Харьков. Часть 7: Сумская улица.

May 30, 2011 16:40



В Москве Тверская, в Харькове - Сумская. Эти две улицы действительно похожи: и тем, что вырастают из главной площади; и тем, что уходят в гору; и тем, что переходят постепенно в большую дорогу; и деловой атмосферой, и перегруженностью, и высокой этажностью. Разве что Сумская гораздо уже, и ведёт не на северо-запад (где вообще-то и расположены Сумы!), а на северо-восток, переходя в Белгородской шоссе, дорогу на Москву. Впрочем, харьковчане и здесь демонстрируют свой неповторимый юмор - Московский проспект, например, уходит на Донбасс.

Как и Пушкинская, Сумская начинается прямо на площади Конституции, правее "дома под градусником". Улица довольно узкая, в начале крытая брусчаткой, и видимо с постоянными пробками - но архитектура действительно здорово напоминает московскую Тверскую. Вот скажем модерновый дом - почти "Метрополь":



Крыша увенчана двумя каменными бабами - извините, другого слова подобрать не могу. Если Одесса и Львов впечатляют обилием изящной и действительно привлекательной скульптурной обнажёнки, здесь это, как и в России - срам:



По соседству - сталинское здание, и сталианс здесь опять же напоминает Тверскую:



Впереди очень интересная пара зданий. ГИГАНТСИЙ Госбанк построен в 1900 году, а в 1930 надстроен Бекетовым. Аллея у подножья банка ведёт к площади Поэзии на Пушкинской:



Напротив - маленький и изящный театр имени Шевченко (с 1934 года), построенный в 1842 году как театр некоего Млотковского и дважды перестроенный:



По соседству - хрущоба, которую можно с чистой совестью причислить к минимализму. Судя по чужим фотографиям, так любили строить в те времена в Америке. Увы, здание недавно сгорело и ожидает сноса:



На заднем плане просматривается огромный зелёный дом с колоннадами. Это элитный ЖК "Саламандра" (1914-17) одномённого страхового общества. Как раз в началу событий, от которых страхуй - не страхуй, результат один.



Детали "Саламандры", включая её логотип с эти животным. Название для страхового общества очень хорошее - ведь в древности считалось, что саламандра не может сгореть:



Но интересны на Сумской не только здания - впечатляют и всякие двери, окна, решётки:



И подворотни, ведущие в тихий одноэтажный город:



Можно ли догадаться, что это дворик между двумя главными улицами?



Ещё квартал - улица выводит к опять же ГИГАНТСКОМУ Оперному театру. Отсюда масштабы оценить сложно  - но его размеры 130х70 метров, то есть Опера занимает целый квартал. И хотя я к патологическим ненавистникам позднесоветской архитектуры не отношусь, Харьковская Опера кажется мне довольно громоздкой.



Ей в бок упирается Рымарская улица ("рымари" - кожевники), также начинающаяся от Пушкинской площади. По ней мы ходили дважды, причём один раз в темноте, но много фотографий выкладывать не буду, тем более в своё время улицу хорошо показал nordprod. Скажу лишь, что среди улиц старого Харькова она потянет на эталон - не самая красивая, но самая характерная. По соседству с нынешней Оперой - филармония (1829), бывшая Оперой изначально. В 1896 году здесь был дан первый на территории Украины киносеанс.



Если Сумская обходит Оперу с фасада, а Рымарская упирается в её бок, то задняя часть Оперы обращена в парк. В парке тоже много интересного - например, гораздо более изящный, хотя и типовой (я видел такой же в Херсоне) концертный зал "Украина":



И дельфинарий, вход в который надёжно охраняет голодная косатка:



В дальней части парка - фонтан "Каскад", построенный в 1953-55 годах к 300-летию Харькова:



Но город живёт в условиях жёсткой экономии энергии, поэтому фонтаны тут по расписанию. Утро буднего дня - не фонтан. Внизу - спуск к улице Клочковской, начало которой мы уже видели в посте про Полтавский шлях.



А вот фонтан Зеркальная Струя (официально - Стеклянная Струя) на Сумской, напротив фасада Оперы - работал, хотя и не на полную мощность. Удивительно, но это изящное сооружение появилось в 1947 году (по легенде, с подачи Хрущова, тогда ещё возглавшего УССР, которому не понравился троллейбусный парк на этом месте), а за ним позднее вырос сквер Победы.



Беседка в темноте очень красиво подсвечена, отражаясь в пруду. Но с наступлением темноты в будние дни фонтан выключают даже здесь. Название же удивительно точное - здание выглядит если не стеклянным, то вырезанным из чего-нибудь типа огромного кристалла кварца:



За сквером - огромное здание СБУ, то есть Службы Безопасности Украины. Ранее - стало быть, КГБ. Его размеры выше моего понимания:



В паре сотен метров от Оперы - один из символов Харькова, памятник Тарасу Шевченко, над которым в 1935-36 годах трудились такие мэтры, как скульптор Матвей Манизер и архитектор Иосиф Лангбард (больше всего известен Оперой и Домом Правительства в Минске):



Хотя памятник был поставлен уже после переноса столицы в Киев, он явно замышлялся как Главный Шевченко Украины. От сотен истуканов композиции "Зачем Володька вырастил усы?" отличается примерно так же, как Медный всадник - от памятников Ленину. О памятнике, его истории, композции и значении каждой скульптуры подробно рассказано в Википедии, и больше всего он напомнил мне "Тысячелетие России" в Великом Новгороде. Кроме того, проявляется здесь и всё тот же неповторимый харьковский юмор - прямо в памятник зафигачено колесо от трактора! Где оно точно - указывать не буду, скажу лишь, что увидел его сходу. Это обнадёживает - по народному поверью, нашедший его вскоре обретёт новую любовь.



