Харьков. Часть 9: канатная дорога

May 31, 2011 15:50



В 1971 году в Харькове соорудили канатную дорогу, соединившую Центральный парк близ Сумской с Павловым Полем близ Ленинского проспекта. Расстояние там немаленькое - почти полтора километра. Ещё удивительнее то, что канатка действует до сих пор - сейчас это аттракцион, а строилась она так же, как и Московский монорельс - в порядке эксперимента, и если бы эксперимент признали удачным. пассажирские канатки бы опутали советские города густой сетью. Дальше эксперимента дело не пошло, но и демонтировать линию не стали. Так что ныне метрополитен - не единственная транспортная достопримечательность Харькова.

Огромный Центральный парк раскинулся вдоль Сумской примерно в 3-4 километрах от центра. Мимо него проезжает автобус из Белгорода, и ещё севернее можно видеть корпуса Харьковского авиазавода и некоего таинственного завода "ФЭД" (Феликс Эдмундович Дзержинский) - канатка должна была возить к месту работы персонал именно этих двух предприятий. Промзона вдоль Белгородского шоссе несколько меньше, чем на Московском проспекте, и всё же сталинки начинаются почти от окраины, а условную границу центра отмечает вот эта башня, под которой виден памятник Макаренко:



Тогда ещё загородный парк был основан в 1890-е годы, а при Советах стал классическим ЦПКиОиМГ. На входе - типична для парков культуры и горького колоннада:



Но о том, что мы в Харькове, не забыть и здесь - ну где ещё увидишь конструктивистский цветочный магазин со сталинским послевоенным декором?



Более того, и канатка - не единственная транспортная достопримечательность Парка. Здесь же находится ещё и Малая Южная детская железная дорога - короткая (3,6км), но с капитальным вокзалом и ажурным виадуком, а также очень симпатичной стеллой на входе. Её мы краем глаза видели из автобуса, когда въезжали в Харьков из Белгорода, а специально идти не стали - во-первых, я к ДЖД равнодушен, а во-вторых впечатлений и так было уже слишком много.



Парк сейчас на реконструкции, поэтому выглядит довольно запущенным. В скором времени обещают аттракционы как в лучших парках Запада, включая 55-метровой колесо обозрения. Канатная дорога запрятана довольно глубоко, недалеко от кинотеатра на кадре выше, и с первой попытки к ней можно и не найти дорогу. Станция с конным милиционером:



Рядом со станцией - касса, на "платформе" - дежурная. Информация заботливо представлена на стенде, причём сделан стенд на русском и английском, хотя вообще-то мы на Украине... впрочем, на Юге и Востоке меня это уже не удивляет:



Стоимость проезда сейчас 10 гривен (37 рублей), то есть на работу канаткой не поездишь. Хотя известно, что в первые годы её существования были проездные на месяц. В принципе, по этому стенду хорошо видны главные недостатки канатки - маленькая скорость (меньше, чем у пешехода!) и неудобная посадка-высадка - конечно, молодой и здоровый человек будет ей пользоваться без проблем, но мы ведь так любим задавать вопрос "А как быть старушке?". А как быть пьяному? А припадочному? А грабителю, подсевшему в двухместную кабинку к девушке? А если дорога сломается или отключат электричество? А если шторм, град или хотя бы просто гроза? В общем, не для повседневной жизни штуковина. Но просто покататься - самое то!



Кабинки двухместные. В одну сели мы с Алиской, в следующую lexrom . С непривычки заскакивать туда на ходу не так-то просто. Набираем высоту:



И вскоре плывём над кронами каштанов:



На линии 18 опорных мачт и 125 кабинок. И как видите, 9 из 10 кабинок в будний день после обеда пусты. Удивительно, как дорога выдержала 1990-е годы:



Снизу мы сфотографировать не догадались, поэтому ставлю кадр из Википедии. Рекламных билайн-кабинок теперь уже нет:



Самые дальние виды -  на первом участке пути от "Горпарка"... Впрочем, видны исключительно новостройки:



