Не так много есть городов, о достопримечательностях которых узнаешь из Книги Гиннесса. Промышленный Экибастуз (144 тыс. жителей) в 250 километрах от Астаны и в 120 - от областного центра Павлодара, как раз из таких. Здесь находится крупнейший в мире угольный разрез "Богатырь", вместе с разрезом "Восточный" добывающий столько же угля, сколько вся Украина; отсюда начинается самая длинная в мире линия электропередач, ведущая едва ли не до Москвы. И самое главное - здесь находится самая высокая в мире труба, принадлежащая ГРЭС-2. Царица Труб, или если угодно Труба-ханым высотой 420 метров.
...Надо заметить, Экибастуз из всех пунктов этой поездки вызывал у меня наибольшее беспокойство: ну хотя бы просто, как объяснить полицейским, что я просто турист и приехал из России зимой в 30-градусный мороз посмотреть на трубу. Осложняло ситуацию и то, что труба находится не в самом городе, а в посёлке Солнечный в 40км от Экибастуза. Мой поезд Караганда-Новокузнецк прибывал на вокзал в 7-43, а автобус на Солнечный (раз в полтора часа) уходил в 7-45. Вокзал в Экибастузе расположен как бы немножко за городом, где-то в километре от жилых кварталов, и прямо скажем - это самое интересное здание в самом городе:
2.
Перед вокзалом - ковш-памятник, которым в декабре 1954 года был загружен первый эшелон экибастузсского угля:
3.
Проблема в том, что до автовокзала отсюда минут 5-10 ходьбы, а автобус не имеет остановки у ЖД-вокзала. Помогло мне то, что у меня отставали часы, и я подумал, что поезд прибыл с опережением графика. А ещё - соседка по купе тоже ехала до Экибастуза, мы с ней разговорились, она прониклась моими планами, на вокзале взяла такси, и таксист бесплатно (!) подбросил меня до автовокзала, секунда в секунду к отправлению автобуса в Солнечный.
Ехать предстояло около часа, поэтому "туда" я ехал по темноте, все кадры по дороге к ГРЭС-2 сняты на обратном пути (качество ужасное, да).
С железнодорожной эстакады хорошо виден безразмерный провал, куда обрывается город - это и есть "Богатырь":
4.
Звучное название Экибастуз - от одноимённого озера, что в дословном переводе значит "Две головы соли". Впрочем, "бас", "баш" - слово очень многозначное, другой вариант - "Два солёных истока". И вот на берегу этого озера в 1886 году рудознатец-самоучка Касым Пшенбаев нашёл уголь, которым в 1893 году заинтересовался павлодарский купец Артемий Деров, в последующие 5 лет основавший Воскресенское акционерное общество и даже построивший железную дорогу к пристани Ермак на Иртыше (ныне Аксу, пригород Павлодара). После революции добыча на тридцать с лишним лет заглохла - в 1925 году копи законсервированы, предприятия и рельсы разобраны, в качестве шахтёрской столицы было решено развивать Караганду. Вновь за экибастузские угли взялись лишь в 1948 году, и на строительство разрезов, ТЭЦ, жилых кварталов были брошены заключённые, одним из которых оказался некто Александр Солженицын... в "Одном дне Ивана Денисовича" действительно узнаётся этот, тогда ещё не построенный, город.
5.
Как показала дальнейшая разработка, экибастузское месторождение уникально - почти к самой поверхности выходит мощнейший угольный пласт, и в 1965-79 годах девятью очередями здесь был построен разрез "Богатырь" мощностью 50 миллионов тонн угля в год. В 1985 его дополнил разрез "Восточный" мощностью 20 миллионов тонн - в совокупности это 70% казахстанской угледобычи. Три разреза (ещё есть более старый, но относительно небольшой "Северный") и озеро Экибастуз образуют 12-километровое кольцо к востоку от города, окружённое неприступной стеной отвалов.
6.
О "Богатыре" есть профессиональный
фоторепортаж gelio-nsk, который вполне официально спускался в разрез в рамках пресс-тура "Индустриальный Казахстан". У меня же не было ни времени, ни желание рисковать, так что пока едем дальше. Так как экибастузские угли - не коксовые, а энергетические, рядом с супер-разрезами началось строительство супер-электростанций, от которых на запад Советского Союза потянулись супер-ЛЭП. Экибастуз стал настоящим шедевром промышленности ХХ века.
Стела (символизирующая роторное колесо) на выезде из города - чуть дальше съезд на трассу Астана-Павлодар:
7.
