Аркалык. Здесь не было войны...

May 18, 2012 10:50




Затерянный в тургайской степи Аркалык (40 тыс. жителей) называют "городом-призраком" и "зоной социального бедствия":  примерно 2/3 города заброшены, да и компактная жилая часть выглядит так, будто недавно здесь закончилась война. Пожалуй, именно такое впечатление оставляет Аркалык - город, разрушенный долгой войной и медленно возвращающийся к жизни. Вот только войны тут никогда не было...


История Аркалыка предельно проста: в 1956 году открыли Амангельдинское месторождение бокситов (то есть алюминиевой руды), на котором в 1960-65 годах в построили город "под ключ", в 1971 году зачем-то сделанный пусть и самым маленьким в Казахстане (60 тыс. жителей к 1989 году), но всё же областным центром "малой" Тургайской области (в отличи от "большой" Тургайской области в Российской империи). С распадом СССР добыча бокситов практически встала, а в 1997 году была расформирована область. Ныне Аркалык, далёкий райцентр Кустанайской области, считается самым проблемным городом Казахстана (не считая всякой мелочи вроде показанного в прошлой части Державинска) - как сказали мне в Алма-Ате, "Даже не понятно, есть ли ещё такой город или уже нет?". Впрочем, последнюю пару лет, по словам самих аркалыкчан, жизнь здесь стала налаживаться, и если те, кто бывали здесь лет 5 назад, характеризовали Аркалык как "умирающий", я бы назвал его скорее "медленно оживающим".

2.


(извините, кадр вышел нерезким, но аналогичного резкого у меня нет)

Вместе с городом 1960-65 годах была построена тупиковая железная дорога от станции Есиль на линии Астана-Карталы, которую я опять же показал в прошлой части.  Вокзал расположен на южной окраине (то есть поезд с севера объезжает весь город), и за путями - промзона: три трубы ТЭЦ и красные от въевшейся пыли постройки обогатительной фабрики, куда то и дело по высокой насыпи заезжает грузовой поезд. Связь Аркалыка с внешним миром - два ночных поезда (на Астану и Кустанай) и один автобус (на Астану). В городе нет даже автовокзала. При этом отсюда около 300 километров по прямой до так же стоящего в тупике Жезказгана, и по словам местных, вот-вот начнётся строительство железной дороги туда. Пока же туда ведёт лишь глухая просёлка.

3.


Вокзал в Аркалыке, несмотря на некоторую запущенность, довольно внушителен, и очень характерно выглядит: весь Аркалык построен в таком стиле - хрущовский минимализм с попытками фантазии и обязательный красноватый цвет, то ли от въевшейся бокситовой пыли, то ли с расчётом на это. Вокруг вокзала несколько полупустых магазинов и пара столовых, на самом вокзале обычно достаточно людно: утром приходит астанинский поезд, в полдень - кустанайский, а под вечер они с разницей в пару часов уходят обратно. Я приехал сюда из Кустаная, а уехал в тот же день в Астану.

3.


От вокзала я направился в центр по главной улице, разделяющей 1-й (слева) и 2-й (справа) микрорайоны. Город уже с первого взгляда выглядел удручающе - перемолотый до щебня асфальт, висящая в воздухе пыль, облезлые дома, запущенные скверы... Примерно так я представлял себе "глубокую" Среднюю Азию типа Узбекистана. Кроме того, здесь и казахи теперь 74% населения, а русские лишь 14% - хотя в 1989 году было примерно поровну.

4.


Вот типично аркалыкский сюжет:

5.


Там, где дома не заброшены - они ужасающе облезлые:

6.


Но при этом, как видите, местами видны и признаки оживления - как например Дворец Спорта с кадра выше. Школа на той улице, по которой я шёл от вокзала, тоже выглядит довольно неплохо:

7.


