Атырау - небольшой по населению (140 тыс. чел.) центр самой богатой области Казахстана. Он расположен в начале дельты Яика, в 30 километрах от Каспийского моря. В Атырауской области, в основном на реке Эмбе, сосредоточены важнейшие нефтяные месторождения Казахстана, и Атырау - это что-то вроде казахского Сургута или Нового Уренгоя.
А ведь в прошлом он назывался Гурьев, и назван он был отнюдь не в честь какого-нибудь забытого революционера: основан город был в 1615 году купцом Гурием Назарьевым, который выстроил крепость в обмен на монопольное право добычи осетровых в Яике. Казахское "Атырау" переводится как "Дельта", то есть переименование уничтожает не "советский", а "русский" след в этих краях.
И это - намного символичнее, чем кажется.
В Атырау я добрался из Уральска на частнике, преодолев по выжженной степи 500 километров, о чем у меня есть
отдельный репортаж. Высадились мы на железнодорожном вокзале, который совмещен с автовокзалом, и тут... Мне сделалось страшно.
Я увидел Белое Солнце Пустыни, ослепительное и палящее. Я увидел желто-коричневый город, где почти нет деревьев - только камень да пыль, асфальт да сайдинг. Я понял, что я едва ли не единственный человек славянской внешности на привокзальной площади, а вокруг сплошь те, кого в Москве называют всякими ксенофобскими терминами. Я почувствовал, сколько людей сейчас на меня смотрят - меня было видно за километр. Я понял, что нахожусь в Средней Азии.
И более того, понял я и самое неприятное: здесь "нацмен" - я!
По этой причине в районе вокзала я не фотографировал, хотя хотелось заснять автовокзал в "восточном" стиле.
Поэтому, сдав рюкзак в камеру хранения и поменяв немного валюты, я отправился в центр Атырау на такси.
Атырау - город небольшой (140 тысяч человек), и почти весь он выглядит вот так:
Море частного сектора с островками многоэтажек. Частный сектор здесь, из-за отсутствия зелени и плоских крыш выглядит самым настоящими трущобами. Я сфотографировал довольно приличный домик, и другой фотографии у меня нет - опять же, представьте, что Ваш дом фотографирует какой-то явный южанин, да еще и русского языка не знающий.
Вообще же, Атырау - это город контрастов в исконно азиатском смысле:
С роскошными новостройками тут соседствуют кварталы убогих мазанок. На кадре ниже, у самой границе центра мазанки стыдливо прикрыты забором, а над ними нависают ЖК "Гранд-Атырау" (слева) и "Атырау-Плаза" (справа), достойные Москвы и архитектурой, и масштабом. А еще обратите внимание, насколько чахлая тут растительность:
Атырау совсем не зря называют "Нефтяной столицей Казахстана" - ведь казахский Прикаспий является аналогом нашей Югры. Мощнейшие нефтяные месторождения, в том числе сверхгиганты Тенгиз и Кашаган (входят в десятку крупнейших в мире) только начинают осваиваться, а к 2020 году планируется вывести Казахстан в топ-5 лидеров нефтедобычи. Своими прославленными экономическими успехами Казахстан обязан не только грамотной политике Назарбаева (хотя и этому тоже), но и запасам нефти, которыми казахский хан сумел правильно распорядиться (что, по меркам бывшего СССР, очень и очень немало!).
Центр Атырау - это как бы "город в городе", построенный в первую очередь для иностранных специалистов и их обслуживания. Говорят, что это самый дорогой город Казахстана, что цены здесь выше, чем в Астане едва ли не в разы... но только в центре! На привокзальной площади цены немногим отличаются от цен в том же Уральске. Но центр Атырау - роскошен:
Самарская сторона
Исторически Гурьев, стоящий на двух берегах Яика, делился на два района. Правобережье называлось Самарская сторона, а левобережье - Бухарская сторона. Согласно одному из вариантов границы между Европой и Азией, получается, что Атырау-Гурьев стоит в двух частях света. Немудрено, что "идеальный город" был возведен именно на Самарской стороне. Ее я осмотрел более подробно, чем Бухарскую.
