Целина

Dec 21, 2011 10:38



На протяжении нескольких веков, со времён падения Золотой Орды, Россия шаг за шагом уничтожала одну из самых грозных цивилизаций мировой истории - Великую Степь. Ту самую Степь, откуда приходили скифы, гунны, авары, монголы, громившие Рим, Константинополь, Сиань - кажется, во всей Азии не было страны, не знавшей хоть раз поступи кочевников. И так сложилась, что именно России выпала миссия по ликвидации этого сухого океана в центре Евразии. К ХХ веку миссия была выполнена блестяще: на Диком поле, на вольной Волге, в сибирских степях стояли купеческие города и помещичьи усадьбы, капиталисты строили заводы, немцы-колонисты осваивали непаханные земли, евреи вели торговлю. Казахов и киргизов приручили, а их злейший враг джунгары-калмыки сбежали вглубь России от Китая. В 1920-30-е годы и казахов приковали к земле, сделав оседлым народом, попутно вызвав голод пострашнее, чем в те же годы на Украине. В общем, к 1950-м годам для окончательного искоренения Великой Степи остался последний шаг - распахать её. Превратить Степь в Поле.
И вот уже по воле Хрущёва со всей страны "романтики 50-х" устремились в безлюдные пространства Северного Казахстана поднимать целину. ...Конечно, всё перечисленное не было планом - не связанные между собой шаги и события просто сложились в грандиозную.историческую цепь победы над Великой Степью. И не случайно именно из этой степи произошёл первый прыжок человека за пределы Земли с космодрома Байконур.

А я вчера вечером вернулся с Целины. Северный Казахстан и прилегающие районы России. Несмотря на ряд неприятностей, поездка прошла более чем успешно. Хочется надеяться, что это начало большого цикла путешествий по Казахстану - огромной, богатой, противоречивой и очень неизвестной стране.

Первым пунктом моего путешествия стал город, который я в 2010 исходил вдоль и поперёк:



Конечно же, Екатеринбург. Это оказался самый удобный пункт для броска в Курганскую область. Но доехал сюда я в 6 утра, а автобус отходил около 8. За пару часов я чуть-чуть погулял в районе Плотинки и съездил посмотреть на новую станцию метро "Ботаническая". Это жесть! То ли в Екатеринбурге есть свой Великий Пасечник, то ли... Даже не знаю, что и думать. Ходить здесь реально страшно - так и ждёшь, что сейчас тебе на голову шлёпнется литр мёда. Шум в тоннелях невольно воспринимается пчелиным гудением. А какого же размера пчёлы в этих сотах?!
По такому случаю отредактировал старый пост о Екатеринбургском метро, где показаны другие станции и эта подробнее. Вообще метрополитен в столице Урала очень красивый и очень уральский.



А дальше вышел конфуз. В Курганской области более всего мне хотелось увидеть городок Далматово, где находится полуразрушенный монастырь с совершенно фантастической историей об иноке-воине Далмате Исецком, казаке из Тобольска, затем монахе из Верхотурья, который сбежал оттуда в степь, так как его хотели поставить игуменом, а монастырь настиг его там. От Екатеринбурга до Далматова 4 часа пути, но я не знал одной тонкости: курганский автобус туда НЕ ЗАХОДИТ. В общем, я в буквальном смысле пролетел мимо Далматова, лишь увидев его околицу из окна. Не заходил автобус и в Шадринск, но тут я был хотя бы предупреждён.

Шадринск оказался на удивлением симпатичным и ухоженным купеческим городком:



С собором в стиле "сибирского барокко", исправно работающим заводом и домом-музеем Ивана Шадра - очень нетривиального советского скульптора:



Шадринск успел поколебать мои представления о Курганщине как исключительно бедном регионе. Но сам Курган всё вернул на свои места - это действительно очень бедный, довольно мрачный и почти лишённый достопримечательностей областной центр:



Впрочем, уездных домиков от старого Кургана сохранилось много - но общую тоскливую картину они почти не оживляют. В общем, да простят меня курганцы, но как мне показалось, город находится в глубоком упадке, а опрометчиво брошенная несколько лет назад характеристика "самый неинтересный регион России" весьма близка к истине. (Да, для обидчивых поясняю: это НЕ значит, что Курганская область не интересна и смотреть там не на что, а значит, что другие регионы России ещё интереснее. Понятно?)



