем СССР отмечены все места, по которым ходят люди. Я, впрочем, вместо мусора предпочёл сфотографировать цветы:

В лесу множество чудных скал:

Например, вот эта кому-то напомнила динозавра, кому-то - акулу, кому-то обезьяну, а мне - грызуна типа суслика или морской свинки. Назову её для себя Хомяктас:

Но самые характерные скалы на этом склоне - такие. Глядя на каждую из них, я думал, что это наверняка уже "подпорная стенка" озера Бассейн, и более того, как оказалось, она действительно выглядит примерно так:

Пару раз я сбивался с тропы, вновь находил её по мусору и "петроглифам", в какой-то момент успел смириться с тем, что идти далеко - и как обычно бывает, тот час же достиг цели. Тут сам поразился тому, насколько озеро Бассейн оправдывает своё название:

Мне оно слегка напомнило знаменитые карьеры Рускеалы, но только в отличие от них, это озеро - естественное. Да ещё и расположенное на самой вершине горы:

На самом деле это всего лишь хитрое стечение обстоятельств. Выветривание образовало на вершине глубокую (около 5 метров) четырехугольную впадину. В этой впадине стала накапливаться талая и дожедвая вода - а дожди тут не редкость даже в степи, что уж говорить про горы. Каменное дно не даёт воде уйти в землю, а высокая "стенка" закрывает большую часть озера от Солнца, поэтому и испаряется вода не слишком активно. Озеро достаточно холодное, так что искупаться в дождевой воде я так и не рискнул.

Сидя на берегу, я услышал голоса, и лишь через несколько минут увидел людей. К вершине поднялась очень обаятельная компания туристов из Караганды - четверо мужчин и две девушки. Я поздоровался, и первым делом спросил, как идти на Шайтанколь, к чему ребята отнеслись весьма скептически. Как они мне объяснили - Шайтанколь вон за теми горами, но туда нет чёткой тропы, легко заблудиться, да ещё и имеется крутой спуск, поэтому проще идти туда через город.

Но люди попали мне в кадр очень кстати - чтоб был ясен масштаб:

Если всё-таки сумели зайти на ЖЖ по моей визитке - привет вам!

Девушка глядит на северо-запад - хорошо видно, как горы спускаются в степь. Просматривается соленое озеро Жартас, или, менее вероятно, Ащыколь - до него по прямой 16 километров:

Вид на юг - здесь в массив Каркаралинских гор врезается долина Каркаралинки, а за ближними горами ещё один массив, где стоит Комиссаровка:

Ближние скалы:

Виден и сам Каркаралинск:

И Большое озеро в степи чуть поодаль - с ним мы ещё познакомимся в следующей части:

Вообще, каменистые горы тут выглядят сурово и величественно, местами даже эффектнее, чем в Боровом:

Но как быстро их сменяет степь! Ширина нагорья - не более 20 километров, оно так и возвышается одиноким островом:

Напоследок - посидели у озера, ребята искупались, я рассказывал о том, кто я и чем занимаюсь, делился впечатлениями о Казахстане и о других республиках бывшего СССР. Про Украину рассказывал, что там всё очень легко, и вообще из четырёх стран она самая открытая. Про Беларусь ничего толком рассказать не успел - реакцией на её упоминание было "А там правда вообще нет гор?!". В России советовал съездить на Русский Север, потому что нет мест более непохожих на Казахстан - настолько, что местами круг замыкается, и многие ощущения близки. Но сложнее всего мне было посмотреть на мир глазами людей, для которых лес - не обыденность. Напоследок среди множества "петроглифов" они показали мне самую интересную надпись, а затем мы спустились, и они ещё довезли меня в Каркаралинск на своём минивэне.

Прогулка №2. "Шахтёр".

Может быть, стоило эти две прогулки показывать в обратном порядке, потому что на "Шахтёре" я был вечером первого дня, а на Бассейне - утром второго. В тот вечер мы с Есеем ездили в Комиссаровку, о которой будет следующий пост: мне на следующий день с ним предстояло ехать за неожиданно адекватные деньги в Кент, и одной из целей этой поездки именно на такси было убедиться в его собственной адекватности. Забегая вперёд, скажу, что всё было идеально. О "Шахтёре" я сам каким-то образом забыл, и Есей сам мне о нём напомнил по дороге из Комиссаровки. По карте хорошо видно, что "Шахтёр" стоит где-то в 10 километрах от Каркаралинска, но отделён от него горным отрогом:

Скалистые горы выглядели облезлыми, и Есей с нескрываемой горечью рассказывал, что ещё в конце 1990-х лес на них был уничтожен сильнейшим пожаром. Остались лишь редкие сосенки да берёзовая поросль:

По левую руку хорошо виден пик Комсомола, он же Жиренсакал (Рыжебородый), он же Кабаний Шиш - высшая точка Каркаралы (1405м):

А справа - довольно грозного вида гора, спускающаяся прямиком к "Шахтёру". С этого ракурса я бы назвал её Спящий Дракон, а как эту гору называют местные - даже не знаю:

Отсюда Есею надо было ещё и забрать трёх своих "сестричек", которые, видимо, в "Шахтёре" работали. При этом он мог подождать меня полчаса бесплатно или оставить здесь на пару часов, а потом вывезти за отдельную плату, и я выбрал второй вариант. Вход на территорию "Шахтёра" тоже платный (кажется, 500 тенге, то есть 100 рублей), и трое охранников сразу же зазвали меня в свою комнатку - проверить документы и расспросить, кто я и откуда. Как бывало за эту поездку много раз, настороженность очень быстро сменилась искренним интересом, и вскоре я спускался по асфальтовой дороге к Пашину озеру, за которым чернела гора Семь Братьев, также известная как Паровоз:

