Воркута. Часть 3: мёртвый Рудник

Apr 23, 2011 09:52



Во многих городах есть места, "где время идёт по-другому" - будь то еврейский квартал, рабочее предместье, район на острове или в низине. Есть такой "квартал иного времени" и в Воркуте, и здесь он выделяется тем, что просто полностью заброшен. Посёлок Рудник за рекой Воркута был основан раньше, чем сам город - в 1932 году, став первым поселением (изначально трудовым лагерем) в этом краю. Затем Воркута разрослась, и посёлок превратился в предместье. Как и почему он опустел в 1990-е годы, я точно не знаю, но судя по всему его расселили централизовано, и бывшие рудничане ещё живут в самой Воркуте.

От улицы Ленина до Рудника - минут 10-15 ходьбы неспешным шагом. Заброшенные здания на другом берегу хорошо видны в перспективах распадков:



На высоком берегу Воркуты, ещё на этой стороне - ТЭЦ (левее кадра выше):



Напротив Рудника проходит уже упомянутая ш. Набережная, то есть набережная Шахтёров. Действительно, набережная над высоким берегом, где наверное бывает весело в тёплые дни. Грустный воркутинский анекдот:
-А у вас лето бывает?
-Бывает. Только я в этот день был на работе.



Вот такие дома-подковы очень характерны для воркутинских набережных. Зато квартал внутри защищён от ветров:



На этой же набережной, на фоне мёртвого Рудника стоит и местный Лагерный камень:



А на самом Руднике - Крест Покаяния. Ведь именно с Рудника начался Воркутлаг - один из крупнейших островов ГУЛага. Здесь находилось до 75 тысяч заключенных, а многое происходившее здесь вошло в историю, от Воркутинских восстаний 1947 (массовый побег и бунт) и 1953 годов (скорее забастовка з/к, кончившаяся кровопролитием) до "театра за колючей проволокой", созданного в 1943 году политзаключёнными и действующего по сей день уже "на воле".



С Шахтёрской набережной Рудник - как на ладони. Квартал сталинок и пятиэтажек, и отдельные заброшенные дома вокруг. Обратите внимание на полное отсутствие бараков и вообще деревянных строений: большинство заброшенных посёлков Воркуты опустели не стихийно. Когда их содержание стало нерентабельным, их официально "закрыли": переселили людей в город и на Большую землю, а сами посёлки отключили от всех коммуникаций и разобрали деревянные строения.



Почему расселили Рудник, я не знаю. Видимо содержание посёлка за рекой, куда к тому же не доехать автотранспортом, оказалось слишком затратным. Однако близость города сказывается - люди на Руднике бывают, в снегу протоптаны тропы, на стенах надписи от матерных до религиозных:



К посёлку ведёт пешеходный мост - других мостов в поле зрения нет, дорога если и была - то в обход, через большой крюк. А значит, сюда было весьма проблематично прислать и скорую помощь, и пожарную машину.



Да и к началу моста подъехать непросто - в распадок ведёт крутая лестница, скрытая снегом, и опять же никаких признаков автодороги. Вдалеке коптит шахта "Воркутинская" - одна из 5 уцелевших шахт (другие - "Заполярная", "Северная", "Комсомольская" и "Воргашорская"):



А вот так выглядит сам мост - в проёмы между деревянными "рёбрами" спокойно уходит нога, а в широкую щель можно запросто провалиться целиком.



С непривычки страшновато... Но мы уже на той стороне:



К мосту примыкает небольшой, но очень цельный сталинский квартал - вероятно, даже довоенной постройки. Между домов понаросли кусты, у подножья ни то администрации, ни то ДК - чёрный обглоданный обелиск, даже не знаю, в честь чего поставленный:



Опустевшие улицы:



Не так ли выглядит мир после ядерной войны? Руины, снега, корявая убогая растительность... На Руднике послеядерное впечатление смазывается из-за близости города, но в каком-нибудь Хальмер-Ю, от которого до ближайшего жилья 40 километров, оно наверное абсолютно.