Минут через 20 после вокзала, в 16 километрах от города на озере Жангельды, справа по курсу вдруг видишь настоящее светопреставление. Это ещё только ГРЭС-1, и её трубы имеют высоту 330 и 300 метров соответственно: правая была построена с ошибками, и говорят, даже чуть-чуть накренилась, поэтому иногда дым из двух труб идёт в разные стороны, под углом в 45 градусов. И тем не менее именно ГРЭС-1 с 8 энергоблоками - крупнейшая в Казахстане (4000 МВт), так как ГРЭС-2 построена менее чем на четверть.
8.
Дальше минут 40 дорога идёт по пустынной и плоской степи, и лишь иногда, у озёр, с автобуса слезают рыбаки. В Солнечный автобус приходит, пройдя у подножья ГРЭС-2, и туда я приехал перед самым рассветом:
9.
Для начала я решил прогуляться по самому Солнечному - во-первых, дождаться Солнца, а во-вторых, мне не хотелось, чтобы водитель автобуса на обратном пути увидел меня в районе ГРЭС. И попробуйте догадаться, как выглядит в Казахстане посёлок, имеющий у себя такое мощное и современное предприятие? Он выглядит ужасно.
10.
После роскошной Астаны и зажиточной Караганды я как-то не ожидал обнаружить тут целые кварталы заброшенных зданий:
11.
Заколоченные и заложенные кирпичом окна пятиэтажек - почти у всех опустели верхние два этажа:
12.
Заброшенные многоэажки в степи:
13.
Среди этого мрака - церковь:
14.
И мечеть из силикатного кирпича:
15.
Больше всегео Солнечный напоминал мне посёлки
Воркутинского кольца, но ведь там Крайний Север, да и условия изначально другие... Говорят, в таком состоянии почти вся глубинка Казахстана. При этом не сказал бы, что жизни тут вообще нет: так, по улице ходил целый взвод дворников в новеньких оранжевых спецовках, бодренько расчишали снег. Неподалёку просматривался целый квартал коттеджей. И всё же никак не ожидал столь тягостной картины.
16.
За мечетью я вышел в степь, которая со всех сторон окружает посёлок. Увы, все кадры вышли немного не резкими - но думаю, дают представление о масштабе и форме Царицы Труб, довлеющей над посёлком:
17.
О масштабах Экибастузской трубы очень хорошее представление даёт вот этот вид. Её диаметр у основания - 40 метров, то есть вторая труба (так, не труба даже, а трубочка!) на самом деле высотой метров 70-100:
18.
А с другой стороны - уже знакомое мне по лету 2009 года пустое и плоское пространство с призраками электрических столбов вдалеке. Мёртвая тишина и неподвижность. В ушах отчётливо слышен шорох идущего времени. Нигде и никогда я не ощущал такой тишины, как в степи.
19.
Но пора было идти к самой ГРЭС-2. По дороге меня постигло то, что в тот момент показалось катастрофой - у фотоаппарата внезапно отказал поворотный дисплей, то есть снимать я мог теперь только через видоискатель, лишившись такой важной здесь вещи, как незаметность.
20.
ГРЭС-2, заложенная в 1983 году, проектировалась как крупнейшая теплоэлектростанция мира - планировалось построить от 8 до 16 энергоблоков, но до остановки строительства в 1993 году в эксплуатацию ввели лишь два общей мощностью 1000 МВт - то есть не более четверти проектной мощности. Скорее всего, с этим связано и обилие заброшенных домов в Солнечном - он строился с расчётом на гораздо большее число жителей.
21.
У самого подножья ГРЭС - канал, ведущий к озеру Тусдысор:
22.
Корпус ГРЭС - его масштаб виден не сразу, но ведь эта штуковина высотой несколько десятков метров!
23.
С рассветом канал породил неописуемое количество пара - и можете себе представить, какие это ощущения, учитывая что на улице было около -30. Мне казалось, что я тут либо околею, либо сойду с ума:
24.
Ухожу в ледяной туман - к слову, машины по этой дороге (как раз ведущей в Экибастуз) ходят довольно часто, просто я в силу названных причин снимал только когда никто не видит:
25.
Труба довлеет над головой. Её высота - примерно как у Останкинской башни без шпиля, и толщина примерно та же - снизу доверху труба сужается с 40 до 14 метров. Во всём бывшем СССР она только Останкинской башне и уступает, а
вторую и третью трубы мира превосходит на 40 метров. Это действительно грандиозно.
26.
С другой стороны от ГРЭС хорошо виден "пень" от недостроенной второй трубы:
27.
Он только кажется маленьким - на самом деле эта штуковина размером с многоэтажку:
28.