Главной здесь является улица Сатпаева (название еще советское, в честь великого ученого Каныша Сатпаева, основоположника советской металлогении и первого председателя АН Казахской ССР), начинающаяся у моста через Яик. В километре от реки улица пересекает площадь Махамбета:
Площадь - это "центр центра" в Атырау. Мне она немного напомнила московскую Поклонную Гору, и представляет собой мемориал, посвященный Махамбету Утемисову и Исатаю Тайманову - предводителям казахского и казачьего восстания 1837 года. Вообще, идею борьбы казахов за независимость (которая на самом деле имела не больший масштаб, чем крестьянские волнения в русских губерниях) в Казахстане пропагандируют грамотно, ставя памятники РАЗНЫМ борцам за независимость в разных городах (Сарым-Батыр в Уральске, Махамбет и Исатай в Атырау). При этом - без громких развенчаний и переписываний, без ссор и истерик.
Что за надписи вырезаны на "камнях" вдоль мемориала - не знаю, равно как и что символизирует форма камней:
Как видите, непосредственно к площади примыкают два храма - мечеть и церковь. Центром мемориала является символический курган с изваяниями Махамбета и Исатая:
Сделан сильно и очень по-казахски, по-степному!
На самом деле как таковой борьбой за независимость считать восстанием Махамбета можно с натяжкой. Это было восстание бедноты против баев-угнетателей, и основным противком Махамбета и Исатая был хан Джангир - русский ставленник в Букеевской Орде, у которого Махамбет изначально был придворным поэтом. В восстании участвовала не только казахская, но и казачья беднота. Подавляли восстание не только уральские, оренбургские и астраханские казаки, но и верные Джангиру казахи (которых было меньшинство). В общем, это было типичное восстание черни, и роль Джангира как русского ставленника и казаков как карателей - уже второстепенна.
С краю площади Махамбета - мечеть Иман, полностью современная, и явно подражающая мечетям Самарканда:
Если пройти от площади около километра на север, можно выйти к Успенскому собору (около него и были сняты кадры с частным сектором и городскими контрастами). Храм был построен еще в 1885 году, когда Гурьев был русским купеческим городом, в советское время закрыт, а восстановлен был в сильно измененном виде:
К площади Махамбета прилегает один из многих в Атырау элитный жилой комплекс. На переднем плане - отель "Ренессанс", за ним - ЖК "Ардагер":
А вот так выглядят районы вдоль улицы Сатпаева:
Прямо по курсу - отель "Мариотт". Внизу множество кафе и магазинов, но абсолютно здесь преобладают банки, хотя бы один - в каждом здании. Здесь находится много отелей и арендных квартир, а живут в основном "белые люди" - канадцы, немцы, норвежцы, англичане и прочие. Бешенные цены здесь никого не смущают: если обычных людей таксисты возят по городу за 500 тенге (около 120р.), то буржуев - за 1500-2000 тенге (для сравнения - билет на автобус до Уральска стоит 2500 тенге).
А на меня с моим фотоаппаратом все равно смотрят косо и с опаской. И вроде бы явных поводов я не давал - но есть стойкое чувство целенаправленной маргинализации русских в Казахстане. В Атырау я чувствовал себя натуральным "хачом", "чуркой" в Москве. И это вовсе не значит, что со мной тут никто даже не разговаривал - ожидая поезда на вокзале я вполне по-человечески общался с охранником, с теткой в камере хранения, со студентом-админом в интернет-салоек, с девушкой в киоске...
...Но нигде не покидало стойкое чувство, что если кто-то захочет отобрать у меня фотоаппарат или просто избить - общественное мнение его не осудит. Собственно, как и в Москве и большинстве крупных городов России. Подавляющее большинство моих знакомых не будут отворачиваться от человека и тем более бить его ТОЛЬКО за национальность, не против с "нацменами" поговорить и даже выручить, если будет надо, но не осудят того, кто не подаст нацмену руки или учинит над ним расправу, и тем более не простят нацмену то, что простили бы россиянину. Здесь все точно так же, но НАОБОРОТ.
Причем, в Казахстане это именно бытовая ксенофобия. Местная "полициясы" на меня реагировала вполне адекватно - ни разу не интересовались, что я фотографирую, а за 4 часа пребывания на вокзале только один раз проверили мне документы, да и то цивилизованно. Как мне объяснили позднее, в Казахстане очень много нелегальных мигрантов и гастрбайтеров из Средней Азии, и казахские полицейские русских не трогают в первую очередь потому, что "больше по узбекам работают". Кстати, с узбеками на вокзале я тоже пообщался - узбеки жестче, и вдобавок очень религиозные, моя православная внешность их явно коробила.
