Караганда. Штрихи к портрету.

May 22, 2012 21:46



Как и в Астане, в Караганде я не впервые - это едва ли не самые близкорасположенные друг к другу большие города в Казахстане, и почти все путешественники посещают их в связке. В декабрьских постах я показывал центр ( Новый город) и окраины ( Старый город, Пришахтинск и Юго-Восток). И прежде, чем читать этот пост, обязательно прочтите рассказ о Новом городе - потому что иначе многое будет не понятно. Это - не путеводитель, а штрихи к портрету: вокзал, Экомузей и прогулка по бульвару Мира к Последнему Ленину Казахстана.


Крупнейшая в Казахстане Карагандинская область занимает 15% территории страны, и примерно на треть уступает в размерах Украине (не устаю поражаться, что "размер Украины", или, устаревшее, "размер Франции" - основная единица измерения регионов Сибири и Казахстана!), и в ней я провёл больше недели. Прибыв в Караганду 27 апреля ночным поездом из Кокшетау, денёк погуляв и съездив в Долинку, я уехал ночным поездом в Жезказган. 30 апреля я вернулся опять же ночным поездом, и полчаса спустя уехал на автобусе в Каркаралинск. В третий раз я вернулся в Караганду 2 мая, мы встретились с d_a_r_k_i_y_a, съездили в Спасск, и уехали ночным поездом на Балхаш. Поэтому немудрено, что лучше всего в Караганде я осмотрел вот это место:

2.


Железная дорога сюда пришла в 1931 году из Акмолинска - это была одна из первых строек Карлага. Вокзал построен в начале 1950-х - Солежницын в "Архипелаге ГУЛАГ" упоминает стоявший на его месте "клопяной барак". У вокзала очень интересные интерьеры с советскими барельефами... но к ним отсылаю в декабрьский пост о Новом городе (далее "пост №1"). Сейчас полюбуемся вокзалом снаружи, чему очень способствует вот эта эстакада проспекта Бухар-жырау (главная улица, бывший Советский проспект), которому опять же в основном посвящён пост №1.

3.


Хотя в целом вокзал в Караганде для такого узла явно маловат, и внутри почти всегда тесно. Он стоит на главной магистрали страны, связующей две столицы, вдобавок обслуживает два поезда внутри области (Караганда-Жезказган с прицепными вагонами до Каражала и Караганда-Балхаш + идущий через Балхаш поезд Караганда-Семипалатинск), и люд тут можно встретить очень колоритный. На платформе постоянно стоят неизменно грязнющие пассажирские поезда характерного для КТЖ салатового цвета. И в здании вокзала, и на самой станции довольно чисто, а кроме того, прямо с перрона можно выйти на автовокзал - это очень удобно:

4.


Интересно, кстати, что почти все поезда останавливаются у входа в вокзал или головой, или хвостом, но не серединой - нормального путепроводи на станции нет, а там - единственный переход. Имеются тут и электрички, причём трафик довольно неплохой. Помимо основной станции Караганда-Пассажирская, есть ещё Караганда-Сортировочная, обслуживающая Майкудук и Пришахтинск (а это по сути отдельные города, от центра отделённые незастроенной местностью) - до неё поезд идёт около получаса.

5.


На автовокзале обычно тоже столпотворение, а среди его маршрутов попадается даже вот такая экзотика. Баян-Улгий - самый западный монгольский аймак, в котором казахи составляют 88% населения (+7% тувинцы). В поезде из Кокшетау мне встретился довольно странного вида пассажир с беременной женой, которая всё время молчала - сам же он отличался очень странным говором, напоминающим интонации самураев из японского аниме. Как оказалось - это казах-оралман (репатриант) из Монголии, уехавший оттуда пару лет назад. По его словам, жизнь там очень бедная, и вдобавок всю Монголию давно скупил Китай и вот-вот её поглотит.

6.


В посте №1 я уже показывал привокзальную площадь с характерными вычурными остановками, домами "гармошка" и "китайская стена" за эстакадой и памятником Канышу Сатпаеву - отцу-основателю казахской науки, действительно выдающемуся геологу. Карагандинская область - главный в Казахстане рудничный район, и то, что именно Сатпаев встречает гостей города - отнюдь не случайность. На заднем плане, если я не ошибаюсь, полиграфический комбинат:

7.


У привокзальных многоэтажек очень эффектные дворовые фасады:

8.


А на улице Ермекова (вторая от железной дороги) обнаружился местный "немецкий городок" - зодчество пленных немцев с чем-то спутать трудно:

9.


В завершение привокзальной темы - труба за железной дорогой. Промышленный ориентализм:

10.