Напротив школы - ещё один оазис, Аркалыкский краеведческий музей, очень неплохое наполнение которого я уже показывал в прошлой части. На площади перед музеем - целая группа памятников местным революционерам, среди которых затесался и всесоюзный Ленин: слева - Амангельды Иманову (поднявшему восстание ещё в 1916 году) и Алиби Джангельдину, а справа - гораздо менее известному Кейки-батыру (Нурмагамбету Кокембаеву), который слыл лучшим стрелком Киргизской степи, почти с самого начала был соратником Иманова, но в Гражданскую их пути разошлись - если Амангельды примкнул к большевикам, то Кейки стал кем-то вроде казахского батьки Махно, и со своим отрядом ушёл в Кызылкумы, где его не могли изловить до 1923 года. Наконец, аккурат в день рождения Ленина дом Кейки-батыра был взят штурмом, в ходе атман тот в одиночку убил шестерых и ранил девятерых красноармейцев. Памятник ему поставлен, судя по всему, совсем недавно:

8.


Ещё здесь есть первая добытая здесь глыба бокситовой руды:

9.


Ковш экскаватора, которым это было сделано:

10.


И подлинная спусковая капсула космического аппарата. Степи между Аркалыком и Байконуром (с центром в Жезказгане) называли "космической гаванью" - именно сюда, как правило, приземлялись вернувшиеся с орбиты космонавты, которых подбирали в степи, везли в город и уже отсюда отправляли самолётом в Москву. Сейчас, в связи с деградацией аэропорта, Аркалык эту роль потерял - но капсула, побывавшая за пределами Земли, осталась:

11.


В самом музее мне по цене обычного билета молодая и компетентная сотрудница провела мне целую экскурсию (опять же, см. предыдущий пост)... а вот на выходе охранник (точнее, полицейский, охранявший музей) внезапно потребовал у меня паспорт и привязался к тому, что Аркалык у меня не указан в миграционке как "принимающая сторона". После недолгого препирательства я наконец сообразил: так как я в Аркалыке не ночую, утром приехал, а вечером уехал, можно считать, что я здесь транзитом. Охранника такое объяснение устроило, он вернул мне паспорт, вышел на крыльцо закурить, и мы ещё и мирно поговорили минут 10... но это было, впрочем, уже вечером, а утром я попал на обеденный перерыв, и от закрытой двери пошёл дальше.

12.


Если с юга центр ограничивает железная дорога, то с севера - водоём, а если точнее - искусственный пруд на пересыхающей речке Акжар. Вдоль водоёма тянется запущенный парк с воинским мемориалом, а за водоёмом хорошо виден заброшенный 9-й микрорайон - один из нескольких, вплотную подступающих к центру:

13.


Помимо заброшенных многоэтажек и больницы, выделяется ещё и недостроенная мечеть, такая же минималистическая и красноватая, как и весь город:

14.


И при этом прямо в центре города на не слишком чистом пруду плавают чомги - если в России я их вообще не видел, а на Украине наблюдал только в глухих плавнях, здесь они примерно как у нас утки:

14а.


Отсюда можно пройти в "центр центра" на стыке 2-го и 4-го микрорайонов (куда делся 3-й - понятия не имею), над которыми довлеет 8-этажный Акимат - явное напоминание об исчезнувшей Тургайской области, и это довольно странно в по сути малом городе (24 тыс. жителей, с подчинёнными горсовету посёлками - около 40 тысяч):

15.


У входа - Амангельды Иманов, здесь больше похожий на героя Джунгарской войны, если не на монгольского воина:

16.


Вокруг Акимата ещё несколько важных построек. С одной стороны - Дом Культуры Горняков, в сквере перед которым ещё одна глыба боксита:

18.


С другой, на задворках - весьма нетривиальная в рамках хрущовского стиля гимназия:

19.


Чуть дальше по разделяющей два микрорайона площади Навруз - Аркалыкский педагогический институт, по которому хорошо видно, что с его помощью власти пытаются вытянуть город:

20.


