Боровое. Часть 1: Щучинск и Бурабай

May 19, 2012 12:53



...Около трети территории Казахстана занимает Сары-Арка, или Казахский мелкосопочник - одно из самых необычных своей природой мест на Земле. Гигантская холмистая степь (что отличает её от плоских, как доска, степей Тургая или Бетпак-Далы), по которой расставлены одинокие горы - не холмы или сопки, а именно горы высотой до полутора километров. Местами они образуют даже небольшие нагорья, в пределах полусотни километров шириной, расположенные в основном по краю Сары-Арки: на севере - Боровое (до 947м) и Баянаул (до 1036м), на востоке Каркаралы (1405м), Дегелен (1084м), Чингизтау (1077м) и одинокая, но самая высокая гора Аксоран, или Кызылрай (1565м), на западе - Улытау (1133м), на юге - Бектау-Ата (1213м). А горы посреди степи - это оазисы с обилием воды и леса, да и к тому же естественные крепости: словом, самые настоящие острова в сухом океане. В старину горы служили плацдармами для степных армий, а в ХХ веке - курортами местного значения, где жители степных городов могли дать отдых лёгким и глазам.

Главный из этих курортов - Боровое (или Бурабай) в 230 километрах от Астаны, и потому находящийся в её орбите. Мой рассказ о Боровом будет состоять из двух частей: во второй - природа, в первой - стоящие у подножья гор города Щучинск и Бурабай.


Молодую казахскую столицу окружают пыльные степи да гиблые плавни, поэтому желающих уехать в Бурабай много в любой день. На привокзальной площади имеется несколько "лежбищ" частников на любой вкус - у автовокзала дежурят минивэны, в глубине площади - легковушки и джипы. Берут, если мне не изменяет память, 1500 тенге с человека, а ехать около трёх часов. В 2009 году от Астаны до Бурабая пустили целый автобан - конечно, попроще, чем Киев-Одесса или Минск-Брест, но всё же это лучшая дорога Казахстана, да и к тому же по данным СМИ - самый дорогостоящий проект периода независимости:

2.


Как видите, пейзажи меняются за много километров до Борового - вдруг появляются перелески и сосны, степь напоминает предгорья Алтая или Южного Урала. Причём что интересно - такая местность предшествует Боровому только с юга, а со стороны Кокшетау степь в основном выглядит так:

3.


И сложно передать ту радость, которую испытываешь, когда в степной пустоте вдруг возникают силуэты гор:

4.


По дороге из Астаны они встают над степью и плавно надвигаются, а со стороны Кокшетау то и дело выглядывают из-за очередного холма на повороте дороги:

5.


Вблизи становится ясно, что горы не так уж высоки - скорее всего, даже в районе Караганды они остались бы лысыми, но здесь всё-таки север, Казахская Сибирь, и воздух более влажный:

6.


А у подножья гор раскинулся город Щучинск (44,5 тысяч жителей):

7.


Он был основан в 1850 году как казачья станица, каковой и оставался до 1925 года, когда сюда пришла железная дорога. В горах началась добыча сырья для стройматериалов, пристанционный посёлок стал расти, в 1935 году получил локомотивное депо, а в 1939, с очень серьёзным для этого места в то время населением в 23 тысячи человек - статус города.

8.


За несколько километров до Щучинска становится видно Нечто - на горе строится Республиканская база лыжного спорта, трамплины которой не уступают небоскрёбам Астаны:

9.


Но в целом, Щучинск осмотреть я не успел - у меня было лишь пять минут перекура на привокзальной площади утром и пять минут поисков там же машины на Кокшетау вечером. Впрочем, главное в Щучинске - именно привокзальная площадь. Станция тут называется Боровое-Курорт, и преимущество Бурабая перед, скажем, Каркаралинском или Баян-Аулом - что его "ворота" находятся на одной из главной магистрали страны:

10.