Да телебашня (1967) высотой 242 метра - уменьшенный аналог киевской телебашни:



Потом дорога начинает снижение:



Корзины плывут между веток:



И пересекает Кернессштрассе - так, в честь губернатора Кернеса, Геннадия Адольфовича, в народе называют эту дорогу, пробитую через парк. Это был такой Харьковский Химкинский лес - активисты в мае 2010 года боролись со строительством в течение нескольких недель, несколько раз вступали в стычки с лесорубами и строителями (двоих человек зашиб ковшом водитель эскаватора - правда, к счастью, не насмерть), и точно так же были выбиты ЧОПовцами. Сама по себе дорога не так и страшна - ну, прошла сквозь парк, ну, реконструировали ради неё Детскую железную дорогу, оснастив шлагбаумом - всё это терпимо... Однако хуже то, что это лишь первый этап вырубки парка под элитное жильё.



И захотят ли владельцы коттеджей, чтоб какие-то там лузерки в ведёрках катались у них над участками? Сомневаюсь...





Дорога доходит до низшей точки - настоящего болотца в глубине парка:



Болото. Вид в стиле Google Earth:



Мимо проплывает чёрная кабинка без окон и дверей. Выглядит жутковато. Но если бывают грузовые троллейбусы, трамваи и поезда метро, почему бы не быть грузовой кабинке канатной дороги? Тем более полностью грузовых канаток куда больше, чем пассажирских.



А вот впереди и Павлово Поле показалось:



Взгляд назад, на 2/3 пройденного пути. Алиска сказала, что если бы жила в этих краях - ездила бы по кантаке на работу. Ну по крайней мере один раз, оказавшись в Харькове, съездить точно стоит.



Станция Павлово Поле:



Тут уже вполне серьёзный павильон, где, наверное, изначально стояли турникеты:



В окрестностях конечной станции тоже много интересного - Ботанический сад, минеральный источник в Саржином яру, и просто очень уютные зелёные улочки на склонах, где даже пятиэтажки выглядят так, что в них хочется жить. От станции мы спустились к метро "Ботанический сад", рядом с которым вырос  квартал новостроек - один из крупнейших в Харькове.



В общем, неплохое дополнение таких явлений, как Крымский горный троллейбус, Московский монорельс, Новоафонское метро и другие. Знаю, что в итоге пассажирские канатки прижились в Армении и Грузии, где в нескольких городах возят людей с горы и на гору, но с тамошними перепадами высот это действительно оптимальный вариант. В России и на Украине, насколько я знаю, канатных дорог в качестве повседневного транспорта, нет. А вообще, интересно - какие ещё экспериментальные транспортные системы в бывшем СССР сохранились? Знатоки, подскажите!

Ну а в следующей миниатюрной части - о пагоде Чук-Лам и харьковских вьетнамцах.

ДОНБАСС-2011
Донбасская Роза. Общее впечатление.
Белгород.
Слободская Украина.
Харьков. Вокзал и Холодная гора.
Харьковский метрополитен.
Харьков. Полтавский шлях и окрестности.
Харьков. Университетская горка.
Харьков. Площадь Конституции и Подол.
Харьков. Пушкинская улица.
Харьков. Сумская улица.
Харьков. Площадь Свободы и окрестности.
Харьков. Канатная дорога и пагода Чук-Лам.
Харьков. Московский проспект, или Аллея Гигантов.
Изюм. Чудеса Кременец-горы.
Святогорск. Лавра и Артём.
Донбасс
Донбасс. Шахтёрский край.
Донецк. По центру.
Донецк. Старая Юзовка.
Горловка. По центру.
Горловка. Ртутный путь.
Енакиево. Столетняя копоть.
Мариуполь. По центру.
Мариуполь. Вдоль моря.
Луганск.
Криворожье
Кривой Рог. О городе.
Кривой Рог. Метротрамвай.
Кривой Рог. Старый город.

Харьковская область, "Молох", канатные дороги, транспорт, дорожное, Харьков, Юго-Восточная Украина

Previous post Next post
Up