Кемерово. Часть 2: по городу

Apr 24, 2009 16:35



Осмотрев Красную Горку, с которой начиналось Кемерово, и инфернальную промзону напротив неё, спускаемся в центр города.
Нынешнее Кемерово - город с населением около 520 тысяч человек, но при этом в своей области он лишь второй - после Новокузнецка (560 тысяч). Лично мне не совсем понятно, почему именно Кемерово - столица Кузбасса: ведь Новокузнецк и крупнее, и старше, и мощнее экономически, и расположен лучше, да и к тому же к 1943 году (когда Кемеровская область выделилась из Новосибирской) существенно превосходил нынешнюю столицу Кузбасса количеством капитальных зданий. Кемерово оставляяет очень противоречивые чувства: здесь угольная жуть соседствует с благоустройством, почти отсутствует интересная архитектура, и кому-то Кемерово кажется страшным, а кому-то - уютным.

Сразу скажу, что Кемерово - редкий пример города, который мне не понравился. Более того, едва ли не единственный, который мне не понравился  резко и с первого взгляда: только сойдя с автобуса, я испытал желание уехать и больше сюда не возвращаться, и лишь усилием воли заставил себя осматриать город. Кемерово вызвало у меня ощущение какой-то противоестественности, "города не для жизни", особенно сильное на главной городской магистрали - Кузнецком проспекте, в который переходит мост через Томь.



Как Невский в Адмиралтейство. Кузнецкий проспект упирается в факел коксохимиечского комбината. Кадр снят практически от вокзала, который здесь типового проекта и не слишком оживлённый. Зато старые паровозы со стихами украшают едва ли не каждый вокзал Кузбасса - ведь и сам Аман Тулеев до ухода во власть был не шахтёром, а железнодорожником. На кемеровском паровозе очень трогательные, хотя и хронологически недостоверные слова:
Он служил Отечеству на славу,
Две войны трудился на износ,
А теперь стоит на пьедестале -
Наш почётный старый ПАРОВОЗ.



Рядом и автовокзал. Автобусное сообщение в Кемеровской области чрезвычайно интенсивное, старые автовокзалы с небольшим терминалами просто не справляются с таким количеством рейсов. В 2009 году в Кемерове всё было вроде бы гладко, а вот Новокузнецк в 2011 поразил меня ещё и тем, что контролёры опаздывали на 5-10 минут, а рейсы отменялись едва ли не через один. Вообще же, ездят тут много - несмотря на частоту рейсов, билеты лучше покупать хотя бы за несколько часов.
Кузнецкий проспект же служит главной транзитной дорогой внутри города, и если Вы въезжаете в Кемерово на автобусе (а это куда вероятнее, чем на поезде), первое впечатление создаёт именно Кузнецкий. И впечатление это очень неприятное!



Если ехать с севера, большая часть правой стороны проспекта - мрачная, обшарпанная промзона:







По другой стороне застройка выглядит в основном так:



Попадаются, впрочем, и довольно симпатичные дома:



Проспект украшает линия трамвая, напоминающего здесь лёгкое метро. Вообще, на Урале и в Сибири трамвай любят, и вроде бы не ликвидировали ещё ни одной крупной системы. А в пролетарском Кузбассе трамвай есть даже во многих райцентрах, включая городок Осинники (46 тыс. жителей).



Центр Кемерова образуют два проспекта, перпендикулярных Кузнецкому. Прямо от вокзала начинается проспект Ленина, круто уходящий на гору:



Ближе к Томи - Советский проспект, который сами кемеровчане считают главной улицей города. Главная или нет, не знаю - но безусловно самая красивая. Даже точнее - единственная действительно красивая улица в Кемерове!



Архитектурой Кемерово крайне небогат: ведь статус города он получил в 1918 году, а областным центром стал лишь в 1943. Так что даже качественный сталианс тут в дефиците, да и Советский проспект, застроенный в 1950-е годы, не идёт ни в какое сравнение с главными улицами Новокузнецка:



Но все же если на Кузнецком проспекте тяжело находиться, то по Советскому вполне можно гулять. Он является и чем-то вроде арбата:



Некоторые здания явно сохранились с тех времён, когда Кемерово ещё называлось Щегловск (1918-32):



Драмтеатр, куда ж без него:



Да и музыкальный театр имеется:



Призрак в конце проспекта:



Далее - ассимитричные, но очень неплохие "ворота" - слева Почтамт, справа Горсовет:



За "воротами" - Советская площадь с огромным Домом Советов, то есть областной администрацией. Советский герб заменен двуглавным орлом, а Ленин стоит как стоял. Сама же администрация для шахтёрского края довольно небольшая:



Точно за Домом Советов - скверик с призраками ангелами.