В докурортную эпоху Щучинск был городом железнодорожников. У вокзала стоит так и не заснятый мной паровоз-памятник, а в 1979-98 годах в Щучинске даже действовала Детская железная дорога (если кто не знает, так в СССР называли "наглядные пособия" в летних школах юных железнодорожников - узкоколейка длиной несколько километров с вокзалами, разъездами, зачастую мостами и тоннелями, и курсирующим по ней поездом, который служил аттракционом для всех желающих и тренажёром для учеников), о которой теперь напоминает лишь светофор в чистом поле (и я его даже, кажется, видел, но не обратил внимания). К новому вокзалу примыкает недействующий старый вокзал, и на фотографии справа хорошо видна толпа - это частники и их пассажиры. Автовокзал - на другой стороне улицы:

11.


В основном же старая часть Щучинска выглядит так, и от других городов Казахстана его отличает обилие деревянных бараков:

12.


Хорошо видно, что город рос от железной дороги к горам, и многоэтажные районы его центра своей ухоженностью достойны Кокчетава или Кустаная:

13.


Где-то здесь есть довольно внушительное сталинское здание Акимата (видел из окна машины, но заснять не успел) и церковь Михаила Архангела, основанная в 1952 году и в нынешнем виде построенная в конце 1980-х - в Казахстане церкви советской эпохи вообще не так уж и редки. Но в целом о том, что не успел погулять здесь - не очень-то и жалею.

Отсюда ещё 12 километров до посёлка Бурабай (6,5 тыс. жителей), расположенного в глубине оазиса. И по дороге хорошо понятно, откуда взялось русское название Боровое:

13.


А борам добавляют колорита сереющие за деревьями скалы характерных форм - они такие по всей Сары-Арке, начиная с алтайских предгорий:

14.


В какой-то момент бор расступается, и слева становится виден открыточный пейзаж Бурабая - гладь Борового озера, характерный абрис горы Синюха (974 метра) с двумя вершинами и скала-пирамида Окжетпес ("Не долети стрела!") у её подножья - пусть и не самая высокая, но явно самая главная в пейзаже Бурабая, а также многочисленные скалы-пирамиды пониже:

15.


Бурабай - это по сути дела одна улица, огибающая озеро - слева парк, справа жилые районы. На въезде - очень необычного вида мечеть-новостройка:

16.


По соседству с которой - музей Абылай-хана (в неприметном доме, в кадре только скульптуры у входа) и офис Национального парка в сталинском здании.

17.


Ещё чуть поодаль - церковь в неожиданном здесь "новгородском" стиле... впрочем, и Щучинск, и Боровое показались мне почти исключительно русскими (по составу населения, конечно!) городами:

18.


Далее - Музей природы Борового, который обычно рекомендуют для первого знакомства с национальным парком:

19.


Большая часть его экспозиции - различная фауна: в горах Борового обитает 36% всех видов животных, встречающихся на территории Казахстана, причём для многих Бурабай - граница ареала, только кому-то южная, а кому-то северная. Также интересен макет национального парка - на переднем плане Щучинск на Щучьем озере, справа озеро Катырколь со своей курортной зоной, а впереди - целая группа озёр, слева направо Большое Чебачье, Боровое, Малое Чебачье (между двумя последними виден и сам Бурабай) и мелкие Теккеколь, Акколь, Караколь и Жайнах. Боровое - один из самых больших по площади массивов Сары-Арка (около 50км в поперечнике), и всего здесь, как считается, 12 озёр:

20.


Формирование курорта началось в 1898 году, когда царские власти организовали здесь лесничество. К 1910-му при лесничестве открылась кумысолечебница, в 1920 году Боровое объявили курортом всесоюзного значения, в 1935 - заповедником, в 1951 - снова открыли для отдыха, а национальный парк организовали и вовсе в 2000 году.

21.


Но в целом музей в Боровом меня разочаровал - судя по всему, здесь просто привыкли работать с "жвачными" туристами. Немного поправил впечатления мини-зоопарк, хороший вид на вольеры которого открывается из зимнего сада:

22.


Правда, фауна там не местная, и я бы даже сказал - не казахстанская, но всё-таки довольно интересная. Например, архар (аргали) - наверное, самый красивый из горных баранов, следы которого мы видели две недели спустя в Алтын-Эмеле:

23.


Или лошадь Пржевальского, столь же знаменитая, сколь редкая:

24.