По центру Караганды из трёх приездов я гулял лишь в первый - по возвращении из Долинки просто сошёл с автобуса близ площади Независимости, которую опять же неплохо показал в посте №1. В тот приезд я хотел зайти в Экомузей, о котором знал, что он размещается в одном из этих двух зданий, но меня дезориентировала проходившее в это время на площади празднование Дня Независимости. У подножья одного из них меня уже тогда озадачили каменюки, которые в этот раз я сподобился заснять поближе. Здесь размещается такая солидная организация, как "Центрказнедра", то есть главная в Карагандинской области контора геологов, и обе глыбы - их "первенцы": слева - железная руда из Кентобе (1949), справа - медно-порфировая руда из Нурказгана, первая открытая в независимом Казахстане (1992):

11.


Вот здесь-то и находится Экомузей, занимающий, как оказалось. одну большую комнату на первом этаже здания. Я постучался, и не дождавшись ответа, вошёл... и сразу представил у себя в руках то ли "Науку и жизнь", то ли "Технику-молодёжи", то ли и вовсе "Приключения Электроника" - вид и запах, сливающиеся механические голоса, тихонько рассказывавшие что-то по своим темам, вся эстетика здорово напомнила мне поздний СССР:

12.


Но самое поразительное было другое - музей был практически пуст! Только на втором этаже что-то делали, кажется, двое рабочих, абсолютно не обращавших на меня внимания. Такой приём меня по меньшей мере удивил, хотя походив по музею, я и оставил на столе у выхода цену входного билета.

13.


На самом деле такой музей в Казахстане более чем актуален: ведь тут есть закрытый в 1991 году Семипалатинский ядерный полигон, ракетный полигон Сары-Шаган, лаборатория бактериологического оружия на острове Барсакельмес в пересохшем Аральском море, космодром Байконур с его гептилом, металлургия почти по всей таблице Менделеева от железного Темиртау и медных Жезказгана и Балхаша до редкоземельных металлов в Усть-Каменогорске. Мало того, что Казахстан пережил без малого полтысячи ядерных взрывов - он ещё и твёрдый мировой лидер по добыче урана (причём с 2005 года добыча выросла в 4 раза). В общем, мем о птеродактилях с Барсакельмеса возник не на пустом месте...

14.


В музее же основные темы, как мне показалось - ядерная, космическая и рудничная:

15.


Впрочем, обилие довольно эффектных экспонатов в таком маленьком пространстве действует на мозг примерно как DDoS-атака, поэтому я очень быстро перестал что-либо воспринимать. Так что лучше свой визит сюда согласовывать заранее - без экскурсовода не обойтись.

16.


Ну а напоследок я решил всё-таки навестить Последнего Ленина - историю про него я уже рассказывал в посте №1, и ещё расскажу, как дойдём. А тут стоит сказать, что Новый город в Караганде имеет форму буквы F, где длинная палочка - проспект Бухар-жырау, а короткие - бульвар Мира и улица Ленина. Памятник Вождю в 2010 выселили с площади Независимости в сквер, к которому эти две улицы сходятся, и я решил туда идти по бульвару Мира, а назад - по улице Ленина. Бульвар Мира начинается у новостройки Казахского драмтеатра, и только оказавшись на нём, я понял какой пробел совершил в декабре:

17.


Как и большинство шахтёрских городов, Караганда очень бедна качественной архитектурой - почти всё строилось с расчётом на то, что под домами найдут уголь, и их можно будет не моргнув глазаом расселить и сломать... что уже было сделано в Старом городе ещё в конце 1940-х. На проспекте Бухар-жырау всё же есть парочка шедевров вроде ДК Горняков, причём особенно в их облике бросилось в глаза применение восточных элементов. Ну а бульвар Мира внезапно оказался единственный в Караганде целостным ансамблем сталинской эпохи:

18.


19.


20.


21.


22.


23.


24.


Единственные исключения - ТЦ "Халык" (в переводе, если я не ошибаюсь, "Народный") в бывшей швейной фабрике:

25.


И Русский драмтеатр имени Станиславского, размером не уступающий новостройке Казахского театра, и являющийся, на мой взгляд, очень удачным примером минимализма 1960-х годов:

26.


Карагандинский дворик:

27.


На соседних улицах - характерные одноэтажки, часто строившиеся в шахтёрских городах:

28.


А это - ресторан:

29.


Говорят, другой ресторан, "Медведь" на проспекте Абдирова, таким же образом украшен памятнком крылатой фразе "Где-где, в Караганде!" - но ни я, ни Даркия тудаа уже не дошли, поэтому вот изображение из интернета:

30.


(отсюда, авторы Виктор Рыбин и Наталья Сенчукова)

На бульваре Мира же - памятник Гоголю, что в Казахстане не может не радовать:

31.


Дело в том, что здесь бульвар пересекает улица Гоголя - на самом деле именно она, а не параллельный проспект Бухар-жырау, в Караганде главная - так же точно прошивает весь Новый город и Юго-Восток, но гораздо шире. Дальше по улице унылого вида дома - так выглядят большая часть карагандинского центра:

32.


Пройдя по бульвару около полутора километров, я вышел на круглую площадь. Слева - административное здание, изначально обком. затем акимат Карагандинской области, а ныне городской акимат и областной маслихат (заксобрание):

33.