В принципе Курганщина больше напоминает казахстанские области, чем российские, особенно её южная часть с бескрайними степями. Из Кургана я поехал в Петропавловск - северные ворота Казахстана, город на Транссибе со станцией, принадлежащей РЖД. Ехал я на транзитном поезде Белгород-Новосибирск - всё оказалось предельно просто: после Петухово по вагону проходят русские пограничники, проверяют документы только у тех, кто взял билеты до казахских станций. После Мамлютки - соответственно, казахские пограничники, которые тоже проверяют и ставят штампы в миграционки только едущими непосредственно в Казахстан. Просто, быстро и удобно, в отличие от жутких переходов Западного Казахстана, где поезд проходит обе границы в сумме около 5 часов.



Уже в черте Петропавловска у меня вышел неприятный эпизод. Я по привычке стоял в тамбуре, так как в вагоне было слишком жарко. Рядом - женщина в длинном пальто. Когда поезд стал тормозить, она внезапно открыла дверь и на малом ходу выскочила из вагона. Я машинально захлопнул дверь - и в этот момент в тамбур вбежали проводники с криком "Для чего Вы открыли дверь?!". В общем, тревожно мне было: а вдруг это какая-нибудь контрабандистка, наркоторговка, и я окажусь соучастником? Забегая вперёд, скажу, что никаких последствий эта история не имела - но в тот вечер "забежать вперёд" я возможности не имел. А приехав в гостиницу "Скифы", я узнал, что мне здесь не будут делать регистрацию, так как я уже завтра съезжаю. В общем, ночью в комфортнейшем номере мне было очень плохо, и хотелось убраться назад в Россию. Гостиница же оказалсь действительно хорошей, хотя и дорогой (около 1400 рублей) - но как оказалось позже, с гостиницами в Казахстане вообще сложно - или дороговаты, или убоги.



Петропавловск стал третьим городом Казахстана, который я увидел - после Уральска ( раз, два, три) и Атырау в 2009 году. Скажем прямо - город маленький и довольно невзрачный. Свои достопримечательности тут есть - но нет среды, несколько десятков интересных домов и храмов раскиданы среди хрущоб:



Хотя есть своя Подгора (как в Тобольске) с барочным Петропавловским собором - вторым по возрасту в Казахстане после казачьего собора в Уральске. Более того, тут ещё и старейший в Казахстане костёл есть! В целом же, Петропавловск с 66% русских и 24% казахов совершенно не производит впечатления заграницы, напоминая крупный сибирский райцентр и укладом, и уровнем жизни.



А из Петропавловска ночным поездом я двинул в Астану:



Сказать, что Астана впечатляет - не сказать ничего! Это действительно Столица, роскошный, сверкающий город будущего, выросший за десять лет в ледяной степи на месте советского Целинограда. Такого буйства современной архитектуры не увидеть более нигде на постсоветском пространстве, Астану уместнее сравнивать, наверное, с Дубаем или Шанхаем - масштаб, конечно, поменьше раз в десять, но вектор тот же. Особенно впечатляет она в мороз. Я гулял и не мог остановиться несмотря на -25 с ветром.