25.


Однако самое впечатляющее животное здесь - конечно же, як:

27.


28.


Ну и наконец такая специфически местная птица, как страус:

29.


30.


В общем, моё мнение - музей Борового можно пропустить, особенно если в запасе мало времени. Живность неплохо видна и с улицы.

31.


В основном же Бурабай выглядит так - коттеджи и скалы. Экскурсиями здесь торгуют прямо на центральном базаре:

32.


Но в общем скажу прямо: для курорта №1 целого государства Боровое выглядит очень бедненько. Если сравнивать с тем, что я видел - наверное, помасштабнее, чем Святогорск (региональный курорт Донбасса), но, например, в Трускавце масштаб больше раз в десять. Ну да, можно купить экскурсию, снять комнату у бабушек, арендовать велосипед, взять такси до поляны Абылая (около 1500 тенге, то есть 300 рублей, за 5 километров!), зайти в одно из пары десятков кафе или купить в магазине стаканчик шубата (кисломолочный напиток из верблюжьего молока) - но откровенно говоря, в самом Бурабае делать нечего, да и грязновато в нём:

33.


Зато красиво:

34.


Особенно в парке у озера, который представляет собой почти нетронутый кусочек здешнего леса:

35.


Тут есть и пляж, и лодочная станция - но в апреле народу мало:

36.


Вид в обратную сторону - чем не Карельский перешеек?

37.


Впрочем, по сравнению с Каркаралинском (который тоже курорт в подобном оазисе) здесь почти Баден-Баден, в Казахстане это действительно самый продвинутый курорт. Как я понимаю, основной контингент - приезжающие на уик-энд астанчане, но в принципе ездят отдыхать со всей страны, и даже у россиян из Западной Сибири Бурабай весьма популярен.

38.


Главная улица посёлка ведёт прямиком в национальный парк, перед которым наибольшая концентрация кафе. Вот здесь, например, судя по названию и дизайну, предлагают уйгурскую кухню ("таранчи" - название крестьян в Восточном Туркестане):

39.


Вход в национальный парк - для пешеходов свободный:

40а.


И в общем-то в Боровом достаточно много всего - как мне кажется, чтобы неспешно, но и не теряя времени даром, обойти достопримечательности этих гор, нужно дня три. Без рюкзака, без спешки, и желательно в хорошей компании. Главное свойство Борового - всё интересное здесь в зоне досягаемости "прогулки", а не "похода", в том же Каркаралинске природа показалась мне хоть и красивее, но неприступнее. В итоге я ограничился здесь центральным маршрутом - от посёлка вдоль Борового озера на Голубой залив и далее к поляне Абылая.

40.


Но об этом - в следующий раз.

---
Другие мои посты о Казахстане - здесь.
---
ВЕЛИКАЯ СТЕПЬ-2012
Великая Степь. Пространство и безвременье.
Приграничье. Челябинская область.
Николаевка. Казачья крепость на краю степи и мои приключения.
Варна. Башня Тамерлана и Малая Европа.
Троицк. Предместья.
Троицк. Наследство ярмарки.
Троицк. Уральская Мекка.
Троицк. Антигород.
Тургайская степь (Кустанайская область)
Лирическое отступление №1. Люди Казахстана.
Кустанай.
Тургайская степь. По дороге в Аркалык.
Аркалык.
Сары-Арка (Акмолинская и Карагандинская области).
Лирическое отступление №2. Города и веси Казахстана 100 лет назад.
Кокшетау (Кокчетав).
Боровое. Щучинск и Бурабай.
Боровое. Прогулка вокруг озера.
Астана. Осколки старых городов.
Астана. Музей Первого Президента.
Акмол (Малиновка). АЛЖИР.
Долинка и Спасск. Карлаг.
Караганда. Штрихи к портрету.
Каркаралинск.
Каркаралинские горы.
Кент и дорога к нему.
Середина Степи (бывшая Жезказганская область)
Семиречье (Алматинская область).
Алма-Ата.
.

природа, дорожное, Казахстан, Боровое, Акмолинская область, курортное

Previous post Next post
Up