А впереди - Карагандинский технический университет, главный вуз города и один из лучших в Казахстане, основанный ещё в 1953 году как Карагандинский горный институт. Перед вузом - памятник Казыбек-би, одному из трёх великих биев ("судей"), создавших в начале 18 века единый для всех трёх жузов свод казахских законов "Жеты-Жергы". Казыбек-би отвечал за Средний жуз, поэтому памятник в Караганде более чем уместный:

34.


Обойдя КарГТУ слева, я направился к слиянию бульвара Мира с улицей Ленина:

35.


Последняя оказалась гораздо примитивнее в архитектурном плане, вся застроенная вот такими вот малоэтажками:

36.


Причём зачастую даже без этнических элементов:

37.


Хотя и со своими артефактами:

38.


Ну а вот и он - последний Ленин в сквере за кинотеатром имени себя:

39.


От памятников Ленину в Казахстане в 1990-е годы избавились молча и твёрдо - ныне увидеть здесь типового "юбилейного" Ильича не легче, чем в Западной Украине, а освободившиеся постаменты быстро заполнили разного рода батыры, мудрецы и поэты. При этом установки "ломать без разбора" тоже не было - кое-где (Павлодар, Долинка - из того, что видел лично я) сохранились всякие небанальные памятники Вождю, да и те убраны с главных улиц и площадей. И лишь в Караганде в 2000 году попытка снести Ильича на главной площади едва не закончилась бунтом. Караганда никогда не была самым русским городом Казахстана, но всегда была самым неказахским - в 1989 году казахов тут жило меньше, чем немцев (примерно по 10%). Шахтёрское прошлое сделало Караганду и самым прокоммунистическим городом в Казахстане. Здесь мог быть и свой очаг сепаратизма (а точнее, линия раскола Казахстана пополам прошла бы через Караганду), и свой аналог "донецких". В общем, Назарбаев благоразумно решил пока Ленина не трогать, и лишь в 2010 году его перевезли в другую часть центра.

40.


Напоследок - вид Караганды из степи со стороны Спасска. В кадре две башни новенького и крупнейшего в Средней Азии костёла Богоматери Фотимской и шахтный копер, одиноко торчащий почти что из центра города:

41.


А в целом, Караганда - безусловно, один из центров силы в Казахстане, по внутренней энергии это город №2 после Алма-Аты. Она похожа на Екатеринбург, Кемерово, Донецк - в прошлом пролетарский город, ставший административным центром со своими амбициями. По сравнению с перечисленными Караганда меньше и провинциальнее, а её амбиции сильно держит Астана. В какой-то степени даже Астана - это Контр-Караганда, поставленная между Карагандой и Россией.

Далее - 3-4 поста о Каркаралинске, ещё одном (после Борового) горном оазисы в степях Сары-Арки, в 220 километрах от города.

Другие мои посты о Казахстане - здесь.
---
ВЕЛИКАЯ СТЕПЬ-2012
Великая Степь. Пространство и безвременье.
Приграничье. Челябинская область.
Николаевка. Казачья крепость на краю степи и мои приключения.
Варна. Башня Тамерлана и Малая Европа.
Троицк. Предместья.
Троицк. Наследство ярмарки.
Троицк. Уральская Мекка.
Троицк. Антигород.
Тургайская степь (Кустанайская область)
Лирическое отступление №1. Люди Казахстана.
Кустанай.
Тургайская степь. По дороге в Аркалык.
Аркалык.
Сары-Арка (Акмолинская и Карагандинская области).
Лирическое отступление №2. Города и веси Казахстана 100 лет назад.
Кокшетау (Кокчетав).
Боровое. Щучинск и Бурабай.
Боровое. Озеро и горы.
Флешбек №1. Астана зимой 2011. Общее. || Хан-Шатыр и Байтерек. || Бульвар Нур-Жол.
Астана. Акмолинск, Целиноград, Акмола...
Астана. Музей Первого Президента.
Акмол (Малиновка). АЛЖИР.
Долинка и Спасск. Карлаг.
Флешбек №2. Караганда зимой 2011. Новый город (проспект Бухар-жырау) || Старый город и Юго-Восток.
Караганда. Штрихи к портрету.
Каркаралинск.
Каркаралинские горы.
Каркаралинские степи.
Кент.
Середина Степи (бывшая Жезказганская область).
Лирическое отступление №1. Казахское кладбище.
Жезказган.
Степи Улутау. Мавзолеи Джучи, Домбаула и Алашахана.
Рудничный край. Сатпаев, Жезды, Талдысай.
Жезды. Музей горного и плавильного дела.
Карсакпай. Город-завод в сердце Степи.
Балхаш. Город и озеро.
Приозёрск и станция Сары-Шаган.
Семиречье (Алматинская область).
Алма-Ата.
.

немецкое, невольничье, Караганда, Карагандинская область, железнодорожное, дорожное, транспорт, Казахстан, шахтёрское

Previous post Next post
Up