Осинники

Oct 16, 2010 23:49



Есть такой небольшой угольный городишко под Новокузнецком, который бы так и оставался в тени своего большого промышленного брата, если б не маленькая да удаленькая трамвайная система. А изюминка её состоит в том, что катаются по путям здесь олд-скул вагоны Рижского завода РВЗ-6М2. С одной фарой и мягкими сиденьями.
Если в Черёмушках трамвай едет по прямой лесной линии, то здесь он петляет среди малоэтажной советской застройки без помпезности, но с некоторой претензией на декор. Такая архитектура доминирует в кузбасских городах.



Автобус из Новокузнецка покидаешь возле платформы четыреста какой-то километр одноколейной линии Новокузнецк - Таштагол. Основной же вокзал находится где-то в кустах на северо-западе городка. Взобравшись малость вверх сразу встречаешься с трамвайной линией, возле которой стоит печальный монумент Чернобыля. Впервые видел нечто подобное.



В Осинниках проживает всего 49 тысяч человек, это как какой-нибудь средний городишко в Подмосковье. Но частный сектор и угольная специфика разбросали жителей городка на довольно приличные расстояния, поэтому в 1960 году здесь открыли трамвайное движение.
Центральная ось города - ул. Революции, здесь и советские каменные дома, и яркие вывески.. Трамвай здесь ходит часто, плавно перекатываясь по рельсам.
Помимо РВЗ-6М2 по городу колесят питерские ЛМ-93 и ЛМ-99, но у всех на крыше неизменно красуется не пантограф, а олд-скульный бугель в виде немного разбухшей буквы "П".



Не успев толком послоняться по улице, мы с Машей уже садились в рижский вагон, окрашенный в яркие красно-жёлтые цвета. Что это за прекрасный вагон! Две пары дверей, одна фара на макушке, бугель, в заднем окне форточка.. в салоне мягкие старые сиденья и милая кондукторша. Правда, за каждый круг строго взимает плату, вот так вот. В Нижнем Тагиле, например, мы катались туды-сюды по одному билету.
На юге Осинников конечная называется, ну конечно же, "Южная". Здесь я наконец-то воспел РВЗ. И ещё много раз его воспевал в этот день.



В этом салоне я бы устроил романтические покатушки куда-нибудь далеко-далеко. Когда трамвай катится по рельсам, то на стыках тело плавно качается на мягких сиденьях. Как в Ёжике, которых уже нету.



Маша одобряе РВЗ!



А на севере улица Революции упирается в Владимира Ильича - здесь налево уходит однопутная линия к депо и вокзалу в кустах, а направо идёт двупутная линия к РМЗ и шахте Осинниковская.
Кольцо у вокзала тоже в кустах, зато здесь стоит элегантная остановка с пенсионерной мозаикой, а от путей уходят неведомые тропинки в кусты. К вокзалу.



И вообще если выехать за пределы компактного центра, то сразу погружаешься в атмосферу большой деревни. Если есть асфальт, то заросший одуванчиками. Если запахи, то костра или навоза. Естественно, я стал всячески искать ракурсы на тему "деревенский трамвай", ибо тема эта прямо-таки согревают душу.



Эту повозку я ещё не раз встречал в разных местах; управлял ей забавный дядя, то и дело останавливаясь поговорить с очередным знакомым прохожим.
Посередине одноколейной линии находится разъезд и трамвайное депо. А в депо стоит децл несуразный памятник. Это вагон-снегоочиститель. Конечно, можно смело подумать, что сибиряки гордятся борцом со снежными заносами в этих суровых краях. Но массивный постамент с логотипом РВЗ какбэ намекает, что стоять здесь должен иной вагон. Но не стоит, не сложилось.



Коротким сибирским летом снегоочистители стоят без работы, завалившись на бочок. Скучают среди цветущей травки.



Зато зимой оторвутся по полной!
Путевое развитие у депо феерическое для однопутной линии.



Вернёмся же обратно к трамвайному треугольнику, где непременно сходятся Ленин и революция.
Направо основная линия идёт далеко, через частный сектор на восток, через кольцо РМЗ к шахте Осинниковская. По пути будут живописные петли, деревенские пейзажи, а главное - мост со скрещением путей через подъездной путь к шахте. И всё это в весьма закустаренных местах. Вокзал в кустах отдыхает, возле моста кусты покруче будут.
Да и само кольцо возле шахты окружено плотными кустами. И был бы здесь трамвай среди дикого леса, если б не деревянная лесенка наверх, к дороге.



Вагону здесь такой релакс!



Осилив небольшой подъём, мы выбрались к самой шахте. С дороги хорошо видны кучи угля и два торчащих копра с тру-колёсами. Нет, даже три - ещё один в сторонке стоит поменьше.



...



Головное здание встречает заплутавшего студента яркой красно-белой облицовкой, бегущей строкой с ударными показателями выработок и фонтанчиком в беседке.



За милым фонтанчиком сидят суровые шахтёры и курят дешёвые сигареты. Я хотел немного побрататься с шахтёрами, всё-таки эти люди достойны уважения. Побрататься ненавзячиво хотелось через посещение местного буфета, но тот был коварно закрыт на перерыв. Зато я оценил мозговыносные изваяния на гардеробной решётке. Вот, например, шахтёр делает ба-бах и какбэ говорит нам "ух едрить твою ж":



Ну а здесь натурально гуманоид с планеты Шелезяка крутит гайки на своей тарелке:



Обратно в город мы пошли пешком по путям - уж больно мне хотелось заснять необычный мост, а особенно РВЗ на нём. Ибо когда-то на одном фанатском сайте увидел я такое фото и загорелся снять нечто похожее.
Вот линия начинает подниматься к мосту:



Мост через железную дорогу. Здесь два пути скрещиваются, но не соединяются. А чтобы вдруг два трамвая не повздорили на мосту, перед скрещением стоят светофоры.



...



Ну, натурально паровозик из Ромашково! Собирает пенсионеров.



А вот и тот кадр, что сподвигнул меня добраться до этих краёв. Всё, как и обещал - железная дорога, трамвайный мост и море кустов. За пару минут до этого между рельсов прошла тетёнька, стремительно превратившись в одинокий силуэт на фоне длинной ленты пути.



На кольце РМЗ мы снова сели в уютный ретро-РВЗ и доехали до центра. Плавно едет вагон по рельсам, скачешь на мягких сиденьях и слушаешь, как люди обсуждают нехитрую жизнь в городке Осинники. А на остановке встречаются два стареньких, но ещё вполне живых вагона РВЗ:



P.S. Этой зимой линия от РМЗ до шахты была закрыта. Судя по всему, навсегда. Так что больше не поедет трамвай по мосту через кусты и железную дорогу.
Той же зимой КАМАЗ въехал в сцепку вагонов РВЗ № 33 и 41, показанных на последнем кадре. Из двух вагонов работники депо восстановили один - тридцать третий. И пусть он, и его собраться из Риги ещё поколесят по оставшимся путям, от Южной до вокзала, от Южной до РМЗ.
___________________________________________________________________
спасибо за внимание

Осинники

Previous post Next post
Up