В Астане же я сделал регистрацию. О регистрации я напишу отдельный пост, скажу лишь кратко - по крайней мере в столицах всё совсем не страшно, тратится полчаса утром и полчаса вечером, полиция в миграционном отделе очень цивилизованная. Да и в принципе Астана по уровню жизни едва ли не превосходит Москву, а контраст с угрюмой казахской провинцией ещё сильнее. Но кое-где среди роскоши новой столицы попадаются осколки русского уездного Акмолинска:



Утром на автобусе я выехал в Караганду. Вообще, получилось, что я успел осмотреть пол-Астаны и пол-Караганды, но я планирую сюда вернуться. Караганда совсем рядом - всего-то 4 часа на автобусе по голой степи. Да, здесь 4 часа - это рядом. По дороге проехали Темиртау - "Казахстанскую Магнитку":



Караганда, несмотря на закрытие шахт и отток 20% населения, оказалась на удивление цивильна. Судя по всему, её кормят металлургические заводы области - железный Темиртау, медные Жезказган и Балхаш. Советская архитектура в Караганде довольно примитивная, но попадаются свои достопримечательность - будь то крупнейший в Средней Азии костёл:



Или церковь 1950-х годов постройки в одном из рудничных посёлков:



Здесь же, в Караганде, я попал на День Независимости, который празднуется 16 декабря, в годовщину Желтоксана - событий в Алма-Ате 1986 года. Было 4 выходных (с пятницы по понедельник), само празднование в Караганде было не слишком масштабным. Площадь, где должен был пройти концерт, охраняли солдаты:



А уже вечером поимел неприятности с местной полицией. На подходах к вокзалу меня ограбили простейшей ментовской разводкой: "ваши документы - отойдём с прохода - у нас неспокойно, позвольте вас досмотреть", а после досмотра я не досчитался около 1000 рублей в местной валюте (тенге). Надо сказать, что этот случай воспринимается  скорее исключением, чем правилом - в основном казахские "полицыясы" производят довольно адекватное впечатление. Подозреваю, здесь по случаю праздника в Караганду нагнали ментов откуда-то с глубинки, а по окончании празденств ребята решили подзаработать. В общем, всё как у нас: в основной массе полиция нормальная (хотя и въедливая со скуки), но всегда есть риск нарваться на гопников в погонах. Особенно в глубинке. Кстати, русского полицейского видел только один раз - 99% казахи. Кроме того, по словам местных, полицейские здесь сильно трясут гастрбайтеров - а в Казахстане это в основном узбеки.

Ещё одно лирическое отступление:



Не могу обойти вниманием и Культ Личности. Нурсултан Назарбаев тут везде - плакаты с ним развешаны по улицам, в людных местах висят растяжки с его цитатами на непременном голубом фоне, он пожизненный президент и официальный Лидер Нации, и более того - его здесь действительно ЛЮБЯТ. Причём как казахи, так и русские. Впрочем, любить его действительно есть, за что: не считая этого самого Культа Личности, по крайней мере в северных регионах Казахстан - не Средняя Азия, а страна одной категории с Россией, Украиной и Беларусью. Более того, по уровню доходов последние 10 лет Казахстан на втором месте в СНГ после России. Что крупные города тут зажиточнее, чем на Украине и в Беларуси, видно невооруженным глазом, а казахстанцы тоже не дураки, и понимают, что альтернатива для них - отнюдь не Европа и даже не Россия, а страны типа Узбекистана или Киргизии.



Вообще, политически Казахстан напоминает Беларусь - но только азиатскую, а потому более жесткую. Твёрдая рука, полицейский на каждом углу, обилие социальной рекламы и довольно редуцированная реклама коммерческая. Облик многих казахских городов такой же рафинированный, как в Беларуси - строгий советский стиль, ровная палитра. Но есть одно принципиально отличие: Казахстан насквозь капиталистический. По заверениям партийных плакатов, доля малого бизнеса в ВВП до 30%, но при этом и "спасение утопающих - дело самих утопающих": если где-то в моногороде завод стал убыточным - его закроуют, не моргнув глазом, оставив город степным ветрам. Восстание рабочих в Новом Узене, случившееся как раз когда я был в Караганде - наглядное тому доказательство. Но при этом большинство людей, с которым я разговаривал, не хотят перемен и говорят, что без Назарбаева Казахстану "хана". Очень гордятся тем, что в республике все эти 20 лет был мир и дружба народов.