Вот только у самого ТарасА поза странная. В сочетании со скульптурами и барельефами дома напротив это даёт повод для не очень приличных шуток, о чём мне написали в комментах к одному из прошлых постов:



Рядом - каменный мяч, и поставлен он, как ни странно, не к Евро-2012, а лет десять назад.



Ну а там рукой подать до площади Свободы:



Эта ГИГАНТСКАЯ площадь в Харькове вполне достойная занимать ту же нишу, что в Киеве - Лавра, а в Москве - кремль. Здесь находится Госпром - "апофеоз конструктививзма", одно из самых фантастических зданий Земли. Но об всём этом - отдельный пост, пока ограничимся зданием областной администрации (1951-54) непосредственно на Сумской. Редкий случай, когда послевоенная сталинка не идёт ни в какое сравнение с довоенными... так как этот дом строился для большой и промышленной области, а всё прочее - для Столицы.



По соседству - дом компании "АВЭК", финансового гиганта, занимающегося недвижимостью и торговлей. Так, именно АВЭК владеет Барабашовский рынком, который с упадком промышленности стал чуть ли не главным предприятием Харькова. Здание - такой кондовый хай-тек, на мой взгляд довольно приятный:



По ночам здание очень красиво подсвечено, и всё вместе представляет собой проект чуть ли не лично Александра Фельдмана - президента АВЭК, основателя Барабашовского рынка, депутата, владельца "заводов, газет, пароходов" и просто, видимо, очень колоритной личности. Набрав в поисковике "Харьков АВЭК Фельдман", можно получить много интересной информации, зачастую очень не благостной. Но как бы то ни было, из бескомпромиссных капиталистов Фельдман давно уже переквалифицировался в депутата-мецената, и его харьковский офис совсем не похож на дома и конторы "держателей рынка".



Внутри - рестораны, бутики, художественная галерея и совершенно чумовой внутренний дворик с фонтаном и фигурами:



Фотографов здесь не гоняют, даром что частная территория:



Если одно время в интернете был популярен мем о "Глобусе Украины", Фельдман пошёл дальше и заказал себе "Глобус Харькова" - вот как раз площадь Свободы в кадре:



Скульптуры тут одна другой занятнее. В общем, просто очень приятное место, где совсем не хочется думать о типичной для 1990-х годов предыстории.



Дальше по Сумской. Дома предреволюционные и постреволюционные мирно уживаются, но и те, и те грандиозны:







Одно из последний "традиционных" зданий Сумской - Дворец Бракосочетания, в прошлом особняк Юзефовича (1913), владельца газеты "Южный край""):



Постепенно в пейзаже улицы начинают господствовать вот такие дома на стыке конструктивизма с модерном. Во многих - отголоски стилей ХХ века, так и не прижившихся в СССР - кубизм, брутализм и ещё бог весть что, я плохо ориентируюсь в этой палитре.







Вид из боковой улицы, со стороны Пушкинской:



Постепенно всё это многообразие сменяется традиционными сталинками и постконструктивизмом:







Кое-где бравые воины рынка борются с архитектурным наследием гнилого совка:



Машина пожирает дом. Харьков - не Львов с узкими кривыми улочками и кофейнями, не Одесса с фольклором и двориками, не офигивающий от своей культурности Питер, не столичные и политически активные Киев с Москвой. Здесь ведь "смотреть нечего" и "унылая совкая неархитектура", правда?



В следующей части - площадь Свободы.

ДОНБАСС-2011
Донбасская Роза. Общее впечатление.
Белгород.
Слободская Украина.
Харьков. Вокзал и Холодная гора.
Харьковский метрополитен.
Харьков. Полтавский шлях и окрестности.
Харьков. Университетская горка.
Харьков. Площадь Конституции и Подол.
Харьков. Пушкинская улица.
Харьков. Сумская улица.
Харьков. Площадь Свободы и окрестности.
Харьков. Канатная дорога и пагода Чук-Лам.
Харьков. Московский проспект, или Аллея Гигантов.
Изюм. Чудеса Кременец-горы.
Святогорск. Лавра и Артём.
Донбасс
Донбасс. Шахтёрский край.
Донецк. По центру.
Донецк. Старая Юзовка.
Горловка. По центру.
Горловка. Ртутный путь.
Енакиево. Столетняя копоть.
Мариуполь. По центру.
Мариуполь. Вдоль моря.
Луганск.
Криворожье
Кривой Рог. О городе.
Кривой Рог. Метротрамвай.
Кривой Рог. Старый город.

Харьковская область, "Молох", дорожное, Харьков, Юго-Восточная Украина

Previous post Next post
Up