Харьков. Часть 8: площадь Свободы (Дзержинского)

May 31, 2011 01:01



...Когда-то в Большой Советской Энциклопедии, в статье про Харьков, я увидел фотографию некоего здания. Оно было столь невероятным, что я подумал - наверное, невоплощённый проект. Каково же было моё удивление, когда я узнал, что оно существует и зовётся Госпром (или Держпром).
По Сумской улице мы подошли к кульминации Харькова. Площадь Свободы, с момента основания и до 1996 года бывшая площадью Дзержинского и под таким названием вошедшая в литературу научную и художественную - один из самых фантастических архитектурных ансамблей планеты. Великий проект эпохи конструктивизма, вроде Башни Татлина и Дворца Советов, но в отличие от последних - осуществлённый.

До революции нынешняя площадь представляла собой обыкновенный пустырь на задворках медицинских корпусов Харьковского университета, от греха подальше выведенных на окраину. В 1924 году, когда Харьков стал третьим по значению и самым динамично развивающимся городом Советского Союза, началось формирование грандиозного ансамбля - предполагалось, что площадь станет административным центром Украинской ССР. Её размер - 11 гектар, что в 5 раз больше Красной площади, а очертаниями она напоминает то ли замочную скважину, то ли химическую колбу:



Вот такой вид открывается с Сумской улицы:



Но на заднем плане хорошо видны два из трёх зданий в "круглой" части - Главный корпус Харьковского университета и башни Госпрома. С обратной стороны областная администрация (1956) на Сумской и гостиница "Харьков" (1932-36) - как и многие другие здания на площади, после войны она была восстановлена в сталинском образе. Противоположная сторона "горлышка" так и осталась не застроенной.



Там, где заканчивается "горлышко" колбы - очень удачный памятник Ленину. За ним строится 11-этажный отель "Харьков-Палас" от авторов новостроек на киевском Майдане:



В "горлышке колбы" постоянно стоят и какие-нибудь временные постройки типа сцен для концертов на открытом воздухе или ледовых городков. Нам не повезло - был всего лишь парк аттракционов, а приехали бы мы на какой-то месяц пораньше - увидели бы вот такое чудо, временный Пасахльный храм в виде кулича:



(из Википедии)

Круглую часть площади не охватить ни одним кадром, ни одним взглядом, тем более в ее центре сквер. За сквером видны многоэтажные башни Госпрома:



Слева - Главный корпус Харьковского университета (1930-33), изначально Дом Проектов:



Справа - Северный корпус, занимающий так и не достроенный Совнарком:



Последнему из трех зданий повезло меньше всего -  начали строить в 1929 году (а Совнарком тогда занимал неприметный домик на Совнаркомовской, который я даже видел, но не заснял, так как не знал о нём - ныне в нём Художественный музей), к 1934 году достроить не успели, а после оно превратилось в долгострой и было доведено до конца лишь в 1952 году как сталинка. Впрочем, очень крупная - высота главной башни 55 метров.
На самом деле он должен был выглядеть так:



(из украинской Википедии)

С главным корпусом тоже не всё гладко - в первоначальном виде он напоминал архитектуру капиталистических стран 1960-х годов, но был сильно разрушен в войну и восстановлен в тех же формах, но в сталинском оформлении.



(из украинской Википедии)

Но здание всё равно грандиозное - 14 этажей, 66 метров высоты, более 2500 помещений. Думаю, по своей монументальности среди всех университетских зданий бывшего СССР он уступает только Главному корпусу МГУ.



И атмосфера тут соответствующая, студенческая. Всё-таки Харьковский университет создал этот город в том виде, в каком он есть - и вполне заслужил места на главной площади. У входа - небольшой памятник Каразину (1905), перенесенный сюда вместе с университетом:



С-образный химический корпус на самом деле лишь крыло Главного корпуса, но выглядит отдельным зданием  - столь же простой, сколь и неповторимый, да ещё и выходящий окнами на Зоопарк:





Госпром уже совсем рядом - заглавный кадр снят почти с университетского крыльца. Вблизи его невозможно охватить одним взглядом - но сильнее всего он потрясает именно вблизи, нависая над головой и окружая своими башнями и галереями:



Дом Государственной промышленности - по сути офисное здание, где разместились 22 крупнейших промышленных треста Украины, Офисы занимают его и сейчас. Крупнейшее по объёму и площади на момент постройки здание СССР и Европы построили всего за 3 года (1925-28), одновременно на стройке вкалывали до 5000 рабочих (причём не заключённых!), и здесь простейшие средства вроде лопат и повозок сочетались с передовыми на тот момент материалами и технологиями (железобетон, опалубка и другие). В 1926 году кто-то придумал свернуть стройку, но проект спас лично Феликс Дзержинский.



