Уральск. Часть 2: Курени, или Яицкий городок.

Aug 28, 2009 15:02



Современный Уральск имеет форму неправильного треугольника между реками Урал и Чаган, и в месте их слияния на юге находится район Курени. Это сердце Уральска - бывший Яицкий городок, основанный беглыми казаками еще в 1584 году. Курени разительно непохожи на остальную часть города, и я всопринимаю их как нечто обособленное. Ведь Курени - это почти то же самое, что Старочеркасск и остров Хортица, место пусть и менее красивое, но не менее культовое.

Здесь сохранился Михаило-Архангельский собор 1750 года постройки, подлинная изба Пугачева, и просто рядовая застройка казачьего поселения. Курени - это главная достопримечательность Уральска, да и, наверное, всего Западного Казахстана.

Предыдущую часть мы закончили, выйдя по проспекту Достык к проспекту Пугачева. Здесь можно ненадолго повернуть, прежде чем заходить в Курени, и посмотреть мемориал Победы, к которому идти 5 минут. Тем более что проспект Пугачева - это и так граница Куреней, и характерная застройка начинается уже вдоль него:



Сам мемориал Победы тут грандиозен, и опять же - никакого переписывания истории:





Масштабы мемориала в городе, куда не дошла война - наверное, отголосок военного прошлого яицких казаков. Кроме того, во всем Уральске парк победы показался мне самым приятным и спокойным местом. Вот на этой лавочке я отдыхал и завтракал, преждем чем входить в Курени:



Но отдохнули - и хватит! Путь лежит вглубь бывшего Яицкого городка, по проспекту Достык (здесь находится его начало), к Михаило-Архангельскому собору:



Типичные дома Куреней - но не курени:



Едва ли не единственное крупное здание в Куренях:



В Куренях сразу бросается в глаза "русскость" - если в "основном" Уральске визуально казахи абсолютно преобладают (русских в Уральске 30% населения), то в Куренях все же чаще видишь славянские лица. И вполне возможно, что в Уральске этот район считается "гетто" - но мне тут было намного спокойнее и комфортнее.

В центре Куреней возвышается Михаило-Архангельский собор:



Он был построен в 1741-51 годах, и является старейшей христианской церковью Казахстана. Среди казачьих соборов разных войск он второй по возрасту - после Воскресенского Войскового собора в Старочеркасске. И для Яика он несет тот же самый смысл, что и Воскресенский собор для Дона.



Архитектура Старого собора (так его еще называют по аналогии с утраченным Новым собором) очень необычна. Построенный в середине 18 века, тяготеет он к постройкам начала 17, а то и 16 века. Это будто какая-то другая, не совсем русская архитектура. В соборе хорошо сохранилось внутреннее убранство, и в том числе совершенно необычного вида иконы.



Массивный и тяжеловесный, он немного похож на бункер. Но и не мог выглядеть иначе собор, построенный русскими поселенцами в Великой Степи.



Но не все так просто. Яицкие казаки, как и донские и запорожские, были еще "первородными", ВОЛЬНЫМИ казаками - беглые люди, которые уходили в Степь от боярского гнёта. Однако условия, в которых жили яицкие казаки, были другими: с одной стороны - Великая Степь, кочевники, бесконечная война. С другой - Волга, по которой постоянно шли торговые караваны. А Россия, равно как и любое другое оседлое государство - слишком далеко, чтобы с ней считаться. Яицкие казаки жили набегами, кочевали в степях, и пожалуй, самое точное опеределение того, кем они были - пираты.

Петропавловская церковь середины 18 века, сожженная еще в 1776 году по приказу Екатерины Второй в ходе ликвидации Яицкого городка, позднее восстановленная, но разрушенная окончательно в 1930-е годы:



Яицкий городок и Уральск - это не одно и то же. Я бы сказал, что соотносятся они примерно как Старочеркасск и Новочеркасск. Только здесь весь процесс был насильственным. В Уральске я уже показывал Дом Атамана и Войсковое правление, а кроме того, там стоял Александро-Невский (или Новый) собор, построенный в 1850 году и разрушенный при советах:



Обе фотографии - из Википедии.
Но если запорожцев Екатерина Вторая смогла приручить после расправы, то яицкие казаки так и остались непокорными и были не столько стражами границ и участниками военных походов, сколько постоянным источником сепаратизма. По мере того, как Россия поглощала земли Великой Степи, у яицких казаков оставалось все меньше возможностей для вольной жизни. Вскоре начались восстания: Пугачевщина (1773-75), после которой Яик был переименован в Урал, была самым крупным из яицких восстаний, но бунтовапи казаки еще не раз: в 1804, 1825, 1837 и 1874 годах. В некоторых восстания они воевали бок о бок с казахами (уже знакомый нам Сарым-Батыр - соратник Пугачева, и Махамбет и Исатай, воевавшие в 1837 году - их мы "встретим" в Атырау), но чаще - сами по себе. Парадокс - но именно "русский" Уральск был главным центром сепаратизма в Казахстане!