Кстати, хотя почему-то в подборку попали в основном казахоязычные плакаты, на самом деле тут полная реальная двуязычность: все вывески дублируются, все владеют русским языком. На севере проще встретеить человека, не владеющего казахским. Даже Астана в основном русскоязычна. Но местные русские - какие-то другие, "не наши". Видимо, сюда ехали люди особого склада, а кто не захотел принять казахские правилы игры - за последние 20 лет уехали в Россию и на Запад. Кроме того, у местных русских очень большая обида на историческую родину за то, что не помогла им в 1990-е. Короче, как мне показалось, оставшиеся в Казахстане русские себя ощущают отдельным народом, а казахов - своими "старшими братьями". Но и со стороны казахов ни малейшего презрения к русским не заметил (в отличие от Западного Казахстана, где местами проскальзывало).

Но едем дальше - в Экибастуз, другую шахтёрскую столицу. Город с населением 140 тысяч человек добывает из двух гигантских разрезов почти столько же угля, сколько вся Украина. Здесь есть одна, но для меня непропустимая достопримечательность - Царица Труб:



Это труба ГРЭС-2, за явным отрывом самая высокая в мире - 420 метров. И я скажу - она действительно поражает. Вот только расположена далековато - в 40 километрах от самого Экибастуза в посёлке Солнечный. Экибастуз же весьма депрессивен, что довольно странно, учитывая масштабы его добычи. Видимо, в Казахстане, как и в России, богатство города определяется не производством, а статусом. Вообще, в Казахстане много именно российских проблем - расслоение регионов, отчуждение глубинки и центров, моногорода с ненаселённой местности - только они здесь ещё более ярко выражены. Гораздо более.



И деньги Экибастуза видимо, идут наполовину в Астану, наполовину в Павлодар. Вот Павлодар - он действительно очень ухожен и уютен. Пожалуй, самый приятный из виденных мной городов Казахстана с типично сибирской природой:



И небольшим уездным центром:



А ещё это "трамвайная столица" Казахстана. Вообще, этот транспорт тут и был-то всего в 5 городах (ещё Темиртау, Алма-Ата и Усть-Каменогорск, а также ликвидированная ныне система в Караганде), но в Павлодаре трамвайной активности позавидуют и сибирские города.



А ещё в Павлодаре и Семипалатинске было очень-очень холодно. Вообще, меня всю поездку сопровождал мороз и не слишком лютый, но всё-таки ветер. Температура в течение дня менялась от 12-15 до 25-27 градусов мороза. А здесь добавилась ещё и совершенно питерская промозглость - Иртыш ещё не замёрз:



Вот он же в Семипалатинске. Холодно - но безумно красиво! А окна многих зданий здесь покрыты даже не инеем, а слоем льда в пол-пальца толщиной.



Холодно было...



Из Павлодара в Семипалатинск я ехал плацкартным вагоном - купейных не было. Как ни странно, и здесь страшилки о казахстанских поездах с десятками "зайцев" в каждом вагоне и ездой на третьих полках, оказались преувеличены. По крайней мере зимой и на севере плацкарт КТЖ от плацкарта РЖД отличался только гораздо более убитым состоянием вагонов. Возможно, летом и на юге всё иначе.
А это вот "Тулпар" на вокзале в Караганде - местная "Красная Стрела" и "Сапсан" в одном лице, соединяющий Астану и Алма-Ату всего-то за 17 часов.



А вот в Семипалатинске по мосту Турксиба идёт главная гордость Казахстанских железных дорог (Казахстан Темир Жолы, КТЖ) - локомотив пятого поколения Evolution, которые выпускаются в Астане по технологиям General Electric (если кто не знает, это американский концерн-сверхгигант).