Здание состоит из 6 секций высотой по 7, 11 и 14 этажей, образующих неповторимый скайлайн. Высота самой высокой башни - 63 метра, а с телевышкой, поставленной ещё в 1955 году - 104 метра. Общая площадь госпромовских окон - 17 гектар, что в полтора раза превосходит всю площадь Свободы. Есть легенда, что архитекторы Серфимов, Кравец и Фельгер пытались передать формой здания ритм  "Интернационала"... Увы, это всего лишь легенда, но она не отменяет того, что Госпром - это действительно музыка в стекле и бетоне, дом-гимн или дом-марш:



Хорошо видно, что разные корпуса Госпрома отличаются - если на строительство здания ушло 3 года, реставрируют его уже 7 лет, причём качество реставрации таково, что Госпром едва не вышвырнули из предварительного списка ЮНЕСКО:



Его проходят насквозь две улицы, ныне перекрытые, и их перспективы с нависающими галереями - едва ли не самый эффектный элемент Госпрома:



Говорят, на закате Солнце просвечиват его насквозь:



Ныне это давно уже не Дом Промышленности - здесь обитает огромное количество разных организаций, от всяких ведомств областной администрации до коммерческих фирм. У каждого подъезда - вот такой вот внушительный список:



lexrom по-простому предложил нам зайти вовнутрь и подняться наверх. В одном из подъездов обитает столовая, которая имеет даже рекламу снаружи - поэтому зайти в Госпром не проблема. В фойе 11-этажного корпуса - крутящиеся двери, как в ГЗ МГУ:



Пойдём наверх:



7 из 12 лифтов Госпрома работают с момента его постройки - на них ездили Дзержинский, Драйзер,  Олесь Гончар, фашисты двух оккупаций... Увы, ныне лифты кого попало не возят и вызываются как-то мудрёно. Мы шли по лестнице.



В войну в Госпроме прятались не партизаны и не евреи, а животные из соседнего зоопарка (на него как раз выходят окна физического корпуса Университета), и три макаки сумели дожить до окончательного освобождения города. Немцы, отступая, пытались взорвать Госпром - то ли кто-то сумел предотвратить взрыв (известно даже, что ценой своей жизни, но не известно, кто именно), то ли просто здание оказалось настолько прочным.



Как и во Львовской Ратуше, двери открыты - вот мы зашли в какую-то областную контору то ли сельскохозяйственной, то ли экологической направленности:



Переход вблизи:



Эти переходы уже давно, чуть ли не полвека, закрыты. Но в двери оказалась дырка, в которую я не замедлил заглянуть:



Ещё выше:



Больше всего Госпром напомнил мне кадры футуристического города Метрополис из одноименного немецкого фильма, снятого в 1927 году, когда стройка этого здания была в самом разгаре.



Но там это была фантастика, декорации в человеческий рост. А в Харькове - построили на самом деле.



Виды с 11-го этажа - проспект Ленина, медицинский университет и харьковские новостройки:



Проспект открывает мифический казак Харько (Захар или Харитон), якобы основавший город. На самом деле это только легенда, а памятник работы Церетели (харьковчане гадают - кто тут изображён в оригинале и где его отказались ставить?):



А вдалеке... Много ли людей знает, что в Харькове есть телебашня, представляющая собой уменьшенную копию киевской? Высота 242 метра (против 385 в Киеве), зато построено чуть раньше - в 1967 году, видимо став прототипом столичной.



Ну а вот так с верхних этажей Университета выглядит сам Госпром. Фото frankensstein , мы были в низкой башне за правой аркой.



Потрясённые, покидаем Госпром. Одно из самых невероятных зданий Земли, когда-нибудь он займёт место рядом с Египетскими пирамидами, Стоунхенджем, готическими соборами...



