Метрополитен Екатеринбурга - на мой взгляд, один из самых красивых и уникальных в России, и достоин того, чтобы осмотреть его целиком - благо, это всего 9 станций, одну из которых поезд проходит без остановок. Екатеринбургский метрополитен, построенный на рубеже 1980-90-х годов, отличается чрезвычайно интересной архитектурой станций, в которых был воплощен колорит Горнозаводского Урала.
Метрополитен в Екатеринбурге начал строиться в 1982 году, в первый его участок был пущен только в апреле 1991 года, и включал всего три станции на Уралмаше - пользы от такого метро было мало. В тяжелейших финансовых условиях в 1992 году линию дотянули до вокзала, а к 1994 году был пущен второй участок, прошедший через центр. Станция "Геологическая" - была открыта в 2002 году, а в декабре-2010 метрополитен прирос ещё двумя станциями - "Чкаловской" (которая пока закрыта) и "Ботанической", и теперь почти что соединяет две главных промзоны - Уралмаш и Химмаш, достигая в длину 13 километров. О технических характеристиках Екатеринбургского метрополитена проще
прочесть в "Википедии", я же здесь расскажу о своих субъективных впечатлениях.
Наземные вестибюли станций почти такие же, как на окраинах Москвы - стеклянные коробки с лестницей под землю. Непременная буковка "М" тут приятного зеленого цвета. Под землей такие же лестницы и коридоры с ларьками, как в Москве.
Однако по сравнению с Москвой сразу бросается в глаза чистота: не видел нищих, уродов или попрошаек, не видел бомжей, а по вагонам не катались пивные бутылки. Еще Екатеринбургское отличают эскалаторы - хотя модель здесь та же, сами ступеньки ездят ощутимо быстрее. От Нижегородского метрополитена Екатеринбургский выгодно отличается своей загруженностью: если в НиНо я видел поезда без единого пассажира, то в Екатеринбурге в субботу вечером было трудно сесть. Складывается ощущение, что линия проходит через правильные места.
Правда, интервалы движения тут очень большие: в будни не менее 4 минут, в выходные не менее 8 минут.
Составы 4-вагонные, хотя станции рассчитаны на прибытие 5-вагонных поездов. Интерьеры вагонов не сильно отличаются от московских, разве что обилием рекламы, которую транслируют в том числе через дисплеи:
Схема метро, положенная на схему города. Хотя заявлены три линии, выходящие за городскую черту, фактически существует только 3/4 "зелёной" линии:
Однако схема не меняется годами (2011):
Ну а теперь о самих станциях, архитектура которых - настоящая достопримечательность Екатеринбурга. Спроектированные в 1980-е, станции Екатеринбургского метро больше всего похожи на московские "Авиамоторную" или "Марксисткую". Но во-первых, их архитектура очень уральская, а во-вторых, они запоминаются еще и своей миниатюрностью и "домашнестью".
Отправимся по единственной линии с севера на юг, из 1991 в 20011 год.
Станция "Проспект Космонавтов" - крайняя северная, вынесена далеко в спальный район на окраине.
Дизайн очень хорошо соответствует названию:
Википедия описывает его так:
Станция богато отделана мрамором, опорами платформы служат зеркальные колонны. Освещение выполнено в форме сопел космических кораблей.
Зеркальность колонн запредельна:
Отделка из разнообразных цветных камней - очень по-уральски:
Да и сама атмосфера станции какая-то загадочно-космическая.
Станция "Уралмаш" располагается к северу от крупнейшего городского завода. Её архитектура самая брутально-советская. Здесь меня поймал милиционер и выбрал довольно интересную меру пресечения - выставил почти среди ночи на поверхность, а
Уралмаш в Екатеринбурге звучит примерно как в Москве - Люберцы, а Нью-Йорке - Бронкс.
