Новосибирск. Часть 2: Новосибирский метрополитен.

Apr 23, 2009 08:34



Новосибирский метрополитен лучше всего описывает слово "функциональный".
С одной стороны - это самый удобный и комфортный из "малых метрополитенов" РФ. С другой - таких красот, как в Екатеринбургском или Казанском метрополитене не ждите. Больше всего станции Новосибирского метро похожи на московские станции 1980-90-х: "серая" и "салатовая" линии.
Тем не менее, репортаж о Новосибирском метро получился довольно объемным: во-первых, в самом метрополитене 2 линии и 12 станций, а во-вторых, помимо самих интерьеров метро я еще покажу окрестности нескольких его станций на окраинах, где выходил наружу. В том числе - прогулка по мосту через Обь и виды с моста на город.

Однако качество подземных фотографий будет весьма посредственным: наученный екатеринбургским опытом, я снимал с руки, без вспышки и с людьми в кадре. Хотя официально фотосъемка в Новосибирском метро не запрещена.

Схема метрополитена, положенная на план города - это вообще характерно для малых метрополитенов:



Проезд в метро по жетонам и постоянным проездным, причем часть турникетов обслуживает жетоны, а часть - карточки. Между 2009 и 2011 годах на станциях успели поставить автоматы, выдающие жетоны - удобно.

Осмотр метрополитена мы начнем от вокзала - станции "Площадь Гарина-Михайловского" (нет бы так и назвать - "Вокзальная"!). Спуск на станцию, отмеченный московской красной буквой "М", так близко от вокзала, что в принципе заглянуть на пару минут в метрополитен Новосибирска можно даже за время стоянки проходящего поезда. Панно на вводном кадре - отсюда же, но интерьер станции весьма примитивен.



Эта станция находится на короткой Дзержинской линии. Первый ее участок, состоящий из двух станций, был пущен в конце 1987 года, то есть всего через два года после открытия метрополитена. До 2000-го года Дзержинская линия была "ущербной" - представляла собой аппендикс, ответвлявшийся от основной, Ленинской линии. Однако участок был необходим для обслуживания вокзала, так как улица Ленина и Вокзальная магистраль не справлялись с пассажиропотоком.

Станция "Сибирская" - пересадочная - была построена вместе с "Площадью Гарина-Михайловского".



При весьма тривиальном оформлении самого зала, станция примечательна симпатичными панно на сибирскую тематику:





Здесь находится переход на станцию "Красный проспект" Ленинской линии, но об этом отдельно.
Сейчас Дзержинская линия продлена на восток еще тремя станциями, впрочем, очень невзрачными.

Станция "Маршала Покрышкина" (2000 год)



(снимок 2011)

Станция "Березовая роща" (2005 год):



(снимок 2011)

И "Золотая Нива" (2010) - самая молодая в Новосибирске, архитектурной унылостью на мой взгляд превосходящая даже советские станции:



Теперь переходим на Ленинскую линию. Переход "Сибирская" - "Красный проспект" весьма интересен. Вот так он выглядит со стороны "Красного проспекта":



Далее следует длинная-длинная труба. Но самое удивительное в этой трубе другое - она ИЗВИЛИСТАЯ!



В длину эта труба не уступает самым длинным трубам Московского метро, но поскольку она довольно узка, видимо, в целях психологической безопасности, ее построили зигзагом. Труба делает 4 или 5 поворотов, и зелище это очень занятное: все гадаешь - какой поворот последний, и даже немного страшно. Как тут ни вспомнить опять Янку: "А в подземном переходе влево поворот/А в подземном переходе гаснут фонари...". Открыта труба только днем - утром и вечером работают только переходы через вестибюль - как на "Парке Культуры" и некоторых других станциях в Москве.

По Ленинской линии мы отправимся с севера на юг, от конечной к конечной.

Станция "Заельцовская" - отсюда лежит путь к Заельцовскому кладбищу и могиле Янки Дягилевой. Сама же станция, вместе с соседней "Гагаринской", была пущена в 1992 году.



"Гагаринская" примечательна космическим оформлением, что, впрочем, в бывшем СССР не уникально. Что-то подобное есть, как минимум, в Киеве.





Хотя лично мне эти две станции своей архитектурой понравились в Новосибирске больше всего. Далее начинается первый участок Новосибирского метрополитена, пущенный в начале 1986 года.

"Красный проспект" - хорошо виден вышепоказанный переход на "Сибирскую".



"Площадь Ленина" под площадью Ленина - самая оживленная и загруженная станция в метро. Толпа тут обычно не хуже московской.