Я бы объяснил это так: яицкие казаки в 17-18 веках были попросту поглощены Степью, ассимилированы ей. Жизнь в Великой Степи, вдали от России, привела к тому, что яицкие казаки сделались частью уже не российской, а степной цивилизации:



Из Википедии.

Парадокс, но в Уральске и Атырау русские действительно не воспринимаются как "свои". Есть стойкое ощущение, что потомки яицких казаков гораздо ближе к казахам, чем к русским России. А кроме того, существует еще и аральские казаки - несколько поселений в Каракалпакии и Кызылординской области Казахстана, где компактно проживают общины казаков-старообрядцев, сохранивших многие черты яицких казаков.

Но вернемся в настоящее. От Михайло-Архангельского собора 5 минут пешком до Пугачевской избы:



Мощный казачий курень издалека выделяется среди окружающей застройки разве что своим состоянием. Это дом не самого Пугачева, а его невесты Устьньи Кузнецовой, казненной вместе с ним. Дом Пугачева стоял по соседству. К началу ХХ века оба куреня обветшали и практически сгнили, и дом Пугачева до наших дней не дошел. А вот дом Кузнецовой был отреставрирован в советское время и превращен в музей:



Видна разница аутентичных и "новых" бревен. Изба действует как музей, и ее интерьеры полностью воссозданы:



Задний двор:



Сарай, построенный из ивовых прутьев, обмазанных толстым слоем глины - таких сараев тут по-прежнему множество:



На телеге - традиционная лодка-бударка, маневренная и плоскодонная, что идеально для узкого и мелкого Яика. Таких лодок было очень много и на Каме под Пермью, где у меня была раньше дача.



Интересно, что сотрудники музея, почти все - казашки. Хотя население Куреней, как уже говорилось, преимущественно русское. Вообще, есть ощущение, что русские в Казахстане маргинализуются, не без помощи "сверху" - но это отдельная тема, которую я оставлю на потом. Во внешности, поведении и манере разговора здешних русских (конечно же, не всех!) очень много разбойничьего, пиратского. Больше, чем в России.

Здесь же, в музее, я встретил двух очаровательных девушек из Самары, которые приехали в Уральск на посмотреть. Это явление, видимо, здесь очень нечастое - человек с фотоаппаратом вызывает у населения примерно такое же удивление и испуг, как человек с пистолетом.

Изба Пуггачева, вид из переулках - она не смотрится в застройке Куреней чем-то исключительным:



А вот - почти такой же курень еще в нескольких сотнях метров дальше, к тому же обмазанный глиной. Изб, подобных пугачевской, все еще очень много:



В самом конце проспект Достык упирается в дамбу у берега Яика. Вот так выглядят Курени с дамбы:



А за дамбой - и сам Яик. Здесь, в Казахстане, он так называется официально - ведь в казахском языке переименования не происходило, он так и остался рекой Жайк. Впрочем, ив русском варианте обратного переименования тоже не было: Урал и Яик тут равноценны.
И все же эту реку я могу называть здесь только Яиком:



Узкий, мелкий, душный, Яик по размерам не сильно крупнее Яузы. Кажется, его можно без труда перейти вброд. Вода Яика мутная и довольно вонючая, а от испарений у его берегов душно, как в Москве.

И все же Яик - Великая Река. Это просто чувствуется.



Я долго ходил по пустынному берегу, собирал раковины беззубок, любовался водой и поваленными дерьвьями (само название Яик означает "Расширяющийся" и указывает очень сильные половодья). Неподалеку отсюда в Яик впадает река Чаган, а пойменные леса тянутся зеленой лентой до самого Каспийского моря. И очень неслучайно избу за рекой украшал пиратский флаг:



В следующей части - о татарском и казахском наследии Уральска.

Великая Степь, дорожное, Уральск, казаки, "Воля вольная", "Раскол", Казахстан, этнография, деревянное, Западно-Казахстанская область, русские (этнография)

Previous post Next post
Up