Да и правда - от чего не пожить 5 лет в таких общежитиях?

21.


В целом "живая" часть Аркалыка запомнилась мне самым настоящим музеем советского градостроительства 1960-70-х годов. И несмотря на пыль и запущенность, здесь город выглядит живым - много молодёжи и играющих детей, да и просто на улицах людно. Но и нищета видна невооружённым глазом - например, таких убогих магазинов я не видел более нигде в Казахстане. Но дело в том, что "живой" центр (микрорайоны с 1-го по 5-й) - это не более половины Аркалыка, с двух сторон к нему примыкают мёртвые районы - на севере 9-й, на востоке - 6-й и 7-й. Через них, а также старые отвалы, мне предстояло сделать круг. Пешеходный мостик в 9-й микрорайон начинается прямо за акиматом:

22.


И гуляя среди руин, я расскажу о том, почему Аркалык постигла такая судьба - у его катастрофы было несколько вполне объективных причин. Но при этом стоит иметь в виду ещё один момент: если в России при депопуляции пустеет в первую очередь частный сектор да бараки, в Казахстане в аналогичной ситуации народ массово драпает из многоэтажек. Причина проста: здесь в 1990-е годы был гораздо глубже упадок ЖКХ, да ещё и вода в дефиците - котельные уничтожены, трубы сгнили - словом, многоэтажки просто остались без воды и отопления, а ведь зимы в степи лютые... На самом деле Аркалык потерял "всего лишь" треть населения - в России примерно столько же потерял, например, вполне благополучно выглядящий Мурманск. За микрорайонами - вполне себе жилой частный сектор, вот только издали он практически не заметен, а потому кажется, что население Аркалыка сократилось раз в десять.

23.


Аркалык любят сравнивать с Жезказганом - оба города выросли в голой степи на рудниках, оба в тупике железной дороги, оба в 1997 году потеряли областной статус, но один упал, а другой расцвёл пуще прежнего. Это не "человеческий фактор", а чистая география.
Производство алюминия требует огромного количества воды и дешёвой электроэнергии, поэтому СССР не строил в Казахстане алюминиевых заводов - тургайский боксит шёл на заводы России, где были реки и гидроэлектростанции. С распадом Союза эта цепочка оказалась разорвана, и рудники Аркалыка стали просто никому не нужны. С тем же связано и наметившееся возрождение: во-первых, пару лет назад казахстанцы построили свой алюминиевый завод в Павлодаре (где Иртыш и Экибастуз с его супер-ГРЭС), а во-вторых Таможенный союз должен облегчить поставки аркалыкского сырья в Россию. Что же касается жезказганской меди, то вся её производственная цепочка осталась на территории Казахстана.

24.


Более того, и сама Тургайская область была одним из крупнейших провалов советского планирования - не зря её пытались упразднить ещё в 1988 году, но восстановили по просьбам трудящихся в 1990-м. Как минимум, сама идея сделать областным центром рудничный посёлок (где в 1970 году жило 15 тыс. человек) явно по теме юристов РосПила, но главное даже не это: Тургайская область была в основном сельскохозяйственным регионом, и её районы никак не взаимодействовали с областным центром. Точнее, колхозы были нужны Аркалыку, но Аркалык им - нет. Как можно убедиться в предыдущей части, окрестные поля исправно возделываются и ныне. Отчуждение города и окрестностей видно невооружённым глазом - опять же в отличие от Жезказгана, который по сей день остаётся центром своей округи.

25.


Вдобавок, в Жезказгане гораздо лучше ситуация с водой - он стоит пусть и на небольшой, но всё же постоянной реке с большим вохохранилищем. Но на самом деле, как мне показалось, всё ещё проще: сам масштаб производства в Жезказгане больше, чем в Аркалыке, в несколько раз.

27.