Другая проблема - совсем другие отношения, другая система ценностей. Казахи по сравнению с русскими более индивидуалистичны, но это именно восточный индивидуализм, типа японского. Есть ощущение, что здесь не принято помогать в беде незнакомым (а сколько в России меня выручали случайные встречные!). Но самое трудное - это дискриминация ПО ВОЗРАСТНОМУ признаку: все задавали мне вопрос "С какого ты года?", и узнав, что с 1986-го, тут же менялись в лице - видно. что они ощущали надо мной власть, даже один год разницы в Казахстане существенно расширяет права. Такова плата за "уважение к старшим", по которому так тоскуют многие россияне. Да впрочем, конкретные черты местной специфики - не главное.
А главное то, что непонятно совершенно, КАК СЕБЯ ВЕСТИ. Ведь причина ксенофобии - не в самой национальности (уверен, к "своим" русским там отношение куда мягче), а в поведении. Мое поведение выбивалось из принятого тут примерно так же, как в Москве - поведение разных "гостей с солнечного юга".
Вот с такими вот настроениями я достиг моста через Яик:
Вид с моста вдоль улицы Сатпаева - отель "Мариотт" (больше 20 этажей), вдали - ЖК "Ардагер" за площадью Махамбета:
Белое здание "брежневского" вида - Акимат, то есть региональная администрация. Правее - ЖК Гранд-Атырау:
Обратите внимание, как безлюдны улицы. Конечно, это снималось в самое жаркое время, но Самарская сторона и правда очень малолюдна, чего не сказать уже о Бухарской стороне.
Вид вдоль Яика, граница частей света - слева Европа, а справа Азия:
Обратите внимание, насколько в Яике мутная вода. А шириной он тут примерно как Москва-река. На Самарской стороне - самый крупный элитный комплекс (уже привычного типа ЖК+отель) - ЖК "Гранд-Атырау", ставший символом города, и отель "Ренко" интересной формы:
Бухарская сторона
Бухарская сторона, видимо, из-за своего положения в Азии уже не столь элитна. Она предназначена скорее для местной, казахской элиты, а не для иностранцев. Здесь все немного проще:
Многие постройки - однозначно "внутреннего пользования", например, Дворец Спорта пастельных тонов слева. А новоделы уже намного примитивнее:
Здесь я отснял мало, потому что на Бухарской стороне намного менее спокойно. Однако сразу бросилось в глаза обилие сталинских построек:
Такой "идеальный советский город" с туристических открыток из Средней Азии, только вместо лозунгов рекламные щиты. В начале моста - стела, такая же как на Самарской стороне:
А сталинки тут очень эффектные и очень уместные:
На одном из зданий был потрясающе красивый портал в бухарском стиле, но я его не заснял - рядом стоял полицейский. И за иностранного специалиста, фотографирующего на память места своей работы, я бы никак, увы, не прокатил. Скорее - за злоумышленника, который хотел "падзарвать" иностранных специалистов, дабы подкосить экономическое процветание Казахстана.
Типичные сталинки Бухарской стороны. Кадры так себе, знаю - этот погубило Солнце:
А этот я снимал на ходу из окна такси, попутно рассказывая таксисту, что у меня тут друзья живут, вместе с ними в Челябинске учился, а ехал через Уральск и приехал раньше времени, и вот пока они еще на работе - решил погулять:
Самое зрелищное здание на Бухарской стороне - Казахский театр имени Махамбета, видимо, 1950-х годов постройки:
Теоретически, в Атырау имеется еще один интересный сталинский район - Жилгородок, то есть сталинский соцгород работников НПЗ (а в Атырау действует нефтеперерабатывающий завод), построенный в национальном стиле, причем там преобладают малоэтажные дома. Но я туда не поехал - устал, да и нервно было слишком.
...В целом Казахстан мне понравился: это состоявшееся, взрослое государство. Сами казахи - достаточно цивилизованный азиатский народ, вроде корейцев. Здесь много, конечно, и всякого быдла - но примерно столько же, сколько в славянских странах бывшего СССР.
И чем дальше, тем больше я думаю, что в Казахстан мне хочется вернуться, увидеть Алма-Ату, Астану, Туркестан, Семипалатинск, Мангышлак, Бурабай и многое другое.
Из Атырау я уехал ночным поездом в Астрахань, но следующий репортаж, в завершение степной темы, будет про Баскунчак.