Печорская магистраль. Часть 3: Инта - Воркута.

Apr 11, 2011 12:49



Прежде, чем уехать на десять дней в Одессу, я еще успею показать вам немного Белого Безмолвия. Совсем чуть-чуть - ровно столько, сколько можно увидеть из окна поезда. Осмотрим последний участок Печорской магистрали ( часть 1, часть 2), что проходит через тайгу и тундру на самом севере Республики Коми.

Как уже говорилось в конце прошлой части, у меня остался не охвачен участок от станции Ираель до Инты, где среди прочего в одноименном городе поезд пересекает Печору. Но впрочем, вряд ли то, что можно увидеть там, отличается от показанного в прошлой части. Так что продолжим путь на станции Инта в Приполярье:



Инта - это такая младшая сестра Воркуты, угольный город на Крайнем Севере, в 50км южнее Полярного круга. Первая шахта здесь была заложена еще в 1912 году, а в 1942г. был образован Инталаг, "столица" которого спустя десять лет получила городской статус. Как и Воркута, Инта снабжала углем в войну Ленинград и Москву. Ныне город в глубоком упадке - из 6 шахт осталась лишь одна, население сократилось вдвое (до 30 тыс. человек).
Вокзал, впрочем, облезлый только снаружи - внутри там чисто и даже уютно:



Станция находится в посёлке Верхняя Инта, откуда до города еще 17 километров (полчаса на автобусе, 250р. на такси). Посёлок представляет собой буквально пару кварталов, и считается (об этом даже сказано на АВП) очень гоповым - не советуют отходить дальше ближайших к вокзалу домов. Я до них и ходил, и убедился, что углубляться в посёлок и правда рискованно.



Сама же Инта оказалась на удивление красивым и даже уютным городом без всякого ощущения умирания, по крайней мере в центре. О ней я напишу отдельно, а пока в качестве иллюстрации здешних реалий - рекламный щит по дороге в город:



Пока едем дальше. До Воркуты еще 250 километров - это 4 часа на скором поезде и 6 - на пассажирском. Первые полпути сопровождают вот такие пейзажи - разреженная северная тайга на безлюдных увалах:



Долины рек:



Местами тайга редеет, превращаясь в лесотундру:



Местами тундра почти полностью её вытесняет:



Но люди есть и здесь:



Типичная для Северной Коми облезлая бетонная водонапорка:



Станция Бугры Полярные. Оно и видно...



А местами вдоль дороги видно явное оживление:



Это газовики тянут трубу Ухта-Ямал к крупнейшему на полуострове Бованенковскому месторождению. В последние годы они уже протянули туда самую северную в мире железную дорогу с уникальным 4-километровым мостом через реку Юрибей, теперь вот будет и труба.



К газовикам относятся по-разному. Одни говорят, что газовики вдохнули в Заполярье новую жизнь, создали множество рабочих мест, и в той же Инте многие безработные шахтёры ушли к ним механиками и разнорабочими - и мне кажется, это немало уже с чисто психологической точки зрения, не говоря уж о материальной. Другие газовиков ругают и считают кем-то вроде московских колонизаторов, которые распугали в тундре всю живность и окончательно добивают угольную промышленность. Ну и просто: если в России что-то делается, это - ПЛОХО и антинародно. Всё. Баста. Не обсуждается. Вот сидел бы в кремле Лукашенко.... - и далее по списку.



Величие северной природы. Вы когда-нибудь слышали о реке Уса, правом притоке Печоры? А полноводностью она крупнее Оки.



За Усой - посёлок Абезь, по преданию основанный неким Абезь Миш (Неряшливый Михаил, по-нашему Грязный Миха):



А чуть дальше станция с жутчайшим названием СИВАЯ МАСКА, которое у меня ассоциируется с чем-то таким:



Вокзал, похожий то ли на тюрьму, то ли на военный объект, напоминает о том, что мы где-то в районе Полярного круга. Отсюда всего 12-15 километров до гор Полярного Урала, которые в хорошую погоду видны с поездов.



Земля всё лысеет и лысеет. Железная дорога местами делает крутые повороты и хорошо видна впереди - здесь понимаешь, как тонка эта нить.



