...Когда-то давно, возвращаясь с севера, я наблюдал пару пассажиров - русского старика и старушку-азиатку, которые ехали из Воркуты в Караганду. Им предстояло около недели пути с пересадкой в Москве, но что за история стояла за их знакомством? Ведь в сущности Воркута и Караганда - почти родные сёстры, только одна в тундре, а другая - в степи: шахтёрские столицы, выросшие из ГУЛАГовских "островов". Много общего у Караганды и с Донецком - пролетарский русскоязычный город с сильными антиказахскими и прокоммунистическими настроениями, который вполне мог бы стать центром сепаратизма, кабы не твёрдая рука Нурсултана - думаю, не последняя причина появления Астаны в том, что новая столица обязательно должна была быть севернее Караганды. Второй по значению город Советского Казахстана (517 жителей в 1989 году), в 1990-е Караганда потеряла около 20% населения, потом слегка восстановилась за счёт казахов, и ныне здесь живёт 470 тысяч человек - она уступает не только Алма-Ате и Астане, но и среднеазиатскому Чимкенту.
С точки зрения путешественника же Караганда оказалась неожиданно крупной и интересной, и что ещё удивительнее - богатой и благоустроенной. Мой рассказ о Караганде будет из двух частей: во второй осмотрим достопримечательности окраин (в первую очередь храмы), а в первой пройдёмся по бывшему Советскому проспекту, главной оси Нового города 1950-х годов.
Центр в Караганде, если ехать с севера, начинается очень резко. Минут за 20 до расчетного прибытия на автовокзал начинаешь замечать по сторонам дымящие трубы и шахтные копры, а потом ВНЕЗАПНО понимаешь, что ты уже в самом центре города. Вот на этом кадре видно, как парадный сталинский ансамбль проспекта вдруг обрывается:
2.
Перекрёсток -
улица Ленина, также примечательная сталинской архитектурой, но я туда уже не пошёл. До вокзала отсюда около получаса быстрым шагом, с остановками же я шёл час или полтора. Ещё на этом же перекрёстке находится Маслихат - то есть региональный парламент с памятником самому Бухару Калкаманулы, то есть Бухар-жырау, в честь которого и называется ныне проспект.
3.
Жырау - не имя собственное, так называли устных поэтов-сказителей (от "жыр" - эпических стихов-песен, были ещё "жырши" - в отличие от жырау, не авторы, а только исполнители), и как считает современная наука, жырау произошли от шаманов, поэтому средневековые казахи верили в их способность предвидеть будущее и влиять на судьбу, дружбой с лучшими жырау дорожили ханы - так, Бухар был советником, воспевателем и критиком самого Абылая, с которым мы уже
знакомы по Петропавловску. Почему Бухар-жырау решили увековечить именно в Караганде (а в Казахстане принцип - по герою на область) - точно не знаю, родился он под Баянаулом.
4.
...Карагандинский уголь впервые был найден то ли в 1835 году пастухом Аппаком Байжановым, то ли в 1840-е годы купцом Никоном Ушаковым, основавшим в 1857 году Спасский медеплавильный завод, работавший на угле. Само чрезвычайно звучное название происходит всего лишь от кустарника карагана (жёлтой акции), но при этом "кара ганда" можно перевести и как "чёрная кровь" - якобы, издавна найденные здесь кусочки угля кочевники принимали за сгустки спёкшейся крови. К 1917 году здесь был уже полноценный промышленный комплекс, в 1904 году купленный англичанами - завод и несколько обслуживавших его небольших шахт, но как и в других местах азиатского СССР, всерьёз за здешние ресурсы взялись лишь в 1930-е годы - с помощью заключённых началось строительство капитальных шахт, в 1932 году образовалась Карагандинская область с центром в Петропавловске (то есть представьте, докуда она простиралась), сам же посёлок Караганда получил статус города лишь в 1934-м, а областного центра - в 1936-м. До 1959 года город стоял посреди Карлага - гигантского массива сталинский лагерей в степи, где содержалось до 60 тысяч человек. Среди заключённых Карлага были Лев Гумилев, Александр Чижевский, Давид Выгодский и многие другие люди, обогатившие впоследствии мировую науку, но к концу сталинской эпохи Карлаг был населён почти исключительно уголовниками, и расфомирован одним из последних. Центром Карлага был посёлок Долинское в 45км от Караганды, однако здание местной госбезопасности, думаю, ещё помнит те времена и имеет к ним прямое отношение:
5.
Ещё один дом на проспекте, вроде бы какой-то вуз, которых в Караганде развелось в последнее время немерено:
6.