Если "Сосновый Бор" принадлежал "Казахмысу", то "Шахтёр" - "АрселлорМиттал", которая, как известно, владеет комбинатом в Темиртау и коксовыми шахтами вокруг Караганды. Хотя в современном Казахстане национальный "Казахмыс" играет явно большую роль, чем транснациональный "Арселлор", всё же пансионат у последних больше и солиднее - видимо, наследство советских времён, когда крутость страны определялась выплавкой стали, и чёрная металлургия в негласной иерархии ставилась выше цветной. Обратите внимание на стилизованный копер на верхушке стелы - видимо, чтобы даже на отдыхе шахтёры с металлургами не забывали, кто они есть!

Прорабатывая перед поездкой варианты ночлега, я узнал ещё и то, что в некоторые годы комбинат отпускает часть путёвок в свободный оборот, а в другие годы дом отдыха "Шахтёр" - только для своих. Насколько я понимаю, та же система и в других местах - когда я в марте звонил в "Сосновый Бор", мне ответили, что я звоню в общежитие. Как бы то ни было, "Шахтёр" занимает территорию, сравнимую с самим Каркаралинском, плавно растворяясь в горах:

Спящий Дракон:

Особенно впечатлила вот эта скала, напомнившая мне каменные пирамиды Борового:

А вон тем ребятам я от души позавидовал, и решил сам искать тропу к вершине:

До чего же красивый тут лес!

У ручья встретил людей, возвращавшихся с Чёртова озера, разговор с которыми и сподвиг меня на следующий день пытаться найти именно его. После вопроса, какое озеро интереснее - Шайтанколь или Бассейн - на меня посмотрели как на идиота. В Каркаралинске все в один голос говорят о том, какое невероятное место Шайтанколь, но вот почему - никто толком объяснить не может. Те же ребята из Караганды, которых я встреетил на Бассейне, всё же сказали, что визуально Бассейн впечатляет больше, но также сошлись на мысли, что Шайтанколь нужно просто увидеть. UPD: спустя полгода в ЖЖ появился-таки подробный рассказ о Шайтанколе авторства dikiy_m.

Как бы то ни было, идти на Шайтанколь было уже поздно, и я полез на гору:

Выбрался на одну из неприкрытых лесом скал, и вдруг понял, что дальше идти не могу - из темнеющего леса словно наползло какое-то смутное беспокойство, казалось, что сами деревья шептали мне "Не ходи дальше!". Есть в этих горах что-то необъёснимо зловещее:

Я сел на камень, слушать шум ветра и любоваться горами и озером:

Ультразум наглядно демонстрирует, почему эту гору зовут Семь Братьев или Паровоз. Местные говорили, что, взойти туда очень трудно - резко поднимается давление, начинает идти кровь из носа... Сам не проверял.

Встреча. Вечная встреча:

Рогатый чёрт глядит на отдыхающих шахтёров:

Основной корпус пансионата - за озером, километрах в двух от этих скал:

А вот как то же место выглядит снизу - кажется, я сидел на скалах слева:

В следующей части отправимся ещё чуть подальше - в Комиссаровку (Кимасар), где находится весьма неожиданный в этих краях памятник деревянного зодчества.

Другие мои посты о Казахстане - здесь.
---
ВЕЛИКАЯ СТЕПЬ-2012
Великая Степь. Пространство и безвременье.
Приграничье. Челябинская область.
Николаевка. Казачья крепость на краю степи и мои приключения.
Варна. Башня Тамерлана и Малая Европа.
Троицк. Предместья.
Троицк. Наследство ярмарки.
Троицк. Уральская Мекка.
Троицк. Антигород.
Тургайская степь (Кустанайская область)
Лирическое отступление №1. Люди Казахстана.
Кустанай.
Тургайская степь. По дороге в Аркалык.
Аркалык.
Сары-Арка (Акмолинская и Карагандинская области).
Лирическое отступление №2. Города и веси Казахстана 100 лет назад.
Кокшетау (Кокчетав).
Боровое. Щучинск и Бурабай.
Боровое. Озеро и горы.
Флешбек №1. Астана зимой 2011. Общее. || Хан-Шатыр и Байтерек. || Бульвар Нур-Жол.
Астана. Акмолинск, Целиноград, Акмола...
Астана. Музей Первого Президента.
Акмол (Малиновка). АЛЖИР.
Долинка и Спасск. Карлаг.
Флешбек №2. Караганда зимой 2011. Новый город (проспект Бухар-жырау) || Старый город и Юго-Восток.
Караганда. Штрихи к портрету.
Каркаралинск.
Каркаралинские горы.
Комиссаровка.
Кент.
Середина Степи (бывшая Жезказганская область).
Лирическое отступление №1. Казахское кладбище.
Жезказган.
Степи Улутау. Мавзолеи Джучи, Домбаула и Алашахана.
Рудничный край. Сатпаев, Жезды, Талдысай.
Жезды. Музей горного и плавильного дела.
Карсакпай. Город-завод в сердце Степи.
Балхаш. Город и озеро.
Приозёрск и станция Сары-Шаган.