В третьей части рассказа об Ижме вернёмся в Сыктывкар. Вот так странно - ведь от описанных в прошлых двух частях мест до столицы Коми более 500 километров. Но дело в том, что коми-ижемцы не забывают родства, и этот крошечный народ, вся численность которого от силы 7-8% населения Сыктывкара (не говоря уж о том, что реально там их проживает вряд ли больше тысячи человек), в столице Коми весьма заметен и очень влиятелен.
Прежде, чем читать этот пост, советую прочитать два предыдущих - о
самой Ижме и
её окрестностях. Потому что мне лень повторять, как ижемцы обособились и стали оленеводами, и кто такая Зинаида Вокуева.
Первое, что я тут покажу, к ижемцам прямого отношения не имеет - а именно, северный олень. Зато имеет непрямое - ведь главным отличием ижемцев от других коми считается оленеводство, которое они ведут вахтовым методом. У Зинаиды Павловны в Сизябске я так и не увидел оленей, так как животные померли... вероятно, от сглаза.
Так хоть в Сыктывкаре посмотрел, на Стефановской площади - олень по кличке Рог развлекает прохожих в паре с верблюдом:
Больше всего поражает то, насколько он маленький - размером примерно с овцу. По словам Зинаиды Павловны, этот олень (которого она знает лично) действительно мелковат, по идее они размером с осла или телёнка. К тому же, какой-то облезлый - как мне показалось, линяет в связи с приближением лета. И рога маленькие - видимо, только начали расти. Но вообще - очень красивое животное.
Недалеко от Стефановской площади, левее по Советской (если стоять к администрации лицом) увидел вот такой вот домик - один из немногих осколков Усть-Сысольска:
А в его дворе - сооружение с надписью "Изьвас-керка". Так как мой маршрут был в основном с севера на юг, с ижемцами я к этому моменту был знаком, и понял, что это переводится как "Ижемская изба":
Стилизация мне показалась не слишком убедительной, но ижемцам виднее - в любом случае строили они сами. На коньке - опять же оленьи рога:
Я заглянул в избу, и в главной комнате...
...мне встретился Степан Семяшкин - поэт-песенник, художник и чистокровный ижемец, говоривший по-русски с небольшим акцентом. Он-то мне и провёл экскурсию по избе, да и просто рассказал много интересного.
Изьвас-керка - это даже не совсем культурный центр, а что-то вроде национального клуба. Здесь проходят концерты и литературные вечера, конференции и праздники, да и просто это место, где сыктывкарские ижемцы гарантированно могут встретить своих. Для них это весьма актуально - как уже говорилось, для большинства ижемцев их язык родной и повседневный, а от "основного" дилаекта коми отличается примерно как украинский от русского. Я так до конца и не смог понять, кем считают себя сами ижемцы - отдельным народом или частью нации коми.
Одна из работ Семяшкина - гобелен, сотканный из аудиоплёнки.
Ижма вообще очень богата талантами и дала культуре Коми гораздо больше, чем занимает в процентном отношении. Достаточно сказать, что почти весь цвет коми-спортсменов (коих было много, особенно в зимних видах) были выходцами с Ижмы. Например, Раиса Сметанина, лучшая лыжница ХХ века, родом из
села Мохча, мимо которого я проходил. То же самое относится и к другим областям культуры.
Да и даже эта изба - до чего же стильно оформлена!
На втором этаже две мастерские, одна из которых самого Семяшкина - вот он мне её и показывает. Опять же, он занимается не стилизаторством, а вполне современным (по крайней мере в российском понимании слова) искусством с национальным духом:
Резные картины, зеркала сложной формы, картина "Метель" (она же Белый квадрат) и многое другое... Как я заметил ещё в ижемском музее, здесь видимо каждый талантливый художник ищет своей уникальный метод: так, Татьяна Попова мастерит
картины из перьев, а Фёдор Канев
рисовал левой рукой, ибо правую потерял на войне.
Закатные пейзажи - не считая людей, просто фактура отполированного дерева.
Телефон "Ижемской избы" - 8 (8212) 24-64-70, директор Василий Рочев.
Если в керку я пришёл случайно, то ко второй цели ехал вполне осознанно. Дело в том, что этнографический музей Зинаиды Вокуевой в Сизябске имеет свой "филиал" в Сыктывкаре - чум на стадионе Раисы Сметаниной. Ещё на Ижме она рассказала, что в эти дни там будет дежурить её дочь, и в общем я просто задался целью туда добраться.
Оказалось, что стадион Сметаниной за городом - в
посёлке Выльгорт, который я уже показывал в одном посте с селом Ыб. Впрочем, доехать туда нетрудно: автобус №101 от гостиница "Центральная" и №178 от аэропорта и ЖД-вокзала ходят каждые 10-20 минут. Конечная остановка - в районе Пичапашня, что переводится как Птицефабрика:
Зимние виды спорта в Коми вообще популярны - видимо, это естественно для северных народов. Лыжный комплекс в Выльгорте построен в 1977 году, на протяжении всей истории был одним из главных центров зимнего спорта в России, а в 2006 году (разумеется, после визита ВВП) был реконструирован и получил нынешнее название.
А чум там появился совсем недавно - в январе 2011 года. Для Зинаиды Павловны, да и для всей ижемской культуры, это был большой успех. Вот он, чум - за трибунами. На стадионе в эти дни проходили какие-то общероссийские соревнования.
