В последние годы Донецк на слуху даже в России, на Украине же им, наверное, и вовсе пугают детей. Выросший из основанного в 1869 году металлургического завода, сменивший три названия (Юзовка, Сталино, Донецк), уже к началу войны он успел превратиться в столицу Донбасса, а в начале 21 века стать одним из украинских полюсов силы. В киевской прессе не раз натыкался на обороты в духе "донецкий образ жизни", подразумевающие жизнь по понятием и кидание постов в редакции середины 1990-х.
Ну так и какой он, этот Донецк, на самом деле, глазами гостя? А знаете - очень приятный город. По крайней мере в центре.
И свой рассказ о Донецке я начну с вечернего города, потому что именно таким я запомнил Донецк в первую очередь. Будут и ещё две части - о парадной улице Артёма и непарадном старом городе.
...Мы приехали в Донецк на маршрутке из Святогорска, на Путиловский автовокзал, которому оставалось функционировать два дня. Глухая окраина, грязь, руины - всё как должно быть по журналу
frankensstein, с которым мы планировали встретиться на следующий день и вместе с которым в итоге увидели почти всё, показанное в этом посте. Но подошла маршрутка, мы поехали - и в маршрутке обнаружились не только кондуктор и автоматические двери, но ещё и голосовое объявление остановок! Мы ехали в гостиницу "Дружба", так как все остальные мне казались неадекватно дорогими. "Дружба" оказалась закрыта на ремонт, и Франкенштейн посоветовал нам обратиться в гостиницу "Ливерпуль":
Пафосное здание - не она, а кажется деловой центр "Столичный" (облик явно отсылает к сталинкам Киева, а то и Москвы). Здание по соседству - общага, также известная как "негробанк" - её обитатели из жарких стран в своё время меняли валюту. Напротив всего этого - сквер, а в сквере Спасо-Преображенский собор (новодел по мотивам снесённого храма Юзовки, существенно увеличенный и не на историческом месте):
Никогда бы мне не пришло в голову селиться в гостиницу с такой вывеской - очень уж пафосный вид! Британская тема в Донецке вообще популярна - есть тут ещё отель "Великобритания", например. Всё очень просто - металлургический завод основал валлиец Джон Юз (Хьюз).
В подворотне вечно выступает бронзовые Битлы:
Во дворе за Негробанком - вот такая вот илюминация. Отель совсем небольшой, занимает часть здания слева, со двора же виден foodmarket, то есть кафе. В отеле оказался очень весёлого вида холл, который я забыл сфотографировать.
За двухместный номер мы отдали 550 гривен - то есть около 2000 рублей. По российским меркам это нормальная цена, по украинским наверное дороговато. Но честно скажу, "Ливерпуль" - лучшая гостиница, где я ночевал. Ну например здесь я впервые (!) за всё время своих путешествий увидел честный шведский стол из расчёта 30 гривен в день. А вот в таком мы остановились номере. Не стыдно хоть перед Алиской, которая в Европе свой человек:
На окне - Ливерпульский морской вокзал, такое же олицетворение "Англии - владычицы морей", как Останкинская башня - СССР времён расцвета. За окном... Тут мне сразу вспомнилась "Жёлтая Поводная Лодка", точнее стилизация-импровизация под неё:
-Хей, Ринго, а что за этим окном?
-Не знаю, Джон. Давай попробуем его открыть.
-Похоже, Ринго, что за окном - реальная жизнь.
-Верно. Давай его больше не открывать.
Дело в том, что дом напротив - жилой, и открыв окно вечером, мы увидели в деталях чью-то комнату, стол с тетрадками, расстеленную кровать и тут же убежавшую девочку в майке до колен. Фотографировать это у меня, вы уж простите, рука не поднялась.
Здесь нам предстояло провести 3 ночи. То же самое место днём:
И как 10 лет назад люди, приехавшие во Львов и ожидавшие встретить там толпы бандеровцев-головорезов, в первые же полчаса с удивлением проникались этим городом, так и мы (особенно Алиска) с удивлением прониклись Донецком. За исключением одного - тут очень плохой воздух. Металлургическая гарь и сажа в горле сопровождали нас с первых минут, особенно после Святогорска. К тому же я астматик, и периодически начинался кашель, как у злостного курильщика (сам не курю). Впрочем, надо заметить, по сравнению с донбасской глубинкой, воздух в Донецке ещё ничего так.