Мост прямо по курсу. Здесь просто нет других дорог:



Но поезд идёт неумолимо:



Здесь зима 9 месяцев в году, летом похоже на позднюю осень, в июле может выпасть снег, но комары хуже любого снега. Здесь пурга может перерезать дорогу на неделю, и перед ней равны все, вплоть до высших лиц государства типа увязшего здесь в 1990 году Рыжкова. Но люди живут:



А где-то уже не живут. Стоило было "тылу" в лице Большой земли дать слабину, как Природа сразу взяла верх:



А между тем, последние деревья остаются позади. Поезд идёт по заснеженной тундре:



Позади остаётся и ветка Чум-Лабытнанги, построенная в 1948 году и ведущая на Ямал, к устью Оби напротив Салехарда. Это единственный сохранившийся отрезок Трансполярной магистрали, построенной на костях. Хрущов свернул эту великую стройку просто чтобы показать себя освободителем... но почему на место зеков нельзя было завезти обычных рабочих, платить им северную надбавку? Ведь магистраль была почти готова, и сейчас мы вполне могли бы ездить поездами в Норильск.



Вдоль дороги на километры тянутся изгороди, защищаюсь магистраль от снежных заносов и этими же заносами переломанные..



А вот стоит вышка. Так и представляю, как лет 30 назад раскосый ненецкий оленевод в малице и с рацией наблюдал с неё за 100-тысячным стадом.



Оленей с поезда я так и не увидел (хотя бывают, иногда ненцы подъезжают к поездам торговать), а вот собак - сколько угодно:



А вот кто-то остался в тундре навечно. Что с ним произошло? Кем он был? Или это захоронение заключенных, строивших магистраль? С поезда не увидеть.



Смерть здесь находятся не только люди, но и машины - подобных обломков по дороге немало:



Но иногда Безмолвие прерывает шум машин - газопровод ползёт к Карскому морю:



Закат над Белым Безмолвием:



Тундра, в отличие от тайги, прозрачная и бесконечная, и поэтому в ней зачастую видно то, чего в тайге не увидеть - будь то вышки, могилы, брошенная техника, далёкие посёлки и т.д. Страшно осознавать, как этот край огромен и непригоден для жизни. По пронзительности впечатлений тундра сравнима разве что с прикаспийской пустыней. Они похожи - только там Пламень, а здесь - Лёд.



Дальше - Песец. Так называется станция за час пути ДО Воркуты:



Ещё одна станция - Хановей. Вид этих вокзалов мрачен и угрюм - но понимаешь, что иначе здесь быть не может.



Последняя перед Воркутой станция Юнь-Яга:



И полумифический город возникает впереди:



Станция - на самой окраине, хотя дорога здесь не заканчивается и идёт дальше через шахтёрские посёлки Воркутинского кольца. До 1996 года конечным пунктом был посёлок Хальмер-Ю в 65км от Воркуты, но ныне он расселён и заброшен, используется как ракетный полигон-мишень, а людей нет ближе 40 километров.
Огромное депо и ручные стрелки.



Паровоз-памятник в начале платформы, на котором 28 июня 1944 года машинист Дьяченко привёл первый эшелон воркутинского угля в Ленинград.



Последний крупный вокзал. Вот и Солнце вышло:



Мы на 67 параллели и на долготе Тюмени - Воркута еще и самый восточный город в Европе. До Москвы - около 2400 километров, до Сыктывкара - почти 1000. До Полярного круга - около 100, но на юг. До берега Карского моря - 140. На автомобиле с Большой земли проехать невозможно - даже у крутых джипперов такой маршрут близок к подвигу.
И хотя Воркута ужалась почти вдвое (осталось 5 шахт из 13, 70 тыс. жителей из 120), это настоящий Город. Маленький, но оживленный, шумный, с большинством атрибутов цивилизации, с вполне современными и адекватными людьми. И сам этот факт впечатляет сильнее, чем любые детали.



Но об Инте и Воркуте я расскажу лишь через 10 дней, когда вернусь с Чёрного моря.

КОМИ-2011
" Упекли пророка в Республику Коми...". Обзор поездки.
Южная Коми.
Печорская магистраль. Коноши - Микунь.
Усть-Вымь. Древняя столица Малой Перми.
Сыткывкар. От вокзала до Стефановской площади.
Сыктывкар. Старый город и Кируль.
Ыб и Выльгорт. Окрестности Сыткывкара.
Средняя Коми.
Печорская магистраль. Микунь - Ираель.
Ухта. Нефтяная столица Коми.
Троицко-Печорск. Ворота Северного Урала.
Ижма. Столица.
Ижма. Мохча, Бакур, Сизябск. Дорога к чуму.
Ижма в Сыктывкаре.
Северная Коми.
Печорская магистраль. Инта - Воркута.
Инта.
Воркута. Общее.
Воркута. Частности.
Воркута. Рудник.
Воркутинское кольцо.
.

невольничье, природа, железнодорожное, дорожное, Печорская магистраль, "К студёным морям", Крайний Север, транспорт, Урал, Югория, зона трагедии, Республика Коми, Воркута

Previous post Next post
Up