Брутальные трубы под потолком, словно ведут к заводу. А кованный берельеф на индустриальную тематику хорошо смотрится в сочетании с явным пролетарием внизу:
Станция "Машностроителей" к югу от Уралмаша была конечной около года. Однако сама станция меня очень впечатлила своим убранством.
Удивительные люстры под потолком - такие гирлянды то ли глушителей, то ли реле, то ли еще чего-то не в меру машиностроительного:
И рельефные вставки на разнообразную патриотическую тематику:
Напомню - станция была пущена в апреле 1991 года. Кстати, её архитектор - женщина, Н.А. Кудинова.
Один из двух выходов (большинство станций с одним выходом - из первого вагона, если ехать с севера).
Станция "Уральская" была открыта в 1992 году, и расположена около железнодорожного вокзала. Если верить известной легенде, в ее проектировании участвовал Вячеслав Бутусов, лидер рок-группы "Наутилус Помпилиус". А может, именно с этой станцией имя музыканта связывают из-за ее готического облика:
Но более удачно переданной средневековой атмосферы я не видел в метро нигде - а ведь идея очень даже напрашивается!
Станция "Динамо" около Храма-на-Крови была пущена в 1994 году: Здесь тематика спортивная и даже какая-то немного языческая:
Станция "Площадь 1905 года" находится под самым центром города. Наличие двух станций с тезками в Москве на заезжего москвича действует гипнотически. Пущена была тоже в 1994 году.
И помимо собственно зала, примечательна дверьми на поверхности, у выхода на местный арбат улицу Вайнера - то ли реально каслинское литьё, то ли стилизация под него:
До недавнего последняя на линии станция "Геологическая" была пущена в 2002 году. Она находится
в районе Недостроенной Телебашни.
А геологичность дизайна здесь на высоте:
UPD
Наконец, в декабре 2011 года метрополитен прирос ещё двумя станциями. Первая - "Чкаловская", но она пока работает "в режиме пожарного выхода" - по какой-то причине так и не были поставлены эскалаторы, и полностью готовую станцию поезда проходят без остановок. Но в любом случае её открытие - вопрос нескольких месяцев. Заснять на ходу мне не удалось, но в целом станция не слишком интересная. А перегон от "Геологической" до "Ботанической" теперь второй по длине в России - 4,2 километра (после 7-километрового "Крылатское" - "Строгино" в Москве). В плане авангардности авторы "Ботанической" превзошли всё показанное выше!
То ли в Екатеринбурге есть свой Великий Пасечник, то ли... Даже не знаю, что и думать. Ходить здесь реально страшно - так и ждёшь, что сейчас тебе на голову шлёпнется литр мёда. Шум в тоннелях невольно воспринимается пчелиным гудением. А какого же размера пчёлы в этих сотах?!
В общем, это называется "выпендрились". Что же здесь построят дальше?
И в целом, складывается ощущение, что Екатеринбургский метрополитен был первой попыткой создать уникальные, местные особенности в архитектуре станций. Все эти граниты и мраморы, литье, трубы - в метрополитене Екатеринбурга ни на секунду не забываешь о том, что находишься на Урале. И в то же время где еще показывать особенности горнозаводского края, как не под землей?
Далее мы перенесемся на 400 километров к северо-востоку - в Тобольск, где у меня, как и в Екатеринбурге, была пересадка по дороге в Югру. Причем если Екатеринбург я осматривал на обратном пути, то не исследованные в январе окрестности Тобольска - по пути туда.
Югорская эпопея:
Пролог:
Возвращение.
Часть 1: Дорога до Югры.
Екатеринбург.
Екатеринбургский метрополитен.
Сибирское ханство.
Югорская магистраль.
Часть 2: Югра.
Екатеринбург-2010
Виды с небоскрёба.
Проспект Ленина.
Плотинка и пруд.
Разное в центре.
Уралмаш.
Верх-Исетский завод и городской трамвай.
Зарисовки из окна отеля.