Я пересёк 9-й микрорайон, и не считая автодороги, связующей центр с одним из районов частного сектора, тут было безлюдно. Если бы я увидел идущего в мою сторону человека - предпочёл бы уйти из его поля зрения раньше, чем он заметит, что я неместный, но никто не встретился мне даже на расстоянии нескольких сотен метров. Я осмелел настолько, что даже пытался заходить в заброшенные дома, найти лестницу и поснимать сверху... но почти во всех домах обрушены перекрытия или хотя бы лестничные марши. А ведь были не хрущобы, а вполне себе неплохие многоэтажки... но восстановить их уже невозможно.

27а.


Пройдя через микрорайон, я увидел впереди отвалы, к которым пошёл по степи напрямик. Расстояние определить "на глаз" было затруднительно - это могло быть и полкилометра, и пять километров. Оказалось - около двух:

28.


Конкретно этот рудник закрыт, добыча давно остановлена, и теперь его отвалы - по сути дела просто холмистая гряда, что-то вроде экзотических форм выветривания, которые мне ещё только предстояло увидеть в национальных парках Алматинской области. Вопреки ожиданиям, отвалы оказались довольно плотным - порода пружинила под ногами, но не сыпалась, и не проблемой было залезть хоть на самую вершину:

29.


То, о чём я говорил чуть выше - город в руинах, а в полях жизнь кипит:

30.


Отвалы оказались ещё и отличной смотровой площадкой, и на вершине, найдя точку, к которой нельзя подойти незаметно, я наконец снял рюкзак. Как оказалось позже, я влез аккурат на Гору Любви - и за что её так прозвали местные, думаю, догадаться нетрудно.
Вот здесь хорошо видно соотношение живого и мёртвого - заброшенный 7-й микрорайон, а рядом вполне обитаемые полудеревенские посёлок Дорожник (ближе) и 8-й микрорайон (дальше):

31.


Работает ли элеватор - не знаю, но вполне возможно, что да. Да и в степи пасутся коровы:

32.


А отсюда хорошо виден карьерный экскаватор непостижимых размеров:

33.


Центр: водоём, 4-й и 5-й микрорайоны, ТЭЦ уже за железной дорогой, отвалы. Как видите, часть построек ТЭЦ тоже заброшены:

34.


Ещё центр, 4-й и 2-й микрорайоны - тут Аркалык кажется вполне себе зажиточным городом. Видно Акимат, пединститут, и дымящую за железной дорогой обогатительную фабрику:

35.


Уже знакомый 9-й микрорайон и опять же вполне обитаемый посёлок Новый, в народе более известный как Нахаловка:

36.


Рудничные дали:

37.


Сидя на отвалах и гуляя по микрорайоны, я был предельно осторожен. Страху нагнали сами аркалыкчане, ещё в поезде - предупредили, что в этих местах ходят "басмачи" - в данном случае не партизаны и не моджахеды, а самые обыкновенные беспредельщики. Что в Аркалыке опасно, мне говорили все местные без исключения. В поезде рассказали такую историю:
-Заселился как-то в нашу гостиницу мужик из Чимкента, на своей машине приехал (а в Казахстане номер машины, как и в России, содержит код региона - моё примечание). Администраторша ему ключ протягивает, и напутствует - если ночью в дверь стучать будут, ни в коем случае не открывай!
Верить или нет - я не знаю. На отвалах тоже было безлюдно - лишь двое детишек в школьной форме влезли на соседнюю горку:

38.


Внутри отвалов - очень красивое озеро, совершенно невидимое ни то что снаружи, а даже с внешних гребней (в том числе с Горы Любви):

39.


Неземной пейзаж. И ещё попробуйте отыскать тут машину - чтоб был понятен масштаб. И ведь всё это сделали люди...

40.


В распадке, по которому я покидал отвал, разбросаны вот такие конкреции, которые я про себя окрестил "каменные мозги". Примерно такой же камушек я прихватил на память, но в итоге оставил в Алма-Ате, побоявшись проблем на выезде.

41.


Степь между отвалами и 9-м микрорайоном пересекает извилистое русло временного водотока:

42.