В домах пусто и даже как-то стерильно, в отличие от бараков в центре города:



Снег напоминает паутину... мутировавших после ядерной войны пауков:



Кто-то пишет на стенах о Христе, а кому-то ближе Золотая Овца:



А за рекой вполне живой город - ходят люди, доносится шум машин:



Деклассировнных элементов в первый ряд,
Им по первому по классу надо выдать всё,
Первым классом школы жизни будет им тюрьма,
А к восьмому их посмертно примут в комсомол...



Над посёлком проходит железная дорога, причём действующая - рельсы присыпаны снегом, но всё же расчищены. Ведёт она к уже упомянутой шахте "Воркутинская":



Вдалеке по рельсам шёл человек - и я понял, что очень не хочу с ним встречаться.



А шахта... Я в общем догадывался, что шахта - это не дырка в земле, но не думал, что их надземные части настолько огромны. Шахта крупнее, чем ТЭЦ, самый настоящий индустриальный замок:



Я решил идти по рельсам в противоположную сторону:



Два берега. Река Воркута вдруг превращается в Стикс, разделяющий Мир Живых и Мир Мёртвых:





Каких-то двадцать лет назад в этих домах жили люди. Текла обычная жизнь рабочей слободки - в общем тоже не сладкая, но всё-таки жизнь. Большинство обитателей этих домов скорее всего ещё живы - кто-то в Воркуте, кто-то в Москве и Питере, кто-то на югах. Что они испытывают, глядя на эти скелеты своего прошлого?



Кого тут бояться - гопников или призраков?



В десяти шагах отсюда светофор мигал,
Жёлтым светом две минуты на конец дождям.
А в подземным переходе влево поворот,
А в подземном коридоре гаснут фонари.



Коридором меж заборов через труп веков,
Через годы и бурьяны, через труд отцов,
Через выстрел и взрывы, через пустоту -
В две секунды изловчиться - проскочить версту.



По колючему пунктиру, по глазам вождей,
Там, наруже, мёртвой стужей по слезам дождей,
По приказу бить заразу из подземных дыр,
По великому наказу строить старый мир...



Не сохнет сено в моей рыжей башке,
Не дохнет тело в моём драном мешке,
Не вспыхнет поле на другом бережке...



ТЭЦ во всей красе:



Да только сказачка хуёвая, и конец у ней неправильный:
Змей Горыныч всех убил и съел.



Далеко впереди коптит шахта "Заполярная" - к ней и ведут эти рельсы. Чтобы остановиться и повернуть, мне пришлось сделать волевое усилие - я шёл и шёл вперёд, и уже чувствовал, что глубже в этот потусторонний мир пока забираться не стоит. Не в этот раз. На мосту через Стикс я что-то доставал из кармана, и оттуда самопроизвольно вылетела монетка, зазвенела по балкам. Значит - я вернусь.



В заключительной части рассказа о Республике Коми отправимся по Воркутинскому кольцу.

P.S. В посте использованы тексты трёх песен Янки Дягилевой: "Деклассированным элементам", "Придёт вода..." и "Выше ноги от земли".

КОМИ-2011
" Упекли пророка в Республику Коми...". Обзор поездки.
Южная Коми.
Печорская магистраль. Коноши - Микунь.
Усть-Вымь. Древняя столица Малой Перми.
Сыткывкар. От вокзала до Стефановской площади.
Сыктывкар. Старый город и Кируль.
Ыб и Выльгорт. Окрестности Сыткывкара.
Средняя Коми.
Печорская магистраль. Микунь - Ираель.
Ухта. Нефтяная столица Коми.
Троицко-Печорск. Ворота Северного Урала.
Ижма. Столица.
Ижма. Мохча, Бакур, Сизябск. Дорога к чуму.
Ижма в Сыктывкаре.
Северная Коми.
Печорская магистраль. Инта - Воркута.
Инта.
Воркута. Городской портрет.
Воркута. Архитектура. Дома и улицы.
Воркута. Рудник.
Воркутинское кольцо.

невольничье, дорожное, "К студёным морям", Крайний Север, Урал, Югория, зона трагедии, Республика Коми, индустриальный гигант, шахтёрское, Воркута

Previous post Next post
Up