Налево отходит бульвар Мира, который я уже в конце дня наблюдал из окна автобуса - широкий бульвар, ведущий к акимату мимо Русского драмтеатра в довольно невзрачном позднесоветском здании (UPD:
во второй приезд в апреле-2012 я всё-таки прошёл по бульвару и отснял его).
7.
Бульвар открывают очень красивые пилоны. Один я сфотографировал ультразумом, и лишь дома обнаружил, что именно тот, где надпись по-казахски! Впрочем, из цифры "1934" вполне понятно, что имелось в виду.
8.
Кадры №7 и №8 был снят с крыльца Казахского драмтеатра имени Сакена Сейфуллина (а это уже полноценный писатель ХХ века) - на мой взгляд, один из лучших театров-новостроек на постсоветском пространстве:
9.
10.
11.
И не удивлюсь, если самый большой в Казахстане:
12.
Задней стороной театр упирается в довольно обширный парк. Обратите внимание на трубопровод - как и в большинстве шахтёрских городов, грань между парадным центром и промышленной изнанкой тут очень размыта.
13.
Идём дальше по проспекту. Сталинская архитекетура Караганды очень узнаваемая - сдержанная, но с национальными мотивами. Как уже говорилось в одной из прошлых частей, Казахстан очень беден раннесоветской архитектурой, в большинстве областных центров даже послевоенный сталианс представлен в лучшем случае парой-тройкой отдельных зданий, довоенных построек не видел вообще, а столь привычные нам сталинские ансамбли наблюдал только в угольной Караганде и нефтяном Атырау:
14.
Мы пришли на площадь, которая, рискну предположить, при советах называлась площадью Шахтёров. Её правую (по ходу нашего движения) сторону украшает символ города - монумент Шахтёрская Слава (1974), действительно на удивление удачный представитель своего жанра и своей эпохи. В народе же памятник прозвали "Как русский казаха обманул" - думаю, понятно, почему:
15.
На этой же площади два самых красивых здания в Караганде (1952-53). Справа - Почтамт:
16.
А слева - роскошный Дворец Горняков:
17.
Сталианс с азиатскими мотивами смотрится здорово - как будто бы реально освобождённые горняки теперь ходят во дворец свергнутого хана:
18.
19.
Да и не только горняки, а все - от солдата до кюйши с домброй:
20.
С обратной стороны к ДК Горняков в 1973 году прилепился Театр Музыкальной комедии, фасадом глядящий во двор:
21.
22.
Ещё через квартал от площади Шахтёров - ещё одна, более крупная площадь, где у новенькой стелы Независимости как раз собирались праздновать День Независимости:
23.
Новенькая она потому что до 2010 года здесь стоял памятник Ленину, как считалось, последний уцелевший в крупных городах Казахстана (впрочем, как я убедился позже - это не так). Его пытались снести в декабре 2000 года, но этому помешали сами местные жители - это к вопросу о карагандинской ментальности и потенциальном на тот момент очаге сепаратизма. Впрочем, спустя 10 лет памятник всё-таки убрали - но по словам местных, которых я спрашивал об этом, всё же не уничтожили, а перенесли на улицу Ленина к кинотеатру, куда я дошёл лишь (UPD)
во второй приезд.
24.
(из википедии)
За стелой - бывший Угольный департамент КазССР, а ныне штаб-квартира казахстанского отделения "Арселлор-Миттал", владеющей комбинатом в
Темиртау. Собственно, и в Караганде уцелели в первую очередь коксовые шахты, обеспечивающие "Казахскую Магнитку".
25.
Другая сторона площади примечательна несколькими общественными зданиями 1960-70-х годов (в одном из них обитает Экомузей, также посещенный лишь полгода спустя), на которых запоминаются в первую очередь мозаики:
26.
27.
28.
Интересный артефакт, судя по всему сохранённый специально - по крайней "забыть" о нём в таком месте сложно:
29.
А каскад фонтанов спускается в непарадную часть города. Там дальше есть парк, в котором находятся Детская железная дорога, памятник погибшим на шахтах и озеро в затопленном карьере. Но я и туда не пошёл - в "светлое" время года дня на Караганду могло бы хватить, а в декабре - нет.
30.
Дальше - ещё одна площадь, правую сторону которой образуют два банка (один переделан из советской гостиницы):
31.
31.
А левую - огромный ТЦ "Абзал". Вообще, как можно было убедиться, карагандинские новостройки не так уж и плохи - без лишней вычурности, но с некоторой долей фантазии:
32.
У входа - композиция в астанинском стиле:
33.
Наискось от "Абзала" - Дом Быта. Позднесовесткая архитектура в Караганде тоже хороша:
34.