А я по асфальтовой дороге вдоль подножья отвалов направился в 7-й микрорайон, до которого шёл по прямой ещё около получаса:

43.


7-й и 6-й микрорайоны выглядели ещё страшее Девятого. Судя по всему, они опустели раньше, их дворы заросли сильнее, дома развалились хаотичнее... и я не мог отделаться от чувства, что за очередным поворотом увижу подбитый танк:

44.


45.


46.


Тут когда-то жили люди... причём скорее всего русские люди. Во дворах когда-то играли дети - только площадки теперь разобраны на металлолом, а детей скорее всего этими районами пугают с младенчества, чтобы не дай Бог сюда гулять не побежали, на растерзание "басмачам". Мне встретилась пара угрюмых мужичков с молотками - судя по всему, добывали арматуру на продажу.

47.


Там обувают:

48.


А рядом при этом весьма оживлённая дорога из центра в одноэтажный 8-й микрорайон, по которой даже маршрутки курсируют. Но ведь ни за что не скажешь, что при съёмке этих кадров она была у меня за спиной?

49.


Город-призрак кончается внезапно, и сам не успеваешь заметить, как оказываешься среди жилых домов - резвятся дети, ездят машины, сушится на балконах бельё. После нескольких часов среди руин это кажется чудом. Примерно как мир, вернушвийся на смену войне.

50.


Вид в ту сторону, откуда я пришёл (5-й микрорайон) практически от Акимата. На фотографиях, сделанных несколько лет назад, можно увидеть, что вот эта многоэтажка с иголочки ещё недавно стояла заброшенной... точнее, законсервированной, с забетонированными окнами. Это её и спасло, в отличие от домов 7-го, 6-го и 9-го микрорайонов, которые теперь можно только доломать и построить заново.

51.


А в целом аркалыкчане на будущее города смотрят с неожиданным оптимизмом - вот скоро построят нам железную дорогу в Жезказган, вот восстановится добыча бокситов... Казахи, конечно, сами по себе оптимисты, позиция "всё плохо и будет только хуже" им не свойственна, но в едва не загнувшемся Аркалыке, мне кажется, в принципе невозможно не цепляться за каждый проблеск надежды.

Из Аркалыка я уехал в Астану, но о возвращении в столицу - позже. Сначала, в завершение темы Северного Казахстана, я покажу Кокшетау и Боровое, куда поехал днём позже.

P.S.
Что фотографии так себе, сам вижу. Причём даже не понятно, почему - снимал на тех же настройках и при той же погоде, что днём ранее в Кустанае и днём позже в Астане, но качество совершенно другое.

---
Другие мои посты о Казахстане - здесь.
---
ВЕЛИКАЯ СТЕПЬ-2012
Великая Степь. Пространство и безвременье.
Челябинская область.
Николаевка. Казачья крепость на краю степи и мои приключения.
Варна. Башня Тамерлана и Малая Европа.
Троицк. Предместья.
Троицк. Наследство ярмарки.
Троицк. Уральская Мекка.
Троицк. Антигород.
Северный Казахстан (Кустанайская и Акмолинская области).
Лирическое отступление №1. Люди Казахстана.
Кустанай.
Тургайская степь. По дороге в Аркалык.
Аркалык.
Кокшетау (Кокчетав).
Боровое. Щучинск и Бурабай.
Боровое. Прогулка вокруг озера.
Астана и Караганда. Возвращение.
Лирическое отступление №2. Города и веси Казахстана 100 лет назад.
Астана. Осколки старых городов.
Караганда. Штрихи к портрету.
Акмол (Малиновка). АЛЖИР.
Долинка и Спасск. Карлаг.
Сары-Арка (Карагандинская область).
Семиречье (Алматинская область).
Алма-Ата.
.

Космос, Кустанайская область, дорожное, Казахстан, зона трагедии, индустриальный гигант

Previous post Next post
Up