Центр Донецка напомнил мне наши индустриальные областные центры -
Челябинск,
Кемерово. Очень опрятный и благоустроенный, сверкающий огнями, строящийся. Но при этом здесь постоянно чувствуется угольная жуть, затаившаяся где-то на краю. Благоустроить такой город - это как вырастить банан в Арктике: в принципе можно, но усилия будут чрезмерны. Перестать вкладываться в благоустройство - и за несколько лет любой из этих городов станет подобием преисподней.
При этом Донецк исключительно централизован, а его центр отделён от большей части города двумя прудами с обеих сторон. Донецкие окраины мы наблюдали лишь из окна автобусов - окраины там в общем тоже покрашенные и опрятные, но даже на больших улицах встречаются заложенные кирпичом окна. Население нынешнего Донецка официально 978 тыс. человек, но город является центром агломерации с общим населением 1,7 миллионов человек, с некоторыми городами соприкасаясь окраинами. Пригороды тоже чем-то интересны - в Ясиноватой главный железнодорожный узел (трафик в несколько раз крупнее, чем на городском вокзале), в Макеевке - металлургический комбинат и всякая разруха в ассортименте, в Авдеевке - крупнейший в Европе коксохимический завод, в Харцызске - шахты. Но с Донецкой агломерацией почти смыкаются Горловская и Торезская, с ними соответственно Краматорская (через Константиновку) и Алчевская, с этими - Северодонецкая и Луганская, весь это массив с населением более 5 миллионов человек тянется на десятки километров, и при желании из Донецка в Славянск или в Луганск можно доехать, не покидая улиц населённых пунктов (но не по главным трассам, где ходят в том числе и автобусы).
Так что центр Донецка вдоль улицы Артёма, на которой и были сняты все три кадра выше - это центр не только города, но и всей агломерации. Здесь довольно неплохая архитектура - поскромнее, чем в Челябинске, и на меньшей площади, чем в Уфе - но в целом нормальный советский промышленный миллионник.
О назначении большинства этих зданий расскажу во второй части. Есть в Донецке и ещё один неизменный атрибут российских больших городов - высотка. Короче, если бы не южный климат и растительность - можно было бы подумать, что мы где-нибудь на Урале.
Ещё один артефакт в конце (пардон, начале) улицы Артёма - проходочный комбайн КСП-32, построенный на Ясиноватовском машзаводе в 1998 году как подарок Донецку:
А вообще памятников в Донецке много. Вот например работа некоего Лоренцо Куинн на площади Ленина под название In Perspective. Подарок городу от компании "Систем Капитал Менеджмент" к 10-летию работы.
Надпись на постаменте гласит:
"Мы живём в очень хрупком мире, будущее которого в наших руках. Каждый может сделать этот мир лучше. Постарайтесь увидеть его в перспективе".
Всё перечисленно расположено на улице Артёма ниже гостиницы "Ливерпуль", по дороге к ДМЗ и Старой Юзовке. Теперь поднимемся чуть-чуть повыше отеля - и забегая вперёд, скажу, что эту часть проспекта задублировать при свете дня не удалось. В квартале от гостиницы, в сквере за городской администрацией (выходящем на Университетскую улицу) находится Парк Кованных Фигур:
Главная официальная достопримечательность Донецка, один из первых атрибутов его подъёма, парк был создан в 2001 году. Всё началось с Международного фестиваля кузнечного искусства, где кузнецы на глазах у изумлённой публики создавали что-нибудь впечатляющее, а лучшие работы становились украшением города. Потом к ним стали добавляться подарки городов-побратимов вроде Царь-пушки (кадр не получился), тематические аллеи и прочее. Ныне в парке около сотни фигур, и его наполнение продолжается.
В темноте тут особенно интересно:
Аллея со скамейками ведёт на Университетскую. А сами эти скамейки я уже видел в
Хмельницком - то ли они мигрировали, то ли это копии.