За сквериком - Скорбященская часовенка очень горнозаводского вида, построенная в 1993 году как памятник погибшим шахтёрам:



А за часовенкой - Филармония, то есть все три здания расположены на одной линии, в створе Советского проспекта:



.
Отметился в Кемерове и Андрей Крячков, великий сибирского архитектор начала 20 века, который одинаково мастерски владел модерном, конструктивизмом и ранним сталинасом, причём как в камне, так и в дереве, но везде сохранял свой неповторимый стиль. Он создал исторический центр Новосибирска, немало шедевров в Томске (в основном до революции) и Новокузнецке, а в Кемерове в 1927 году построил Дворец Труда, к которому я не дошёл:



С сайта областного департамента культуры.

Есть в Кемерове и несколько дореволюционных зданий, помимо Красной Горки - их краткий список мне привёл в комментарии к прошлому посту kravchek - правда, в основном это избы стоявших на месте города деревень. В основном же центр Кемерова выглядит так - здесь хорошо видна искусственность этого города:



Старая застройка представлена в основном сталинскими малоэтажками, и после хрущоб даже на них отдыхает глаз:







Вообще, центр Кемерова, расположенный в низине, выглядит гораздо мрачнее, чем районы выше по склону:



Наверху и воздух почище, вниз стекают выбросы коксохимического завода - не только вредные, а частенько ещё и вонючие. Вообще, качества воздуха сильно влияет на восприятие любого города, и может быть моя неприязнь к Кемерову связана именно с его загрязнённостью.





На самой вершине горы, куда ведет Ленинский проспект, возвышается огромный, тяжеловесный и мрачный Знаменский собор:



Этот храм, едва ли не крупнейший в Сибири, был построен в 1989-97 годах, и считается первым крупным православным храмом за Уралом постсоветского времени. Его облик вполне соответствует эпохе: почти крепостные стены, неправильные пропорции, кирпич новорусских коттеджей... Внутри храма, если верить табличке на дверях, сейчас для иконостаса в одном из приделов собирают методом добровольного пожертвования самодельные иконы, которые некоторые сами мастерили в атеистическое время.



Даже у меня не повернётся язык назвать этот собор красивым - но он именно такой, каким и должен быть. Это памятник Смутного времени конца ХХ века, и в этой антиэстетике и неприступности чувствуется Рок Девяностых.



Наверное, еще многие помнят, как прошлись по этому краю Славные годы. Помните кадры из новостей? Шахетры, сидящие на рельсах Транссиба в ожидании зарплаты. Фраза "Пусть нас уже в шахте завалит, хоть родным компенсацию выплатят!", бесконечные голодовки и стучание касками об асфальт у Кремля... Мне страшно представить, что представляло собой Кемерово 10 лет назад. Наверное, тогда здесь была непроницаемая безнадёга.
Нынешний город, как можно заметить по фотографиям, довольно чист (в плане мусора) и покрашен. Много всяких деталей, оживляющих пейзаж - например, забавные оранжевые светофоры необычных конструкций по всему городу (а ныне и в другие города проникают) или кафе с названиями типа "Пищеблок", стилизованные под заводские столовки...



Видно, что власть вкладывает в благоустройство города солидные деньги, и почти в любом российском областном центре такие вложения давно бы уже вызвали эффект "прям Явроппа!". Но благоустроить Кемерово - это примерно то же, что вырастить ананас в открытом грунте на Крайнем Севере...
Впрочем, похожее ощущение у меня вызывал и Донецк (части первая, вторая, третья). Возможно, дело не в архитектуре, не в криминале, не в загазованности - а в самой атмосфере мрачной шахтёрской жизни, где каждый день можно не вернуться с работы.



В основном же Кемерово - бесчисленные рабочие посёлки на обоих берегах Томи, ничем не отличающиеся от посёлков кузбасской глубинки:



...Вообще же, интересно. В 2009 году Кемерово привело меня в ужас, про себя я прозвал его Химерово, и откровенно радовался, когда уезжал отсюда автобусом в Томск. И  репортаж, пока я его не отредактировал в октябре-2011, был довольно эмоциональным с оборотами типа "ад на земле", "экспедиция в преисподню". Мне было здесь страшно и неуютно.
Но в 2011 году я спокойно ходил по шахтёрским посёлкам Прокопьевска и Новокузнецка, в том числе в сумерках, улыбался встречным компаниям рабочей молодёжи, и мне было совсем не страшно. Знаю, что многим Кемерово кажется уютным и светлым, и мне даже самому интересно - каким я бы увидел его, приехав туда сейчас?

Сибирь, дорожное, Кузбасс, Кемеровская область, "Воля вольная", Кемерово, зона трагедии, индустриальный гигант, шахтёрское

Previous post Next post
Up