К слову, здесь была и сама Раиса Сметанина, которую я так и не увидел. Да, не каждому доведётся при жизни быть на объекте имени себя... Но заслуги Раисы Петровны действительно впечатляют: 10 олимпийских медалей (4 золотых, 5 серебряных, 1 бронзовая - абсолютный рекорд для женщин-спортсменок на Зимних Олимпиадах), 5-кратная чемпионка мира, 11-кратная чемпионка СССР. Из своих 26 наград последнюю она выиграла почти в 40 лет.
Когда я подошёл к чуму, он был закрыт и казался пустым. Стоящие рядом люди посоветовали мне просто взять и открыть "дверь"...
Каково же было моё удивление, когда я вновь встретил там Зинаиду Павловну! Что ж, от Ижмы до Сыктывкара всего ночь на поезде, и если я доехал в столицу днём раньше, то уж ей-то доехать сюда тем более не проблема. Этот чум мне понравился даже больше, чем "домашний" - наверное, потому что в нём всё было готово к приёму гостей:
И здесь действительно было тепло и уютно. Снаружи дул ветер, периодически встряхивавший купол из шинельного сукна, и в общем если бы не крики стадиона, можно было бы забыть, что ты на окраине большого города.
Красный угол, как и в избе - но только вместо иконы божок:
Зинаида Павловна усадила меня на лавку, укрытую оленьей шкурой, и опять накормила - на этот раз мне достался кусочек варёной оленины и стакан бульёна из неё. Вкус совершенно особый, непохожий ни на что из привычного нам мяса. Вообще, не понимаю, как так - почему несмотря на крупнейшее в мире поголовье оленей, в Москве оленину найти почти нереально? Казалось бы, должна быть в каждом магазине наряду с говядиной.... Но тем вкуснее мне казалось то, чем меня угостили здесь.
Потом пришли спортсмены из Татарстана, вместе с которыми Зинаиде Павловне пришлось отлучиться.
Но здесь она всё-таки позволила мне себя сфотографировать - на фоне чума:
Ещё немного кадров со стадиона. Машина для обустройства катка и снегоход класса "Буран" - самый лучший транспорт на Севере, для многих - мечта всей жизни.
Гостевые дома стадиона:
И народ, катающийся с горок на "ватрушках" - тех самых, что в прошлой части хотели арендовать у Зинаиды Павловны мужики из деревни Гам:
Ижемцы - народ действительно уникальный. Вот что пишет о них
uchazdneg ,
комментарий которого я здесь процитирую. Если точнее, это ответ на вопрос, с чем связана благоустроенность и опрятность ижемских сёл.
1. Да, менталитет. Плюс традиционно размеренный северный темперамент и доброжелательность. Там комфортно жить. Наверное, как в какой-нибудь финской глубинке поглубже. Несколько моих сокурсников по МГУ распределились в Коми - в разные города и поселки. Одна девушка-москвичка, геофизик, попала на работу в Ижму. Все ее жалели, типа глушь - а она сразу адаптировалась и так и осталась и счастлива и чувствует себя местной. Остальные-то все давно вернулись, или зависли, но в разной степени озлобленными.
2. Ижемцы традиционно были сильны самосознанием, образованностью и приближаемы к власти (и вообще управлению в широком смысле) в национальной республике. Такой отпор сопровождающейся неизбежной русификацией индустриализации. Отсюда и большое количество ижемской интеллигенции - как в районе, так и по всей Коми и по всей стране. Во власти в Коми тоже много ижемцев. У всех родственники в районе, связи и общение очень тесное.
3. Коми - сильный этнос, наряду с русскими - настоящие колонизаторы Севера. С ватагами устюжан они доходили до Тихого океана (зырянские анклавы есть на Алтае, в Прибайкалье, даже на Колыме есть пгт Зырянка). На севере коми потеснили ненцев, за Уралом - хантов и манси, на Кольском п-ове - саамов. Когда начался парад суверенитетов, ижемцы быстро осознали себя лидерами национального процесса, а Ижму - такой маленькой Финляндией.
-------
А что касается Сыктывкара, это действительно такая мини-Москва. Тут с кем ни поговори - у всех родственники в других районах Республики Коми.
В следующей части снова отправимся по Печорской магистрали, теперь по самому её северу от Инты до Воркуты.
И эта часть будет последняя перед 10-дневным перерывом - дальше я уезжаю в Одессу, и о Северной Коми расскажу лишь по возвращении.
КОМИ-2011
"
Упекли пророка в Республику Коми...". Обзор поездки.
Южная Коми.
Печорская магистраль. Коноши - Микунь.
Усть-Вымь. Древняя столица Малой Перми.
Сыткывкар. От вокзала до Стефановской площади.
Сыктывкар. Старый город и Кируль.
Ыб и Выльгорт. Окрестности Сыткывкара.
Средняя Коми.
Печорская магистраль. Микунь - Ираель.
Ухта. Нефтяная столица Коми.
Троицко-Печорск. Ворота Северного Урала.
Ижма. Столица.
Ижма. Мохча, Бакур, Сизябск. Дорога к чуму.
Ижма в Сыктывкаре.
Северная Коми.
Печорская магистраль. Инта - Воркута.
Инта.
Воркута. Общее.
Воркута. Частности.
Воркута. Рудник.
Воркутинское кольцо.
.