И мне хотелось идти дальше в степь, полюбоваться Царицей Труб издалека, но тут мимо проехал автобус из Экибастуза. Два часа в Солнечном пролетели мгновенно, пора было возвращаться на автостанцию, где к тому же продажа билетов начинается только перед отправлением. Я кое-как успел купить билет на последнее сидячее место.
29.
...По самому Экибастузу я погулял где-то около часа. Сначала дошёл до автовокзала, который отмечает часовая башня. Рядом квартал домов, которые строил ещё Иван Денисович:
30.
А в основном Экибастуз выглядит так - многоэтажный, серый, суровый. Полоса дыма в небе не случайна - помимо двух ГРЭС есть ешё и городская ТЭЦ:
31.
Значительная часть коммуникаций прололжены по поверхности, как в зонах вечной мерзлоты:
32.
У хрущоб - заиндевелые окна:
33.
Местами попадаются столь же унылые новостройки, в основном или торговой, или государственной функции. Теоретически, где-то есть ещё церковь, мечеть и памятник
Касыму Пшенбаеву, но у меня от окружающего однообразия пропало само желание их искать.
34.
Я просто не ожидал, что угольная столица Казахстана окажется настолько серой и невзрачной, до поездки Экибастуз представлялся мне чем-то вроде кузбасского
Междуреченска. Думаю, примерно так же выглядят Темиртау, Рудный, Жезказган и другие "семидесятипалатински", построенные в степях во второй половине ХХ века. Самым примечательным зданием оказалась автобусная остановка "Казахстан" (по ближайшему кинотеатру) недалеко от городского акимата:
35.
За остановкой - обелиск Победы:
36.
С очень характерными скульптурами:
37.
Здесь меня тормознули двое полицейских, отвели в свою будку, там вежливо досмотрели, проверили документы, посоветовали зарегистрироваться в Павлодаре и отпустили с миром, сказав, что в Казахстане сейчас "неспокойно". Это было на следующий день после
кровопролития в Новом Узене (который наши журналисты распиарили в казахском варианте Жанаозен). И чёрт возьми, облик Экибастуза и его посёлков, особенно в сравнении с обликом Астаны, Караганды, Павлодара даёт исчерпывающий ответ о том, ПОЧЕМУ это случилось. Даже в России, где как известно всё Москва забирает, отношения между производственными и административными центрами на порядок более справедливые.
Мне же общая серость Экибастуза и разговор с полицией малость подпортили настроение, и я уехал на автовокзал.
38.
До Павлодара автобусы ходят в среднем каждые полчаса, в пути 2,5 часа. Но мне хотелось сэкономить время, и я поехал на частнике. Частники в Казахстане довольно своеобразные - например, у них особая манера зазывать, выкрикивая название города дважды характерным гнусавым голосом: "Пявлядяр, Пявлядяр!", "Уськямянь, Уськямянь!", "Кярягяндэ, Кярягяндэ!" (всё из разных городов). Машину набирали около получаса, но выехали чуть раньше, чем блиажйший автобус, и долетели до Павлодараа за полтора часа. Водитель был казах, попутчицы (а со мной ехали три женщины) - две казашки и кажется татарка. По дороге разговорились, я рассказывал о своём путешествии - и опять попутчики относились к этому с удивительным пониманием: всё-таки не зря казахи некогда были кочевниками. Татарка рассказывала, что 6 лет проучилась в России (сначала в Челябинске, потом в Новосибирске) и вернулась на родину - и по её словам, уровень жизни в Казахстане отстаёт от российского как раз на 5-6 лет. Здесь, кстати, это нормальная позиция: "У нас у самих неплохо, но в России лучше". А ехавшая рядом казашка сказала мне, что о том, что я неместный, можно догадаться сразу просто потому, что у меня запах другой, чем у здешних русских.
Далее - о Павлодаре.
ЦЕЛИНА-2010
Вступление. Обзор экспедиции.
Россия. Курганская область
Шадринск.
Курган.
Северный Казахстан.
Петропавловск. Центр.
Петропавловск. Предместья.
Практическое отступление.
Как я регистрировался в Астане.
Астана. Новая столица в чистом поле.
Астана. Хан-Шатыр и Байтерек.
Астана. Бульвар Нур-Жол.
Темиртау. "Казахская Магнитка" проездом.
Караганда. Проспект Бухар-жырау.
Караганда. Старый город и Юго-Восток.
Экибастуз. Город Царицы Труб.
Павлодар.
Семипалатинск. Центр и Полковничий остров.
Семипалатинск. Татарский край.
Семипалатинск. Левый берег.
Возвращение в Россию. Сибирь.
Рубцовск.
Немного Новосибирска.