В тоннеле на подъездах к "Октябрьской" уже ощущается свежий воздух с Оби, хотя до моста еще полтора перегона. Сама же "Октябрьская" такая же унылая, как и ее название.



Далее - "Речной вокзал". Это одна из самых интересных в техническом плане станция всего бывшего СССР. Убранство ее довольно скромно, хотя для Новосибирска уже весьма интересно:



Особенно витражи с образами разных западно-сибирских городов: Новосибирска, Омска, Томска, Тобольска, Барнаула, Новокузнецка, Бийска, Сургута, Тюмени и Мангазеи (Восточная Сибирь не представлена - нет ни Красноярска, ни Иркутска, ни Читы).





Но самое интересное - снаружи. Выход из последнего вагона ведет наверх, а выход из первого - вниз. Корпус станции вписан в склон обского берега:



В этой коробке - не вестибюль, а сама станция, около половины ее зала - другая половина на самом деле под землей.



Отсюда начинается уникальный Метромост через Обь. Его длина с подъездными участками - 2135 метров. Считается, что это самый длинный метромост в мире.



Параллельный ему автомобильный мост я прошел пешком - идти через Обь около получаса. Сам метромост длинее многих перегонов, и к тому же полностью крытый: этакий тоннель с окнами. Конструкция действительно грандиозная!

В окрестностях "Речного вокзала" (откуда ходят маршрутки в Академгородок) есть несколько примечательных зданий. Например, театр "Старый дом" - в прошлом одна из 12 школ, построенных Крячковым в бурно растущем Новониколаевске.



И роскошное здание выше по склону:



Первая станция за Обью и последняя на первоначальном участке - "Студенческая". Интерьер очень скучный:



А в ее окрестностях мне запомнилось несколько новостроек, сделанных не без фантазии:





Конечная станция - "Площадь Маркса" (именно так - не Карла Маркса, а просто Маркса!), была открыта летом в 1991 года, еще до распада СССР.



По-своему интересен ее вестибюль:





Во дворике у площади Маркса (которая сама по себе - обычная площадь на окраине) есть интересное здание: Башня. Бывшая водонапорка сталинского времени, когда-то Башня была доминантой левого берега, но сейчас не видна даже с соседних улиц. Мне она напоминает какого-то спрута:



Ещё во второй приезд (декабрь-2011) мне попался фирменный поезд - подобное я пока видел только в Москве, возможно они водятся и в Питере, ну вот и Новосибирск решил не отставать от столиц. Тематика поезда - история метрополитена. Есть ли другие фирменные поезда - не знаю.







Но главное в Новосибирском метрополитене - он проложен очень правильно. Его строили с расчетом не на дальнюю перспективы, а на районы, которые реально нуждались в метро - поэтом метрополитен в Новосибирске действительно является стержнем транспортной системы, а расположение "рядом с метро" полезно так же, как в Москве или Питере.

Напоследок - виды на город с моста через Обь, параллельного метромосту (сам метромост крытый). Прогулкой над великой сибирской рекой я завершил свое пребывание в Новосибирске - полчаса шел по тротуару, на закате и под легким дождем.



Ширина Оби огромна: как Волга под Самарой или Кама под Пермью. Причем - это естественное русло, а не водохранилище. Под Сургутом Обь уже как Волга под Ульяновском или Саратовом - и опять же, в естественном русле.
А сам город запоминается вполне четким скайлайном, силуэтом. Обратите внимание на "ритм" расположения высоток.

Центр города. Виден железнодорожный мост и "Городское начало" - ферма старого моста, из поселка при котором возник город. В центре абсолютная доминанта - "Двухвостка".



Перспектива Красного проспекта. Если бы не экран с рекламой - была бы видна Никольская часовня.



Силуэт города:



Районы у "Речного вокзала":



Хотя Новосибирск не богат архитектурой, это очень интересный город со своим лицом. В эту поездку я пропустил целый пласт наследия Новосибирска - его музеи, которых тут десятки на любой вкус: от огромного краеведческого музея и оригинального музея Рериха до маленьких профильных музейчиков. Есть два музея под открытым небом - Железнодорожный музей, простирающийся едва ли не на полкилометра, и Зоопарк, считающийся едва ли не самым лучшим в России.
Впрочем, в заключительной части рассказа о Новосибирске мы отправимся в Академгородок.

Кроме того, для всех неравнодушных: в моем ЖЖ есть еще один пост о Новосибирске как городе Янки Дягилевой: ее дом и ее могила.

Сибирь, метрополитены, "Воля вольная", транспорт, дорожное, Новосибирск, Новосибирская область

Previous post Next post
Up