От Госпрома вниз ведёт улица с достойным его названием - спуск Пассионарии, названный так, как считается, в честь испанской коммунистки, действительно образцовой пассионарии, Долорес Ибаррури:



Вокруг площади Свободы расходятся, как круги на воде, ридально-кольцевые кварталы - целый заповедник конструктивистских домов, Новый город первой украинской столицы:



Опять ни то кубизм, ни то брутализм:





Тихие и очень зелёные дворы - вообще, нигде не видел таких уютных дворов, как в соцгородах раннего СССР:



Кое-где сохранились фабрики-кухни - ведь в 1920-е годы предполагалось, что Освобождённый Пролетариат будет проводить в квартирах меньшую часть времени, а работать, отдыхать и даже есть - совместно:



В этих улицах затеряно много интересных зданий:



Вроде Музея природы с коллекцией половецких баб у входа:



Или деревянных домов, оставшихся от тех времён, когда здесь были вспомогательные постройки университета:



И даже явная дореволюционка:



Эти улицы помнят многое. Например, "Расстрелянное Возрождение" - небывалый подъём украинской литературы, закончившийся в лагерях и застенках. Здесь был свой аналог "Дома на Набережной" - дом "Слово", откуда забрали больше половины жильцов. Университет как рассадник интеллигенции ещё до Революции сделал Харьков центром украинского национализма, в те времена гораздо более агрессивного, чем в русофильской Галиции, но по-интеллигентски немногочисленного и не проникшего глубоко в народ. В стремительно растущей столице УССР разрушительный национализм сменился созидательным. А потом сменилась политика, столицу перенесли, рост города замедлился, а там и война началась. Эпоха конструктивизма оборвалась.
Мимо здания медицинского института идём по проспекту Ленина, который, в отличие от Сумской, тупик - упирается в лесопарк:



И мне жаль тех, кто не понимает конструктивизма. Потому, что не было более романтического стиля в мировом искусстве. Все эти жутковатые дома-машины словно говорят: "Мы строим Новый мир и всеобщее братство, а старые условности и догмы вот-вот рухнут". Или, проще: "ТЕПЕРЬ МЫ МОЖЕМ ВСЁ". Этакий "апокалипсис снизу", Царство Божие на Земле руками людей. Переход на какой-то новый уровень, сопоставимый в прошлых эпохах лишь с зарождением Жизни и появлением разумных существ. Идеальное описание тех идей выразил в "Ювенильном море" Андрей Платонов:
- Теперь засыпается пропасть между городом и деревней, - сказал Високовский, - коммунистическое естествознание сделает, вероятно, из флоры и фауны земли более близких родственников человеку… Пропасть между человеком и любым другим существом должна быть перейдена…
- Будет еще лучше, - обещала Босталоева. - Самая далекая ваша мечта все равно не опередит перспектив нашей партии. Между живой и мертвой природой будет проложен вечный мост.
В ХХ веке эти идеи были обречены на крах - что не доделала война, доделало потребительство общество. И всё же памятники советского конструктивизма остались напоминание об этой мечте. Об эпохе, когда можно было поверить, что ТАКОЕ возможно.



Вдалеке - 100-метровые жилые башни современного Харькова. Новостроек в городе по российским меркам немного, но они очень внушительны. На этом и закончим с центром города.



В следующей части - о Харькове Нестандартном. Канатная дорога и вьетнамская пагода (хотя друг от друга они очень далеко).

ДОНБАСС-2011
Донбасская Роза. Общее впечатление.
Белгород.
Слободская Украина.
Харьков. Вокзал и Холодная гора.
Харьковский метрополитен.
Харьков. Полтавский шлях и окрестности.
Харьков. Университетская горка.
Харьков. Площадь Конституции и Подол.
Харьков. Пушкинская улица.
Харьков. Сумская улица.
Харьков. Площадь Свободы и окрестности.
Харьков. Канатная дорога и пагода Чук-Лам.
Харьков. Московский проспект, или Аллея Гигантов.
Изюм. Чудеса Кременец-горы.
Святогорск. Лавра и Артём.
Донбасс
Донбасс. Шахтёрский край.
Донецк. По центру.
Донецк. Старая Юзовка.
Горловка. По центру.
Горловка. Ртутный путь.
Енакиево. Столетняя копоть.
Мариуполь. По центру.
Мариуполь. Вдоль моря.
Луганск.
Криворожье
Кривой Рог. О городе.
Кривой Рог. Метротрамвай.
Кривой Рог. Старый город.

Харьковская область, "Молох", дорожное, Харьков, Юго-Восточная Украина

Previous post Next post
Up