У подножья последнего - небольшой Дворец Спорта имени Абдирова (1957):
35.
Напротив которого - довольно экспрессивный памятник лётчику Нуркену Абдирову, в 1942 году направившему свой подбитый самолёт на колонну фашистских танков.
36.
Проспект Абдирова и ещё один неплохой образец позднесоветского зодчества:
37.
Наконец, ещё одно здание в этом квартале - цирк (1983) нетипового проекта. Девушка на шаре появилась уже в последние годы, и у неё явно азиатское лицо.
38.
Сам этот район отличается исключительной оживлённостью, не покидает ощущение, что где-то здесь находится спуск в метро (коего в Караганде, разумеется, нет и не планировалось, а вот трамвай 1950-97 годах ходил).
39.
Интересно, что до вокзала сталинский ансамбль не доходит. Описание того, как выглядела эта местность в те годы, оставил Солженицын: "Едва ли не главной столицей ссыльной стороны, во всяком случае из её жемчужин, была Караганда. … У въезда в этот голодный тогда город, близ клопяного барака-вокзала, куда не подходили близко трамваи (чтоб не провалиться в выкопанные под землёй штреки), стоял при трамвайном круге вполне символический кирпичный дом, стена которого была подпёрта деревянными искосами, дабы не рухнула. В центре Нового города насечено было камнем по каменной стене: «Уголь - это хлеб» (для промышленности). И правда, чёрный печёный хлеб каждый день продавался здесь в магазинах - и в этом была льготность городской ссылки. И работа чёрная, и не только чёрная, всегда была здесь. А в остальном продуктовые магазины были пустоваты. А базарные прилавки - неприступны, с умонепостижимыми ценами. Если не три четверти города, то две трети жило тогда без паспортов и отмечались в комендатурах; на улице меня то и дело окликали и узнавали бывшие зэки, особенно экибастузские…"
Сейчас те же места выглядят так:
40.
Проспект Бухар-жырау взбирается на эстакаду и уходит в южную часть города:
41.
В скверике - памятник Канышу Сатпаеву, о котором я уже упоминал в Темиртау: геолог, специалист по металлам и рудам, он считается отцом-основателем казахской науки. Впрочем, рудознатцы тут водились и в Средние века - ведь и в Караганде, и в Экибастузе уголь находили ещё местные жители.
42.
Каныш Сатпаев глядит на вокзал, левее которого проходит уже упомянутая эстакада. Вокзалы-сталинки в Казахстане также явление довольно редкое, даже в этом жанре позднесоветская архитектура здесь безусловно господствует. Этот вокзал на месте "клопяного барака" построили, видимо, почти сразу после отъезда Солженицына.
Во второй приезд я подробнее заснял саму станцию и её окрестности.
43.
Более того, карагандинский вокзал примечателен не только экстерьером, но и интереьрами, а если точнее - рельефными панно под потолком. Снимал я их тут крайне осторожно (за такое ведь огрести можно даже в демократической Украине, что уж говорить про Казахстан), поэтому кадры не ахти - но сами панно впечатляют.
44.
45.
46.
А в кассовом зале тут, кстати, электронная очередь. Ещё ни разу такого не видел на вокзалах постсоветского пространства, и у КТЖ это совершенно органично сочетается с убитейшими вагонами. В таких противоречиях весь Казахстан.
В следующей части - так называемый Старый город и юго-восточные окраины: на мой взгляд, самые интересные впечатления Караганды находятся вне сталинского Нового города.
P.S.
По традиции, раз уж в начале поста упоминул сходство Караганды с Воркутой и Донецком - ссылки на мои репортажи об этих городах.
Воркута.
Городской портрет. ||
Дома и улицы. ||
Заброшенный район Рудник. ||
Воркутинское кольцо.
Донецк.
Вечерий город. ||
Улица Артёма. ||
Старая Юзовка.
ЦЕЛИНА-2010
Вступление. Обзор экспедиции.
Россия. Курганская область
Шадринск.
Курган.
Северный Казахстан.
Петропавловск. Центр.
Петропавловск. Предместья.
Практическое отступление.
Как я регистрировался в Астане.
Астана. Новая столица в чистом поле.
Астана. Хан-Шатыр и Байтерек.
Астана. Бульвар Нур-Жол.
Темиртау. "Казахская Магнитка" проездом.
Караганда. Центр.
Караганда. Не центр.
Экибастуз. Город Царицы Труб.
Павлодар.
Семипалатинск. Центр и Полковничий остров.
Семипалатинск. Татарский край.
Семипалатинск. Левый берег.
Возвращение в Россию. Сибирь.
Рубцовск.
Немного Новосибирска.