Сам же Семипалатинск, в 2007 году зачем-то переименованный в Семей, мне запомнился обилием очень качественнной архитектуры рубежа 19-20 веков (включая 5 мечетей, 3 из которых деревянные) и жутчайшими угольными котельными по всему городу:



В общем, такая вот своеобразная страна, сочетающая в себе азиатское с даже не европейским, а скорее американским. Говорят, Казахстан - это Малый Китай. Здесь роскошь Астаны соседствует с заброшенными многоэтажками глубинки, самые современные на постсоветском пространстве локомотивы таскают разваливающие на глазах вагоны, русские с казахами дружат больше, чем с соплеменниками из России, культ личности сочетается с многими атрибутами цивилизованной страны, а зажиточность - с абсолютной неприспособленностью для туризма. Здесь Север и Юг как разные страны, и есть свой Дикий Запад. И ещё интересный момент: если при въезде из России в Казахстан не видишь никаких различий в уровне жизни, то при выезде - наоборот, понимаешь, что в России всё-таки лучше. Можете мне не верить, но Россия как-то человечнее. В Казахстане не покидает чувство какой-то отчуждённости: люди там вроде и не злые, и даже вежливые - но во всём сквозит "мы тебя тут не ждём", в России же с первых минут становится тепло от общительности и открытости окружающих. Второй раз ощущаю этот переход.

Из Семипалатинска на маршрутке я выехал в Рубцовск - третий по величине город Алтайского края (140 тыс. жителей), который несмотря на развал своего главного предприятия - тракторного завода, оказался вполне приличным и оживленным. И посмотреть тут есть на что - депо Турксиба, интересная советская архитектура (например, ДК):



И деревянный собор, построенный сто лет назад переселенцами:



А утром был Новосибирск:



Где, как и в Екатеринбурге, я съездил посмотреть на новую станцию метро (октябрь-2010) "Золотая Нива", оказавшуюся крайне унылой. Тем не менее, пост о Новосибирском метро я тоже отредактировал.



Сходил к домику Янки Дягилевой, торцевую стенку которого местные неферы давно превратила в алтарь:



И просто несколько часов погулял по центру. В целом, впечатление не изменилась - этакая Москва-light, дорогой и комфортный для жизни город. И несмотря на значительное количество ОТДЕЛЬНЫХ очень интересных зданий, новосибирский пейзаж вгоняет меня в скуку.



Вечером я отправился в аэропорт Толмачёво, куда в обозримом будущем попаду ещё не раз. Но вообще, скажу, что теперь понимаю, почему многие не любят самолёт: и бесконечные процедуры контроля на грани паранойи (мне пришлось рюкзак сдавать в багаж из-за одной вилки), и осознание, что рейс могут задержать на часы, а в аэропорту еда в 2-3 раза дороже, чем в городе, и отвратительная теснота в салоне самолёта... Но впрочем, все эти недостатки можно простить за возможность потратить несколько часов вместо нескольких дней, тем более за те же деньги. Если бы не самолёт - я сейчас был бы ещё только между Омском и Тюменью.



Ну вот и прилетели! -3 градуса, хорошо!



Серия будет довольно короткая. Примерно такая:
Шадринск.
Курган.
Петропавловск (1-2 части).
Астана (3-4 части).
Караганда (1-2 части).
Экибастуз.
Павлодар.
Семипалатинск (2-3 части).
Рубцовск.
Немного о Новосибирске.

.
ЦЕЛИНА-2011
Вступление. Обзор экспедиции.
Россия. Курганская область
Шадринск.
Курган.
Северный Казахстан.
Петропавловск. Центр.
Петропавловск. Предместья.
Практическое отступление. Как я регистрировался в Астане.
Астана. Новая столица в чистом поле.
Астана. Хан-Шатыр и Байтерек.
Астана. Бульвар Нур-Жол.
Темиртау. "Казахская Магнитка" проездом.
Караганда. Проспект Бухар-жырау.
Караганда. Старый город и Юго-Восток.
Экибастуз. Город Царицы Труб.
Павлодар.
Семипалатинск. Центр.
Семипалатинск. Татарский край и Полковничий остров.
Семипалатинск. Крепость и Левый берег.
Возвращение в Россию. Сибирь.
Рубцовск.

Великая Степь, Сибирь, транспорт, дорожное, Казахстан

Previous post Next post
Up