Подкова и две тени:
Ещё через пару кварталов вниз уходит проспект Мира (а все перпендикулярные улицы тут почему-то проспекты), ведущая прямиком к главной гордости современного Донецка:
"Донбасс-Арена". Хотя в городе проходит лишь полуфинал Евро-2012, по её масштабам можно подумать, что Донецк будет единственной столицей чемпионата. Помимо нового огромного стадиона здесь есть и незаметный старый, а совсем рядом ещё и комплекс "Экспо-Донбасс" (построен к международной промышленной выставке "Уголь-1983"), до которого мы уже не дошли. "Донбасс-Арена", как и многое другое, считается проектом лично Рината Ахметова - богатейшего человека Украины, истинного хозяина Донбасса и предводителя "донецких". Да и сам город в нынешнем виде - во многом его проект.
Подробнее о Донбасс-Арене можно почитать здесь - при ней есть свой музей, в нематчевые дни водят экскурсии, а автору ещё и удалось заснять самого Ахметова.
Перед Ареной - фонтан в виде каменного мяча. Более того, хотя он и каменный, а лежит на воде и вращается от её потоков. Точно не знаю, как такие фонтаны устроены - видимо, просто внизу очень сильное давление. Фишка в том, что даже мы втроём без труда сумели изменить направление вращения, а по словам Франкенштейна, несколько человек вполне могут остановить мяч. У фанатов же особый шик - приложить к вращающемуся мячу язык и напиться воды с камня.
От Донбасс-Арены мы вернулись к гостинице, попрощавшись с Франкенштейном у рынка - здесь находится небольшая автостанция, с которой он и укатил на маршрутке. Крытый рынок (1961) - также одно из самых впечатляющих зданий Донецка, натуральная мечеть без минаретов с куполом диаметром 36 метров.
Интерьеры рынка напоминают метро.
Домик напротив - таких вот стилизаций в Донецке тоже очень много. Вообще, стильный город, кто бы что ни говорил.
...Как вы могли заметить по вывескам, украинский язык в Донецке есть. В письменной речи его здесь ощутимо меньше, чем даже в Харькове и Одессе. а в устной я его тут просто ни разу не слышал. Город абсолютно русскоязычен, даже суржик не в ходу. В автобусе какая-то тётенька, услышав мой русский говор в сочетании с довольно правильной речью, аж расчувствовалась, как я красиво говорю. И всё же демонстративного игнорирования государственного языка Украины тут нет, или по крайней мере не тот масштаб, как принято думать.
Но в целом, по моим ощущениям, Донбасс от остальной Украины обособлен сильнее, чем Галиция или Буковина. Даже от Харькова и Днепропетровска. Донецк и Луганск очень похожи на российские города: первый - на индустриальны миллионники с амбициозными лидерами, второй - на областные центры средней руки где-нибудь в Черноземье. И думается, совсем не случайно Ринат Ахметов татарин: ведь Донбасс - ни что иное, как Дикое поле, часть Великой Степи.
Вообще, скажу честно - Донецк мы посмотрели не очень. Всё-таки на Донбасс надо было закладывать не три, а четыре дня, а так получилось, что мы гуляли по городу лишь утром и вечером между вылазками в глубинку. Мы не видели
площади Шахтёров со знаменитым памятником на улице Артёма, не дошли до
вокзала, не забирались на терриконы, почти не гуляли по окрестным улицам центра, видели посёлки окраин лишь из окна автобуса... Но как мне кажется, нам удалось увидеть город в целом. И я люблю такие города - где мало древностей, но зато История в самом разгаре.
В следующей части - об улице Артёма.
ДОНБАСС-2011
Донбасская Роза. Общее впечатление.
Белгород.
Слободская Украина.
Харьков. Вокзал и Холодная гора.
Харьковский метрополитен.
Харьков. Полтавский шлях и окрестности.
Харьков. Университетская горка.
Харьков. Площадь Конституции и Подол.
Харьков. Пушкинская улица.
Харьков. Сумская улица.
Харьков. Площадь Свободы и окрестности.
Харьков.
Канатная дорога и
пагода Чук-Лам.
Харьков. Московский проспект, или Аллея Гигантов.
Изюм. Кременец-гора.
Святогорск. Лавра Донбасса.
Донбасс
Донецк. Вечерний город.
Донецк. Улица Артёма..
Донецк. Старая Юзовка.
Горловка. Промзона. Ртуть.
Горловка. Промзона. Уголь.
Горловка. Центр города.
Енакиево. Столетняя копоть.
Мариуполь. По центру.
Мариуполь. Вдоль моря.
Луганск.
Криворожье
Кривой Рог. О городе.
Кривой Рог. Метротрамвай.
Кривой Рог. Старый город.